Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 18:31, курсовая работа
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальных классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: возможности организации самостоятельной работы младших школьников в целях активизации учебного процесса.
Цель исследования: определить потенциальные возможности самостоятельной работы как метода активизации внутренних сил младшего школьника.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретические основы организации самостоятельной работы в начальной школе……………………………………………………………..7
1.1. Сущность и роль самостоятельной работы в обучении младших школьников………………………………………………………………… ...7
1.2. Условия формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения…………………………………………...........................................12
1.3. Уровни и виды самостоятельной деятельности на уроке………14
ГЛАВА 2. Организация самостоятельной работы в начальной школе.…………………………………………………………………….......20
2.1. Система самостоятельных работ по определенным темам начального курса школы……………………………………………............20
2.2. Организация самостоятельной работы творческого характера…………………………………………………………………......27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………34
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Самостоятельная работа учащихся имеет определенную структуру. Она включает три этапа: подготовительный, ориентировочный, исполнительный, проверочный.
В структуру самостоятельной работы входит анализ задания, планирование работы, выполнение задания, проверка и оценка сделанной работы.
Отдельные виды самостоятельной работы могут включать либо все, либо некоторые из этих элементов. Чем больше указанных элементов входит в самостоятельную работу учащихся, тем выше ее уровень, а значит и уровень самостоятельности школьников, развитие которых является одной из основных целей организации самостоятельной работы на уроке.
1.2. Условия формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения.
Конечной целью формирования учебной деятельности является становление школьника как ее субъекта, достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы действия; когда они могут планировать свои действия, полученный результат с их целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность.
О необходимости формирования самостоятельности писал еще К.Д. Ушинский, и уже этот педагог исследовал условия формирования данного качества в учебной деятельности.
Сегодня бесспорными являются следующие условия:
1. Повышению степени
2. Повышение степени
3. Формирование учебной
деятельности школьников
4. Степень самостоятельности
учащихся будет возрастать и
в том случае, если они будут
переходить от овладения
5. Повышение степени
6. Переход от задач
репродуктивного характера к
задачам творческим, требующим использования
знаний и действий
Известно, что учебная деятельность школьников по овладению системой знаний, умений и навыков определяется двумя взаимосвязанными процессами: репродуктивным и творческим.
Репродуктивный тип деятельности заключается в том, что «человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений» [14].
Творческий тип деятельности характеризуется тем, что он направлен на создание чего-то нового «все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [14].
По мере продвижения от репродуктивных методов к творческим обязательно совершается переход от видения конкретного действия к общему, от отдельных процессуальных компонентов решения учебных задач к целостной структуре учебной деятельности, от отдельного мотива к системе отношений.
1.3. Уровни и
виды самостоятельной
Исследования ученых-педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:
1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
2. Репродуктивная деятельность
по воспроизведению информации
о различных свойствах
3. Продуктивная деятельность
самостоятельного применения
4. Самостоятельная деятельность
по переносу знаний при
Программа-максимум для любого творчески работающего учителя – довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня.
Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:
1) приобретение новых
знаний, овладение умением
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
4) формирование умений
и навыков практического
5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической цели.
1. Приобретение новых
знаний и овладение умениями
самостоятельно приобретать
2. Закрепление и уточнение
знаний достигается с помощью
специальной системы
3. Выработка умения применять
знания на практике
4. Формирование умений
практического характера
5. Формирование умений
творческого характера
План самостоятельной работы делится на два основных раздела:
- что ученик должен сделать, чтобы получить новое знание;
- что надо знать (узнать) и уметь рассказать.
Особенно большое место в младших классах школы занимают самостоятельные работы, направленные на выработку, закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, рациональных действий в целом. Как показывает практика и специальные исследования, осознанию учащимися действий, необходимых для успешного выполнения задания, формированию определенного способа действия и тем самым четкого, последовательного и строго доказательного мышления, предложенные для самостоятельной работы, в которых даются:
- указания-предписания о характере и последовательности действий, необходимых для правильного выполнения задания, или
- программа действий, которые определяют, какие действия, операции нужно выполнить ученику и в какой последовательности, или
- предписания алгоритмического типа.
Материалом, над которым работают учащиеся, может быть предметы и явления окружающей действительности. Ученики считают, измеряют, создают те или иные предметы. Они наблюдают за предметами и явлениями непосредственно в природе или в школе, проводя опыты, эксперименты, выполняя лабораторные задания.
Среди факторов, определяющих эффективность работы с книгой, наиболее важными являются умение свободно читать и понимать прочитанное, выделять главное в изучаемом материале; умение вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты); умение подобрать литературу по изучаемому вопросу. Все эти умения постепенно и целенаправленно формируются у учащихся с первого дня их пребывания в школе.
Работа школьников над текстом учебника дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на уроке. Синтезирование учебного материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника — важнейшее условие рациональной работы с книгой. При чтении книги у учащихся должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить их улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает письменная фиксация плана и основных положений книги в виде структурно-логической схемы (опорного конспекта).
Работу с учебником на уроке организует учитель. На первом этапе формирования стремления к самообразованию нужно привить учащемуся желание интересоваться различной литературой. Полезно также ориентировать его на накопление печатного материала, соответствующего его личным интересам. Для этого целесообразно порекомендовать школьникам завести специальные папки, в которых по темам будут собираться различные вырезки по интересным для них материалам из газет и журналов.
Следующим этапом формирования умений и навыков работы с книгой может стать работа учителя по целенаправленной отработке таких компонентов работы с печатным словом, как умение выделять главную мысль, ведущую идею в тексте. Овладев этим важным для умения работы с печатным источником навыком, можно готовить учащихся к тому, чтобы они научились составлять план прочитанного текста. Это поможет ученику научиться определить внутреннюю структуру текста, поделить его на части и дать им соответствующие заголовки.
Третьим важным компонентом станет умение под руководством учителя составить конспект, тезисы, сделать необходимые с точки зрения поставленной задачи выписки.
Работу с учебником по мере необходимости используют на всех этапах урока. В начальных классах широко применяется самостоятельная работа с дидактическим материалом. В настоящее время дидактический материал, который используется в начальных классах, очень разнообразен, это наборы карточек с рисунками, буквами, слогами, словами, задачами, текстами, цифрами, разрезная азбука, счетный материал – палочки, кружки, модели геометрических фигур, трафареты овощей, животных и т.п. (см. приложение 1).
Дидактический материал может быть трех видов: один - служащий для закрепления и повторения, приобретенных детьми знаний, умений и навыков, следовательно, составленный соответственно программе; другой – пропедевтический по своему содержанию, тоже составленный по программе, но ведущий детей вперед и помогающий им легче и быстрее усваивать изучаемый материал; третий – не относящийся к программе, но расширяющий кругозор детей, возбуждающий у них интерес к знанию, прививающий любовь к умственной работе.
Самостоятельные работы различаются по характеру деятельности, которой они требуют от учащегося:
- задания образцом (например, письмо букв, цифр, склеивание бумаги по образцу и т.п.), т.е. работы, основанные на подражании;
- по правилу или целой системе
правил;
По способу организации различают разные виды самостоятельной работы:
- общеклассная (фронтальная),
- индивидуальная.
В условиях начального обучения, когда дети находятся под постоянной опекой и контролем учителя, самостоятельное выполнение заданий развивает инициативность, гибкость и критичность мышления.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
2.1. Система самостоятельных работ по определенным темам начального курса школы.
Система самостоятельных работ по русскому языку в 1 классе по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных». Данные самостоятельные работы были направлены на решение различных задач:
1. Самостоятельные работы,
подготавливающие к восприятию
нового материала. В ходе данной
самостоятельной работы
Информация о работе Самостоятельная работа учащихся начальных классов как метод обучения