Шпаргалка по "Логопедия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Логопедии".

Файлы: 1 файл

GOS_PO_LOGOPEDII.docx

— 203.97 Кб (Скачать файл)

1. ЛОГОПЕДИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  НАУКА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ 
 
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности. Термин «логопедия» происходит от греческих корней логос – слово, пайдео – воспитываю обучаю; в переводе значит «воспитание правильной речи». 
 
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитании лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения – человек (индивидуум), страдающий нарушением речи. 
 
Нарушение речи (расстройство речи / речевые нарушения / дефекты речи / недостатки речи / речевые отклонения / речевые патологии) – отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. 
 
Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике. 
 
 
Признаки нарушений речи: 

  •  
    речь говорящего не соответствует возрастной норме;
  •  
    не обусловлены диалектами и незнанием норм языка;
  •  
    закрепляются и спонтанно не устраняются;
  •  
    дают вторичные нарушения. 

 
Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых. 
 
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств. Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие задачи: 

  1.  
    Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.
  2.  
    Определение распространенности, симптоматики и степени проявления нарушений речи.
  3.  
    Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, поведения.
  4.  
    Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата)
  5.  
    Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых расстройств.
  6.  
    Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
  7.  
    Систематизация речевых расстройств.
  8.  
    Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
  9.  
    Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
  10.  
    Разработка вопросов организации логопедической помощи. 

 
В указанных задачах логопедии  определяется как ее теоретическая  так и практическая направленности. Теоретический аспект – изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект – профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи тесно связаны. 
 
 
2. ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 
 
Нарушение речи – …  
 
Признаки речевых нарушений: … 
 
Принципы анализа речевых нарушений: 

  1.  
    Принцип взаимосвязи и взаимозависимости речи с другими психическими процессами. Речь в ходе своего развития опирается на сохранный слух, зрение, интеллект, речевую моторику. Все это создает базис для обобщенного овладения словом. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений логопеду необходимо воздействовать на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности.
  2.  
    Принцип системного строения речи (системности). Речь рассматривается как сложная система, состоящая из тесно взаимосвязанных компонентов: фонетики, фонематических процессов, лексики и грамматического строя (навыки словоизменения, словообразования, синтаксического конструирования). В ходе онтогенеза все компоненты тесно взаимосвязаны. Выпадение любого звена нарушает (деформирует, дезорганизует) всю речевую систему. Например, несформированность фонематических процессов мешает не только формированию правильной артикуляции, но и затрудняет способность дифференцировать и улавливать окончания слов, приставок, значение акустически сходных слов. Данный принцип важно применять не только в коррекции, но и в диагностики. Нарпимер, нельзя обследовать только фонетику.
  3.  
    Принцип развития. В соответствии с ним речевой дефект не остается статичным, не стоит на месте, а непрерывно развивается, часто усугубляется, вызывая деформацию всей психической сферы. Для осуществления генетического причинно-следственного анализа важно представлять себе все многообразие условий, необходимых для полноценного формирования речевой функции на каждом этапе ее развития.ских процессовики, грамматического строя (тоящая из тесно взаимосвязанных процессовсвязаны. в развитии (при нарушении интеллек

 
 
3. ХАРАКТЕРИСТИКА  РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ 
 
Исследователи выделяют различное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого этапа. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов. Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи. 
 
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: 

  •  
    Подготовительный (до 1 года);
  •  
    Преддошкольный этап первоначального овладения языком (до 3 лет)
  •  
    Дошкольный (до 7 лет)
  •  
    Школьный (до 17 лет)

 
Остановимся подробно на характеристике этих этапов 
 
 
1. Подготовительный этап (от 0 до 1 года) 
 
С рождения у ребенка появляются крик и плач, способствующие развитию все отделов речевого аппарата. К 2 неделям появляется реакция на голос. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3 месяца лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т.п.) С 5 месяцев ребенок пытается подражать слышимым звукам и артикуляционным движениям. С 6 мес. ребенок произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.) Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). С 10-11 мес. появляется реакция на слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего). К концу первого года жизни появляются первые слова. 
 
2. Преддошкольный этап (от 1 до 3 лет) 
 
Наступает с моментом появления первых слов. Ребенок внимателен к артикуляции взрослых, охотно повторяет за ними слова, при этом путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова носят обобщенно-смысловой характер. Например, слово «папа» может обозначать «пришел папа», «нет папы», «папа, подай» и т. п. Такая ситуационная речь ребенка сопровождается жестами и мимикой. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. На протяжении 2го и 3го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К концу второго года в активном словаре ребенка в среднем насчитывается около 300 слов, к 3 годам – около 1000. Значения слов становятся более определенными. К началу 3го года начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания и просьбы одним словом, потом примитивной фразой без согласования. Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности. 
 
3. Дошкольный этап (от 3 до 7 лет) 
 
Активно формируется слуховое восприятия. Активный словарь стремительно увеличивается в 4-6 лет он составляет 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После 3х лет значительно усложняется структура предложения, дети 4го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями, но наиболее употребительно простое распространенное предложение. На 5м году жизни дети свободно пользуются структурой ССП и СПП. В 5 лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки из 40-50 предложений. К 4 годам у ребенка должно быть сформировано фонематическое восприятие. В этот период ребенок уже дифференцирует гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие звуки. К этому же возрасту заканчивается формирование звукопроизношения. 
 
4. Школьный этап (от 7 до 17 лет) 
 
Главная особенность этого периода – сознательное усвоение речи. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построение высказываний. Ведущая роль принадлежит письменной речи. 
 
 
4. КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 
 
На протяжении всей истории развития логопедии исследователи стремились к созданию. Классификации речевых нарушений, охватывающей все их многообразие. На начальных этапах своего становления логопедия не располагала собственной классификацией, так как опиралась на сложившуюся к концу XIX – началу XX веков в медицине классификацию нарушений речи. 
 
Одной из первых была классификация немецкого невролога Адольфа Куссмауля в 1877 году. Она в дальнейшем стала называть клинической и легла в основу ряда более поздних зарубежных и отечественных классификаций. Значительные коррективы в клиническую классификацию были внесены М. Е. Хватцевым, Ф. А. Рау, в дальнейшем О. В. Правлиной, С. С. Ляпидевским, Г. В. Чиркиной. 
 
Клинико-педагогическая классификация опирается содружество с медициной, но в отличии от чисто клинической, виды нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. Она ориентирована на коррекцию дефектов речи, на разработку дифференцированного подхода. Основывается на психолого-лингвистических, клинических (в сочетании с этиопатогенетическими) критериев.  
 
Выделяют следующие критерии: 

  1.  
    нарушенная форма речи (устная/письменная)
  2.  
    нарушенный вид речевой деятельности (говорения/слушания; чтения/письма)
  3.  
    нарушенное звено поражения или восприятия речи;
  4.  
    нарушенные операции, осуществляющие оформление высказывания на том или ином этапе;
  5.  
    нарушенные средства оформления высказывания

 
Классификация: 
 
I. Нарушения устной речи 
 
1. Расстройства фонационного оформления высказывания. 

  •  
    Дисфония (афония) (нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные наруения) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. При дисфонии отмечаются нарушения силы, высоты, тембра голоса. Может быть обусловлено органическими и функциональными расстройствами центральной и периферической локализации.
  •  
    Брадилалия (брадифазия, нарушение темпа речи) – патологически замедленный темп речи. Нарушение центрально обусловлено, по природе может быть органическим или функциональным.
  •  
    Тахилалия (тихифазия, нарушение темпа речи) – патологически ускоренный темп речи. Нарушение центрально обусловлено, по природе может быть органическим или функциональным. 
  •  
    Заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Нарушение центрально обусловлено, по природе может быть органическим или функциональным.
  •  
    Дислалия (косноязычие (устар.), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Может быть органического или функционального характера
  •  
    Ринолалия (гнусавость (устар.), палатолалия) – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. 
  •  
    Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Органическое нарушение центрального характера.

 
2. Нарушения структурно-семантического  оформления высказывания 

  •  
    Алалия (дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устар.)) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон КГМ во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
  •  
    Афазия (распад, утрата речи) – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга.

 
II. Нарушения письменной речи 

  •  
    Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
  •  
    Дисграфия – частичное специфичное нарушение процесса письма. 

 
 
2.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ 
 
Была создана Р. Е. Левиной с коллективом ученых в 1968 году с целью фронтального обучения детей с нарушениями речи. Для массовой логопедической работы необходимо было общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, поэтому в данной классификации учитывается не форма, а структура речевого дефекта. Нарушения подразделяются на две группы:  

  1.  
    Нарушения формирования средств общения
  •  
    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие восприятия и произношения фонемю
  •  
    Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне при сохранном слухе и интеллекте. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи до элементов фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка ОНР подразделяется на три уровня.

 
2. Нарушения в применении средств  общения 

  •  
    Заикание - … . Рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Но возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.

 
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений  нарушения чтения и письма. Они  рассматриваются в составе ФФН  и ОНР как их системные, отсроченные  последствия. 
 
 
6. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ 
 
Знание анатомо-физиологических механизмов речи (строения и функциональной организации речевой деятельности) позволяет, во-первых, представить сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подойти к анализу речевой патологии, в-третьих, определить оптимальные направления коррекционного воздействия. 
 
К функциональной системе речи имеют отношение различные анализаторы – в первую очередь, двигательный, слуховой и зрительный.  
 
Каждый анализатор состоит из рецепторного аппарата, воспринимающего раздражения, проводящих путей и центрального отдела в коре головного мозга, где происходит высший анализ и синтез получаемых раздражений. 
 
Корковый анализатор представлен первичными, вторичными и третичными полями. «Центры» речи, как ограниченные участки мозга, где «заложена» конкретная функция, выделяются достаточно условно. Они расположены в третичных зонах. В осуществлении речевой деятельности главенствующее значение имеют лобная, височная, теменная и затылочная доли доминантного полушария (левого у правшей).  
 
Непосредственная реализация устной речи происходит с участием нижних отделов лобных извилин, где локализован центр Брока (задняя треть нижней лобной извилины). Его функция – линейная организация речевого потока, переключение с одной языковой единицы на другую. За центральной Роландовой бороздой находится дополнительная моторная область, отвечающая за формирование и воспроизведение артикуляционных укладов. Решающую роль в восприятии слышимой речи играют височные извилины, где локализован центр Вернике (средняя треть верхней височной извилины). Различие фонем, «узнавание» слов, понимание их точного значения. Область под зоной Брока отвечает за речеслуховую память. Значение слова осознается благодаря зрительному образу. Зрительные образы явлений и предметов, известных человеку, «хранятся» в зонах теменной области. Так же в теменных долях находятся семантические поля. В процессе речевой деятельности все «центры» задействованы.  
 
Результатом деятельности речевых областей мозга являются импульсы – команды, которые по проводящим путям поступают в периферический отдел речевого аппарата. Центробежные нервные пути идут от центра к периферии. Центростремительные – несут информацию от рецепторов в зоны коры головного мозга.  
 
Подкорково-мозжечковые ядра обеспечивают основные просодические компоненты звучной речи, регулируют дыхание. Мозжечок обеспечивает точность и целенаправленность речевых движений. 
 
Ретикулярная формация ствола мозга и некоторые подкорковые образования (красное ядро, чёрная субстанция мозгового ствола) составляют так называемую экстрапирамидную систему. В то время как роль пирамидной системы сводится к проведению основного двигательного импульса, задача экстрапирамидной системы – подготовка двигательного акта. 
 
Проводящие пути от коры головного мозга несут импульсы к ядрам черепно-мозговых нервов, которые расположены в стволе мозга. Непосредственно 6 пар нервов иннервируют мышцы речевого аппарата. Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру, мышцы губ, надувание и втягивание щёк; языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв иннервирует мускулатуру языка, в частности обеспечивает движение вперёд – назад.  
 
Периферический речевой аппарат состоит из 3 отделов: дыхательного, голосового (фонаторного), артикуляционного. 
 
1. Дыхательный отдел обеспечивает речевое дыхание. Анатомически он представлен грудной клеткой, лёгкими, бронхами, трахеей, межрёберными мышцами и мышцами диафрагмы. 
 
Речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования. В момент речи число дыхательных движений вдвое меньше. Дыхание в речи связано с её разнообразным течением и чередованием речевых звеньев. Главным звеном процесса является выдох, он значительно длиннее вдоха. Вдох происходит через рот и нос, выдох – через рот. Объём вдыхаемого воздуха увеличивается в 3 раза. Для этого подключается максимальное количество мышц (в том числе, мышцы брюшного пресса). Более рациональным и адекватным для фонации является или диафрагмальное (грудно-брюшное) дыхание. При этом типе дыхания обеспечивается не только достаточный объём воздуха, но и оптимальная пластичность движений. 
 
2. Фонаторный (голосовой) или фонационный отдел представлен гортанью и находящимися в ней голосовыми складками. Гортань вверху граничит с глоткой, внизу с трахеей и представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из хрящей и мягких тканей. На границе гортани и глотки находится надгортанник.  
 
Внутри гортани располагаются голосовые складки. При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель. При фонации голосовые связки сомкнуты. Мощная воздушная струя раздвигает их. Они в силу упругости смыкаются. В результате смыкания и размыкания, т.е. колебания голосовых складок, возникают колебания воздуха, которые передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса. Голос обладает силой, высотой и тембром. 
 
3. Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти, твёрдое и мягкое нёбо. Активными органами являются язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть. Языку принадлежит ведущая роль в артикуляции звуков всех языков мира, а в русском он осуществляет 81% артикуляционных движений. Язык - это сложное мышечное образование, без сухожилий, включающее группу внешних мышц. Каждый речевой звук – результат сложных мышечных синергий, т.е. одновременных сокращений разных мышечных волокон, относящихся к разным функциональным группам.  
 
 
7. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИИ. СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 
 
Логопедия как наука опирается на следующие основные принципы:  

Информация о работе Шпаргалка по "Логопедия"