Для решения задач физического
воспитания детей дошкольного возраста
используются: гигиенические факторы,
естественные силы природы, физические
упражнения и другие методы. Полноценное
физическое воспитание достигается
при комплексном применении всех
средств, так как каждое из них
по-разному влияет на организм человека.
Гигиенические факторы (режим
занятий, отдыха, питания, сна и т.д.)
составляет обязательное условие для
решения задач физического воспитания.
Они повышают эффективность воздействия
физических упражнений на организм занимающихся.
Например, занятие физическими упражнениями
лучше содействует развитию костной
и мышечной системы. Чистота помещений,
физкультурного инвентаря, игрушек, одежды,
обуви служат профилактикой заболеваний.
Гигиенические факторы имеют
и самостоятельное значение: они
способствуют нормальной работе всех
органов и систем. Соблюдение твердого
режима дня приучает к организованности,
дисциплинированности и т.д. [16, с. 34]
Естественные силы природы
(солнце, воздух, вода) усиливает положительное
влияние физических упражнений на организм,
и повышают работоспособность человека.
В процессе занятий физическими
упражнениями на воздухе при солнечных
излучениях или в воде (плавание)
возникает положительные эмоции,
повышаются функциональные возможности
отдельных органов и систем организма
(больше потребляется кислорода, усиливается
обмен веществ и т.д.).
Для разностороннего влияния
на организм следует принимать, целесообразно
сочетая, все естественные силы природы
[20; c.68].
Следовательно, можно полагать,
что физические упражнения используются
для решения задач физического воспитания,
т.е. значительно повысят уровень и темп
развития детей. [17, с. 90]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В теоретической части работы, на
основе изучения специальной литературы
в теоретической части работы
мы рассмотрели, выявили и охарактеризовали:
- место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста;
- систему физического воспитания: цели, задачи, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях;
- совместные подходы к установлению взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка;
- формы взаимодействия инструктора физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм.
В результате сделаны следующие
выводы.
Формирование здоровья детей,
полноценное развитие их организма
- одна из основных проблем в современном
обществе. В период дошкольного детства
у ребенка закладываются основы
здоровья, всесторонней физической подготовленности
и гармонического физического развития.
Огромную потребность
в движении дети обычно стремятся
удовлетворить в играх. Подвижные
игры - это сознательная активная деятельность
ребенка, характеризующаяся точным и своевременным
выполнением заданием связанных с обязательным
для всех правилом.
Значение такой игры в
том, что развивается внимание в
движение, ориентировка в пространстве,
скорость, координация, совершенствуются
такие физические качества как быстрота
и ловкость. Во время подвижных игр
с бегом у детей совершенствуются движения,
развиваются такие качества, как инициатива
и самостоятельность, уверенность и настойчивость.
В общей системе образовательной
работы ДОУ физическое воспитание детей
дошкольного возраста занимает особое
место. Именно в дошкольном детстве
в результате целенаправленного педагогического
воздействия укрепляется здоровье ребенка,
происходит тренировка физиологических
функций организма, интенсивно развиваются
движения, двигательные навыки и физические
качества, необходимые для всестороннего
гармоничного развития личности.
В этом аспекте, подвижные
игры выступают как эффективное
средство физической подготовленности.
Целенаправленное, методически-продуманное
руководство подвижной игрой
значительно совершенствует, активизирует
деятельность детей. Развитие двигательного
творчества формирует пытливый ум ребенка,
заряжает его весельем, радостью, формирует
стремление быть здоровым и крепким,
готовым к решению сложных
задач.
Взаимодействие ДОУ с семьей
в интересах развития игровой
деятельности у детей в настоящее время
является одной из самых актуальных тем.
Поэтому использование различных форм
работы с ДОУ с родителями необходимы,
т.к. в результате:
- повышается ответственность родителей за воспитание детей в семье;
- постоянно совершенствуются знания родителей;
- создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми.
Обучение родителей навыкам
совместного занятия с детьми
подвижными играми является хорошим
средством их успешного взаимодействия.
Совместные игры родителей с детьми
значительно укрепляют их взаимопонимание,
разнообразят общение.
Таким образом, результаты наших
исследований подтверждают выдвинутую
в начале исследования гипотезу о
том, что активное взаимодействие семьи
и инструктора физического воспитания
ДОУ по обучению детей старшего дошкольного
возраста подвижным играм содействует
процессу правильного физического
развития ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Богина, Т.Л. - Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие / Т.Л.Богина. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. - 112 с.
- Глазырина, Л.Д. - Физическая культура дошкольникам: Программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 342с.
- Давыдова, О.И. - Работа с родителями в детском саду / О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
- Доронова, Т.Н. - Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С.63.
- Евдокимова, Е.С. - Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С.Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
- Жуков, М.Н. - Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов / М.Н.Жуков. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – 160 с.
- Зайцев, А.А. - Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / А.А.Зайцев, Е.В.Конеева, Н.К.Полещук и др. / Калининград: Калинингр. ун-т., 1997. - 71 с.
- Зверева, О.Л. - Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
- Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. / Авт. сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина. – М.: АРКТИ, 2001. – 80 с.
- Каштанова, Г.В. - Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников // Практическое пособие / Г.В.Каштанова, Е.Г.Мамаева. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.
- Квашук, П.В. - Технологии определения двигательной подготовленности и физического состояния детей и подростков. Методическое пособие / П.В.Квашук, Г.Н.Семаева. - М.: Де-Ново, 2004. – 35 с.
- Кожухова, Н.Н. - Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М.Самодурова; Под ред. С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
- Коровина, Л.М. - Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнования и творческих заданий / Л.М.Коровина; под ред. А.В.Кенеман, М.Ю.Кистяковой, Т.И.Осокиной. – М.: Наука, 1999. – 176 с.
- Кузнецова, М. - Современные пути оздоровления дошкольников / М.Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №11.
- Куликова, Т.А. - Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А.Куликова. – М.: Академия, 1999. – 232 с.
- Максаков, А. - Учите играя / А.Максаков, Т.Тумакова. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
- Маханева, М. - Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе / М.Маханева. - М.: АРКТИ, 2004. – 263 с.
- Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А.Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н.Бойнович. – СПб.: Акцидент, 1998. – 32 с.
- Пензулаева, Л.И. - Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И.Пензулаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 157 с.
- Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт.-сост. И.А.Дядюнова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 32 с.
- Рукова, М. - Особенности организации занятий по физкультуре / М.Рукова // Дошкольное воспитание. – 2002. - №9.
- Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / Сост. С.С.Бычкова. – М.: АРКТИ, 2002. – 64 с.
- Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / под ред. С.О.Филипповой. – СПб.: Детство-Пресс – 2005. – 416 с.
- Степаненкова, Э.Я. - Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников / Э.Я.Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
- Степаненкова, Э.Я. - Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников / Э.Я.Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 1995.– № 12. – с.23–25.
- Страковская, В.Л. - 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994. – 288 с.
- Утробина, К. - Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. - М.: ГНОМ, 2004. – 103 с.
- Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.О.Филипповой. – М.: Академия, 2007.– 224 с.
- Шарманова, С.Б. - Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика / С.Б.Шарманова. - Челябинск, 2001. - С. 113-122.
- Шебеко, В.Н. - Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие / В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.В.Шишкина. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
Приобщение дошкольников
к физической культуре, спорту в тесном
сотрудничестве с семьей
Цель: Создание условий для
решения проблемы приобщения детей к физической
культуре, спорту в тесном сотрудничестве
с семьей. Обогащение практического опыта
и отработка навыков в проектировании
педагогической деятельности. Совершенствование
качества работы педагогов при взаимодействии
с родителями.
Развитие экспертно-аналитических
умений (креативность и критическое
мышление).
Формирование позитивного
отношения к проектной деятельности
(инициатива, энтузиазм, обязательность
в выполнении работы в соответствии
с установленным планом, графиком).
Задачи:
- формировать умение свободно ориентироваться в проблеме и представлять свою педагогическую идею в виде проекта;
- развивать презентативные и рефлексивные умения педагогов;
- активизировать творческое мышление и способности педагогов;
- тренировать педагогов в поиске идей, решений, необходимых для дальнейшей работы;
- создавать предпосылки для творческого использования и внедрения передового опыта;
- поддерживать благоприятный, комфортный микроклимат в коллективе;
- обучать педагогов умению презентовать себя и свою работу;
- развивать коммуникативные способности в налаживании делового и неформального общения с коллегами и родителями.
Методы:
- Метод игрового проектирования.
- Анализ опыта разработки и реализации проекта.
- Метод экспертных оценок.
Предварительная работа:
- Анкетирование педагогов.
- Оказание методической помощи педагогам в разработке и реализации проекта.
- Изучение методологических основ использования интерактивных методов обучения педагогов.
- Составление списка литературы по формированию педагогической компетентности воспитателей.
Подготовка:
- Тема объявлена за 1,5 месяца до игры. Педагоги от имени своей группы выдвигают идею по приобщению дошкольников к физической культуре, спорту в тесном сотрудничестве с семьей.
- Генерация идей.
- Анализ идей.
- Глубокая обработка, шлифовка идей.
- Реализация идеи в виде проектной деятельности с детьми и родителями.
- Рефлексия совместной деятельности детей, педагогов, родителей
- Подготовка презентации проекта-идеи на Аукционе.
- Задание для педагогов: представить итоги проекта в виде специального стенда, методических материалов, рекомендаций, фото- или видеорепортажей и т.п.
Оборудование и реквизит:
На стене крупный рисунок
играющих мячами дам-воспитателей.
Молоток аукциониста, “черный
ящик” с призами, 2 подноса, личные
карточки, мольберты, столы для расположения
проектных стендов, музыкальный
центр, телевизор, DVD.
Содержание.
- Выступление ведущего-заместителя заведующей по воспитательной и методической работе (ВМР).
- Аукцион - презентация проектов, разработанных группами в рамках тематического пространства “Приобщение дошкольников к физической культуре, спорту в тесном сотрудничестве с семьей”:
- Ответы на вопросы коллег.
- Пояснения выступающего по замечаниям.
- Оценка проекта – торги.
- Заключение.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Аукционист занимает свое
место и звонит в колокольчик.
Под музыку входят участники аукциона,
рассаживаются.
Примерная речь ведущего.
Итак, уважаемые коллеги,
сегодня мы продолжим обсуждение
решений годовой задачи, направленной
на формирование физической культуры
и мотивации к здоровому образу
жизни у детей и их родителей.
Взаимодействие с семьей в этом направлении
всегда было актуальным для нас, а
в Год семьи особенно, когда
значительно изменилась политика нашего
государства в отношении приобщения
как можно большего количества населения
страны к занятиям физкультурой и
сортом.