Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 17:24, курсовая работа
Самоуправление и творческое самовоспитание личности зависит от комплекса средств, которые обеспечивали бы выбор им сферы применения своих задатков и способностей. Поиск таких средств осуществляется как в педагогической теории, так и в педагогической практике.
На процесс самоуправления и творческого самовоспитания личностиоказывают влияние множество факторов, среди которых важнейшими являются семья, школа, дополнительное образование, детские сообщества и др.
Представляется целесообразным оказывать содействие ученикам в формировании компетенций самоуправления, начиная с первых дней их учебы в образовательном учреждении. Одной из форм такого содействия может являться разработка рекомендаций по самоуправлению, а также работа классных руководителей по ориентированию учащихся на освоение данных рекомендаций, что предполагает осуществление таких действий, как знакомить, обращать внимание, направлять, помогать, поддерживать, активизировать и др.
Представляется целесообразным внести в содержание рекомендаций по самоуправлению личными ресурсами учащегося также раздел «Здоровый образ жизни – основа плодотворной деятельности».
Здоровье – многоаспектное интегративное понятие. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это отсутствие болезней в сочетании с состоянием полного физического, психического и социального благополучия10. Следовательно, все направления внеучебной воспитательной работы образовательного учреждения профессионального образования (мероприятия, ориентирующие на ЗОЖ, организация творчества и досуга, организация физкультурно-спортивного движения, нравственно-патриотическое воспитание, правовое воспитание и др.) «работают» на формирование одного из компонентов здоровья (физического, психического или социального).
В ходе обучения учащийся получает возможность системно оценить собственный психологический ресурс (в том числе мотивацию и развитие волевых качеств), выявить свои сильные и слабые стороны, чтобы (насколько это возможно) развить одни качества и уменьшить негативные проявления других, чтобы сформировать и сформулировать собственные цели, спроектировать собственную стратегию планирования и осуществления учебно-исследовательской и профессиональной деятельности, внести возможные изменения в стиль поведения и способ мышления.
Для развития такого элемента личностного ресурса, как психологический, большое значение имеет превращение в компетенции самоуправления рекомендаций по совершенствованию внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, воли, управлению собственным психическим состоянием.
Процесс формирования компетенций самоуправления включает следующие этапы. Первоначально учащийся знакомится с рекомендациями по совершенствованию процесса самоуправления и осваивает их при помощи субъектов содействия (преподавателей). Затем при освоении содержания ряда дисциплин он осуществляет самодиагностику и выявляет проблемы, возникающие в ходе осуществления самоуправления. После анализа вариантов решения данной проблемы осуществляется выбор оптимального и проектируются, а затем осуществляются действия по совершенствованию процесса самоуправления осуществляемой деятельностью, которые заканчиваются осмыслением имеющегося опыта самоуправления деятельностью. Субъекты содействия формированию компетенций самоуправления оказывают учащемуся информационную (знакомят, обращают внимание, разъясняют и др.), эмоциональную (ободряют, поддерживают) и организационную (консультируют, включают в соответствующую деятельность) помощь.
Таким образом, самоуправление является важнейшей характеристикой личности и реализуется во всех формах активности личности как намеренное, осознанное, планомерное, саморегулируемое изменение человеком своего поведения, деятельности, общения, отношений.
Модель целостного процесса самоуправления включает восемь уровней: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, планирование, принятие решения, критерии оценки, контроль, коррекция. Существует взаимосвязь между уровнем сформированности системы самоуправления и стилем самоуправления личности. На формирование самоуправления личности важное влияние оказывают объективные и субъективные факторы: социальная среда, семья, различные организации, воспитание, образование и т.д.
1.2. Определение самовоспитания
Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.
Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь – ты мужчина», «Не пачкайся – ведь ты девочка» и т.п., ребенок получает эталоны «хорошего - плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.
В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание – лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.
В процессе воспитания необходимо побудить личность к осуществлению самовоспитания.
Человек активен уже с первых дней, рождаясь со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.
Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных личностью целей, программ действий, контроля за выполнением программ, оценки полученных результатов, самокоррекции.
К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.
Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Личность не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий, формируя внутреннюю позицию к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.
Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а также вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают под влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.
С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.
Из этого следует – и это необходимо подчеркнуть, - что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей.
1.3. Самовоспитание – высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания.
В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям: трудолюбие; творческое отношение к труду; высокая культура поведения.
Работа по нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).
В младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.
Существуют правила, способствующие самовоспитанию:
Пять “надо”:
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования
учителей учиться
3. Быть честным.
4. Подчинять личные интересы коллективным.
5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.
Пять “можно”:
1. Веселиться и играть,
когда работа сделана на “
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Это нужно тебе самому!
1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.
3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.
4. Быть здоровым и чистоплотным!
Занимайся утренней
5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Этого делать нельзя!
1. Учиться без старания, лениво и безответственно.
2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.
3. Терпеть у себя недостатки,
иначе они тебя самого
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.
5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.
Пять “хорошо”:
1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)
2. Планировать каждый свой день.
3. Оценивать свои поступки.
4. Сначала думать, а потом делать.
5. Браться вначале за самые трудные дела.
В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.
Что дает человеку знание самого себя?
1.Объективно оценить
себя, свои возможности и
2.Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.
3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.
4.Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.
5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.
Этапы процесса самовоспитания
В основе самовоспитания лежит разработанный физиологом П.К. Анохиным принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, тех улучшений и усовершенствований, которые он стремится внести свое личностное саморазвитие. Когда такая «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий.
Информация о работе Самоуправление и творческое самовоспитание личности в ученическом коллективе