Сформированность словарных компетенций детей 6-7 лет с ОНР III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. А это значит, что у детей нарушено формирование всех компонентов речи, в том числе, и словаря. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50 – 60 годах XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Правильное понимание системы общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 170.07 Кб (Скачать файл)

Целью исследования было выявление сформированности компонентов словарных компетенций  у детей 6-7 лет с ОНР III  уровня речевого развития.

Для решения задач исследования было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 3 мальчика 6-7 лет с ОНР III уровня речевого развития.

В ходе этого исследования были выявлены следующие особенности сформированности словарных компетенций:

  • Уровень развития активного и пассивного словарного запаса отличается количеством воспроизведенных слов;
  • Объем словарного запаса находится на среднем уровне;
  • При составлении рассказа использовались не распространенные предложения, в которых есть существительное (подлежащее) и глагол (сказуемое).

Данные полученные при проведении методик на определение сформированности компонентов словарных компетенций  позволили подтвердить то, что употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Дошкольники с ОНР не знают многих действий предметов, не знают оттенки цветов, плохо различают форму предметов.

Также нам удалось дать определение понятию «словарных компетенций». Словарные компетенции – это способность использования и применение, знаний, умений и навыков, накопленных о предметах окружающей действительности, их свойствах и действиях в практической, учебной и других видах деятельности.

Таким образом, это означает необходимость дальнейшего изучения особенностей словарных компетенций и дальнейшего проведения исследования.

 

Список литературы

 

1. Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11.

2. Белякова Л.И., Гаркуша  Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. - М., 1991.

3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

4. Волкова Г.А. Методика  обследования нарушений речи  у детей.  –– СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.

5. Волосовец Т.В. Преодоление ОНР дошкольников. - М., 2002. – с. 59.

6. . Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая  работа в дошкольных учреждениях  для детей с нарушениями речи. М., 2001. - 128с.

7. Гвоздев А.Н. Вопросы  изучения детской речи. - М.: 1961.

8. Глухов В. П. Из опыта  логопедической работы по формированию  связной речи детей с ОНР  дошкольного возраста на занятиях  по обучению рассказыванию.//Дефектология, 1994, №2.

9. Гончарова В.А., Поварова И.А. Нарушения письменной речи у младших школьников. - Спб., 2008. – 220 с.

10. Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия №4, 2006. С.22-25.

11. Дмитриева Л.И. Формирование  словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (начальные классы): Учебное пособие.- Московский психолого-социальный институт, 2002, - 128с.

12. Дмитриев А.А. Специальная (коррекционная) педагогика: учеб. пособие. – М: Высшая школа, 2010. – 295 с.

13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. —— 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.

14. Жукова И. С. Преодоление  общего недоразвития речи у  детей. М., 1994.

15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. –238с.

16. Зимняя И.А. Ключевые  компетенции – новая парадигма  результата образования. http://quality.petrsu.ru/file.

17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). —— СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

18. О.Е.Лебедев. Компетентностный подход в образовании. - http://www.nekrasovspb.ru.

19. Левина Р.Е., Основы теории  и практики логопедии.//Под ред. Левиной Р.Е. М., 2001.

20. Логинова В.И. Формирование  словаря /Развитие речи детей  дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984.

21. Лопатина Л.В., Серебрякова  Н.В. Преодоление речевых нарушений  у дошкольников (коррекция стертой  дизартрии). - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, "Союз", 2001.

22. Макарова Н.В. Речь ребенка  от рождения до 5 лет. - СПб.: КАРО, 2004.

23. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР. СПб., 2001.

24. Парамонова Л.Г., Серебрякова  Н.В. Изучение и коррекция речевых  расстройств. Межвузовский сборник  научных трудов. - Л., 1986.

25. . Преснова О.В. Логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР.// «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».- 2003.- №3.

26. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (комплексный подход): Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.

27. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического и грамматического строя речи // Методы обследования нарушений речи у детей. - М., 1982.

28. Л.О. Филатова. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное образование.-2005.-№7.-С.9-11.

29. Филимонова О.Ю. Развитие  словаря дошкольника в играх. - СПб., "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007.

30. Филичева Т.Б., Туманова  Т.В. Дети с общим недоразвитием  речи. М., 2000.

31. Филичева Т.Б. Особенности  формирования речи у детей  дошкольного возраста.- М. , 2000. – 314 с.

32. Филичева Т.Б., Чиркина  Г.В. Психолого-педагогические основы  коррекции общего недоразвития  речи у детей дошкольного возраста // Дефектология №4, 1985. С.12-15.

33. Филичева Т.Б., Туманова  Т.В. Психолого-педагогическая характеристика  детей с общим недоразвитием  речи// Логопедия.-2006 №2(12).-С. 57-58.

34. А.В.Хуторской. Определение  обще предметного содержания  и ключевых компетенций как  характеристика нового подхода  к конструированию образовательных  стандартов". - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

35. Шашкина Г.Р., Зернова  Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа  с дошкольниками. - М., 2003.

 

 

Приложение

Приложение 1

Протокол обследования

Пассивный словарь

Скрипка

 

Гитара

 

Гармошка

 

Пианино

 

Ботинки

 

Сапоги

 

Барабан

 

Валенки

 

Балалайка

 

Туфли

 

Сапоги

 

Кеды

 

 

 

 

Активный словарь

Брюки

 

Носки

 

Пиджак

 

Футболка

 

Платье

 

Юбка

 

Куртка

 

Мяч

 

Скакалка

 

Гиря

 

Коньки

 

Лыжи

 

Ракетки

 

 

 

 

 

 

Уровень словарного запаса

(назови предметы которые относятся к…)

Мебель:

 

 

Цветы:

 

 

Игрушки:

 

 

Составь рассказ по картинке

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Результаты обследования Стаса Х.

Пассивный словарь

Скрипка

+

Гитара

+

Гармошка

+

Пианино

+

Ботинки

+

Сапоги

+

Барабан

+

Валенки

+

Балалайка

+

Туфли

+

Сапоги

+

Кеды

+


 

 

 

Активный словарь

Брюки

+

Носки

+

Пиджак

+

Футболка

+

Платье

+

юбка

+

Куртка

+

Мяч

+

Скакалка

+

Гиря

+

Коньки

+

Лыжи

+

Ракетки

+


 

 

 

 

 

Уровень словарного запаса

(назови предметы которые относятся к…)

Мебель: шкаф, комод, стол, стул.

 

 

Цветы: одуванчик, ромашка, семицветик.

 

 

Игрушки: машинка, кукла, матрешка, пирамидка.

 

 

Составь рассказ по картинке: Мальчики смотрят на ежика. Мальчики несут ёжика. Кормят молоком.

 

Приложение 3

Результаты обследования Артема А.

Пассивный словарь

Скрипка

+

Гитара

+

Гармошка

+

Пианино

+

Ботинки

+

Сапоги

+

Барабан

+

Валенки

+

Балалайка

+

Туфли

+

Сапоги

+

Кеды

+


 

 

 

Активный словарь

Брюки

+

Носки

+

Пиджак

куртка

Футболка

+

Платье

+

юбка

+

Куртка

+

Мяч

+

Скакалка

+

Гиря

-

Коньки

+

Лыжи

+

Ракетки

+


 

 

 

 

 

 

Уровень словарного запаса

(назови предметы которые относятся к…)

Мебель: шкаф, кровать, колыбелька, телевизор, стул, ванна, стол, двери, лампа.

 

 

Цветы: роза, тюльпан, одуванчик, ромашка, гвоздика.

 

 

Игрушки: поезд, машина, самолет, кукла, пони, грузовик.

 

 

Составь рассказ по картинке: Мальчики увидели ежика. Взяли его и стали кормить.

 

Приложение 4

Результаты обследования Димы Г.

Пассивный словарь

Скрипка

+

Гитара

+

Гармошка

+

Пианино

+

Ботинки

+

Сапоги

+

Барабан

+

Валенки

+

Балалайка

+

Туфли

+

Сапоги

+

Кеды

+


 

 

 

Активный словарь

Брюки

+

Носки

+

Пиджак

+

Футболка

+

Платье

+

юбка

+

Куртка

+

Мяч

+

Скакалка

+

Гиря

+

Коньки

+

Лыжи

+

Ракетки

+


 

 

 

 

 

 

Уровень словарного запаса

(назови предметы которые относятся к…)

Мебель: стул. стол, диван, кресло, шкаф, дверь.

 

 

Цветы: роза, подсолнух, ромашка, одуванчик.

 

 

Игрушки: машина, солдатик, танк, пушка.

 

 

Составь рассказ по картинке: Мальчики нашли ежика. Несут его. Накормили молоком

 

 

 


Информация о работе Сформированность словарных компетенций детей 6-7 лет с ОНР III уровня