Сформированность словарных компетенций детей 6-7 лет с ОНР III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. А это значит, что у детей нарушено формирование всех компонентов речи, в том числе, и словаря. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50 – 60 годах XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Правильное понимание системы общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 170.07 Кб (Скачать файл)

Существительные

Скрипка

Гитара

Пианино

Балалайка

Гармошка

Барабан


 

 

Таблица 2

Перечень слов по лексической теме «Обувь»

Существительные

Валенки

Сапоги

Туфли

Ботинки

Кеды

Калоши


 

 

Для обследования активного словарного запаса были использованы картинки из «Альбома для логопеда» О.Б. Иншаковой по таким лексическим темам как «одежда» и «спортивный инвентарь». В процессе проведения эксперимента каждому испытуемому предлагался один и тот же наглядный материал. Перед ними выгладывались картинки, предлагалось рассмотреть их, правильно назвать. Была дана следующая инструкция: «Я буду показывать картинки, а ты постарайся их правильно называть». Полученные результаты заносились в протокол обследования.

 

Таблица 3

Перечень слов по лексической теме «Спортивный инвентарь»

Существительные

Мяч

Скакалка

Гиря

Ракетки

Лыжи

Коньки


 

 

Таблица 4

Перечень слов по лексической теме «Одежда»

Существительные

Брюки

Пиджак

Платье

Куртка

Носки

Футболка

Юбка


 

 

Для обследования уровня развития активного словарного запаса детям предлагалось назвать слова, которые относятся к таким лексическим темам, как «мебель», «цветы» и «игрушки» [11]. В процессе проведения эксперимента каждому испытуемому предлагалось назвать предмет из одних и тех же лексических тем. Детям называлась лексическая тема, и предлагалось назвать слова, которые к ней относятся. Была дана следующая инструкция: «Назови предметы, которые относятся к лексической теме «мебель» («цветы», «игрушки»)». Полученные результаты заносились в протокол обследования.

После чего детям предлагалось составить рассказ по сюжетной картинке, взятой из «Альбома для логопеда» Иншаковой О.Б.   для выявления уровня компонентов словарных компетенций. В процессе проведения эксперимента каждому испытуемому предлагался один и тот же наглядный материал. Перед ними выгладывалась картинка, предлагалось рассмотреть ее и составить рассказ. Была дана следующая инструкция: «Посмотри на картинку и составь рассказ». Полученные результаты заносились в протокол обследования.

 

 

2.3. Анализ полученных результатов

 

Данные полученные при обследовании детей были проанализированы. Анализируя уровень развития пассивного словаря, нами была разработана шкала оценки полученных результатов. Максимальный балл равен 3.

3 балла – высокий уровень (ребенок показывает 11-12 картинок из 12);

2 балла – средний уровень (ребенок показывает 9-10 картинок из 12);

1 балл –  уровень ниже среднего (ребенок показывает 7-8 картинок из 12);

0 баллов – низкий (ребенок  показывает менее 7 картинок из 12).

Диаграмма 1. Количество баллов за первое задание

 

Таким образом, можно отметить, что у всех трех испытуемых уровень развития пассивного словаря соответствует высокому уровню.

При анализе уровня развития активного словарного запаса также была разработана шкала оценки результатов. Максимальный балл равен 3.

3 балла – высокий уровень развития активного словарного запаса (ребенок называет 12-13 слов из 13);

2 балла – средний уровень развития активного словаря (ребенок называет 10-11 слов из 13);

1 балл – уровень ниже среднего развития активного словаря (ребенок называет 8-9 слов из 13);

0 баллов – низкий уровень  развития активного словарного запаса (ребенок называет менее 8 слов из 13)

Диаграмма 2. Количество баллов за второе задание

 

Уровень развития активного словарного запаса у двух мальчиков соответствует высокому уровню развития и у одного мальчики уровень развития активного словаря находится на среднем уровне, т.к. при выполнении задания была допущена ошибка, вместо пиджака было сказано, что это куртка и не был назван один предмет (гиря) из лексической темы «спортивный инвентарь».

Диаграмма 3. Результаты оценки развития активного словаря

 

Исходя из этого,  можно сделать вывод, что уровень развития активного словарного запаса ниже уровня развития пассивного словарного запаса. Пассивный уровень развития словаря у 100% мальчиков находится на высоком уровне, а уровень развития активного словаря у 67% мальчиков соответствует высокому уровню и у 33% мальчиков – среднему уровню развития.

Проведя анализ данных, полученных при проведении методики на определение уровня развития активного словарного запаса, была разработана следующая шкала оценки.  Максимальное количество баллов равно 3.

3 балла -  высокий уровень (ребенок называет 18 и более слов);

2 балла – средний уровень (ребенок называет 14-18 слов);

1 балл – уровень ниже  среднего (ребенок называет 10 -14 слов);

0 баллов – низкий уровень (ребенок называет менее 10 слов).

 Были отмечены следующие особенности:

  1. К лексической теме мебель дети относили такие предметы как шкаф,  комод, стол, стул, диван, кресло, кровать, телевизор, дверь, ванна, дверь.
  2. К лексической теме цветы – роза, подсолнух, ромашка, одуванчик, тюльпан, гвоздика, семицветик.
  3. К лексической теме игрушки – машинка, кукла, матрешка, пирамидка, солдатик, танк, пушка, грузовик, самолеты.

Таблица 5

Количество слов, названных детьми по третьему заданию

 

Лексическая тема

Количество слов

Стас Х.

Дима Г.

Артем А.

Мебель

4

5

4

Игрушки

3

4

5

Цветы

4

4

9

Всего

11

13

18


 

Таким образом, у испытуемого Стаса Х. по лексической теме мебель названо 4 слова, по теме цветы – 3 слова, по теме игрушки – 4 слова, всего 11 слов, т.е. уровень развития словарного запаса соответствует уровню ниже среднего.  У  Димы Г. по теме мебель названо 6 слов  одно из которых (дверь) не относится к данной лексической теме, по лексической теме цветы названо 4 слова, по теме игрушки – 4 слова, всего 13 слов т.е. можно говорить о том, что уровень словарного запаса находится на уровне ниже среднег. У испытуемого Артема А. по теме мебель – 7  слов из них 3 слова (телевизор, ванна и лампа) не относятся к этой лексической теме, по теме цветы 5 слов, по теме игрушки было дано 9 слов, всего по трем лексическим темам 18 слов, что соответствует высокому уровню.

 

Диаграмма 4. Количество баллов за третье задание

 

Исходя из этого, можно сделать вывод, что у Стаса Х. и у Димы Г. – уровень развития словарного запаса находится на уровне ниже среднего, а у Артема А. на высоком уровне.

 

Диаграмма 5. Уровень развития словарного запаса

Из диаграммы 5 мы видим  соотнесение количества названных  слов между участниками констатирующего эксперимента и, что больше всего слов названо по  тем лексическим темам, которые их окружают в повседневной жизни, и они каждый день их видят – это мебель и игрушки, но количество названных слов недостаточно для того, чтобы говорить о высоком уровне развития  активного словаря и его объема.

 

Проведя анализ данных, полученных при выполнении последнего задания на составление рассказа по сюжетной картинке, дети составляли следующие рассказы. Артем А. составил такой рассказ – мальчики увидели ёжика. Взяли его и стали кормить. В его рассказе употребляется два существительных, четыре глагола и одно местоимение.

В рассказе Димы Г. - Мальчики нашли ёжика. Несут его. Накормили его. Употребляется 2 существительных, 3 глагола и одно местоимение.

Мальчики смотрят на ёжика. Мальчики несут ёжика. Кормят молоком. – это рассказ Стаса Х. В его рассказе три существительных, три глагола.

Таким образом, в словаре таких детей в большей степени употребляются существительные и глаголы, в меньшей степени местоимения, употребление такой части речи как прилагательные при составлении рассказа не использовались этими детьми. Дети с общим недоразвитием речи недостаточно полно используют слова, которые находятся в их пассивно и активном словарном запасе, т.е. у них отмечается недостаточная сформированность компонентов словарных компетенций.

Анализ результатов проводился по следующим баллам:

3 балла – высокий уровень (при составлении рассказа ребенок  употребил 10 и более слов);

2  балла – средний  уровень (при составлении рассказа  ребенок употребляет от 8 до 10 слов);

1 балл – уровень ниже  среднего (при составлении рассказа  ребенок употребляет от 5 до 8 слов);

0 баллов – низкий уровень (при составлении рассказа ребенок  употребляет менее 5 слов).

 

Таблица 6

Количество слов, использованных при составлении рассказа

 

Имя, фамилия

Количество слов

Стас Х.

8

Дима Г.

7

Артем А.

7


 

 

В таблице 6 приведено общее количество слов используемых при составлении рассказа по сюжетной картинке.

Диаграмма 6. Количество баллов за четвертое задание

 

Из этой таблицы мы видим, что Дима Г. и Артем А. при составлении рассказа использовали 7 слов, что соответствует уровню ниже среднего и Стас Х. – 8 слов – высокий уровень.

 

График 1. Количество баллов, набранных испытуемыми

Таким образом, при выполнении всех четырех методик Стас Х. набрал 10 баллов, Дима Г. – 8 баллов, Артем А. – 9 баллов.

 

Выводы по второй главе: с целью реализации целей и задач исследования нами был подобран контингент исследуемых, состоящий из 3 мальчиков 6 лет, которые по данным ПМПК соответствуют ОНР III уровня речевого развития.

Для выявления сформированности словарных компетенций у детей 6-7 лет с ОНР III уровня речевого развития был разработан комплекс методических приемов. Нами были разработаны четыре методики направленные на обследование уровня развития активного и пассивного словарного запаса, а также методики, направленные на определение уровня сформированности словарных компетенций.

Для обследования пассивного словарного запаса были использованы картинки из «Альбома  для логопеда» О.Б. Иншаковой по таким лексическим темам как «музыкальные инструменты» и «обувь». Ребенку предлагалось из ряда картинок выбрать ту или иную картинку.

Для обследования активного словарного запаса были использованы картинки из  «Альбома для логопеда» О.Б. Иншаковой по таким лексическим темам как «одежда» и «спортивный инвентарь». В процессе проведения эксперимента каждому испытуемому предлагался один и тот же наглядный материал. Перед ними выкладывались картинки, предлагалось рассмотреть их, правильно назвать.

Затем детям предлагалось назвать слова, которые относятся к таким лексическим темам, как «мебель», «цветы» и «игрушки».

После чего детям предлагалось составить рассказ по сюжетной картинке, взятой из «Альбома для логопеда» О.Б.  Иншаковой для выявления уровня сформированнности словарных компетенций.

В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности:

    • Незначительное расхождение в объеме пассивного и активного словаря т.к. при выполнение задания на выявления уровня развития пассивного слова ошибок не было выявлено (100% выполнение), а при выполнение методик на определение уровня развития активного словаря детьми были допущены те или иные ошибки.
    • Употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения, что отчетливо проявляется при выполнении третьего и четвертого задания.
    • При выполнении последнего задания на составление рассказа по сюжетной картинке словаре детей преобладают существительные и глаголы, недостаточно развито употребление слов обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий.

 

 

Заключение

 

Анализ литературы по проблеме  сформированности  словарных компетенций  у детей с  общим недоразвитием речи показывает, что изучение особенностей развития и употребления активного и пассивного словарного запаса является актуальным для логопедии.

  Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Причины речевого недоразвития у детей с ОНР заключаются в неблагоприятных воздействиях, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. Все многообразие речевого недоразвития было представлено в четырех уровнях: отсутствие общеупотребительной речи; начатки общеупотребительной речи; развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития; речь с не резко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующего уровней.

Информация о работе Сформированность словарных компетенций детей 6-7 лет с ОНР III уровня