Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Логопедии".
4. Активизация
речевого подражания начинается с
подражаниям действиям, движениям, интонации.
Рекомендуется использовать потешки.
5. Формирование
доступного активного словаря. Вызываются
звукоподражания и оморфные слова. Необходимо
при первой же возможности комбинировать
слова во фразу.
Итог первого
этапа: расширение кругозора и представлений
об окружающем мире, поддерживать на доступном
уровне диалог, первые попытки комбинирования
слов, владение элементарным активным
словарем.
40. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ
ДИАГНОСТИКА АЛАЛИИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ
Тесная взаимосвязь речи и мышления объясняет
сложность дифференциации речевого недоразвития
при первичной интеллектуальной и речевой
патологии, так как интеллектуальное недоразвитие
всегда в той или иной степени сопровождаются
недоразвитием речи, и, с другой стороны,
при ОНР у ребенка часто наблюдается задержанного
или неравномерное недоразвитие интеллекта.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41. ОБСЛЕДОВАНИЕ
ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ
При обследовании принимается во внимание
ряд факторов, которые помогают разграничить
детей с алалией от детей, страдающих другими
речевыми нарушениями. При сборе анамнестических
данных обращается внимание на появление
отсутствие или резкое ограничение лепета.
Обследование обычно не заканчивается
разовой встречей с ребенком, а продолжается
параллельно с начатой логопедической
работой. Устанавливается, как ребенок
вступает в контакт, есть ли у него негативные
реакции речевого и неречевого характера,
в чем они проявляются, обращается внимание
на то, как ребенок относится к ходу и материалу
занятий. Отмечается наличие или отсутствие
критичности, возможности внеречевого
и речевого общения, наличие желания к
общению и желания исправить свою речь.
Выявляются интересы к игрушкам, играм,
книгам; у школьников – учебные интересы;
учитывается активность и работоспособность
ребенка при обследовании; уточняется
характер ведущей деятельности. Устанавливается
запас сведений, представления о величине,
форме и т. д.
Для изучения словаря, грамматического
строя и фонетико-фонематической стороны
речи используется общепринятая в логопедии
схема обследования. Ведется длительное
динамическое наблюдение за детьми в разных
видах деятельности.
Уточняется состояние слуха и понимания,
что важно для отграничения детей с сенсорной
алалией от детей с нарушениями слуха.
Уточняются особенности гнозиса, праксиса,
состояние моторики (общей, мелкой, артикуляционной).
Выявляется степень владения навыками
самообслуживания, бытовыми навыками,
предметно-практической деятельностью.
Крайне затруднено обследование неговорящих
детей, вывод о состоянии речи которых
можно сделать только в ходе динамического
наблюдения за ними. Дифференциальная
диагностика позволяет разграничить алалию
от ЗРР, дизартрических нарушений, нарушений
слуха, умственной отсталости; моторную
алалию от сенсорной.
42.СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ПРИ СЕНСОРНОЙ АЛАЛИИ
В научной литературе до сих пор система
коррекционного воздействия при сенсорной
алалии не представлена в полном объеме.
Отдельные рекомендации содержатся в
работах Натальи Николаевны Трауготт, Ольги
Владимировны Правдиной, Веры Константиновны
Орфинской, Нины Алексеевны Чевелевой,
Татьяны Александровны Ткаченко, Татьяны
Павловны Горюновой по содержанию и организации
логопедической работы с сенсорными алаликами.
Обобщая данные литературы, можно выделить
следующие этапы логопедической работы.
1. Подготовительный
этап. Его стратегическая задача –
адаптация к условиям логопедических
занятий, формирования элементарных навыков
произвольного внимания, выполнения инструкций
и т. д. Основные направления деятельности
учителя-логопеда:
2. Дофонемный
этап. Основные задачи:
Работа над формированием
По мере того, как расширяется поле слышимости
вводятся речевые ряды, заменяя неречевые
(барабан – бам-бам, дудочка – ду-ду, корова
– му…), обязательно связанные с конкретным
предметом, картинкой, действием (ААА –
плачущая девочка, УУУ – самолет…) В результате
многократного совпадения звукового сигнала
и зрительного образа устанавливается
связь. Горюнова в качестве дополнительной
зрительной опоры предлагает использовать
графемы или глобальные слова. Так начинает
формироваться пассивный словарь.
Одновременно с формированием пассивного
предметного словаря проводится работа
над пониманием команд: «Дай!», «Сядь!»,
«Иди!». Используются приемы многократного
повторения синхронно с логопедом, ритуальность,
поощрение, контрастность по звучанию
и др.
Анастасия Гавриловна Ипполитова отмечает,
что первые 3-4 занятий вводят в понимание
алалика 8-12 слов, и только 2-4 из них появляются
в активном словаре ребенка.
3. Фонемный
этап. Стратегическая задача – удержание
накопленного и наращивание пассивного
словаря, формирование фонематической
системы, формирование осознанного доступного
словаря, формирование элементарных навыков
поддержания диалога вербальными вредствами.
Нина Алексеевна Чевелева и Татьяна Александровна
Ткаченко предлагают 6 этапов работы по
формированию фонематического слуха:
4. Интегрированный
этап. Дальнейшее содержание логопедических
занятий является традиционным и включает
стратегические направления с моторными
алаликами на 1 и 2 этапах. По-прежнему используются
приемы многократного повторения, ограниченная
дозировка, опора на зрительное восприятие.
43. ОБСЛЕДОВАНИЕ
ДЕТЕЙ C ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 этап – ориентировочный этап
Задачи:
Изучается медицинская и педагогическая
документация, работы ребенка, проводятся
беседы с родителями.
2. Диагностический этап
Осуществляется процедура обследования
речи ребенка. Выясняются следующие моменты:
Логопед рассматривает, в каких видах
речевой деятельности проявляются
недостатки (говорение, аудирование, чтение,
письмо), какие факторы влияют на
проявления речевого дефекта. Используются
такие методы как: педагогический эксперимент,
беседа, наблюдение, игра.
Обследование речи осуществляется в следующей
последовательности.
1. Связная
речь (монологическая и диалогическая).
Используются следующие задания:
По ходу обследования связной речи
обращается внимание на уровень сформированности
таких видов деятельности как
говорение и аудирование, а также
на уровень сформированности тех
языковых средств, которые обеспечивают
эти процессы:
- грамматическое оформление высказывания
(тип используемых предложений, их структура,
наличие средств словообразования и словоизменения,
адекватность их использования);
- словарный запас (соответствие объем
словаря возрасту, адекватность его использования,
смысловое наполнение лексики)
- соотвтетсиве звукопроизношения нормам
русского языка и возрастным нормативам;
- темп говорения, особенности голосоподачи
и голосоведения, использование паралингвистических
средств (выразительность, паузы).
2. Словарный
запас. Даются качественные (семантический
компонент) и количественные (объем) характеристики
активного и пассивного словарного запаса.
Изучение начинается с активного словарного
запаса. Если только лепетная речь, тогда
начинаем с пассивного. У детей 5 лет обследуем
обобщающие понятия. Обращаем внимание
на соотнесение объема словаря существительных,
прилагательных, глаголов. Можно использовать
тексты для выявления уровня владения
семантикой слова. Выявляется наличие
или отсутствие переносного значения,
подбор антонимов, синонимов.
3. Грамматический
строй. Обследование осуществляется
по трем направлениям:
- синтаксис (законы построения словосочетаний
и предложений как грамматических конструкций);
- словообразование (законы построения
слов с помощью морфем);
- словоизменение (изменение формы слова
с помощью аффикса).
4. Звукопроизношение.
Его обследование осуществляется только
в том случае, если в процессе беседы обнаружены
недостатки. В протоколе фиксируются дефектные
звуки (отсутствие, искажение, замена),
их устойчивость, уровень сформированности
звука (самостоятельная речь, на специально
отобранном материале под контролем, изолированное
произношение)
5. Слоговая
структура. Обследование проводится
как в виде самостоятельного называния
предметов, так и в отраженном проговаривании,
отдельных слов, словосочетаний, предложений.
Отмечается, какими слоговыми структурами
владеет ребенок и какими нет (количество
слогов, стечение согласных), отмечаются
типичные ошибки. Можно дать задание на
определение количества слогов, поиск
ударного слога. Можно провести обследование
ритмико-мелодической стороны речи на
невербальном материале.
6. Строение
и функционирование артикуляционного
аппарата. Причинами могут быть нарушения
двигательных функций артикуляционного
аппарата, наличие неврологической симптоматики.
При изучение речевого аппарата предлагается
упражнения, направленные на удержание
позы, многократное ее повторение. Нагрузка
дается на все ее подвижные органы.
7. Фонетическое
восприятие. Обследование начинается
с предъявления ребенку ряда слогов, содержащих
оппозиционные согласные, которые он умеет
произносить. Произносят отраженно за
логопедом. У детей предшкольного возраста
исследуется возможность услышать наличие/отсутствие
звука в слове и проч.
Для детей школьного возраста диагностический
этап начинается с письменной речи. Необходимо
предложить написать небольшую творческую
работу (например, описать какой-нибудь
случай из жизни), ограниченную по объему.
После написания предложить самопроверку,
потом совместную проверку. Если отмечаются
ошибки, которые могут быть обусловлены
недостатками устной речи, то необходимо
изучить соответствующие процессы устной
речи и выявить языковую компетенцию в
этой сфере. Если недостатки письма обусловлены
недостатками других психических функций,
необходимо выявить, какие стороны страдают.
При наличии ошибок необходимо провести
углубленное обследование письменной
речи: письмо под диктовку, списывание,
письменные ответы на вопросы.
При обследовании чтения обращаем внимание
на способ чтения, наличие ошибок, характер
ошибок. После чтения необходим пересказ.
Таким образом, обследуется техника чтения,
процессы смысловой переработки прочитанного
текста, уровень значения текста (фактологический,
общий смысл, скрытый смысл).
Для проверки понимания текста можно предложить:
- выделить из текста ключевые слова
- пересказ
- ответы на вопросы
Детям, у которых выявляются проблемы
чтения, предлагаются все более мелкие
единицы текста: предложение – слова –
слоги – буквы. При этом выясняется, какие
проблемы являются ведущими в трудностях
формирования процесса чтения.
3. Аналитический этап
Задачи: интерпретация полученных данных,
заполнение речевых карт. В заключении
речевых карт указывается обязательно
указывается структура дефекта, указывается
первичность либо вторичность речевого
нарушения, отмечаются клинические основы
речевых недостатков.
4. Прогностический этап
Намечается план работы с ребенком, который
может быть реализован в различных формах:
индивидуальные занятия по индивидуальной
программе, групповые занятия, групповые
и индивидуальные занятия, санаторий и
проч.
5. Информирование родителей
44. СОДЕРЖАНИЕ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С
ДЕТЬМИ III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Основная задача данного этапа – совершенствование
самостоятельной связной речи, то есть
главное - научить детей связно, последовательно,
фонетически и грамматически верно излагать
свои мысли. Логопедическая работа направлена
как на преодоление пробелов смысловой,
так и произносительной сторон языка: