Шпаргалка по "Педагогической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:38, шпаргалка

Описание работы

Определение что такое педагогика?
Объект, предмет Педагогики, образование педагогический процесс, функции педагогики.
Основные категории и понятия пед науки:
Структура пед науки.
Связь педагогики с др науками.

Файлы: 1 файл

экзамен пед теории.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)
  1. Определение что такое педагогика?

Педагогика – область  научных исследований, связанных  с воспитанием, обучением, образованием. (2определение: наука об образовании, обучении и воспитании).

  1. Объект, предмет Педагогики, образование педагогический процесс, функции педагогики.

Объект педагогики- это явления действительности которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики – сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.

Образование-  (результат обучения) объем системообразованных ЗУН способов мышления которыми овладел обучаемый.

Педагогический  процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся реализующие цели обучения и воспитания в условиях педагогической системы.

Функции педагогики:

  • Общетеоретическая – теоретический анализ закономерности педагогического процесса.
  • Прогностическая – обоснованное предвиденье развития педагогической реальности.
  • Практическая – на основе фундаментального знания усовершенствуется пед практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
  1. Основные категории и понятия пед науки:

Категории педагогики - понятия, которые составляют основу педагогической науки, и изучаются как разделы педагогики.

Образование - (результат обучения) объем системообразованных ЗУН способов мышления которыми овладел обучаемый.

Обучение - целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Формирование – особая  форма  развития  человека   в   процессе   его

жизнедеятельности   и   под    воздействием    специальных    воспитательных

воздействий.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся реализующие цели обучения и воспитания в условиях педагогической системы.

Педагогическое взаимодействие – преднамеренные контакте педагога с ребенком (длительные или временные) следствием которых являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Пед система - совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства).

Человек - каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью.

Индивид – пол, возраст, нейродинамика, конституциональные особенности. это хар-ка, свойственная всем людям.

Личность - темперамент, характер, направленность, способности.

Индивидуальность - опыт, история, жизненный путь. это индивидуальные личностные свойства человека и такое их сочетание которое данного человека отличает от других людей.

4. Структура пед науки.

 Содержание


Цель  деятельность деятельность


                     учителя методы ученика  рез-т 


средства

                                                              формы

 

5. Связь педагогики с др науками.

Педагогика – самостоятельная  и достаточно научная дисциплина, только вот у нее нет дальнейшего  развития без других наук.  Педагогика продолжает свое развитие, упрочивая и улучшая свои отношения с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и остальными науками.

  • связь педагогики с философией выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования. С другой стороны, педагогика является «полигоном» для приложения и апробации философских идей. Педагогика разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека.
  • связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Психология как наука, результаты психодиагностики являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.
  • Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания). Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса -одна из центральных для педагогики.
  • Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.
  • Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.
  • Связь экономики и педагогики послужила основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических факторов в сфере образования.
  • Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения.
  • Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
  • Педагогическая культура человека и общества в целом входит в качестве составляющей в мировую культуру современности, педагогические проблемы имеют общекультурное значение. Поэтому важно укрепить связь педагогики с культурологией.
  • Исправительно-трудовая педагогика изучает вопросы перевоспитания правонарушителей всех возрастов.
  • Педагогика труда занимается вопросами повышения квалификации, и вопросами переквалификации работников разнообразных областей народного хозяйства, усвоения новых сведений, овладения новой профессии в зрелом возрасте.
  • Военная педагогика исследует особенности воспитания воинов.
  • Специальная педагогика - наука об особенностях формирования и закономерностях обучения и воспитания детей, которые имеют физические либо психические отклонения. Задачами обучения и воспитания слабослышащих, глухих и глухонемых исследует сурдопедагогика; слабовидящих и слепых - тифлопедагогика; умственно отсталых - олигофренопедагогика.

Формы связей педагогики с другими науками  разнообразны: применение методов других наук (математическое и компьютерное моделирование и проектирование, социологические опросы, социометрия и т.д.); использование результатов исследований, полученных различными науками; объединение усилий педагогов с представителями других наук; совместная разработка новых понятий (диверсификация образования, педагогическая квалиметрия, экономика образования и т.д.).

6. Методология, методологическая культура педагога.

Методология – система  принципов и способов построения практической и теоретической деятельности.

методологическая  культура педагога:

I.

  • Знания
  • Умения
  • Навыки
  1. Опыт творческой деятельности, умение проектировать и конструировать
  1. Опыт эмоционально ценностных отношений

Методологические умения:

  1. умение проектировать содержание будущей деятельности.
  2. умение проектировать систему и последовательность собственных действий.
  3. умение проектировать систему и последовательность действий обучающихся.
  4. умение увидеть проблему и соотнести с ней фактический материал.
  5. умение выразить проблему и конкретной педагогической задачи
  6. умение выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент «что было бы если..»
  7. умение ясно видеть несколько возможных путей и мысленно выбрать наиболее эффективной
  8. способность распределить решение на «шаги» оптимальной последовательности
  9. умение анализировать процесс и результаты решения задачи
  10. а)умение рефлексии- самоанализ включенный в непосредственные деятельности  деятельность учителя и осуществляемый одновременно с ходом процесса обучения.

Б)Самоанализ ретроспективного типа  обращенный в прошлое (осмысление и анализ своей деятельности в терминах проекта и  в терминах науки)

В)самоанализ прогностического типа обращенный в будущее

Г) анализ пед исследований по следующим характерам (проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи , гипотеза, новизна, значение для практики, для науки )

  Методологическая культура – совокупность знаний и область познавательной деятельности.

7. Методологические  принципы    

    1. Системный подход- относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи в системе с др, позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.
    2. Личностный подход -  утверждает представление о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности.
    3. Деятельный подход – требует специальной работы по выбору и организации деятельности ребенка, по активизации и переводу его в позицию  субъекта познания, труда общения.
    4. Полисубъективный (диалогический) – личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы
    5. Культурологический- обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей.
    6. Этнопедалогический подход – воспитание с опорой на национальные традиции народа, его культуры, национально – этническую обрядность, обычаи, привычки, условие реализации этнопедагогического подхода к проектированию и организации пед процесса.
    7. Антропологический подход – системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении пед процесса.

8 вопрос. Методы педагогического исследования.

  1. Теоретические (теорет.анализ, индуктивные, дедуктивные, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, моделирование, рефератирование, цетирование).
  2. Практические (наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование,  тестирование, изучение работы учащегося, изучение школьной документации, эксперимент, изучение продукта деятельности).
  3. Математические (регистрация, ранжирование, шкалирование).

9 вопрос. Структура  педагогического исследования.

  1. Знакомство с проблемой исследования (объект, предмет, проблема, цель, задачи и т.д.);
  2. Выбор методологии исследования (методология, принципы);
  3. Построение гипотезы исследования;
  4. Выбор методов исследования;
  5. Организация проведения эксперимента;
  6. Анализ результатов исследования;
  7. Выработка практических рекомендаций.

Структура (элементы) педагогического  исследования по Крившенко Л.П.:

  1. Проблема выражает основные противоречия, которое должно быть решено средствами науки. Проблема пед.исследования отражает противоречия между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнанием путей, средств и методов их решения.
  2. Формирование темы исследования. Тема – лаконичная формулировка проблемы исследования. Тему следует обозначить так, чтобы в ней нашло отражение доступное от достигнутого наукой к новому неизвестному.
  3. Актуальность темы. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые на данное время вопросы, отражает спец. заказ общества пед. науки, обнаруживает важнейшее противоречия, которые имеют место в практике.
  4. Цель исследования – замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.
  5. Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания, что явно, или не явно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию.
  6. Предмет исследования – часть объекта, это те наиболее значимые, с практической или теоретической точки зрения, свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.
  7. Задачи исследования – конкретизируют цель исследования. Они дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование, что нужно седлать, чтобы цель была достигнута.
  8. Выбор методологии. Методология – исходная концепция, опорные теоретические положения, методы познания, единый замысел, определяющий ход и предполагаемый результат исследования.
  9. Гипотеза – научно-обоснованное предположение нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверки.
  10. Выбор методов исследования.
  11. Организация проведения эксперимента, или исследования. Эксперимент – это научно поставленный опыт предобразования пед.действительности в точно учитываемы условиях.
  12. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.
  13. Выработка практических рекомендаций.

    10 вопрос. Гуманизация образования.

Гуманизм (принцип) – принцип мировоззрения в основе которого лежит признание безграничности возможности человека и его способности к совершенствованию; право человека на свободное проявление, способностей и убеждений.

Гуманность (качество) –  способность принимать других такими, какие они есть, верить в их намерения, помогать стать лучше.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогической теории"