Самостоятельная работа учащихся начальных классов как метод обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальных классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования: возможности организации самостоятельной работы младших школьников в целях активизации учебного процесса.

Цель исследования: определить потенциальные возможности самостоятельной работы как метода активизации внутренних сил младшего школьника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретические основы организации самостоятельной работы в начальной школе……………………………………………………………..7
1.1. Сущность и роль самостоятельной работы в обучении младших школьников………………………………………………………………… ...7
1.2. Условия формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения…………………………………………...........................................12
1.3. Уровни и виды самостоятельной деятельности на уроке………14
ГЛАВА 2. Организация самостоятельной работы в начальной школе.…………………………………………………………………….......20
2.1. Система самостоятельных работ по определенным темам начального курса школы……………………………………………............20
2.2. Организация самостоятельной работы творческого характера…………………………………………………………………......27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.19 Кб (Скачать файл)

 

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

 

Самостоятельная работа учащихся имеет определенную структуру. Она включает три этапа: подготовительный, ориентировочный, исполнительный, проверочный.

 

В структуру самостоятельной работы входит анализ задания, планирование работы, выполнение задания, проверка и оценка сделанной работы.

Отдельные виды самостоятельной работы могут включать либо все, либо некоторые из этих элементов. Чем больше указанных элементов входит в самостоятельную работу учащихся, тем выше ее уровень, а значит и уровень самостоятельности школьников, развитие которых является одной из основных целей организации самостоятельной работы на уроке.

 

 

1.2. Условия формирования  самостоятельности учащихся в  процессе обучения.

 

Конечной целью формирования учебной деятельности является становление школьника как ее субъекта, достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы действия; когда они могут планировать свои действия, полученный результат с их целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

 

О необходимости формирования самостоятельности писал еще К.Д. Ушинский, и уже этот педагог исследовал условия формирования данного качества в учебной деятельности.

 

 Сегодня бесспорными  являются следующие условия:

 

1. Повышению степени самостоятельности  школьников в учебной деятельности, во-первых, способствует расширение  области применения формируемых  знаний, действий и отношений  на уровне реализации межпредметных  связей, который предусматривает  переход от внутрипредметных  связей к межцикловым, от них  к межпредметным связям.

2. Повышение степени самостоятельности  достигается за счет такого  построения обучения, в процессе  которого осуществляется переход  от указаний учителя на необходимость  использования определенных знаний  и действий в решении учебной  задачи к самостоятельному отыскиванию  подобных знаний и действий.

3. Формирование учебной  деятельности школьников должно  предусматривать такую организацию  работы, при которой учащиеся  переходят от формирования отдельных  операций выполняемых действий  к формированию всего действия.

4. Степень самостоятельности  учащихся будет возрастать и  в том случае, если они будут  переходить от овладения действиями  в готовом виде к самостоятельному  открытию отдельных действий  и их систем.

5. Повышение степени самостоятельности  должно иметь в виду  переход  учащихся от осознания необходимости  овладения данным конкретным  умением к осознанию важности  овладения целостной структурой  учебной деятельности.

6. Переход от задач  репродуктивного характера к  задачам творческим, требующим использования  знаний и действий межпредметного  характера также способствует  формированию самостоятельности  детей.

 

Известно, что учебная деятельность школьников по овладению системой знаний, умений и навыков определяется двумя взаимосвязанными процессами: репродуктивным и творческим.

 

Репродуктивный тип деятельности заключается в том, что «человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений» [14].

 

Творческий тип деятельности характеризуется тем, что он направлен на создание чего-то нового «все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [14].

 

 По мере продвижения от репродуктивных методов к творческим обязательно совершается переход от видения конкретного действия к общему, от отдельных процессуальных компонентов решения учебных задач к целостной структуре учебной деятельности, от отдельного мотива к системе отношений.

1.3. Уровни и  виды самостоятельной деятельности  учащихся на уроке.

 

Исследования ученых-педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

 

1. Копирующие действия  учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения  с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.

2. Репродуктивная деятельность  по воспроизведению информации  о различных свойствах изучаемого  объекта, в основном не выходящая  за пределы уровня памяти. Однако  на этом уровне уже начинается  обобщение приемов и методов  познавательной деятельности, их  перенос на решение более сложных, но типовых задач.

3. Продуктивная деятельность  самостоятельного применения приобретенных  знаний для решения задач, выходящих  за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным  и дедуктивным выводам.

4. Самостоятельная деятельность  по переносу знаний при решении  задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых  программ принятия решений, выработка  гипотетического аналогового мышления.

 

Программа-максимум для любого творчески работающего учителя – довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня.

 

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

1)   приобретение новых  знаний, овладение умением самостоятельно  приобретать знания;

2)   закрепление и  уточнение знаний;

3)   выработка умения  применять знания в решении  учебных и практических задач;

4)   формирование умений  и навыков практического характера;

5)   формирование творческого  характера, умения применять знания  в усложненной ситуации.

 

Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической цели.

 

1. Приобретение новых  знаний и овладение умениями  самостоятельно приобретать знания  осуществляется на основе работы  с учебником, выполнение наблюдений  и опытов, работ аналитико-вычислительного  характера.

2. Закрепление и уточнение  знаний достигается с помощью  специальной системы упражнений  по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных  признаков от несущественных; по  сравнению и сопоставлению изучаемых  явлений и т.д.

3. Выработка умения применять  знания на практике осуществляется  с помощью решения задач различного  вида (качественных, вычислительных, графических, экспериментальных, задач-рисунков), решение  задач в общем виде, выполнения  проектно-конструкторских и технических  работ,  экспериментальных работ  и т.д.

4. Формирование умений  практического характера достигается  с помощью разнообразных работ, таких, как изучение школ измерительных  приборов (определение назначения  и цены деления приборов, определение  верхнего и нижнего пределов  измерения прибора), непосредственное  измерение величин, определение  величин косвенными методами, вычерчивание  и чтение  электрических схем приборов и электрических цепей, сборка приборов из готовых деталей, градуирование шкал приборов, сборка электрических цепей и т.д.

5. Формирование умений  творческого характера достигается  при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий  при поиске новых способов  решения задач, новых вариантов  опыта и т.п.

 

План самостоятельной работы делится на два основных раздела:

- что ученик должен сделать, чтобы получить новое знание;

- что надо знать (узнать) и уметь рассказать.

 

Особенно большое место в младших классах школы занимают самостоятельные работы, направленные на выработку, закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, рациональных действий в целом. Как показывает практика и специальные исследования, осознанию учащимися действий, необходимых для успешного выполнения задания, формированию определенного способа действия и тем самым четкого, последовательного и строго доказательного мышления, предложенные для самостоятельной работы, в которых даются:

 

- указания-предписания о характере и последовательности действий, необходимых для правильного выполнения задания, или

- программа действий, которые определяют, какие действия, операции нужно выполнить ученику и в какой последовательности, или

- предписания алгоритмического типа.

 

Материалом, над которым работают учащиеся, может быть предметы и явления окружающей действительности. Ученики считают, измеряют, создают те или иные предметы. Они наблюдают за предметами и явлениями непосредственно в природе или в школе, проводя опыты, эксперименты, выполняя лабораторные задания.

 

Среди факторов, определяющих эффективность работы с книгой, наиболее важными являются умение свободно читать и понимать прочитанное, выделять главное в изучаемом материале; умение вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты); умение подобрать литературу по изучаемому вопросу. Все эти умения постепенно и целенаправленно формируются у учащихся с первого дня их пребывания в школе.

 

Работа школьников над текстом учебника дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на уроке. Синтезирование учебного материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника — важнейшее условие рациональной работы с книгой. При чтении книги у учащихся должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить их улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает письменная фиксация плана и основных положений книги в виде структурно-логической схемы (опорного конспекта).

 

Работу с учебником на уроке организует учитель. На первом этапе формирования стремления к самообразованию нужно привить учащемуся желание интересоваться различной литературой. Полезно также ориентировать его на накопление печатного материала, соответствующего его личным интересам. Для этого целесообразно порекомендовать школьникам завести специальные папки, в которых по темам будут собираться различные вырезки по интересным для них материалам из газет и журналов.

 

Следующим этапом формирования умений и навыков работы с книгой может стать работа учителя по целенаправленной отработке таких компонентов работы с печатным словом, как умение выделять главную мысль, ведущую идею в тексте. Овладев этим важным для умения работы с печатным источником  навыком, можно готовить учащихся к тому, чтобы они научились составлять план прочитанного текста. Это поможет ученику научиться  определить внутреннюю структуру текста, поделить его на части и дать им соответствующие заголовки.

 

Третьим важным компонентом станет умение под руководством учителя составить конспект, тезисы, сделать необходимые с точки зрения поставленной задачи выписки.

 

Работу с учебником по мере необходимости используют на всех этапах урока. В начальных классах широко применяется самостоятельная работа с дидактическим материалом. В настоящее время дидактический материал, который используется в начальных классах, очень разнообразен, это наборы карточек с рисунками, буквами, слогами, словами, задачами, текстами, цифрами, разрезная азбука, счетный материал – палочки, кружки, модели геометрических фигур, трафареты овощей, животных и т.п. (см. приложение 1).

 

Дидактический  материал может быть трех видов: один - служащий для закрепления и повторения, приобретенных детьми знаний, умений и навыков, следовательно, составленный соответственно программе; другой – пропедевтический по своему содержанию, тоже составленный по программе, но ведущий детей вперед и помогающий им легче и быстрее усваивать изучаемый материал; третий – не относящийся к программе, но расширяющий кругозор детей, возбуждающий у них интерес к знанию, прививающий любовь к умственной работе.

 

Самостоятельные работы различаются по характеру деятельности, которой они требуют от учащегося:

 

- задания образцом (например, письмо букв, цифр, склеивание бумаги по образцу и т.п.), т.е. работы, основанные на подражании;

- по правилу или целой системе правил;                                                                                  - конструктивные, требующие творческого подхода (например, сделать какую-нибудь игрушку для детей подшефного сада, написать сочинение на данную тему и т.п.).

 

По способу организации различают разные виды самостоятельной работы:   

  

 - общеклассная (фронтальная),                                                                                                     - групповая,   

- индивидуальная.

 

В условиях начального обучения, когда дети находятся под постоянной опекой и контролем учителя, самостоятельное выполнение заданий развивает инициативность, гибкость и критичность мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 

2.1. Система самостоятельных  работ по определенным темам  начального курса школы.

 

Система самостоятельных работ по русскому языку в 1 классе по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных». Данные самостоятельные работы были направлены на решение различных задач:

 

1. Самостоятельные работы, подготавливающие к восприятию  нового материала. В ходе данной  самостоятельной работы повторяются  и обобщаются те грамматические  понятия, орфографические правила, с которыми будут сопоставлены  новые знания, закрепляются те  знания и навыки, на основе  которых строится объяснение  нового материала.

Информация о работе Самостоятельная работа учащихся начальных классов как метод обучения