Самоуправление и творческое самовоспитание личности в ученическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Самоуправление и творческое самовоспитание личности зависит от комплекса средств, которые обеспечивали бы выбор им сферы применения своих задатков и способностей. Поиск таких средств осуществляется как в педагогической теории, так и в педагогической практике.
На процесс самоуправления и творческого самовоспитания личностиоказывают влияние множество факторов, среди которых важнейшими являются семья, школа, дополнительное образование, детские сообщества и др.

Файлы: 1 файл

Самоуправление и творческое самовоспитание личности в ученическом коллективе,.docx

— 71.66 Кб (Скачать файл)

Представляется целесообразным оказывать содействие ученикам в формировании компетенций самоуправления, начиная с первых дней их учебы в образовательном учреждении. Одной из форм такого содействия может являться разработка рекомендаций по самоуправлению, а также работа классных руководителей по ориентированию учащихся на освоение данных рекомендаций, что предполагает осуществление таких действий, как знакомить, обращать внимание, направлять, помогать, поддерживать, активизировать и др.

Представляется целесообразным внести в содержание рекомендаций по самоуправлению личными ресурсами учащегося также раздел «Здоровый образ жизни – основа плодотворной деятельности».

Здоровье – многоаспектное интегративное понятие. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это отсутствие болезней в сочетании с состоянием полного физического, психического и социального благополучия10. Следовательно, все направления внеучебной воспитательной работы образовательного учреждения профессионального образования (мероприятия, ориентирующие на ЗОЖ, организация творчества и досуга, организация физкультурно-спортивного движения, нравственно-патриотическое воспитание, правовое воспитание и др.) «работают» на формирование одного из компонентов здоровья (физического, психического или социального).

В ходе обучения учащийся получает возможность системно оценить собственный психологический ресурс (в том числе мотивацию и развитие волевых качеств), выявить свои сильные и слабые стороны, чтобы (насколько это возможно) развить одни качества и уменьшить негативные проявления других, чтобы сформировать и сформулировать собственные цели, спроектировать собственную стратегию планирования и осуществления учебно-исследовательской и профессиональной деятельности, внести возможные изменения в стиль поведения и способ мышления.

Для развития такого элемента личностного ресурса, как психологический, большое значение имеет превращение в компетенции самоуправления рекомендаций по совершенствованию внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, воли, управлению собственным психическим состоянием.

Процесс формирования компетенций самоуправления включает следующие этапы. Первоначально учащийся знакомится с рекомендациями по совершенствованию процесса самоуправления и осваивает их при помощи субъектов содействия (преподавателей). Затем при освоении содержания ряда дисциплин он осуществляет самодиагностику и выявляет проблемы, возникающие в ходе осуществления самоуправления. После анализа вариантов решения данной проблемы осуществляется выбор оптимального и проектируются, а затем осуществляются действия по совершенствованию процесса самоуправления осуществляемой деятельностью, которые заканчиваются осмыслением имеющегося опыта самоуправления деятельностью. Субъекты содействия формированию компетенций самоуправления оказывают учащемуся информационную (знакомят, обращают внимание, разъясняют и др.), эмоциональную (ободряют, поддерживают) и организационную (консультируют, включают в соответствующую деятельность) помощь.

Таким образом, самоуправление является важнейшей характеристикой личности и реализуется во всех формах активности личности как намеренное, осознанное, планомерное, саморегулируемое изменение человеком своего поведения, деятельности, общения, отношений.

Модель целостного процесса самоуправления включает восемь уровней: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, планирование, принятие решения, критерии оценки, контроль, коррекция. Существует взаимосвязь между уровнем сформированности системы самоуправления и стилем самоуправления личности. На формирование самоуправления личности важное влияние оказывают объективные и субъективные факторы: социальная среда, семья, различные организации, воспитание, образование и т.д.

    1. Аспекты самовоспитания и творческого самовоспитания личности

1.2. Определение  самовоспитания 

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь – ты мужчина», «Не пачкайся – ведь ты девочка» и т.п., ребенок получает эталоны «хорошего - плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание – лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

В процессе воспитания необходимо побудить личность к осуществлению самовоспитания.

Человек активен уже с первых дней, рождаясь со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных личностью целей, программ действий, контроля за выполнением программ, оценки полученных результатов, самокоррекции.

К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Личность не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий, формируя внутреннюю позицию к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.

Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а также вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают под влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.

С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.

Из этого следует – и это необходимо подчеркнуть, - что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей.

1.3. Самовоспитание – высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания.

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям: трудолюбие; творческое отношение к труду; высокая культура поведения.

Работа по нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

В младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.

Существуют правила, способствующие самовоспитанию:

Пять “надо”:

1. Всегда помогать родителям.

2. Выполнять требования  учителей учиться добросовестно.

3. Быть честным.

4. Подчинять личные интересы  коллективным.

5. Всегда и всюду проявлять  добросовестность.

 Пять “можно”:

1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.

2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел  сам.

3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !

4. Учиться у других, если  они лучше тебя трудятся.

5. Спрашивать, если не  знаешь, просить помочь, если не  справляешься сам.

 Это нужно тебе самому!

1. Быть честным! Сила человека  в правде, слабость его - ложь.

2. Быть трудолюбивым! Не  бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст  успех, из поражений выкует победу.

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо  относиться, если ты к другим  хорошо относишься.

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной  водой каждый день, следи за  чистотой рук, час в день выделяй  на прогулки и еще час отдай  труду или спорту.

5. Быть внимательным, тренировать  внимание! Хорошее внимание оберегает  от ошибок в учении и неудач  в игре, труде, спорте.

 Этого делать нельзя!

1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

2. Грубить и драться  со сверстниками, обижать младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить мимо, когда  рядом обижают малыша, издеваются  над товарищем, нагло лгут в  глаза честным людям.

5. Критиковать других, если  сам страдаешь подобным же  недостатком.

 Пять “хорошо”:

1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить  из себя по пустякам)

2. Планировать каждый  свой день.

3. Оценивать свои поступки.

4. Сначала думать, а потом  делать.

5. Браться вначале за  самые трудные дела.

В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.

Что дает человеку знание самого себя?

1.Объективно оценить  себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели  жизни.

2.Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.

3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.

4.Не претендовать на  особое внимание к себе со  стороны окружающих; скромность  и достоинство - показатели объективной  самооценки.

5. Искать причины неприятности  в себе, а не в других.

Этапы процесса самовоспитания

В основе самовоспитания лежит разработанный физиологом П.К. Анохиным принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, тех улучшений и усовершенствований, которые он стремится внести свое личностное саморазвитие. Когда такая «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий.

Информация о работе Самоуправление и творческое самовоспитание личности в ученическом коллективе