Гуманизация образования
(субъект – субъектные отношения)
– распространение идей гуманизма
на содержание, формы, методы обучения,
обучение образовательным процессам
свободы и воспитанию развития личности.
Гуманизация образования
– процесс создания условий для
саморегуляции, самоопределения личности
обучающегося в пространстве современной
культуры, создание гуманитарной сферы,
способствующей раскрытию творческого
потенциала личности, формирование мышления, ценностных ориентаций
и нравственных качеств с последующей
их актуализацией в профессиональной
и общественной деятельности.
11 вопрос. Социализация.
Социализация – это
процесс усвоения человеком существующих
в обществе социальных норм, ценностей и типичных форм поведения,
а также установление им новых индивидуальных
норм, отвечающих интересам всего общества.
Факторы, влияющие на социализацию:
- Макрофакторы (Страна, этнос, общество, государство) – большой.
- Мезофакторы (По местности и типу населения: регион, город, поселок, село; По принадлежности к тем или иным субкультурам; По принадлежности аудитории к тем или иным СМИ и коммуникации: радио, ТВ, интернет) – средний.
- Микрофакторы (факторы, влияющие на конкретных людей, которые с ними воздействуют: религиозные организации, семья, соседство, сверстники, воспитательные организации, коллектив).
12 вопрос. Авторитарная
педагогика.
Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих
реализацию целей и задач воспитания и
обучения и определяющих характер взаимодействия
педагога и учащихся.
- авторитарный (субъект - объект) стиль руководства допускает
возможность для студентов участвовать
в обсуждении вопросов учебной или коллективной
жизни, но решение в конечном счете принимает
преподаватель в соответствии со своими
установками;
- демократический (субъект - субъект) стиль предполагает
внимание и учет преподавателем мнений
студентов, он стремится понять их, убедить,
а не приказывать, ведет диалогическое
общение на равных;
- либеральный, попустительский
стиль проявляется в том случае, когда преподаватель
устраняется от руководства группой студентов
либо идет на поводу их желаний.
13 вопрос. Что
такое дидактика, основные дидактически
категории, структура процесса
обучения.
Дидактика – теоретическая
основа организации процесса обучения;
наука об обучении и образовании,
их целях, содержании, методах, средствах
и организационных формах.
Обучение – целенаправленное
и систематическое научение, позволяющее
человеку присваивать различные духовные ценности. Целенаправленная
познавательная деятельность ученика
под руководством учителя, в результате
которых обучающийся приобретает систему
научных ЗУН; у него формируется интерес
к учению, развитие познавательных творческих
способностей и потребности, а также нравственные
качества личности.
Процесс обучения – взаимодействие
учителя и учащихся, в котором
учащиеся с помощью и под руководством
учителя осознают мотивы своей познавательной
деятельностью, овладевают системой научных
знаний об окружающими их мире, формируют
научное мировоззрение, всесторонне развивает
интеллект и умение учиться, а также нравственные
качества и ценностные ориентиры в соответствии
с личными и общественными интересами
и потребностями.
Учение – целенаправленная осознанная активная познавательная
деятельность ученика, заключающаяся
в восприятии и овладении научными знаниями,
в обобщении воспринятых факторов, в закреплении
и применение полученных знаний в практической
деятельности по заданиям учителя или
на основе собственных познавательных
потребностей.
Преподавание – целенаправленная
деятельность учителя по формированию
у учащихся положительных мотивов
учения, организация восприятия, осмысление
излагаемых факторов и явлений, обеспечению,
умениями пользоваться полученными знаниями и умениями, приобретать
знания самостоятельно.
Структура процесса обучения:
Содер. образования
Содер. обучения
Цель ------------ ребенок---------------------Методы---------------преподаватель------результат
Формы
Средства
Технологии
14 вопрос. Функции
обучения.
- Образовательная:
- Вооружить учащихся системой ЗУН в соответствии с ГОС
- Научить творчески использовать ЗУН в практической деятельности
- Научить самостоятельно приобретать знания
- Расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессиональном самоопределении
- Воспитательная:
- Осознание учеником своей учебной деятельности как социально значимой
- Формирование его нравственных ценностных ориентирах в процессе овладения ЗУН
- Воспитание нравственных качеств личности
- Формирование положительных мотивов учения
- Формирование опыта общения и сотрудничества
- Воспитание воздействия личности учителя как примера для подражания
- Развивающая:
- В развитие логического мышления
- В различных видов памяти, качеств ума и речи, познавательный интерес и потребностей сенсорной и двигательной сфер.
15 вопрос. Дидактические
теории:
- Теория дидактического метеоризма. Основная цель образования состоит в передаче учащихся как можно большого объема знаний из различных областей наук. (Я.А.Каменский)
- Теория формального содержания образования (теория дидактического формализма: обучение это средство развития способностей познавательных интересов, внимания, памяти, представления мышления). Источником знания является знание. (Джейн Ланк, Пестолоцц)
- Теория дидактического прогнатизма (источником содержания образования заключено не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика). Содержание образования должно быть представлено виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учеников коллективных усилий, практических действий по решению поставленных задач. (Дж. Дьюи)
- Теория функционального материализма (получение знаний нашими учащимися и приобретение ими умения пользоваться этими знаниями, т. е должна быть интегральная связь между познанием и деятельностью). (В. Оконь)
- Теория операционной структуриализации (данная теория связана с внедрением программированного обучения в учебный процесс).
Вопрос16. Движущие
силы процесса обучения – противоречие.
- Между новыми познавательными задачами и достигнутым уровнем ЗУН.
- Между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями.
- Между известными и неизвестными.
- Между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальным его восприятия.
- Между знанием и умением применять полученные знания в практической деятельности.
Вопрос17. Принципы дидактики:
Я. А. Каменский
- Природосообразность – естественный метод, или соответствие природе.
- Наглядность – в основе лежит сонсуалистически - материалистическаягносеология.
- Сознательность и активность.
- Последовательность и систематичность.
- Упражнение и прочное усвоение знаний.
К. Леха
- Гуманизация труда – пробуждение у учащегося интереса к работе.
- Кооперация и гармония в работе – коллективное выполнение задач.
- Экономия в труде или целенаправленность в работе – правильное и полное использование запасов времени, силы и возможностей.
- Организация и порядок в труде.
- Реализация труда.
М.А. Данилов и М.Н. Скаткин
(1975г)
- Принцип коммунистического воспитания в процессе обучения.
- Научность обучения и его доступность.
- Систематичность обучения и связь его с практикой.
- Сознательность и активность учащихся при руководстве роли учителя.
- Принцип единства конкретного и абстрактного, принцип наглядности в обучении.
- Принцип прочности, усвоение знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся.
- Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Л.В. Зенков (1975)
- Обучение на высоком уровне трудности – позволяет раскрыть духовные силы ребенка, дает им простор и направления.
- Обучение требует быстрого продвижения в изучении программного материала.
- Ведущая роль теоритических знаний в начальном обучении.
- осознание школьниками процесса обучения.
В. Оконь
- системность.
- самостоятельность.
- связь теории с практикой.
- эффективность.
- доступность.
- сочетание индивидуального подхода и коллективизма.
В.В Давыдов
- принцип преемственности – связь жизненных знаний, которые ребенок получил до школы.
- доступность.
- сознательность.
- наглядность.
- научность.
- предметность.
В.А. Сластенин
I группа:
- гуманистическое направление педагогического процесса.
- связь пед. процесса с жизнью и производственной практикой.
- соединение обучения и производства с трудом на общую пользу.
- научность.
- ориентированность на единство знаний, умений, сознания и поведения.
- обучение и воспитание детей в коллективе.
- преемственность, последовательность, систематичность.
- наглядность.
- эстетизация всей детской жизни.
II группа:
- сочетание пед. управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
- сознательность и активность учащихся в пед. процессе.
- уважение к личности ребенка.
- опора на положительное в человеке.
- согласованность требований школы, семьи, общественности.
- сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий.
- доступность и вольность.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
- прочность и действительность результатов образовании, воспитания и развития.
Вопрос18. Содержание и образование.
Образование – это ЗУН, критическое мышление, творчество,
оценка с нравственных позиций всего происходящего
во круг.
Содержание образования – это педагогически адаптированная
система научных знаний связанных с ними
практических умения и навыков, которым
необходимо овладеть обучающимся.
Структура содержания
образования:
- Опыт познавательной деятельности (это знания о природе, обществе, техники, мышления и способах деятельности);
- Опыт осуществления известных способов деятельности (это умение навыки, которые позволяют сохранять культуру народа);
- Опыт творческой деятельности (это умение принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях, формирования новых способов деятельности, дальнейшее развитие культуры);
- Опыт осуществления эмоционально ценностных отношений (личностные ориентации, мировоззрения, убежденность, формирования социального опыта).
Вопрос 19. Государственно
- Образовательный стандарт (ГОС) – это обязательный уровень требования
подготовки выпускников и соответствие
этим требованиям содержания, методы,
формы, средство обучения и контроля.