Шпаргалка по "Логопедия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Логопедии".

Файлы: 1 файл

GOS_PO_LOGOPEDII.docx

— 203.97 Кб (Скачать файл)
  •  
    Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний)
  •  
    Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года
  •  
    Понятие об основных цветах 
  •  
    Понятие о форме
  •  
    Слуховое внимание и восприятие (где спрятался колокольчик?)
  •  
    Совершенствование памяти (чего не стало)
  •  
    Мыслительные операции (четвертый лишний, разрезные картинки, доски Сегена)

 
4. Активизация речевого подражания начинается с подражаниям действиям, движениям, интонации. Рекомендуется использовать потешки. 
 
5. Формирование доступного активного словаря. Вызываются звукоподражания и оморфные слова. Необходимо при первой же возможности комбинировать слова во фразу. 
 
Итог первого этапа: расширение кругозора и представлений об окружающем мире, поддерживать на доступном уровне диалог, первые попытки комбинирования слов, владение элементарным активным словарем. 
40. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА АЛАЛИИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 
 
Тесная взаимосвязь речи и мышления объясняет сложность дифференциации речевого недоразвития при первичной интеллектуальной и речевой патологии, так как интеллектуальное недоразвитие всегда в той или иной степени сопровождаются недоразвитием речи, и, с другой стороны, при ОНР у ребенка часто наблюдается задержанного или неравномерное недоразвитие интеллекта.

 
Критерии сравнения

 
Моторная алалия

 
Недоразвитие реи при интеллектуальных нарушениях

 
1. Механизм нарушения речи

 
Связан с расстройством только вербальной знаковой системы и заключается  в трудности усвоения правил пользования  языковыми единицами. Он не связан с  патологиями мышления или других психических процессов

 
Интеллектуальный дефект вызывает нарешения формирования всех звеньев  речевой деятельности, что приводит к системному недоразвитию речи с  преобладанием в его структуре  семантической неполноценности.

 
2. Довербальный период развития

 
Не обнаруживается существенных отличий  от нормы ни в формировании перцептивных и двигательных функций, ни в развитии звуковой знаковой системы.

 
Наблюдается выраженная задержка сроков гуления, лепета на фоне грубого отставания в сенсомотроном развитии

 
3. Динамика развития речи

 
В тяжелых случаях не происходит спонтанного формирования речевой  базы, не отмечается «скачков» в  темпах ее развития. Дети в течении  длительного времени остаются «безречевыми»

 
К 6-8 годам дети спонтанно овладевают обиходно-бытовым словарем, элементарными  навыками построения синтаксических конструкций… по мере овладения простыми грамматическими  стереотипами языка темп овладения  речью ускоряется.

 
4. Состояние импрессивной речи

 
При грубом нарушении экспрессивной  речи имеют достаточно развитую импрессивную речь. Понимают смысл предложений, правильно  устанавливают причинно-следственные связи

 
Собственная речь оказывается формально  на более высоким уровне. Это объясняется  нарушением формирования структуры  значения слова, что непосредственно  обусловлено недостаточностью мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

 
5. Состояние экспрессивной речи

 
В речи обнаруживается стойкий экспрессивный  аграмматизм, который проявляется  в изобилии непостоянных хаотичных  морфологических, лексических, синтаксических нарушений, обусловленных несформированностью  операций порождения речевого высказывания (трудностями актуализации слов, выбора морфем, установления порядка следования слов). При этом дети сохраняют логику высказывания, не умея правильно ее передать при помощи вербальных средств

 
Может наблюдаться логически бедная и алогичная речь, которая имеет  формально правильно правильное грамматическое оформление.

 
6. Особенности невербального мышления

 
До 4-4,5 лет практически соответствует  возрастной норме

 
Значительно ниже возрастной нормы

 
7. Степень обучаемости

 
Адекватно и продуктивно принимают  помощь взрослого в различных  видах деятельности, легко преносят усвоенный способ действия на аналогичные задания, демонстрируют высокую степень обучаемости

 
Явление переноса спонтанно не формируется, не эффективно используют помощь взрослых, обнаруживается менее выраженная динамика обучения

 
8. Наличие критики

 
Критичность к своим недостаткам  и ошибкам, дифференцированность эмоциональных  реакций, адекватность поведения

 
Малокритичность к своим действиям, эмоциональная упрощенность

 
9. Варианты логопедического заключения

 
ОНР (II уровень речевого развития) у ребенка с синдромом моторной алалии

 
Системное недоразвитие речи легкой степени у ребенка


 
 
41. ОБСЛЕДОВАНИЕ  ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ 
 
При обследовании принимается во внимание ряд факторов, которые помогают разграничить детей с алалией от детей, страдающих другими речевыми нарушениями. При сборе анамнестических данных обращается внимание на появление отсутствие или резкое ограничение лепета. Обследование обычно не заканчивается разовой встречей с ребенком, а продолжается параллельно с начатой логопедической работой. Устанавливается, как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции речевого и неречевого характера, в чем они проявляются, обращается внимание на то, как ребенок относится к ходу и материалу занятий. Отмечается наличие или отсутствие критичности, возможности внеречевого и речевого общения, наличие желания к общению и желания исправить свою речь.  
 
Выявляются интересы к игрушкам, играм, книгам; у школьников – учебные интересы; учитывается активность и работоспособность ребенка при обследовании; уточняется характер ведущей деятельности. Устанавливается запас сведений, представления о величине, форме и т. д. 
 
Для изучения словаря, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи используется общепринятая в логопедии схема обследования. Ведется длительное динамическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности. 
 
Уточняется состояние слуха и понимания, что важно для отграничения детей с сенсорной алалией от детей с нарушениями слуха. Уточняются особенности гнозиса, праксиса, состояние моторики (общей, мелкой, артикуляционной). Выявляется степень владения навыками самообслуживания, бытовыми навыками, предметно-практической деятельностью.  
 
Крайне затруднено обследование неговорящих детей, вывод о состоянии речи которых можно сделать только в ходе динамического наблюдения за ними. Дифференциальная диагностика позволяет разграничить алалию от ЗРР, дизартрических нарушений, нарушений слуха, умственной отсталости; моторную алалию от сенсорной. 
42.СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ СЕНСОРНОЙ АЛАЛИИ 
 
В научной литературе до сих пор система коррекционного воздействия при сенсорной алалии не представлена в полном объеме. Отдельные рекомендации содержатся в работах Натальи Николаевны Трауготт, Ольги Владимировны Правдиной, Веры Константиновны Орфинской, Нины Алексеевны Чевелевой, Татьяны Александровны Ткаченко, Татьяны Павловны Горюновой по содержанию и организации логопедической работы с сенсорными алаликами. Обобщая данные литературы, можно выделить следующие этапы логопедической работы. 
 
1. Подготовительный этап. Его стратегическая задача – адаптация к условиям логопедических занятий, формирования элементарных навыков произвольного внимания, выполнения инструкций и т. д. Основные направления деятельности учителя-логопеда: 

  •  
    До начала логопедической работы ознакомиться с условиями жизни ребенка, его бытом, окружением, игрушками, что позволит определить круг интересов, наладить контакт
  •  
    Уточнить объем и характер обращений к ребенку в семье. Составить список стандартизированных инструкций обиходно-бытового характера, которые будут употребляться в неизменном виде дома и на занятиях.
  •  
    С целью затормаживания логореи и эхолалии ввести дома режим ограничения речи на 10-14 дней. Устранить из обихода слуховые и яркие зрительные раздражители, неспокойные игры и виды деятельности, новые впечатления.
  •  
    На первых занятиях логопед уточняет состояние восприятия речевых и неречевых звуков, реальный уровень понимания обращенной речи. 

 
2. Дофонемный  этап. Основные задачи: 

  •  
    Формирование интереса к звукам окружающего мира, к речевым звукам
  •  
    Развитие потребности и возможности подражать им
  •  
    Формирование навыка дифференциации речевых и неречевых звуков
  •  
    Формирование произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти.

 
Работа над формированием интереса к звукам и развитием слухового  внимания начинается с различения шумов, звуков неречевого характера. Используются игры со звучащими игрушками и  инструментами (дифференциация звучания за ширмой барабана и дудочки). Используются неречевые инструкции, так как  речь быстро утомляется ребенка. Постепенно ребенок учиться не только определять характер звука и его источник, но и определять место звука, силу, длительность, интенсивность. 
 
По мере того, как расширяется поле слышимости вводятся речевые ряды, заменяя неречевые (барабан – бам-бам, дудочка – ду-ду, корова – му…), обязательно связанные с конкретным предметом, картинкой, действием (ААА – плачущая девочка, УУУ – самолет…) В результате многократного совпадения звукового сигнала и зрительного образа устанавливается связь. Горюнова в качестве дополнительной зрительной опоры предлагает использовать графемы или глобальные слова. Так начинает формироваться пассивный словарь. 
 
Одновременно с формированием пассивного предметного словаря проводится работа над пониманием команд: «Дай!», «Сядь!», «Иди!». Используются приемы многократного повторения синхронно с логопедом, ритуальность, поощрение, контрастность по звучанию и др. 
 
Анастасия Гавриловна Ипполитова отмечает, что первые 3-4 занятий вводят в понимание алалика 8-12 слов, и только 2-4 из них появляются в активном словаре ребенка. 
 
3. Фонемный этап. Стратегическая задача – удержание накопленного и наращивание пассивного словаря, формирование фонематической системы, формирование осознанного доступного словаря, формирование элементарных навыков поддержания диалога вербальными вредствами. 
 
Нина Алексеевна Чевелева и Татьяна Александровна Ткаченко предлагают 6 этапов работы по формированию фонематического слуха: 

  •  
    Дифференциация речевых и неречевых звуков по их характеру, силе, локализации
  •  
    Различение одинаковых звукокомплексов , слов, фраз, по высоте, силе и тембру («Три медведя»)
  •  
    Различение слов, близких по звуковому составу (дом-ком-сом) сначала с опорой на картинку 
  •  
    Дифференциация слогов: какой слог лишний «на-на-ба» (нельзя читать с губ)
  •  
    Дифференциация фонем начинается с дифференциации гласных (м, н, а, р, и, а)
  •  
    Развитие элементарных навыков звукового анализа: сколько звуков прозвучало?

 
4. Интегрированный  этап. Дальнейшее содержание логопедических занятий является традиционным и включает стратегические направления с моторными алаликами на 1 и 2 этапах. По-прежнему используются приемы многократного повторения, ограниченная дозировка, опора на зрительное восприятие. 
 
43. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ C ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
 
1 этап – ориентировочный этап 
 
Задачи: 

  •  
    Сбор анамнестических данных
  •  
    Выяснение запроса родителей
  •  
    Выявление предварительных данных о индивидуально-типологических особенностях ребенка

 
Изучается медицинская и педагогическая документация, работы ребенка, проводятся беседы с родителями. 
 
2. Диагностический этап 
 
Осуществляется процедура обследования речи ребенка. Выясняются следующие моменты: 

  •  
    Какие языковые средства сформированы к моменту обследования
  •  
    Какие языковые средства не сформированы
  •  
    Характер несформированных языковых средств
  •  
    Характер успешности / неуспешности использования языковых средств

 
Логопед рассматривает, в каких видах  речевой деятельности проявляются  недостатки (говорение, аудирование, чтение, письмо), какие факторы влияют на проявления речевого дефекта. Используются такие методы как: педагогический эксперимент, беседа, наблюдение, игра. 
 
Обследование речи осуществляется в следующей последовательности. 
 
1. Связная речь (монологическая и диалогическая). Используются следующие задания: 

  •  
    Составление описательного рассказа по впечатлениям, памяти
  •  
    Составление описательного рассказа с опорой на предмет или картинку
  •  
    Составление повествовательного рассказа по впечатлению
  •  
    Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине
  •  
    Пересказ описательного / повествовательного текста, ответы на вопросы
  •  
    Соотнесение текста с картинкой.

 
По ходу обследования связной речи обращается внимание на уровень сформированности таких видов деятельности как  говорение и аудирование, а также  на уровень сформированности тех  языковых средств, которые обеспечивают эти процессы: 
 
- грамматическое оформление высказывания (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словообразования и словоизменения, адекватность их использования); 
 
- словарный запас (соответствие объем словаря возрасту, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики) 
 
- соотвтетсиве звукопроизношения нормам русского языка и возрастным нормативам; 
 
- темп говорения, особенности голосоподачи и голосоведения, использование паралингвистических средств (выразительность, паузы). 
 
2. Словарный запас. Даются качественные (семантический компонент) и количественные (объем) характеристики активного и пассивного словарного запаса. Изучение начинается с активного словарного запаса. Если только лепетная речь, тогда начинаем с пассивного. У детей 5 лет обследуем обобщающие понятия. Обращаем внимание на соотнесение объема словаря существительных, прилагательных, глаголов. Можно использовать тексты для выявления уровня владения семантикой слова. Выявляется наличие или отсутствие переносного значения, подбор антонимов, синонимов.  
 
3. Грамматический строй. Обследование осуществляется по трем направлениям: 
 
- синтаксис (законы построения словосочетаний и предложений как грамматических конструкций); 
 
- словообразование (законы построения слов с помощью морфем); 
 
- словоизменение (изменение формы слова с помощью аффикса). 
 
4. Звукопроизношение. Его обследование осуществляется только в том случае, если в процессе беседы обнаружены недостатки. В протоколе фиксируются дефектные звуки (отсутствие, искажение, замена), их устойчивость, уровень сформированности звука (самостоятельная речь, на специально отобранном материале под контролем, изолированное произношение) 
 
5. Слоговая структура. Обследование проводится как в виде самостоятельного называния предметов, так и в отраженном проговаривании, отдельных слов, словосочетаний, предложений. Отмечается, какими слоговыми структурами владеет ребенок и какими нет (количество слогов, стечение согласных), отмечаются типичные ошибки. Можно дать задание на определение количества слогов, поиск ударного слога. Можно провести обследование ритмико-мелодической стороны речи на невербальном материале. 
 
6. Строение и функционирование артикуляционного аппарата. Причинами могут быть нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата, наличие неврологической симптоматики. При изучение речевого аппарата предлагается упражнения, направленные на удержание позы, многократное ее повторение. Нагрузка дается на все ее подвижные органы. 
 
7. Фонетическое восприятие. Обследование начинается с предъявления ребенку ряда слогов, содержащих оппозиционные согласные, которые он умеет произносить. Произносят отраженно за логопедом. У детей предшкольного возраста исследуется возможность услышать наличие/отсутствие звука в слове и проч. 
 
Для детей школьного возраста диагностический этап начинается с письменной речи. Необходимо предложить написать небольшую творческую работу (например, описать какой-нибудь случай из жизни), ограниченную по объему. После написания предложить самопроверку, потом совместную проверку. Если отмечаются ошибки, которые могут быть обусловлены недостатками устной речи, то необходимо изучить соответствующие процессы устной речи и выявить языковую компетенцию в этой сфере. Если недостатки письма обусловлены недостатками других психических функций, необходимо выявить, какие стороны страдают. При наличии ошибок необходимо провести углубленное обследование письменной речи: письмо под диктовку, списывание, письменные ответы на вопросы. 
 
При обследовании чтения обращаем внимание на способ чтения, наличие ошибок, характер ошибок. После чтения необходим пересказ. Таким образом, обследуется техника чтения, процессы смысловой переработки прочитанного текста, уровень значения текста (фактологический, общий смысл, скрытый смысл). 
 
Для проверки понимания текста можно предложить: 
 
- выделить из текста ключевые слова 
 
- пересказ 
 
- ответы на вопросы 
 
Детям, у которых выявляются проблемы чтения, предлагаются все более мелкие единицы текста: предложение – слова – слоги – буквы. При этом выясняется, какие проблемы являются ведущими в трудностях формирования процесса чтения. 
 
3. Аналитический этап 
 
Задачи: интерпретация полученных данных, заполнение речевых карт. В заключении речевых карт указывается обязательно указывается структура дефекта, указывается первичность либо вторичность речевого нарушения, отмечаются клинические основы речевых недостатков. 
 
4. Прогностический этап 
 
Намечается план работы с ребенком, который может быть реализован в различных формах: индивидуальные занятия по индивидуальной программе, групповые занятия, групповые и индивидуальные занятия, санаторий и проч. 
 
5. Информирование родителей 
44. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 
 
Основная задача данного этапа – совершенствование самостоятельной связной речи, то есть главное - научить детей связно, последовательно, фонетически и грамматически верно излагать свои мысли. Логопедическая работа направлена как на преодоление пробелов смысловой, так и произносительной сторон языка: 

Информация о работе Шпаргалка по "Логопедия"