Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 17:24, курсовая работа
Самоуправление и творческое самовоспитание личности зависит от комплекса средств, которые обеспечивали бы выбор им сферы применения своих задатков и способностей. Поиск таких средств осуществляется как в педагогической теории, так и в педагогической практике.
На процесс самоуправления и творческого самовоспитания личностиоказывают влияние множество факторов, среди которых важнейшими являются семья, школа, дополнительное образование, детские сообщества и др.
Введение
"Мудрость состоит не в том, чтобы управлять другими, а в том, чтобы управлять собой. Величие состоит не в том, чтобы иметь власть и должность, а в развитии своих способностей - и тогда ты в себе найдешь весь мир. Счастье состоит не в том, чтобы иметь богатство и занимать высокое положение, а в гармонии, "
Лао-цзы (китайский философ)
В настоящее время внимание государства акцентировано на проблеме развития личности. Общество предъявляет более высокие требования к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к самоуправлению и саморазвитию, самосовершенствованию и творческому самовоспитанию.
От школы требуется создание таких условий, которые позволят учащемуся раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал.
Самоуправление и творческое самовоспитание личности зависит от комплекса средств, которые обеспечивали бы выбор им сферы применения своих задатков и способностей. Поиск таких средств осуществляется как в педагогической теории, так и в педагогической практике.
На процесс самоуправления и творческого самовоспитания личности оказывают влияние множество факторов, среди которых важнейшими являются семья, школа, дополнительное образование, детские сообщества и др. Являясь институтами социализации, они составляют разнообразное поле для выбора учеником содержания деятельности, а значит, и для его собственной самореализации. Большое значение для самоуправления и творческого самовоспитания личности ученика имеет осознание своей включенности в ученический коллектив. В связи с этим одним из факторов, который позволяет активизировать процессы самоуправления и творческого самовоспитания личности в школьном возрасте, является детское самоуправление ученического коллектива.
Сегодня мы живем в эпоху демократии, свободы личности. Современный ученик должен научиться быть свободным гражданином, то есть ответственным, самостоятельным активным членом общества. Но как же научиться предъявлять, отстаивать свое мнение, мнение маленького гражданина. И не только отстаивать, что, в общем, умеют многие, но, самое главное, нести ответственность за него! Самоуправление в ученическом коллективе как нельзя лучше предоставляет возможность самореализации ребенка в различных сферах деятельности. Школьники в самоуправлении не просто помогают учителям в воспитательной работе, а имеют возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, проводить мероприятия, которые им интересны, участвовать в решении вопросов ученического коллектива. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Этот опыт будет, особенно, значим для общества, если он соответствует принципу «Декларации о правах ребенка», «Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям».
Категории самоуправления и самовоспитания в педагогике вызывают интерес, начиная с XVI века, и исследуются в настоящем времени. Самоуправление личности рассматривается через взаимосвязь системы ученического самоуправления с коллективом учащихся в исследованиях М А. Александровой, Е.И.Барановой, Е.В. Володиной, В.М. Коротова, Г.М. Логутенко, Л.И. Новиковой, Т.В.Орловой, Е.Н.Степанова, Г.К. Твердохлебова, A.M. Филь, П.Т. Фролова; как способ управления школой - в работах В.И.Бочкарева, Н.Ш. Сапустина, А.Е. Капто, А.Д. Карнышева, Ю.А. Конаржевского, Т.А.Криворотовой, М.М. Лоташника, Д.В.Рогаткина; теоретико-методические основы самоуправления учащихся разработаны М.И. Рожковым. Проводится параллель между стилем руководства школой и функционированием ученического самоуправления в трудах М.Д. Виноградовой, В.М. Опалихина, Н.И.Приходько, отводится большая роль в развитии детского самоуправления классному руководителю в работах Н.С. Дежниковой, В.Т. Кабуш, Л.И. Новиковой.
Несмотря на то, что в педагогической практике детское самоуправление давно рассматривается в качестве фактора самоуправления и творческого самовоспитания детей, условия, при которых этот фактор становится особо значимым, пока еще четко не выявлены. Следует отметить, что динамика современной школьной жизни выдвигает новые требования к организации самоуправления и творческого самовоспитания. Однако эти требования не реализуются, прежде всего, из-за неготовности педагогов к сопровождению инициатив и развитию самостоятельности школьников.
На основании всего вышесказанного нами сформулирована следующая проблема исследования: при каких условиях самоуправление в ученическом коллективе становится фактором самоуправления и творческого самовоспитания личности школьников?
Цель исследования: выявление комплекса условий, при которых самоуправление в ученическом коллективе выступает фактором самоуправления и творческого самовоспитания личности школьников.
Объект исследования: самоуправление и творческое самовоспитание школьников в процессе их развития.
Предмет исследования: самоуправление как фактор самоуправления и творческого самовоспитания в ученическом коллективе»
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:
Гипотеза исследования: модель самоуправления в ученическом коллективе способствует самоуправлению и творческому самовоспитанию школьников, если:
Для проверки исходных положений нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, социологической, педагогической литературы, анализ документации.
Глава I. Теоретические аспекты самоуправления и творческого самовоспитания личности
Современная психологическая и педагогическая наука при решении проблемы развития готовности к самоуправлению основывается на философском понимании человеческой сущности. В настоящее время становится реальным на основе совокупного научного знания о человеке и его философского осмысления составить интегрированное педагогическое представление о полисистемной организации личности как целостности, где «линией интеграции станет его движение к самому себе, к самоосуществлению»1. Именно такое объемное, многомерное видение позволит учесть в педагогическом взаимодействии всю содержательно-смысловую полноту совместного бытия субъектов образовательного процесса и успешно решить проблему развития готовности личности к самоуправлению.
«Ещё Л. С. Выготский отмечал, что развитие способностей - это, прежде всего овладение субъектом своими способностями»2. Результатом развития способности к самоуправлению должно стать овладение «способностью ориентироваться в ситуации, умением видеть проблему и анализировать противоречия, ставить цель, планировать и прогнозировать результат деятельности, формировать критерии оценки качества, осуществлять самоконтроль и коррекцию»3.
Самоуправление в структуре личности тесно связано с такими компонентами самосознания, как самопознание, самоотношение, саморегуляция и т. д. Все они интегрируются понятием «самость», которое означает, по мнению К. Поппера, осознанность живой человеческой личности4. «Самость — это сознательное, преднамеренное планирование человеком своих действий в соответствии с собственными желаниями, с переживаемым им самим чувством долга (мотивация), это отдача самому себе команды для начала действия, стимуляция самого себя, осуществление самоконтроля за своими действиями, состояниями»5. Таким образом, самость — это не только осознание личностью себя, но и тех усилий, которые она затрачивает для достижения определенных целей. Благодаря этому осознанию, личность способна наращивать энергию и преодолевать препятствия и барьеры в учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Источником же накопления энергии является сфера духа. Именно она синтезирует в себе все сущностные силы человека, что в свою очередь вызывает потребность в активности, на фоне которой происходит развитие данного качества.
Современная педагогика рассматривает самоуправление как инициативную, самостоятельную, целенаправленную, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность обучающихся. На уровне самоуправления личность не просто прогнозирует результаты своих действий, но и произвольно организует их.
Теоретическое исследование данной проблемы показали, что целесообразно представить структуру готовности к самоуправлению как единство следующих компонентов: мотивационного, организационного, когнитивного, операционно-деятельностного, контрольно-оценочного. Следует рассмотреть каждый из них более подробно6.
Мотивационный компонент включает личностно значимые мотивы и ценностные установки, позитивное отношение к овладению некоторых знаний, потребности в их применения.
Организационный компонент предполагает наличие следующих умений: определение объема выполняемой работы, выделение этапов работы, постановка цели и задачи на каждом этапе деятельности, распределение времени при выполнении задания, организация рабочего пространства. Кроме того, данный компонент предполагает наличие таких личностных качеств, как пунктуальность, собранность, умение управлять своим самочувствием.
Когнитивный компонент представляет собой совокупность знаний, необходимых для познавательной деятельности, знания о своих возможностях).
Операционно-деятельностный компонент требует от личности определенного уровня базовых знаний и умений; развития способности к анализу, синтезу, сравнению, абстракции, обобщению; навыков работы с информацией (быстрочтения при сохранении высокой степени понимания текста, умений пополнять словарный запас, запоминать слова, переводить текст и т. д.), умения выполнять задания разного уровня сложности.
Контрольно-оценочный компонент предполагает наличие умения определять границы известного и неизвестного с целью получения недостающей информации, критичность к действиям и умениям, способность соотнесения знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире и самом себе с требованиями деятельности и решаемыми при этом задачами.
Все перечисленные компоненты тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Связи между компонентами обеспечивают целостность системы.
Как отмечает Н.М. Пейсахов, «самоуправление нужно отличать от саморегуляции. Самоуправление - процесс творческий, связанный с созданием принципиально нового, встречей с необычной ситуацией, необходимостью новых решений, новых стратегий и планов. Саморегуляция - это тоже изменения, но совершаемые в рамках уже имеющихся норм, стереотипов и критериев. Функция саморегуляции - закрепить то, что достигнуто в процессе самоуправления»7.
Несмотря на всю
актуальность и значимость
В качестве основных методологических подходов, в наибольшей степени соответствующих формированию самоуправлению личности может выступать деятельностный, коммуникативный и рефлексивный подходы.
Деятельностный подход предполагает вовлечение учащихся в разные виды деятельности с целью подготовки их к самоуправлению познавательной деятельностью. Сущность его состоит в том, что ученик для педагога — субъект познавательной деятельности — видится как деятельностная целостность, как некое многообразие свойств, состояний, качеств, единство которых достигается в общении, познании, самопреобразовании своего внутреннего мира. Деятельность выступает как интегрирующая основа психических свойств, функций и как средство развития самоуправления познавательной деятельностью, т. е. в процессе и результате использования форм, приемов, методов обучения рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.
Коммуникативный подход дает возможность отработать конкретные навыки и умения в режиме диалога, позволяет преподавателю видеть каждого в процессе практической деятельности, способствует возникновению устойчивых связей между всеми присутствующими, стимулирует процессы глубокого осмысления деятельности, облегчает диагностику результативности процесса.
Рефлексивный подход позволяет сформировать у личности установку на изучение себя, осознание своего места в мире. Включение механизма рефлексии в познавательную деятельность и субъект-субъектное взаимодействие позволяет осуществить критический анализ как собственной деятельности, так и деятельности других, что позволяет заниматься поиском нового образца, новой нормы деятельности. Способность к рефлексии позволяет сформировать собственные ценности и принципы, определить стратегию собственного развития, побуждает к постоянному саморазвитию.
Для эффективности самоуправления, саморазвития учащегося как фактора успешности обучения важно создавать в учебном процессе для каждого учащегося своеобразный «банк ситуаций успеха», т. е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем и пр. Главное в том, что каждый учащийся должен прожить ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников.
Информация о работе Самоуправление и творческое самовоспитание личности в ученическом коллективе