Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:38, шпаргалка
Определение что такое педагогика?
Объект, предмет Педагогики, образование педагогический процесс, функции педагогики.
Основные категории и понятия пед науки:
Структура пед науки.
Связь педагогики с др науками.
Концепция Я.А. Коменского «Всеобщее воспитание» (7 в.) – воспитание в течении всей жизни, подготовка человека к всеобщей жизни. Направления воспитания: нравственное, научное, религиозное. По принципу природосообразности.
Гуманистическая психология Роджерса (19 в.) – тенденция к самоактуализации потребности человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности, вера в творческую, конструктивную мудрость человека. Свобода и ответственная целостность и гармоническое развитие личности.
Школа Выготского Л.С. (20- 30 г. 20 в.) – развитие детской психики с помощью творчества и звуковой деятельности.
Пед. Система А.С. Макаренко (20 в.) – обучение соединено с производительным трудом. Возможность выбора дела по душе. Воспитание личности в коллективе через сам коллектив- главная задача воспитания в работе.
Пед. Система Ушинского (19 в.) - признание творческой силы народа в историческом процессе и его право на полноценное образование. Важнейшая форма деятельности - труд.
Прагматизм (70-е г. 11в США, Пирс) – прагматизм от греч. Дело, действие. Прагматик- человек, который выстраивает свою систему поступков и возлагает на жизнь в аспекте научения практические полезные результаты.
Экзистентциализм (Европа, 19- 20 в. За рубежом: Ясперс, русские: Бердяев, Больнов) - рассматривает человека как уникальное существо, способное к выводу собственной судьбы, школа не должна формировать личность, а создавать условия, чтобы ученик нашел сам себя, а общество и коллектив лишает свободы и существования. Позитивный Экзистентциализм – человек идет через страдания, должен обладать спокойным сознанием, иметь готовность ко всему, мужество, доверие к миру и терпимость.
Диалектический материализм (19 в. Маркс, Энгельс, Ленин) – изучает закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно- практической и духовно- теоретической деятельности. Стремится к творческому соединению в единое целое учение всех достижений философского материализма. Гармоническое развитие личности, развитие гуманитарное, духовное и общественное.
Бихевиоризм ( 20 в. Уотсон) – личность человека- совокупность поведенческих реакций на определенный стимул ситуацию ( стимул- реакция). Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение. Поведение объясняется природным рефлексом.
28 Движущие силы воспитательного процесса
1 объективные внешние противоречия :
2 Объективные внутренние противоречия :
3 субъективные противоречия:
Противоречия
между
29 вопрос Законы воспитания
Закон единства целей, содержания, методов воспитания
Связь всех компонентов процесса воспитания. Цели определяют содержания и методы, формы работы. Эти элементы процесса воспитания зависят от возможностей, способностей учителя и учеников. Противоречия между составляющими процесса воспитания ведут к воспит.работы к ее неэффективности.
Закон единства обучения, воспитания и развития личности
Закономерность связи процессов О и В с одной стороны и развития личности с другой. Обучение и воспитание при известии специфики протекают неразрывно, обуславливая успех, взаимную эффективность, направляет на развитие личности, являясь ведущим фактором ее развития.
Закон воспитания в деятельности
Связь процесса воспитания и активности воспитанника, связь воспитания и связь между особенностями процесса воспитания и возрастными, индивидуальными, половыми особенностями воспитанников, зависимость формирования личности от степени развития коллектива.
Закон активности воспитанника
Человек развивается, формируется в деятельности как личность, осознает и проявляет себя как активное, самостоятельное существо, постепенно понимающее проблемы своего роста, цели потребности, действия, средства достижения цели, когда для человека его деятельность имеет личностный смысл, значение.
Закон единства воспитания и обучения
Состоит
в таком единстве с
Закон воспитания в коллективе
Коллектив как высокоорганизованная группа оказывает влияние на личность является мощным средством воспитания деятельности в коллективе, общение в нем, отношения между членами группы имеют доказательным опытом, исследов.эффект. воспитания в коллективе и через коллектив один из основных принципов отечественной педагогики советского периода.
Закон зависимости воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Процесс воспитания его
цели, содержания, формы и методы
зависят не только от принятых в
обществе, гос-ва общих программ, систем,
концепций воспитания они требуют
корректировки в связи с
30 принципы воспитания
1 группа содержательно целевые, или ценностно-содержательные принципы
Принцип гуманистической направленности воспитанием на развитие личности. Раскрытие и развитие человеческих способностей.
Принцип напрпвленности воспитания на основание культуры, ценностей общества, норм поведения
1 стадия
«Общение ведет за собой развитие», человек
становится человеком в процессе общения
всего того, что люди называют культурой,
2 стадия
«единство воспитания и культуры»личность формируется не в поисках своей «самости» составляет ценность для общества в работе над современными проблемами.
2 группа педагогические или методические, психологические принципы
Принцип воспитания в деятельности – вовлечение воспитуемых в различные виды деятельности (учебно - познавательные, игровая, общественно - трудовая)
Принцип воспитания с опорой на активность личности – активность проявляется в интересе, в ответственности, в положительных эмоциях и многих др., формирование в развитие потребностей, воспитательная деятельность, тогда эффективно, когда основана на внутренней «работе» она вызывает и стимулирует личностный рост.
Принцип воспитания в количестве и через коллектив- формирование морали и поведения человека должны сочетать горманизировать общее, общественные интересы, цели со своими личными, развитием коллектива, педагог должен учит создавать коллектив воспитанников, использовать как пед. ср-во.
Принцип воспитания
педагогического руководства с
инициативн. И самостоятельности воспитанников
– воспитатели должны
возможно поручать воспитанникам
Принцип уважения
к воспитуемому в сочетании с
требованиями к нему - между воспит. Предполагающим соблюдение
норм, воспит. Правил. Поведения, принятие
в обществе моральных норм общ. и
Принцип воспитания на опору положительные качества человека- в любом даже очень трудном человеке есть качества, черты характера, привычки, способности итд , чтобы добиться изменений к лучшему, поэтому психологи рекомендуют поошерять, поддержать то позитивное
3 группа
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Индивидуальные особенности людей требуют учет в воспитании, воспитатель должен вести адекватную работу для изучения условий и развития воспитанников
Принцип единства требований (школа, общество, семья) общество требует одно, учитель должен направлять на обеспечение согласованных действий, действий взаимопонимания
31 виды воспитания
1 нравственные пед.деятельность
по формированию у
2 гражданское воспитание
– система воспит.раб. по
3 трудовое воспитание-
система
4 экономические- школьники
должны знать
основы знаний, жизни общества
приобретенные новыми экономич.
мышления целеобразного
5 эстетический процесс
формирования способствует
6 физическое процесс
организ. Физич-и позноват. Деятельности,
поправлений на развитие
7 половое система воспит-ой и просветительной работы в целях формирования полового поведения, нормами общества и к семейной жизни .