Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 21:41, курсовая работа
Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.
Введение………………………………………………………………….3-5
Методы изучения семейного физического воспитания……….6-13
Изучение и обобщение опыта семейного физического
воспитания в дошкольном учреждении…………………………………….14-18
Заключение…………………………………………………………….19-20
Список использованных источников………………………………...21-23
Практическая часть………………………………………………...….24-45
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
воспитания в дошкольном учреждении…………………………………….14-18
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………...21-23
Практическая часть………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.
Следовательно, спорт есть
деятельность, которая служит интересам
общества, реализуя воспитательную, подготовительную
и коммуникативную функции, но не
является постоянной специальностью (профессией)
человека. Это наиболее ярко выражается
в детском спорте, поскольку спортивная
деятельность учеников является внеучебной,
не предусмотренной
Как мы видим, физическое воспитание
и спорт тесно взаимосвязано
с другими сторонами
В спорте представлены практически
все виды человеческой деятельности:
познавательная, ценностно-ориентационная,
общение и т.д. Поэтому в процессе
физического воспитания можно активно
формировать сознание и поведение
людей в нужном направлении.
В процессе спортивных занятий осуществляется умственное воспитание
участников. Каким же образом это происходит?
Здесь имеют быть место две связи: непосредственная
и опосредованная.
Непосредственная связь
заключается в том, что в ходе
физического воспитания осуществляется
прямое воздействие на развитие интеллектуальных
качеств занимающихся. В процессе
занятия спортивными
Опосредованная связь спорта с умственным развитием личности состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Занятие спортом зачастую используется как средство для снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.
В процессе занятия спортом также происходит нравственное развитие занимающихся. Оно направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика - стержневая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, господствующей в обществе. Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других.
Так укрепляется воля, вырабатывается
дисциплинированность, формируется
привычка к соблюдению норм нравственного
поведения. В играх и спортивных
соревнованиях заключены
Цель курсовой работы: повышение компетентности родителей в области физического воспитания дошкольников.
Для того чтобы раскрыть суть поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования: физическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования: компетентность родителей в области физического воспитания дошкольников.
Гипотеза: родители являются главными действующими лицами в процессе физического воспитания дошкольников.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование; эмпирические - наблюдение, фиксация, беседа.
1.1 Методы изучения семейного физического воспитания
Основу методов физического воспитания составляет регулирование нагрузок и их гармоничное, продуманное сочетание с отдыхом.
Активизация психических и физических сил ребенка и отдых после нагрузок ускоряют восстановительные процессы, повышают работоспособность. В физическом воспитании широко используется переключение ребенка с одного вида деятельности на другой, от физической нагрузки к умственной. При этом педагог должен следить за расходованием физических и психических сил ребенка, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от этого применять в обучении общедидактические наглядные, вербальные (словесные) и практические методы. [1, с. 89]
В развитии личности ребенка важную роль играет усвоение им накопленного человечеством опыта: знаний, способов деятельности и т.д. Усвоению ребенком двигательного опыта и качественному его развитию способствуют следующие методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного обучения, формирования (развития) творчества.
Информационно-рецептивный метод характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка. В этом совместном процессе он позволяет комплексно использовать различные способы обучения; воспитателю четко, конкретно, образно донести знания, а ребенку — осознанно их запомнить и усвоить.
Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает репродуктивный метод (т. е. воспроизведение способов деятельности). Воспитатель, реализуя этот метод, продумывает систему физических упражнений на воспроизведение известных ребенку движений, которые сформировались в процессе применения им информационно-рецептивного метода. Упражняясь в двигательных действиях, ребенок уточняет и воспроизводит их по данному образцу. Упражнения в движении, для повышения интереса к ним, целесообразно варьировать. [2, с. 56]
Репродуктивный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать и варьировать их в разнообразных ситуациях.
Метод проблемного обучения рассматривается как элемент, составная часть целостной системы обучения. Обучение, в котором отсутствует в качестве составной части проблемное обучение, нельзя считать полноценным. Система обучения, построенная только на восприятии ребенком готовых знаний, не может научить его мыслить, развить до необходимого уровня его способности к творческой деятельности.
В основе проблемного обучения лежат законы развития человеческого мышления. Выдающийся психолог и философ С.Л. Рубинштейн (1889—1960) отмечал, что начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. [2, с. 67]
Мыслить ребенок начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Исследования последних лет раскрыли сущность и учебно-воспитательные функции проблемного обучения. Важнейшая особенность его в том, что перед ребенком ставится проблема для самостоятельного решения. Осуществляя поиски решения тех или иных двигательных задач, он сам добывает знания. Знания, добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее закрепляются в памяти.
Постановка соответствующей проблемы и ее решение ребенком способствуют не только сознательному усвоению движения, но и развивают умственные способности, учат мыслить самостоятельно.
Решение ребенком посильных проблем в подвижных играх и упражнениях рождает веру в свои силы. Он переживает радость самостоятельных маленьких «открытий». Внесение проблемных ситуаций в двигательную деятельность детей делает обучение более интересным и увлекательным. Обучение ребенка, усвоение им знаний создают предпосылки для творчества. В многогранном процессе обучения этому отводится значительное место, поскольку глубокое усвоение знаний возможно только при творческой их переработке. Продуманное, целенаправленное использование педагогом методов и приемов обучения способствует развитию творчества. Оно проявляется уже в младшем возрасте. [21, с. 89]
В сюжетных подвижных играх, имитационных упражнениях ребенок, воплощаясь в игровой образ (птички, зайчика, медведя и т.д.), проявляет фантазию, воображение. У него уточняются представления, которые подкрепляются игровыми действиями, при этом развивается их творчески исполнительский характер. На протяжении дошкольного детства ребенок приобретает способность осуществлять творческие замыслы, придумывать комбинации движений, выполнение которых предполагает не только индивидуальные, но и коллективные действия. В старшем дошкольном возрасте ребенок придумывает варианты подвижных игр, учится их организовывать, сочиняет свои новые игры. Реализации творческих замыслов способствует метод творческих заданий. Педагог предлагает ребенку придумать определенные физические упражнения. Он выполняет их один, с группой, в колонне, шеренге, с предметами и без них. При этом, придумывая игровые сюжеты, ребенок приобретает умение реализовать свой замысел.
В теории физического воспитания используются также специфические методы: [3, с. 87]
Рассмотрим особенности каждого из этих методов.
Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:
Метод регламентации направлен
на обеспечение оптимальных
Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода — достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончание всего круга. [4, с. 98]
Используя метод круговой тренировки, рекомендуется:
Выделяются три способа упражнений с интервалами в круговой тренировке: