Сформированность словарных компетенций детей 6-7 лет с ОНР III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. А это значит, что у детей нарушено формирование всех компонентов речи, в том числе, и словаря. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50 – 60 годах XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Правильное понимание системы общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 170.07 Кб (Скачать файл)

К четырем годам словарь увеличивается до 1600 слов, но дети затрудняются при названии многих предметов обихода (посуды, мебели и тюпю). Детей знакомят с назначением предметов, особенностями строения, учат различать материалы (глина, бумага, ткань), вычленять их качества и свойства (мягкий, твердый, тонкий; рвётся, ломается). Воспитывают умение ориентироваться в пространстве и времени (вперёд, назад, вечер, утро, сначала и др.).

   На 5-ом году жизни  дети учатся группировать предметы  по назначению (игрушки, одежда, мебель  и т.п.). Постепенно он продолжает  усваивать все более трудные  слова и грамматические закономерности, в связи с чем расширяется употребление и более сложных предложений.

В возрасте 5-6 лет ребенок усваивает типы склонений, спряжений. Все грамматические формы становятся более устойчивыми и четко разграниченными.

Ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

 

1.3. Особенности  словарного запаса у детей  дошкольного возраста с ОНР

Словарный запас дошкольников с ОНР характеризуется рядом особенностей, таких, как: ограниченность лексики; резкое расхождение объема активного и пассивного словаря; неточное употребление слов; многочисленные вербальные парафразии; несформированность семантических полей; дисгармоничное развитие морфологической и синтаксической систем языка; затруднения в выборе грамматических средств для выражения мыслей; морфологические аграмматизмы [9].

В работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т. Б Филичевой [15] подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей является значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом.

Одно из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения[27].

Бедность словаря проявляется в названии ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова обобщенного значения и слова, обозначающие оценку, состояния, качества и признак предмета. Слова употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений. Нарушения актуализации словаря проявляются в искажениях звуковой структуры слова. Отмечается задержка формирования семантических полей [5]

Для детей с ОНР характерной является вариативность лексических замен, что свидетельствует большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова.

У детей с ОНР, в отличие от нормы, процесс поиска слова осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизировано. Вербальные парафазии обусловлены недостаточной сформированностью семантических полей, структуры одного семантического поля, выделения его ядра и периферии.

Нарушения актуализации словаря дошкольников у детей с ОНР проявляются в искажениях звуковой структуры слова. Нарушения развития лексики проявляются и в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов [21].

Для самостоятельного называния подбираются картинки, содержащие предметы, действия, качества, встречающиеся в обиходе часто и сравнительно редко, но в большинстве случаев известные детям. Кроме того, в наборе наглядного материала представлены изображения целого предмета и его частей, а также картинки, названия которых отличаются фонетической и семантической близостью [24].

На основании анализа характера вербальных ассоциаций у дошкольников 5-8 лет Н.В.Серебряковой выделены следующие этапы организации семантических полей:

Первый этап - несформированность семантических полей. Ребёнок опирается на чувственное восприятие окружающей ситуации. Значение слова включается в значение словосочетаний. Большое место занимают синтагматические ассоциации («кошка - мяукает»).

Второй этап - усваивает смысловые связи слов, отличающихся друг от друга по семантике, но имеющих ситуативную, образную связь («дом -крыша», «высоко - башня»). Семантическое поле ещё структурно не оформлено.

Третий этап - формируются понятия, процессы, классификации. Образуются связи между словами, семантически близкими, которые отличаются лишь одним дифференциальным семантическим признаком, что проявляется в преобладании парадигматических ассоциаций («овощ -помидор», «высоко — низко»).

Н.В.Серебрякова выявила особенности лексики: ограниченность объёма словаря, особенно предикативного; большое количество замен особенно по семантическому признаку, указывающих на несформированность семантических полей, на недостаточность выделения дифференциальных признаков значений слов; незнание или неточное употребление многих общеупотребительных слов обозначающих зрительно сходные предметы, части предметов, части тела; замены семантически близких слов; замена словообразовательными неологизмами; замена однокоренными словами и словами, сходными по артикуляции; большая степень немотивированности ассоциаций [20].

Таким образом, при ОНР наблюдается нарушение всей лексической стороны речи, особые трудности наблюдаются в качественном и количественном состоянии словаря. А также дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

 

 

1.4. Понятие о компетенциях. Словарные компетенции

 

Существуют различные трактовки понятия «компетенции». Одни авторы  утверждают, что понятие «компетенции» синонимично с понятием «компетентность» и обозначают действенность системы знаний. Другие авторы разводят эти понятия по разным основаниям.

По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты» [3].

 М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях». 

 А.М.Ароновым компетентность  определяется, как "готовность специалиста  включиться в определенную деятельность", П.Г.Щедровицким - как атрибут подготовки  к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).

 О.Е.Лебедев определяет  компетентность как «способность  действовать в ситуации неопределенности» [18].

 И.А.Зимней «компетентность  трактуется «как основывающийся  на знаниях, интеллектуально и  личностно обусловленный опыт  социально-профессиональной жизнедеятельности  человека»[16].

 Патриция Маршал (Marshall, Patricia) трактует понятие “компетенция» как  основная особенность человека, которая позволяет ему выполнять работу, исполнить социальную роль или действовать в определенной ситуации на высшем уровне.

Джейн Уэйтмен (Weightman, Jane) в своих работах говорит о том, что компетенции лежат в основе поведения. Они необходимы для достижения желаемого результата. Компетенции – это то, что мы можете продемонстрировать”. Это понятие показывает, как определить, оценить, разработать, достичь результата. Некоторые желаемые характеристики, или компетенции легко определить, измерить и разработать.  Однако, многие из них представляют в этом сложность. Но даже в этих проблемных областях очевидно, что деятельность одних людей эффективнее деятельности других. Компетенция занимается анализом причин, по которым деятельность человека становится более эффективной, и перечисляет все составляющие факторы[34].

А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения[34].

 Компетенция – включает  совокупность взаимосвязанных качеств  личности (знаний, умений, навыков, способов  деятельности), задаваемых по отношению  к определенному кругу предметов  и процессов, и необходимых для  качественной продуктивной деятельности  по отношению к ним.

 Компетентность –  владение, обладание человеком соответствующей  компетенцией, включающей его личностное  отношение к ней и предмету  деятельности.

В работах А.В. Хуторского выделено такое понятие как образовательные компетенции, которые включают в себя совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Он предлагает  трехуровневую иерархию компетенций:

1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум  предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание  и возможность формирования в  рамках учебных предметов.

 

Вывод по первой главе: Изучив литературу по проблеме сформированности словарных компетенций у детей с ОНР III уровня речевого развития 6-7 лет, мы не встретили достаточное количество исследований посвященных данной теме. Достаточно хорошо освящены такие  понятия как, характеристика уровней общего недоразвития речи, понятие о словаре и компетенциях, но такое понятие как словарные компетенции в исследованиях не уточняется.

Нами были установлены следующие понятия:

 Общее недоразвитие речи (ОНР) — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте

III уровень речевого развития  характеризуется наличием развернутой  фразовой речи с элементами  лексико-грамматического и фонетико-фонематического  недоразвития. Свободное общение  затруднено. Дети этого уровня  вступают в контакты с окружающими  только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих  соответствующие пояснения в  их речь.

Словарный запас — набор слов, которыми владеет человек. Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный. Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме.

Компетенции – это способность применения знаний, умений  и навыков в практической деятельности.

Исходя из этих определений, ними было сформулировано понятие «словарных компетенций». Словарные компетенции – это способность использования и применение, знаний, умений и навыков, накопленных о предметах окружающей действительности, их свойствах и действиях в практической, учебной и других видах деятельности.

 

Глава 2. Констатирующий эксперимент

 

Этапы работы над второй главой:

1. Выстраивание схемы  констатирующего эксперимента, на  основе анализа литературных  источников;

2. Подбор методов и  методик для проведения констатирующего  эксперимента;

3. Отбор и подготовка базы исследования;

4. Проведение исследования;

5. Работа и представление  рубрикации  второй главы;

6. Работа над выводами;

7. Представление чернового  варианта второй главы;

8. Окончательное оформление  второй главы.

 

2.1. Организация исследования

 

С целью экспериментального обоснования наличия у детей с общим недоразвитием речи особенностей развития словарных компетенций нами было организовано экспериментальное обследование, которое проводилось в ДОУ «Ёлочка» Тюменской области с. Юргинское. В эксперименте были задействованы 3 мальчика из подготовительной группы, имеющие заключение  ПМПК о наличии у них общего недоразвития речи (III уровень) с различной структурой речевого нарушения.

Обследование проводилось в логопедическом кабинете, индивидуально с каждым ребенком. Данные полученные при обследовании детей фиксировались в специально разработанные протоколы обследования (Приложение 1).

 

 

 

2.2. Методы исследования

 

Нами был обследован уровень активного и пассивного словарного запаса, уровень словарного запаса и самостоятельное использование слов.

Для обследования пассивного словарного запаса были использованы картинки из «Альбома для логопеда» О.Б. Иншаковой по таким лексическим темам как «музыкальные инструменты» и «обувь». Ребенку предлагалось из ряда картинок выбрать ту или иную картинку. В связи с этим, выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета, действия и признака. В ходе проведения констатирующего эксперимента испытуемым предлагался один и тот же наглядный материал. Картинки выкладывались в одной и той же последовательности. Предлагалось рассмотреть их и правильно показать [11].

Была дана следующая инструкция: «Я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку». Полученные результаты заносились в протокол обследования.

Таблица 1

Перечень слов по лексической теме «Музыкальные инструменты»

Информация о работе Сформированность словарных компетенций детей 6-7 лет с ОНР III уровня