Самоуправление и творческое самовоспитание личности в ученическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Самоуправление и творческое самовоспитание личности зависит от комплекса средств, которые обеспечивали бы выбор им сферы применения своих задатков и способностей. Поиск таких средств осуществляется как в педагогической теории, так и в педагогической практике.
На процесс самоуправления и творческого самовоспитания личностиоказывают влияние множество факторов, среди которых важнейшими являются семья, школа, дополнительное образование, детские сообщества и др.

Файлы: 1 файл

Самоуправление и творческое самовоспитание личности в ученическом коллективе,.docx

— 71.66 Кб (Скачать файл)

Указанные положения позволяют более конкретно представить сущность и основные этапы процесса самовоспитания.

Первый его этап состоит в следующем. Когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно прежде всего поставить перед собой четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно наметить примерные сроки. Прав А.И. Кочетов, утверждая: «Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо решил, что он будет делать (цель) и каким он хочет стать (идеал, образ самого себя в будущем)». Чтобы эта цель прочно закрепилась в сознании, ее полезно несколько дней проговаривать вслух, совершая определенное самовнушение и мобилизуя волю на ее достижение.

Второй этап заключается в детальной разработке программы самовоспитания. Начинать, конечно, лучше с более простых целей и программ, например: изжить употребление вульгаризмов и бранных слов или преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника, всегда стремится выполнять обещания и держать свое слово и т.д. По мере приобретения опыта самовоспитания его программы естественно, должны усложняться и становится более долговременными.

Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».

Разрабатываемые личностью программы или правила самовоспитания выполняют, по терминологии физиолога П.К. Анохина, роль «акцептора действия» т.е. механизма сличения и контроля за их выполнением, и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее и конкретнее определяется программа самовоспитания, тем белее действенным будет ее влияние на процесс самовоспитания.

Не менее существенным является и третий Этап самовоспитания – разработка методов его осуществления. В системе этих методов обычно используются следующие: а) самоубеждение; б) самообязательства; в) самопринуждение; г) самоприказ; д) самокритика; е) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия); ж) самонаказание.

Однако самый важный этап самовоспитания – практическая реализация его целей и намеченной программы работы над собой. Процесс этот приобретает форму регулярного и продолжительного аутотренинга, т.е. осуществления тех действий и волевых усилий, результатом которых в конечном итоге и является развитие и формирование соответствующих личностных свойств и качеств. Аутотренинг необходимо сопровождать самоконтролем и коррекцией деятельности по достижению намеченных целей, что в свою очередь побуждает к активному саморазвитию, стимулирует личность к настойчивым волевым проявлением.

Общие подходы к самовоспитанию раскрыл С.Я. Долецкий: «Я считаю, что в основе процесса самовоспитания лежит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее». [8, 235]

 

    1. Педагогическое руководство самовоспитанием учащегося

 

Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании творческих способностей учащихся, учителям, классным руководителям необходимо активно заниматься его организацией и осуществлять тактичное руководство этим процессом. Эта работа должна включать в себя три основных направления:

  • Формирование общественного мнения учащихся о необходимости и большом значении самовоспитания;
  • Оказание помощи учащимся в осмыслении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;
  • Практическая помощь учащимся в разработке целей и программ самовоспитания, а также реализации этих программ.

Коснемся примерного содержания и методических основ этой работы.

Формирование общественного мнения по вопросам самовоспитания обусловливает необходимость проведения с учащимися содержательной и разнообразной разъяснительной работы. Тематика ее включает в себя следующие вопросы: «Что такое самовоспитание?», «Как работали великие люди над собственным совершенствованием?», «Методы самовоспитания» и др. Работа эта проходит более успешно, когда в ней учавствуют учителя, классные руководители, врачи, психологи, ученые, известные люди, совершившие ратные и трудовые подвиги.

Большое значение имеет оказание помощи учащимися в осмыслении основных этапов процесса самовоспитания и тех методов, с помощью которых оно осуществляется. Необходимо детально разъяснить учащимся, в чем состоит метод самоубеждения, чем характеризуется метод самовнушения, в чем выражаются методы самопринуждения и самоприказа, а также эмпатии, самоканазания и т.д.

Особенно действенную роль в организации и руководстве самовоспитанием играет оказание учащимся практической помощи в разработке целей работы над собой, конкретизации ее содержания и методов. Здесь, конечно, также нужны соответствующие формы разъяснительных бесед, индивидуальных советов и рекомендаций, которые необходимо использовать в этих случаях. Но, как говорится, помощь все же должна быть предметной.

В некоторых школах, например, используют такую форму работы, как «задание самому себе». Суть ее состоит в следующем. Каждый учащийся продумывает то конкретное задание по самовоспитанию, которое он определяет на предстоящий месяц, записывает его на отдельном листке и кладет в конверт. Эти конверты сдаются классному руководителю и в определенное время вскрываются. Учащиеся отчитываются и обсуждают, а какой мере они выполнили поставленную задачу, намечают конкретные цели по дальнейшему самовоспитанию.

Иногда учащиеся стесняются и не желают широкой огласки вопросов, связанных с целями, которые они ставят перед собой в процессе самовоспитания. Это обусловливает необходимость проведения с ними соответствующей индивидуальной работы.

В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важное средство личностного саморазвития учащихся, только тогда, когда в школе проводится активная работа по его организации и осуществляется умелое педагогическое руководство этим сложнейшим процессом. [8, 237]

 

2.2. Главенство  эстетических ценностей для развития  творческого самовоспитания личности

Большое значение искусства не только в художественном, но и в общем развитии личности признается учеными разных стран. Накопленные факты, наблюдения отдельных педагогов, данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями, позволяют предположить, что художественная деятельность ученика благотворно сказывается на развитии определенных интеллектуальных и творческих способностей. Следовательно, приобщение к искусству важно не само по себе, а в качестве предпосылки одного из мощных средств воздействия на становление и развитие личности.

Специфическая роль искусства в формировании мировоззрения отмечалась Л.С. Выготским, который считал, что именно посредством искусства самые интимные сферы личности вовлекаются в процесс осуществления общественных целей и задач. Поскольку искусство – своеобразная модель человеческой культуры, концентрированное выражение идеала эпохи, то приобщение к художественным ценностям способствует развитию потребности в активной деятельности по законам красоты. И это последнее особенно важным представляется в школьном возрасте, когда на первый план выступает потребность в практическом действии.

С начальных классов активно осуществляется работа по формированию творческой личности. У ребят обращают внимание на красоту и художественные особенности произведений искусства, побуждают высказывать свое мнение о том, какое произведение лучше, какая музыка по их мнению лучше и т.д. так у детей появляется потребность в приобщении к искусству.

Развитие потребностно - мотивационной сферы в области формирования творческой личности учащихся на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомления учащихся с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочных мнений об их художественно-эстетических достоинствах, что, естественно, укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к эстетически-духовному богатству общества. Старшеклассники начинают и осознавать, и эмоционально переживать положение, что художественно-эстетическое развитие является существенной стороной культуры человека, и стремятся активно работать над собой в этом направлении.

Что для школьника искусство? Прежде всего, искусство – исключительное средство самовыражения: оно способствует таким образом самоутверждению и пробуждению индивидуального мышления. Оно также согласуется с доминирующей ролью воображения. К тому же эстетическое созерцание – один из видов бескорыстно деятельности, которая любима молодыми людьми. Она порождает в них огромную радость, так как опирается на одно из основных их качеств: восхищение, которое позволяет индивиду подняться «над собой» и открывает ему некий абсолют.

Подростки ценят красоту не только тела, произведений искусства или природы, но находят ее и в тех областях, которым взрослые в ней отказывают, например, в знаниях или движениях. Бесспорно, что красивый жест или стройность доказательства никогда не оставляют молодого человека равнодушным. Молодежь не представляет себе ни морали, ни истины вне эстетики.

Примат художественных ценностей, как представляется, соответствует определенному моменту онтогенеза. Следы его можно заметить даже у самых прозаичных натур. В случае же его гипертрофированности, он порождает менталитет эстета или сноба. Однако если реальные способности подкрепляют осознание прекрасного и стимулируют новый взрыв творческого начала, которое бурлило уже у ребенка, расцветают юношеские произведения, которые, не достигая полноты шедевра, позволяют художнику открыть основные темы своего вдохновения через идеализированное отображения его «я».

Человек по своей природе является существом творческим. С раннего возраста дети пробуют свои силы в пении, рисовании, рассказывании. Задача школы – не только поддерживать эти склонности, но и содействовать их развитию. С этой целью учителя дают учащимся задания делать иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки окрестностей села или города, пробовать свои силы в поэзии и прозе. Подобные задания рассчитаны главным образом на их общее художественно-эстетическое развитие. Для тех школьников, у которых обнаруживается творческие способности, эти задания служат средством развития художественных умений, накопления и совершенствования эстетического опыта. Здесь иногда важен толчок. Как отмечалось в одной статье, «стоит пробудить в ребенке художника – и его уже не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку».

Композитор Кобалевский Д.Б. выдвигал идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому восприятию и освоению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с особенностями отражения в них реальных явлений жизни, нравственных и социальных отношений в общества. Художник Неменский Б.М. разработал программу по овладению изобразительным искусством в школе. Вместо традиционного обучения изображению отдельных предметов или их частей она предусматривает творческое отражение учащимися окружающей жизни, происходящих явлений и событий. Это создает предпосылки не только для осмысления органической связи искусства с жизнью, но и для развития творческих способностей учащихся. [3, 96-97]

Развитие художественно-эстетических способностей и творческих задатков учащихся в области искусства не сожжет быть ограничено только рамками учебных занятий. Важную роль здесь играют организация педагогического руководства самовоспитания учащихся.

    1. Психологический тренинг «Творческое самовоспитание личности»

Психологический тренинг является одним и мощных средств, используемых для содействия процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Тренинг – это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:

    • Овладение социально-психологическими знаниями;
    • Развитие способности познания себя и других людей;
    • Повышение представлений о собственной значимости, ценности, формирование положительной Я – концепции11.

Задача группы социально-психологического тренинга с детьми – помочь выразить себя, а для этого сначала нужно научится воспринимать и понимать себя.

Одним из основных путей, осуществляющих самовосприятие личности является восприятие себя через результаты собственной деятельности, т.е. человек сам оценивает то, что он сделал. Это механизм самооценки который может помогать либо мешать развитию творческой личности. В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.

Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний также один из путей самовосприятия личности. Человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. Одно и принципиальных отличий тренинга от других форм работы заключается в возможности проникновения в свое Я, получении опыта понимания своего внутреннего мира.

Информация о работе Самоуправление и творческое самовоспитание личности в ученическом коллективе