Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Логопедии".
1. ЛОГОПЕДИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
НАУКА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
Логопедия
– это наука о нарушениях речи, о методах
их предупреждения, выявления и устранения
средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия изучает причины, механизмы,
симптоматику, течение, структуру нарушений
речевой деятельности. Термин «логопедия»
происходит от греческих корней логос – слово, пайдео – воспитываю обучаю; в переводе
значит «воспитание правильной речи».
Предметом
логопедии как науки являются нарушения
речи и процесс обучения и воспитании
лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения –
человек (индивидуум), страдающий нарушением
речи.
Нарушение
речи (расстройство речи / речевые нарушения
/ дефекты речи / недостатки речи / речевые
отклонения / речевые патологии) –
отклонение в речи говорящего от языковой
нормы, принятой в данной языковой среде,
проявляющиеся в парциальных (частичных)
нарушениях (звукопроизношения, голоса,
темпа и ритма и т. д.) и обусловленные расстройствами
нормального функционирования психофизиологических
механизмов речевой деятельности.
Нарушения речи изучаются физиологами,
невропатологами, психологами, лингвистами
и др. При этом каждый рассматривает их
под определенным углом зрения в соответствии
с целями, задачами и средствами своей
науки. Логопедия рассматривает расстройства
речи с позиций предупреждения и преодоления
средствами специально организованного
обучения и воспитания, поэтому ее относят
к специальной педагогике.
Признаки
нарушений речи:
Структуру современной
логопедии составляет дошкольная, школьная
логопедия и логопедия подростков и взрослых.
Основной целью логопедии является разработка
научно обоснованной системы обучения,
воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями
речи, а также предупреждение речевых
расстройств. Исходя из определения логопедии
как науки, можно выделить следующие задачи:
В указанных задачах логопедии
определяется как ее теоретическая
так и практическая направленности. Теоретический
аспект – изучение речевых расстройств
и разработка научно обоснованных методов
их профилактики, выявления и преодоления. Практический
аспект – профилактика, выявление
и устранение речевых нарушений. Теоретические
и практические задачи тесно связаны.
2. ПРИНЦИПЫ
АНАЛИЗА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Нарушение
речи – …
Признаки
речевых нарушений: …
Принципы
анализа речевых нарушений:
3. ХАРАКТЕРИСТИКА
РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Исследователи выделяют различное количество
этапов в становлении речи детей, по-разному
их называют, указывают различные возрастные
границы каждого этапа. Например, А. Н. Гвоздев
прослеживает последовательность появления
в речи ребенка различных частей речи,
словосочетаний, разных видов предложений
и на этой основе выделяет ряд периодов.
Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом
развитии ребенка два этапа: подготовительный
(до 2 лет) и этап самостоятельного оформления
речи.
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа
в становлении речи детей:
Остановимся подробно на характеристике
этих этапов
1. Подготовительный
этап (от 0 до 1 года)
С рождения у ребенка появляются крик
и плач, способствующие развитию все отделов
речевого аппарата. К 2 неделям появляется
реакция на голос. Около 2 месяцев появляется
гуление и к началу 3 месяца лепет (агу-угу,
тя-тя, ба-ба и т.п.) С 5 месяцев ребенок пытается
подражать слышимым звукам и артикуляционным
движениям. С 6 мес. ребенок произносит
отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя,
па-па-па и др.) Во втором полугодии малыш
воспринимает определенные звукосочетания
и связывает и связывает их с предметами
или действиями (тик-так, дай-дай, бух).
С 10-11 мес. появляется реакция на слова
(уже независимо от ситуации и интонации
говорящего). К концу первого года жизни
появляются первые слова.
2. Преддошкольный
этап (от 1 до 3 лет)
Наступает с моментом появления первых
слов. Ребенок внимателен к артикуляции
взрослых, охотно повторяет за ними слова,
при этом путает звуки, переставляет их
местами, искажает, опускает. Первые слова
носят обобщенно-смысловой характер. Например,
слово «папа» может обозначать «пришел
папа», «нет папы», «папа, подай» и т. п.
Такая ситуационная речь ребенка сопровождается
жестами и мимикой. С полутора лет слово
приобретает обобщенный характер. На протяжении
2го и 3го годов жизни у ребенка происходит
значительное накопление словаря. К концу
второго года в активном словаре ребенка
в среднем насчитывается около 300 слов,
к 3 годам – около 1000. Значения слов становятся
более определенными. К началу 3го года
начинает формироваться грамматический
строй речи. Сначала ребенок выражает
свои желания и просьбы одним словом, потом
примитивной фразой без согласования.
Далее постепенно появляются элементы
согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 годам дети практически овладевают
навыками употребления форм единственного
и множественного числа существительных,
времени и лица глаголов, используют некоторые
падежные окончания. В это время понимание
речи взрослого значительно превосходит
произносительные возможности.
3. Дошкольный
этап (от 3 до 7 лет)
Активно формируется слуховое восприятия.
Активный словарь стремительно увеличивается
в 4-6 лет он составляет 3000-4000 слов. Значения
слов еще больше уточняются и во многом
обогащаются. В дошкольный период дети
овладевают связной речью. После 3х лет
значительно усложняется структура предложения,
дети 4го года жизни пользуются в речи
простыми и сложными предложениями, но
наиболее употребительно простое распространенное
предложение. На 5м году жизни дети свободно
пользуются структурой ССП и СПП. В 5 лет
дети без дополнительных вопросов составляют
пересказ сказки из 40-50 предложений. К
4 годам у ребенка должно быть сформировано
фонематическое восприятие. В этот период
ребенок уже дифференцирует гласные и
согласные звуки, далее – мягкие и твердые
согласные и, наконец, - сонорные, шипящие
и свистящие звуки. К этому же возрасту
заканчивается формирование звукопроизношения.
4. Школьный
этап (от 7 до 17 лет)
Главная особенность этого периода –
сознательное усвоение речи. Дети овладевают
звуковым анализом, усваивают грамматические
правила построение высказываний. Ведущая
роль принадлежит письменной речи.
4. КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
На протяжении всей истории развития логопедии
исследователи стремились к созданию.
Классификации речевых нарушений, охватывающей
все их многообразие. На начальных этапах
своего становления логопедия не располагала
собственной классификацией, так как опиралась
на сложившуюся к концу XIX – началу XX веков
в медицине классификацию нарушений речи.
Одной из первых была классификация немецкого
невролога Адольфа Куссмауля в 1877 году.
Она в дальнейшем стала называть клинической
и легла в основу ряда более поздних зарубежных
и отечественных классификаций. Значительные
коррективы в клиническую классификацию
были внесены М. Е. Хватцевым, Ф. А. Рау, в дальнейшем
О. В. Правлиной, С. С. Ляпидевским, Г. В. Чиркиной.
Клинико-педагогическая классификация
опирается содружество с медициной, но
в отличии от чисто клинической, виды нарушений
не привязываются строго к формам заболеваний.
Она ориентирована на коррекцию дефектов
речи, на разработку дифференцированного
подхода. Основывается на психолого-лингвистических,
клинических (в сочетании с этиопатогенетическими)
критериев.
Выделяют следующие критерии:
Классификация:
I. Нарушения устной речи
1. Расстройства фонационного оформления
высказывания.
2. Нарушения структурно-
II. Нарушения письменной речи
2.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
Была создана Р. Е. Левиной с коллективом
ученых в 1968 году с целью фронтального
обучения детей с нарушениями речи. Для
массовой логопедической работы необходимо
было общие проявления дефекта при разных
формах аномального развития речи у детей,
поэтому в данной классификации учитывается
не форма, а структура речевого дефекта.
Нарушения подразделяются на две группы:
2. Нарушения в применении
В данной классификации не выделяются
в качестве самостоятельных нарушений
нарушения чтения и письма. Они
рассматриваются в составе ФФН
и ОНР как их системные, отсроченные
последствия.
6. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ
Знание анатомо-физиологических механизмов
речи (строения и функциональной организации
речевой деятельности) позволяет, во-первых,
представить сложный механизм речи в норме,
во-вторых, дифференцированно подойти
к анализу речевой патологии, в-третьих,
определить оптимальные направления коррекционного
воздействия.
К функциональной системе речи имеют отношение
различные анализаторы – в первую очередь,
двигательный, слуховой и зрительный.
Каждый анализатор состоит из рецепторного
аппарата, воспринимающего раздражения,
проводящих путей и центрального отдела
в коре головного мозга, где происходит
высший анализ и синтез получаемых раздражений.
Корковый анализатор
представлен первичными, вторичными и
третичными полями. «Центры» речи, как
ограниченные участки мозга, где «заложена»
конкретная функция, выделяются достаточно
условно. Они расположены в третичных
зонах. В осуществлении речевой деятельности
главенствующее значение имеют лобная,
височная, теменная и затылочная доли
доминантного полушария (левого у правшей).
Непосредственная реализация устной речи
происходит с участием нижних отделов
лобных извилин, где локализован центр Брока (задняя треть нижней
лобной извилины). Его функция – линейная
организация речевого потока, переключение
с одной языковой единицы на другую. За
центральной Роландовой бороздой находится
дополнительная моторная область, отвечающая
за формирование и воспроизведение артикуляционных
укладов. Решающую роль в восприятии слышимой
речи играют височные извилины, где локализован центр Вернике (средняя
треть верхней височной извилины). Различие
фонем, «узнавание» слов, понимание их
точного значения. Область под зоной Брока
отвечает за речеслуховую память. Значение
слова осознается благодаря зрительному
образу. Зрительные образы явлений и предметов,
известных человеку, «хранятся» в зонах
теменной области. Так же в теменных долях
находятся семантические поля. В процессе
речевой деятельности все «центры» задействованы.
Результатом деятельности речевых областей
мозга являются импульсы – команды, которые
по проводящим путям поступают в периферический
отдел речевого аппарата. Центробежные нервные пути идут от
центра к периферии. Центростремительные
Подкорково-мозжечковые
ядра обеспечивают основные просодические
компоненты звучной речи, регулируют дыхание. Мозжечок обеспечивает
точность и целенаправленность речевых
движений.
Ретикулярная
формация ствола мозга и некоторые
подкорковые образования (красное ядро,
чёрная субстанция мозгового ствола) составляют
так называемую экстрапирамидную систему.
В то время как роль пирамидной системы
сводится к проведению основного двигательного
импульса, задача экстрапирамидной системы
– подготовка двигательного акта.
Проводящие пути от коры головного мозга
несут импульсы к ядрам черепно-мозговых нервов, которые
расположены в стволе мозга. Непосредственно
6 пар нервов иннервируют мышцы речевого
аппарата. Тройничный нерв иннервирует мышцы,
приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв –
мимическую мускулатуру, мышцы губ, надувание
и втягивание щёк; языкоглоточный и блуждающий нервы –
мышцы гортани и голосовых складок, глотки
и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный
нерв является чувствительным нервом
языка, а блуждающий иннервирует мышцы
органов дыхания и сердца.Добавочный нерв иннервирует мышцы
шеи, а подъязычный нерв иннервирует
мускулатуру языка, в частности обеспечивает
движение вперёд – назад.
Периферический речевой аппарат состоит
из 3 отделов: дыхательного, голосового
(фонаторного), артикуляционного.
1. Дыхательный
отдел обеспечивает речевое дыхание.
Анатомически он представлен грудной
клеткой, лёгкими, бронхами, трахеей, межрёберными
мышцами и мышцами диафрагмы.
Речевое дыхание включено в процесс речи,
обслуживает его, является основой голосообразования.
В момент речи число дыхательных движений
вдвое меньше. Дыхание в речи связано с
её разнообразным течением и чередованием
речевых звеньев. Главным звеном процесса
является выдох, он значительно длиннее
вдоха. Вдох происходит через рот и нос,
выдох – через рот. Объём вдыхаемого воздуха
увеличивается в 3 раза. Для этого подключается
максимальное количество мышц (в том числе,
мышцы брюшного пресса). Более рациональным
и адекватным для фонации является или
диафрагмальное (грудно-брюшное) дыхание.
При этом типе дыхания обеспечивается
не только достаточный объём воздуха,
но и оптимальная пластичность движений.
2. Фонаторный
(голосовой) или фонационный отдел представлен
гортанью и находящимися в ней голосовыми
складками. Гортань вверху граничит с
глоткой, внизу с трахеей и представляет
собой трубку конусообразной формы, состоящую
из хрящей и мягких тканей. На границе
гортани и глотки находится надгортанник.
Внутри гортани располагаются голосовые
складки. При обычном дыхании голосовая
щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного
треугольника. Вдыхаемый и выдыхаемый
воздух при этом беззвучно проходит через
широкую голосовую щель. При фонации голосовые
связки сомкнуты. Мощная воздушная струя
раздвигает их. Они в силу упругости смыкаются.
В результате смыкания и размыкания, т.е.
колебания голосовых складок, возникают
колебания воздуха, которые передаются
в окружающую среду и воспринимаются нами
как звуки голоса. Голос обладает силой,
высотой и тембром.
3. Артикуляционный
отдел. Основными органами артикуляции
являются язык, губы, челюсти, твёрдое
и мягкое нёбо. Активными органами являются
язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть.
Языку принадлежит ведущая роль в артикуляции
звуков всех языков мира, а в русском он
осуществляет 81% артикуляционных движений.
Язык - это сложное мышечное образование,
без сухожилий, включающее группу внешних
мышц. Каждый речевой звук – результат
сложных мышечных синергий, т.е. одновременных
сокращений разных мышечных волокон, относящихся
к разным функциональным группам.
7. МЕТОДЫ
И ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИИ. СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ
С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Логопедия как наука опирается на следующие
основные принципы: