V раздел - Создание условий
организации оздоровительных режимов
для детей.
- Организация режима дня ребёнка в соответствии с особенностями индивидуально складывающегося биоритмологического профиля.
- Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи (желательно четырёхразовое), укладывание на дневной и ночной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима – динамические.
- Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
- Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей. Его длительность определяется не возрастом, а индивидуальным проявлением деятельности ряда структур головного мозга.
- Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями, поэтому в д/саду должно быть четыре сезонных режима дня с постепенными переходами от одного к другому. Основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования, двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.
- Санитарно-просветительная работа с сотрудниками и родителями.
Работа с родителями.
Одним из основных направлений
по формированию физически и психически
здорового ребёнка является работа
с родителями.
Если мы хотим вырастить
нравственно и физически здоровое
поколение, то должны решать эту проблему
“всем миром”: семья, д/сад, общественность.
Для себя мы определили следующие
задачи работы с родителями:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
- Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
- Установка родителей на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребёнка.
- Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, через психологические тренинги, консультации, семинары.
- Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
- Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Использовать следующие
формы работы с родителями:
- Проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций.
- Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
- Дни открытых дверей.
- Экскурсии по д/саду для вновь прибывших.
- Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших).
- Совместные занятия для детей и родителей.
- Круглые столы с привлечением специалистов д/сада (логопеда, инструктора по физическому воспитанию, инструктора по плаванию, психолога, медицинскую сестру, врача).
- Родительский всеобуч: клуб “Здоровье”.
- Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями
использовать план изучения семьи:
- Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношение родителей к детям, стиль общения).
- Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т. п.).
- Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
- Социальный статус отца, матери в семье; степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка.
- Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребёнка, адекватность оценок своего поведения.
Методы, используемые
педагогами в работе:
- Анкета для родителей.
- Беседы с родителями.
- Беседы с ребёнком.
- Наблюдение за ребёнком.
- Изучение рисунков на тему: “Наша семья” и их обсуждение с детьми.
- Посещение семьи ребёнка.
С целью улучшения профилактической
работы рекомендуется провести с
родителями цикл бесед, лекций на ряд
тем, в том числе:
- Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
- Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
- Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
- Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхолёгочной системы.
- Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
- Плавание – крепость здоровья.
- Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
- О питании дошкольников.
- Особенности физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.
- Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
- Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
- Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и влияние их на здоровье детей.
- Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка.
План на ближайшие
3 – 4 года:
- Продолжить проведение совместных мероприятий: “дней здоровья”, туристических походов, праздников, субботников.
- Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров-практикумов “Давайте узнавать малыша вместе”, с привлечением специалистов.
- Организовать новую форму работы с родителями “Что умею сам – научу детей”, как дни семейных увлечений в вечернее время.
- Посещение родителями занятий по валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни.
- Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс по программе “Школа – 2100”: консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.