Самоуправление и творческое самовоспитание личности в ученическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Самоуправление и творческое самовоспитание личности зависит от комплекса средств, которые обеспечивали бы выбор им сферы применения своих задатков и способностей. Поиск таких средств осуществляется как в педагогической теории, так и в педагогической практике.
На процесс самоуправления и творческого самовоспитания личностиоказывают влияние множество факторов, среди которых важнейшими являются семья, школа, дополнительное образование, детские сообщества и др.

Файлы: 1 файл

Самоуправление и творческое самовоспитание личности в ученическом коллективе,.docx

— 71.66 Кб (Скачать файл)

Высшим органом ученического коллектива школы является ученическая конференция.

В состав ДАЖ могут входит старшеклассники на добровольной или выборной основе и в соответствии с интересами школьников к общественной работе.

Представители ДАЖ входят в Управляющий совет школы на положении его равноправных членов.

Выборные представители ДАЖ входят в городской Совет старшеклассников.

ДАЖ создает сменные разновозрастные группы – Советы дела – для подготовки и проведения общешкольный творческих дел.

ДАЖ создает из своих членов комитеты, отвечающие за работу по одному или нескольким направлениям жизнедеятельности учащихся школы.

 

 

 

Цели и задачи:

    • Создание условий, обеспечивающих развитие самодеятельности, инициативы и творчества учащихся в организации общественно значимых дел, в решении актуальных для ученического коллектива школы проблем.
    • Создание условий, способствующих гармонизации межличностных отношений.
    • Активное включение учащихся в творческие дела, требующие коллективной деятельности.
    • Формирование у школьников навыков коллективного планирования, организации, анализа и оценки результатов совместной деятельности.

Функции Департамента активной жизни:

    • Защита прав и интересов учащихся, разрешение конфликтных ситуаций в пределах своей компетентности.
    • Управление внутришкольными отношениями, формирование общественного мнения, укрепление связей с другими школьными коллективами.
    • Планирование, подготовка и проведение ключевых творческих дел.
    • Контроль за дисциплиной и порядком, выполнением Правил внутреннего распорядка, дежурством по школе, организацией свободного времени учащихся.
    • Организация работы с младшими школьниками.

Права членов Департамента активной жизни:

    • Каждый член ДАЖ имеет право участвовать в различных сферах деятельности школы.
    • Каждый член ДАЖ имеет право высказать свою точку зрения на решение школьных проблем, выступать на заседаниях ДАЖ по любому вопросу жизнедеятельности школы.
    • Члены ДАЖ имеют право участвовать в планировании, подготовке и проведении различных мероприятий.
    • Члены ДАЖ имеют право давать оценку проведенным общественным мероприятиям, выпускать итоговые газеты.
    • Члены ДАЖ имеют право защищать интересы представляемых учащихся.
    • Члены ДАЖ могут быть поощрены рекомендательным письмом в ВУЗы страны за добросовестную и активную работу.
    • Трое самых активных членов ДАЖ могут быть поощрены единовременной стипендией по итогам учебного года в размере 500 (пятисот) рублей. Цифра может меняться по решению ДАЖ и согласовываться с Попечительским советом и администрацией школы.

Обязанности членов Департамента активной жизни:

    • Обязаны принимать активное участие в учебно-воспитательной работе школы, проявлять ответственное отношение к порученным заданиям.
    • Оперативно, качественно и объективно решать все вопросы, относящиеся к их компетенции.
    • Регулярно информировать школьный коллектив о своей деятельности.
    • Быть честными, справедливыми, проявлять уважительное отношение к чужому мнению, показывать образец поведения в школе и за ее проделами.
    • Пропагандировать положительный опыт работы, заботиться о повышении авторитета школы.
    • Отчитываться перед ученическим коллективом школы за свою деятельность минимум один раз в год, на конференции.

 

 

Организация деятельности Департамента активной жизни:

Заседания ДАЖ проводятся регулярно, раз в неделю.

Решения ДАЖ обязательны для выполнения всеми учащимися школы.

Работа в ДАЖ считается почетным и ответственным поручением учащегося школы. Успешное выполнение членом ДАЖ этого поручения в течение всего времени (в течение года) отмечается в Книге приказов школы и материально поощряется.

ДАЖ несет ответственность за свою деятельность перед Управляющим Советом школы, ученическим, педагогическим и родительским коллективами школы.

По итогам работы за полугодие ДАЖ выступает с отчетом в школьной газете «Мы из будущего».

ДАЖ оформляет фотолетопись проведенных коллективных дел.

 

2.2 Возможности самоуправления в ученическом коллективе для самореализации и творческого самовоспитания личности

Мы знаем, что «ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей» [17].

Цель ученического самоуправления — создание условий для самореализации и совместной деятельности подростков, развития у них творческого потенциала, лидерских и организаторских способностей, взаимопонимания, активной гражданской позиции и общей культуры. Участие в самоуправлении формирует у учащихся самостоятельность, инициативность, ответственность.

Мы считаем, что ученическое самоуправление предоставляет ребятам возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания. Представляя интересы всего ученического коллектива, школьники могут организовывать и проводить те дела, которые им интересны, при этом проявляя и развивая свои способности. Важным является не только результат совместной деятельности школьников, но и сам процесс. Принадлежность к дружному коллективу учащихся — органу ученического самоуправления, объединённому общими целями, интересами, ценностями, -играет важную роль для подростков, предоставляет им возможность общения, ведь именно оно является ведущим типом деятельности в этом возрасте. В процессе коллективного планирования деятельности, реализации своих планов, анализа проделанной работы у школьников вырабатывается «направленность на других людей», которую В.А.Сухомлинский определил, как умение чувствовать рядом с собой человека, видеть в его глазах сложный духовный мир.

Опыт работы по развитию ученического самоуправления в средней школе № 28 подтверждает, что оно является важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.

Ученическое объединение «Мы из будущего» осуществляет деятельность по различным направлениям: организуют и проводят творческие конкурсы, акции милосердия, концерты, спортивные соревнования, интеллектуальные игры, акции «Мы за здоровый образ жизни!», дни самоуправления, издают школьную газету «Молодёжные страницы» и т.д.

Так, например, на протяжении ряда лет в школе организуют и проводят День самоуправления, посвящённый Дню учителя. Каждый год в преддверии Дня учителя старшеклассники школы стремятся стать на один день членами «педагогического коллектива». Этот праздник помогает им лучше понять педагогов, оказавшись на их месте, находя контакт с классом, налаживая дисциплину, стараясь увлечь ребят, предварительно подготовив интересные уроки. После Дня самоуправления некоторые старшеклассники пересматривают своё поведение на уроках, а некоторые принимают решение поступать на педагогическую специальность. Традиционно в этот день проводится в школе линейка, игра с учителями, праздничный концерт, «педсовет», на котором подводятся итоги дня.

Традиционным в школе стал и конкурс инсценированных сказок для 5-6 классов «Фестиваль сказок», проводимый членами ученического самоуправления, которые ежегодно придумывают интересный сценарий Фестиваля, оригинальные грамоты участникам, красиво оформляют зал, готовят выступление — сюрприз для ребят.

Любимый всеми конкурс девушек, посвящённый Женскому дню 8 Марта, который называется «Мисс Очарование», «Леди Совершенство» и т.п., также служит развитию личности, ведь это не просто конкурс красоты, выполняя различные задания участницы демонстрируют ораторское мастерство, умение держаться на сцене, творческие способности, свои увлечения, интеллект и сообразительность.

Деятельность ученического самоуправления осуществляется в рамках определённых программ. Одна из наших программ — «Шаг навстречу», целью которой является духовно-нравственное воспитание учащихся школы, развитие милосердия, доброты, эмпатии. Программа «Шаг навстречу» была разработана для того, чтобы люди, нуждающиеся в внимании, заботе, получили частичку тепла, поддержку. В свою очередь, школьники, которые принимают активное участие в организации акций милосердия, предполагаемых программой «Шаг навстречу», становятся более добрыми и чуткими, внимательными и отзывчивыми.

Другими словами, благодаря ученическому самоуправлению «Мы из будущего» основная часть школьников участвует в тех или иных мероприятиях, тем самым они пытаются самореализовать свои способности и таланты. Каждый школьник из любого класса может найти направление деятельности, наиболее подходящее для него. Если ученик старается быть лидером и организатором, то он может стать руководителем одного из направлений или оной из возрастных групп.

Очень актуальной и важной является программа «Мы за здоровый образ жизни!», которая призвана бороться с курением, наркоманией и алкоголизмом, пропагандировать здоровый образ жизни. В рамках этой программы члены отдела спорта и здорового образа жизни под руководством старшей учителей проводят следующие дела: спортивные соревнования (первенства по пионерболу, футболу, «Весёлые старты»), конкурс плакатов «Нет наркотикам!», акции «Мы за здоровый образ жизни!», игру «Суд над сигаретой», конкурс статей для школьной газеты «Мы выбираем здоровый образ жизни!». Все эти дела являются очень важными как для организаторов, так и для всех тех, кто в них участвует.

 

Очень важным мы считаем развитие творческого самовоспитания личности школьников, ведь человек, творчески мыслящий, инициативный, способен принимать оригинальные решения, выдвигать смелые идеи, творчески преобразовывать действительность. Развитию творческого потенциала учащихся способствует ученическое самоуправление, которое использует для этого различные формы работы: коллективные творческие дела, игры и др., направленные на выявление и развитие способностей учащихся. Учащиеся пишут сценарии, осваивают оформительское мастерство, выпускают школьную газету и т.д., что помогает им проявить себя и найти дело по душе. Развитию творческих способностей учащихся 1-11 классов служат конкурсы, которые, например, «Конкурс творческих способностей» (5-6 кл.); «Звезда танцпола» (9-11 кл.); «Кинофестиваль» (7-8 кл.); «Лейся, песня» (7-8 кл.); «Всё начинается с любви» (9-10 кл.); «Его Величество — Театр» (7-8 кл.); «Конкурс песен-переделок о школе» (8-9 кл.); «Суперведущий» (9-11 кл.); «Леди Совершенство» (5-11 кл.); «Рыцарский турнир» (5-11 кл.); «Радуга» (5-6 кл.); «Все профессии хороши!» (9 кл.); «В гостях у сказки» (5-6 кл.); «Конкурс инсценированных басен» (1-4 кл.) и др.

Таким образом, успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении служит развитию личности школьников и его самореализации, самоуправления и творческому самовоспитанию личности школьников так как в процессе самоуправленческой деятельности у подростков развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость), они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность. Школьная жизнь становится интересной, насыщенной и увлекательной. В связи с этим в современной школе необходимо создание и развитие ученического самоуправления, эффективное функционирование которого даёт положительные результаты.

 

Заключение

Самоуправление в ученическом коллективе – это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Этот опыт будет особенно значим для общества, если он соответствует принципу 10 «Декларации о правах ребенка»: «Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям». В нашей работе мы рассмотрели основные понятия, связанные с самоуправлением и творческим самовоспитанием с его возможностями для самореализации школьников. Проанализировав психолого-педагогическую литературу были сделаны следующие выводы:

Самоуправление, как демократическая форма организации сообщества детей, способствует активному поиску школьниками способов реализации своих возможностей на основе их участия в принятии и реализации решений для достижения групповых целей, то есть обеспечивает самореализацию личности, как осознаваемый и субъективно-значимый процесс раскрытия способностей и возможностей в деятельности и отношениях, который предполагает максимальное раскрытие творческого потенциала детьми в рамках цели, поставленной ученическим коллективом.

Самоуправление и творческое самовоспитание личности – это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самоуправление и творческое самовоспитание личности как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно – заданных ситуаций; творческий характер активности.

 Педагогическое сопровождение  самоуправления и творческое самовоспитания личности детей в управленческой деятельности предполагает создание комплекса условий: включение детей в управление ученическим коллективом, которое способствует активному поиску способов реализации своих возможностей на основе выбора ими значимой для них деятельности, реализацию своих способностей в различных сферах организации школьной жизни, сочетание участия школьников в решении реальных управленческих проблем и игровой деятельности, в рамках которой идет процесс творческого поиска адекватных решений, создание их жизненной перспективы и стимулирование ценностного отношения к происходящим событиям в их жизни.

 Модель педагогического  сопровождения ученического коллектива как фактор самоуправления и творческого самовоспитания детей, включающая в себя комплекс циклично реализуемых педагогами воспитательных задач и способов их решения, заключается в трех этапах; диагностический, этап социальных проб и рефлексивный.

Информация о работе Самоуправление и творческое самовоспитание личности в ученическом коллективе