Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Логопедии".
Виды
дефектов озвончения и оглушения
Дефекты озвончения, т.е. замена звонких
согласных звуков их парными глухими Может
быть недостаточное озвончение: например,
страдает озвончение только взрывных
звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена
заполела колова и корло), дефект оглушения,
обусловленный смешением парных звонких
и глухих звуков (В волосах савязана бандом
ленда).
Оглушение звонких согласных наблюдается
чаще, чем озвончение глухих.
Исправление недостатков произношения
звонких согласных следует начинать с
щелевых звуков, причем с наиболее простого
из них по артикуляции звука [в]. После
него переходят к звукам [з] и [ж], а затем
уже к взрывным звукам в последовательности
[б], [д], [г].
Подготовительные
упражнения:
Общие приёмы
для постановки звонких звуков
Логопед произносит звонкий звук, а ребенок
кистью руки касается его гортани и ощущает
дрожание в ее области (для восприятия
вибраций голосовых складок следует к
гортани при кладыватьтыльную сторону
кисти руки). Далее он сам про износит этот
звук, держа одновременно одну руку на
своей гортани, а другую — на гортани логопеда.
В результате нередко получается звонкий
звук. Полезно пальцами слегка потряхивать
гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых
складок.
Последовательно протяжно произносятся
гласные звуки, каждый — сначала шепотом,
а затем громко, после чего непосредственно
переходят к аналогичному произношению
нужно го согласного. Например, озвончение
звука [з]:
Важно, чтобы смежные артикуляции
гласного и согласного были сходны:
[и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].
Для озвончения взрывных согласных звуки
на одном выдохе произносят отрывисто:
шепотом — а. а. а. а... громко — а. а. а. а...
шепотом — о. о. о. о... громко — о. о. о. о...
шепотом — э. э. э. э... громко — э. э. э. э...
шепотом — т. т. т. т... громко — д. д. д. д...
Щелевые звуки иногда легко озвончить
таким способом: согласный произносится
шепотом, а затем, не прерывая, подается
голос.
Можно добиться озвончения звука благодаря
непосредственному переходу к нему от
одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например,
мммба, нннба) или применив сочетание звонко
го звука, который нужно вызвать с одним
из соноров между гласными (например, адма,
адна, адра и т.п.).
Если эти способы не дают желаемых результатов,
то для постановки каждого звука прибегают
к специфическим приемам. Работа начинается
с щелевых звуков [з] и [ж] как более легких
для усвоения. В качестве исходного используется
звук [в], который обычно произносится
правильно, звонко.
Если звук [в] отсутствует, то сначала его
пытаются поставить от [ф] включением голоса
(ф —» в). Если этот прием не приводит к
успеху, то ребенку предлагают держать
губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном
выдохе так, чтобы образовался гудящий
звук. При выполнении упражнения нужно
периодически широко раскрывать рот —
получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное
[в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция
звука [в].
Возможна механическая помощь: логопед
пальцем на выдохе приближает нижнюю губу
ребенка к верхним резцам. Получается
длительное губно-зубное [в]. Работа над
звуком обязательно подкрепляется контролем
над вибрацией гортани.
Значительно большие трудности могут
возникнуть при постановке звонких взрывных
[б], [д] и [г]. Начинать целесообразно со
звука [б] (от звука [в] с помощью вибрации
нижней губы при механической помощи).
Усвоение звука [б] служит базой для постановки
[д] (от двугубного к межзубному и к зазубному).
Наличие звука [д] служит предпосылкой
к постановке третьего взрывного звука
[г] (механически с использованием шпателя).
20. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ПРИ УСТРАНЕНИИ
Артикуляция
звука [с]:…
При произнесении мягкого звука [c’] губы
растянуты больше, чем при [с], и напрягаются.
Передняя часть спинки языка поднимается
выше к твердому небу и несколько перемещается
вперед в направлении альвеол, вследствие
чего щель еще больше сужается, а шум становится
более высоким. При артикуляции [з] и [з’]
добавляется голос, напор воздушной струи
ослабевает.
Межзубный сигматизм наиболее распространен
в данной группе нарушений. Характерный
для звука [с] отсутствует. Вместо него
слышится более низкий и слабый шум, обусловленный
положением языка между зубами. Этот же
дефект распространен на звуки [з], [з’],
[ц].
Постановка свистящих звуков обычно начинается
со звука [с]. Можно использовать постановку
звука от слога «та» с применением специального
зонда, образующего желобок посередине
языка.
Можно также произносить слог «са» в начале
его произнесения или несколько удлинить
произнесение согласного и опустить челюсть
на гласном. Особое внимание обращается
на зрительный и слуховой контроль.
21. ОСОБЕННОСТИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ УСТРАНЕНИИ
ГУБНО-ЗУБНОГО СИГМАТИЗМА
Артикуляционный
уклад: …
При губно-зубном сигматизме в образовании
звука, кроме языка, участвует нижняя губа.
Она сближается с верхними резцами (как
при образовании [ф]), поэтому звук напоминает
[ф].
Чтобы снять губную артикуляцию демонстрируется
правильная поза гуз при артикулировании
звука либо механически отводится губа
от зубов. В других случаях ребенка просят
улыбнуться, оттянуть несколько углы рта
так, чтобы были видны зубы, и подуть на
кончик языка. Также может быть использована
постановка от слога «та».
22. ОСОБЕННОСТИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ УСТРАНЕНИИ
БОКОВОГО СИГМАТИЗМА
Артикуляционный
уклад: …
При боковом сигматизме выдыхаемая струя
воздуха выходит не по средней линии языка,
а через боковую щель, одностороннюю или
двухстроннюю, так как боковые края не
прилегают к коренным зубам. Кончик языка
и передняя часть спинки образуют смычку
с резцами и альвеолами.
При коррекции бокового сигматизма необходима
специальная подготовительная работа
по активизации мышц боковых краев языка,
которые в результате проведенных упражнений
могут подниматься до плотного соприкосновения
с боковыми зубами. Для получения чистого
произношения применяют двухэтапный прием
постановки звука: вызывают межзубное
произношений, чтобы избавится от хлюпающего
шума, а затем переводят язык в зазубное
положение.
23. ОСОБЕННОСТИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ УСТРАНЕНИИ
ДЕФЕКТОВ СМЯГЧЕНИЯ
Большинство согласных звуков русского
языка имеет парные мягкие звуки ([п] —
[п'], [р] — [р'] и т.д.). Исключением являются
звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар,
и звуки [ч], [щ], [j], не имеющие твердых пар.
Переход твердого согласного звука в мягкий
зависит от напряжения и подъема средней
части языка к нёбу.
Факторами, предрасполагающими к возникновению
дефектов твердости и смягчения согласных
звуков, могут быть:
Возможны три варианта дефектов
твердости и смягчения
Если первые два варианта по своей
структуре относятся к
Подготовительные упражнения для постановки
мягких звуков — выгибание средней части
спинки языка и ее опускание
Прием, основанный на подражании, предполагает
слуховое восприятие мягких звуков и зрительное
восприятие артикуляции этих фонем при
сопоставлении их с парными твердыми фонемами
(па — пя, ма — мя, фа — фя, ana — апя, ама
— амя, афа — афя и т.д.). Приоткрыв рот,
надо показать ребенку перед зеркалом
различие в положении языка и побудить
его воспроизвести увиденное. Далее следует
повторение за логопедом слогов с губными
и язычно-зубными парными мягкими согласными:
па — пя, ana — апя, an — апь, та — тя, ата
— атя, am — атъ, ма — мя, ама — амя и др.
В случае успешного воспроизведения ребенком
мягких согласных звуков целесообразно
сразу использовать слова с мягкими согласными.
Если прямое подражание окажется неэффективным,
можно попробовать обходной путь. Ребенку
предлагают:
Далее проводится аналогичная работа
над другими губными мягкими
согласными: [м'], [ф'], [в'].
В трудных случаях рекомендуется механический
способ постановки.
В качестве исходных используются согласные
[т], [д], [н], так как эти звуки просты по
своим укладам, и, следовательно, их произношение
ребенком наиболее верно. Кроме того, они
произносятся при полуоткрытых зубах
и губах, что позволяет наиболее наглядно
показать изменения в положении средней
части языка при переходе звука [т] к [т'],
[д] к [д'], [н] к [н'].
Предложив ребенку несколько раз произнести
звук [т] или слог та и удерживая при этом
кончик языка шпателем за нижними резцами
(прижимая передний край языка), можно
автоматически получить звук [т'] в изолированном
виде ([т'], [т'], [т']) или в открытом слоге
(тя, тя, тя). Аналогичным путем из слога
aт получают слог ать. После того как в
результате упражнений с помощью шпателя,
а затем и собственного пальца ребенка
артикуляция будет закреплена, следует
отказаться от механических средств и
продолжать упражнения на основе самостоятельного
воспроизведения звука [т'] в слогах и словах.
Тот же механический способ применяется
при постановке звуков [д'] от [д], [н'] от
[н].
Усвоив на примере язычно-зубных смычных
звуков принцип образования мягких согласных
от парных твердых путем подъема спинки
языка к нёбу, ребенок легче овладевает
произношением других мягких звуков, которое
целесообразно ставить в следующем порядке:
[ф'], [в'], [п'], [б'], [м'], [с'], [з'], [р'], [л'].
Что касается звуков [к'], [г'], [х'], то специальной
работы над ними обычно не требуется.
После автоматизации мягких звуков на
материале слов, слогов и фраз необходимо
перейти к их дифференциации с соответствующими
твердыми звуками.
Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся
в заменах твердых согласных парными мягкими
звуками, устраняются после постановки
и автоматизации твердых звуков (по известным
методикам), а затем — их дифференциации
с мягкими вариантами (изолированно, в
слогах, словах, фразах).
24. ОСОБЕННОСТИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ УСТРАНЕНИИ
ПРИЗУБНОГО СИГМАТИЗМА
Артикуляционный
уклад:…
При призубном парасигматизме язык приобретает
переднюю смычную артикуляцию вместо
щелевой, слышится звук типа взрывного
[т]. Можно использовать два приема коррекции
призубного парасигматизма:
1) легким нажимом шпателя или кончиком
зонда на передний край языка опустить
его на нижние резцы, чтобы дать таким
образом выход воздуху через зубную щель;
2) предложить ребенка держать передний
край языка между нижними и верхними резцами,
широко распластав его, то есть произнести
межзубный звук [с]. Затем логопед слегка
нажимает на передний распластанный край
языка , постепенно отодвигает его за нижние
резцы.
25. КОРРЕКЦИЯ
НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ц]
Артикуляционный
уклад: губы нейтральны и принимают
положение следующего гласного. Расстояние
между зубами 1-2 мм. Для звука характерна
сложная язычная артикуляция: он начинается
со смычного элемента (как при [т]), при
этом кончик языка опущен и касается нижних
зубов. Передняя часть спинки языка поднимается
к верхним зубам или альвеолам, с которыми
производит смычку. Боковые края прижаты
к коренным зубам. Звук заканчивается
щелевым элементом (как при [с]), который
звучит очень кратко. Граница между взрывным
и щелевым элементами не улавливается
на слух и артикуляционно, так как они
слиты воедино. Мягкое небо поднято и закрывает
проход в нос, голосовые складки разомкнуты,
звук глухой, выдыхаемая струя воздуха
сильная.
Недостатки
произношения:
Постановке звука
[ц] должна предшествовать постановка
[с]. Звук [ц] ставится от звука [т] при опущенном
кончике языка к нижним резцам п прижатой
к верхним резцам передней части спинки
языка. Ребенка просят произнести звук
[т] с сильным выдохом. При этом как бы последовательно
произноcит [т] и [с]. Элемент свистящего
звука оказывается протяженным. Для его
укорочения предлагаем ребенку произнести
обратный слог «атс». Если ребенку трудно
удержать кончик языка внизу, применяют
механическую помощь.
26. КОРРЕКЦИЯ
НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Р], [Р’]
Уклад органов
артикуляции: губы разомкнуты и принмают
артикуляцию следующего гласного звука,
расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик
языка поднимается к основанию верхних
зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей
воздушной струе. Переднесредняя часть
спинки языка прогибается. Задняя часть
спинки языка отодвинута назад и слегка
поднимается к мягкому небу. Боковые края
языка прижаты к верхним коренным зубам,
голосовыдыхательная струя проходит посередине.
Мягкое небо поднято и закрывает проход
в нос, голосовые складки колеблются, производя
голос. Отличие [р’] состоит в том, что
при его артикуляции средняя часть спинки
языка поднимается к твердому небу (примерно,
как при [и]), кончик языка находится несколько
ниже, чем при [р], задняя часть спинки вместе
с корнем продвинута вперед.
Нарушение
произношения:
Приемы
постановки
Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать
не испытанные им вибрационные движения
языка и вызвать на основе взаимодействия
раздражения в коре функционально близких
лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные
движения используют дополнительные упражнения
(приемы). Производится выдыхаемым воздухом
дрожание обеих губ — сначала шепотом
(«фырканье лошади»), затем с голосом «тпррр...».
Так же, но со свободным кончиком языка
между зубами.
В легких случаях возможна постановка
звука по подражанию.
Первый вариант заключается в том, что
язык всей своей массой плотно присасывается
к нёбу и одновременно через нос вдыхается
воздух, который затем быстрой и сильной
струей выдувается на «прилипший» к нёбу
язык. При удачном приеме удается получить
первую вибрацию кончика языка в виде
глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя
и укрепляя это сочетание, можно получить
полный раскат «тррр», а затем озвончить
его — «дррр».
Другим приемом является постановка звука
[р] от [д], повторяющегося на одном выдохе:
«ддД», «ддД». Применяется также чередующееся
произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях
«тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром темпе,
ритмично. Они артикулируются при слегка
открытом рте и при смыкании языка не с
резцами, а с деснами верхних резцов или
альвеолами. При многократном произнесении
серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно
подуть на кончик языка, и в этот момент
возникает вибрация.
Иногда вибрация возникает в результате
выполнения упражнения «Болтушка»: высунутый
широкий язык на звуке [а] быстро «болтается»
сначала между губами, затем — между зубами
и, наконец, — за альвеолами. Возникает
одноударный звук [р], который произносится
в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру»,
«ры-ры-ры» с форсированным произнесением
последнего слога. Во время тренировки
выдыхаемая струя должна быть сильной.
После многократных повторений можно
получить вибрацию: «ррра-ррра-ррра».
Постановка звука [р] может быть осуществлена
в два этапа. На первом этапе ставится
фрикативный [р] от звука [ж] без вибрации
при его протяжном произнесении, без округления
губ и с перемещением переднего края языка
несколько вперед, к альвеолам. При этом
звук произносится со значительным напором
воздуха.
Во время длительного произнесения фрикативного
[р] под язык подкладывают зонд с шариком
на конце. Шарик приводят в соприкосновение
с нижней поверхностью языка, после чего
быстрыми движениями зонда вправо и влево
вызывают механическое колебание языка.
Аналогично можно получить вибрацию с
механической помощью при быстром произнесении
на выдохе звука [д] («ддддд...»).
Иногда при недостаточно пластичном языке
длительное время звук [р] не звучит изолированно,
а появляется только в комплексе: «др»
или «тр». В данном случае необходимо начать
работу над автоматизацией звука [р] в
словах и слогах, начинающихся с сочетаний
«тр», «др» {трава, дрова и т.д.), а затем,
когда звук [р] достаточно проявит свою
речевую типичность в этих сочетаниях,
следует использовать приемы по выделению
его из комплекса: «др» и «тр».
В этом случае можно предложить ребенку
в звук [д] ([т]) и [р] вставлять редуцированный
гласный звук: «дырpa», «тырра», что достигается
некоторой задержкой дыхания при произнесении
первых звуков [д] и [т]. Или, произносятся
слоги и слова с сочетанием «хр» в начале
слова: «хррр», «хррра», «хрррап» и т.п.
В отличие от автоматизации всех звуков,
которую рекомендуется начинать после
того, как изолированное произношение
звуков полностью сформировано, автоматизация
звука [р] должна быть начата, как только
достигнуто приблизительное, неполноценное
звучание звука [р] (с механической помощью,
одноударное, глухое или в неразрывном
сочетании с согласными звуками [т] и [д]).
Звук [р'] требует более низкого положения
кончика языка (у верхнего края зубов).
Если вначале ребенок овладел произношением
только твердого [р], то одновременно с
его закреплением необходимо начать работу
над мягким [р']. Рекомендуется предварительно
разъяснить разницу в артикуляции при
звуке [р] и [р'], а затем произносить слоги:
«ари», «аря», «арю». Иногда (в частности,
при массивной подъязычной связке) легче
удается поставить звук [р']. В этих случаях
следует автоматизировать звук [р'] и одновременно
продолжать постановку звука [р]. В результате
в большинстве случаев оказывается необходимым
провести дифференциацию между звуками
[р] и [р'].
27. КОРРЕКЦИЯ
НЕДОСТАТКОВ ЗВУКОВ [С], [З]
Артикуляционный
уклад:…
Недостатки
произношения: