Целью исследования было выявление
сформированности компонентов словарных
компетенций у детей 6-7 лет с ОНР III
уровня речевого развития.
Для решения задач исследования
было проведено экспериментальное исследование,
в котором приняли участие 3 мальчика
6-7 лет с ОНР III уровня речевого развития.
В ходе этого исследования были
выявлены следующие особенности сформированности
словарных компетенций:
- Уровень развития активного
и пассивного словарного запаса отличается количеством воспроизведенных
слов;
- Объем словарного запаса находится на среднем уровне;
- При составлении рассказа использовались
не распространенные предложения, в которых
есть существительное (подлежащее) и глагол
(сказуемое).
Данные полученные при проведении
методик на определение сформированности
компонентов словарных компетенций
позволили подтвердить то, что употребление
слов в экспрессивной речи, актуализация
словаря вызывают большие затруднения.
Дошкольники с ОНР не знают многих действий
предметов, не знают оттенки цветов, плохо
различают форму предметов.
Также нам удалось дать определение
понятию «словарных компетенций». Словарные
компетенции – это способность использования
и применение, знаний, умений и навыков,
накопленных о предметах окружающей действительности,
их свойствах и действиях в практической,
учебной и других видах деятельности.
Таким образом, это означает
необходимость дальнейшего изучения особенностей
словарных компетенций и дальнейшего
проведения исследования.
Список литературы
1. Андреев А. Знания или компетенции?//
Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11.
2. Белякова Л.И., Гаркуша
Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное
психолого-педагогическое исследование
дошкольников с общим недоразвитием речи
и нормально развитой речью. - М., 1991.
3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы
реализации компетентностного подхода
в образовании. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
4. Волкова Г.А. Методика
обследования нарушений речи
у детей. –– СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена,
1993. – 45 с.
5. Волосовец Т.В. Преодоление
ОНР дошкольников. - М., 2002. – с. 59.
6. . Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая
работа в дошкольных учреждениях
для детей с нарушениями речи.
М., 2001. - 128с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы
изучения детской речи. - М.: 1961.
8. Глухов В. П. Из опыта
логопедической работы по формированию
связной речи детей с ОНР
дошкольного возраста на занятиях
по обучению рассказыванию.//Дефектология,
1994, №2.
9. Гончарова В.А., Поварова И.А.
Нарушения письменной речи у младших школьников.
- Спб., 2008. – 220 с.
10. Деревянко Н.П., Лапп Е.А.
Формирование словарного запаса у дошкольников
с общим недоразвитием речи // Практическая
психология и логопедия №4, 2006. С.22-25.
11. Дмитриева Л.И. Формирование
словаря у учащихся специальных
(коррекционных) школ VIII вида (начальные
классы): Учебное пособие.- Московский
психолого-социальный институт, 2002, - 128с.
12. Дмитриев А.А. Специальная
(коррекционная) педагогика: учеб. пособие.
– М: Высшая школа, 2010. – 295 с.
13. Ефименкова Л.Н. Формирование
речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием
речи). Кн. для логопеда. —— 2-е изд., перераб.—М.:
Просвещение, 1985. — 112 с.
14. Жукова И. С. Преодоление
общего недоразвития речи у
детей. М., 1994.
15. Жукова Н.С., Мастюкова
Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников. М.,
1990. –238с.
16. Зимняя И.А. Ключевые
компетенции – новая парадигма
результата образования. http://quality.petrsu.ru/file.
17. Лалаева Р.И., Серебрякова
Н.В. Коррекция общего недоразвития речи
у дошкольников (формирование лексики
и грамматического строя). —— СПб.: СОЮЗ,
1999. — 160 с.
18. О.Е.Лебедев. Компетентностный
подход в образовании. - http://www.nekrasovspb.ru.
19. Левина Р.Е., Основы теории
и практики логопедии.//Под ред.
Левиной Р.Е. М., 2001.
20. Логинова В.И. Формирование
словаря /Развитие речи детей
дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.
Сохина. - М., 1984.
21. Лопатина Л.В., Серебрякова
Н.В. Преодоление речевых нарушений
у дошкольников (коррекция стертой
дизартрии). - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена,
"Союз", 2001.
22. Макарова Н.В. Речь ребенка
от рождения до 5 лет. - СПб.: КАРО,
2004.
23. Нищева Н. В. Система коррекционной
работы в логопедических группах для детей
с ОНР. СПб., 2001.
24. Парамонова Л.Г., Серебрякова
Н.В. Изучение и коррекция речевых
расстройств. Межвузовский сборник
научных трудов. - Л., 1986.
25. . Преснова О.В. Логопедические
занятия в подготовительной группе для
детей с ОНР.// «Воспитание и обучение детей
с нарушениями развития».- 2003.- №3.
26. Сазонова С.Н. Развитие речи
дошкольников с общим недоразвитием речи
(комплексный подход): Учеб. пособие для
студ. высш. учебных заведений.- М.: Издательский
центр «Академия», 2003. – 144 с.
27. Спирова Л.Ф., Ястребова
А.В. Обследование лексического и грамматического
строя речи // Методы обследования нарушений
речи у детей. - М., 1982.
28. Л.О. Филатова. Компетентностный
подход к построению содержания обучения
как фактор развития преемственности
школьного и вузовского образования//Дополнительное
образование.-2005.-№7.-С.9-11.
29. Филимонова О.Ю. Развитие
словаря дошкольника в играх.
- СПб., "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007.
30. Филичева Т.Б., Туманова
Т.В. Дети с общим недоразвитием
речи. М., 2000.
31. Филичева Т.Б. Особенности
формирования речи у детей
дошкольного возраста.- М. , 2000. – 314 с.
32. Филичева Т.Б., Чиркина
Г.В. Психолого-педагогические основы
коррекции общего недоразвития
речи у детей дошкольного возраста
// Дефектология №4, 1985. С.12-15.
33. Филичева Т.Б., Туманова
Т.В. Психолого-педагогическая характеристика
детей с общим недоразвитием
речи// Логопедия.-2006 №2(12).-С. 57-58.
34. А.В.Хуторской. Определение
обще предметного содержания
и ключевых компетенций как
характеристика нового подхода
к конструированию образовательных
стандартов". - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
35. Шашкина Г.Р., Зернова
Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа
с дошкольниками. - М., 2003.
Приложение
Приложение 1
Протокол обследования
Пассивный словарь
Скрипка |
|
Гитара |
|
Гармошка |
|
Пианино |
|
Ботинки |
|
Сапоги |
|
Барабан |
|
Валенки |
|
Балалайка |
|
Туфли
|
|
Сапоги |
|
Кеды |
|
Активный словарь
Брюки |
|
Носки |
|
Пиджак |
|
Футболка |
|
Платье |
|
Юбка |
|
Куртка |
|
Мяч |
|
Скакалка |
|
Гиря |
|
Коньки |
|
Лыжи |
|
Ракетки |
|
Уровень словарного запаса
(назови предметы которые
относятся к…)
Мебель:
Цветы:
Игрушки:
Составь
рассказ по картинке
Приложение 2
Результаты обследования Стаса
Х.
Пассивный словарь
Скрипка |
+ |
Гитара |
+ |
Гармошка |
+ |
Пианино |
+ |
Ботинки |
+ |
Сапоги |
+ |
Барабан |
+ |
Валенки |
+ |
Балалайка |
+ |
Туфли
|
+ |
Сапоги |
+ |
Кеды |
+ |
Активный словарь
Брюки |
+ |
Носки |
+ |
Пиджак |
+ |
Футболка |
+ |
Платье |
+ |
юбка |
+ |
Куртка |
+ |
Мяч |
+ |
Скакалка |
+ |
Гиря |
+ |
Коньки |
+ |
Лыжи |
+ |
Ракетки |
+ |
Уровень словарного запаса
(назови предметы которые
относятся к…)
Мебель: шкаф, комод, стол, стул.
Цветы: одуванчик, ромашка, семицветик.
Игрушки: машинка, кукла, матрешка, пирамидка.
Составь
рассказ по картинке: Мальчики смотрят на ежика.
Мальчики несут ёжика. Кормят молоком.
Приложение 3
Результаты обследования Артема
А.
Пассивный словарь
Скрипка |
+ |
Гитара |
+ |
Гармошка |
+ |
Пианино |
+ |
Ботинки |
+ |
Сапоги |
+ |
Барабан |
+ |
Валенки |
+ |
Балалайка |
+ |
Туфли
|
+ |
Сапоги |
+ |
Кеды |
+ |
Активный словарь
Брюки |
+ |
Носки |
+ |
Пиджак |
куртка |
Футболка |
+ |
Платье |
+ |
юбка |
+ |
Куртка |
+ |
Мяч |
+ |
Скакалка |
+ |
Гиря |
- |
Коньки |
+ |
Лыжи |
+ |
Ракетки |
+ |
Уровень словарного запаса
(назови предметы которые
относятся к…)
Мебель: шкаф, кровать, колыбелька, телевизор,
стул, ванна, стол, двери, лампа.
Цветы: роза, тюльпан, одуванчик, ромашка,
гвоздика.
Игрушки: поезд, машина, самолет, кукла,
пони, грузовик.
Составь
рассказ по картинке: Мальчики увидели ежика. Взяли
его и стали кормить.
Приложение 4
Результаты обследования Димы
Г.
Пассивный словарь
Скрипка |
+ |
Гитара |
+ |
Гармошка |
+ |
Пианино |
+ |
Ботинки |
+ |
Сапоги |
+ |
Барабан |
+ |
Валенки |
+ |
Балалайка |
+ |
Туфли
|
+ |
Сапоги |
+ |
Кеды |
+ |
Активный словарь
Брюки |
+ |
Носки |
+ |
Пиджак |
+ |
Футболка |
+ |
Платье |
+ |
юбка |
+ |
Куртка |
+ |
Мяч |
+ |
Скакалка |
+ |
Гиря |
+ |
Коньки |
+ |
Лыжи |
+ |
Ракетки |
+ |
Уровень словарного запаса
(назови предметы которые
относятся к…)
Мебель: стул. стол, диван, кресло, шкаф,
дверь.
Цветы: роза, подсолнух, ромашка, одуванчик.
Игрушки: машина, солдатик, танк, пушка.
Составь
рассказ по картинке: Мальчики нашли ежика. Несут
его. Накормили молоком