Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:38, шпаргалка
Определение что такое педагогика?
Объект, предмет Педагогики, образование педагогический процесс, функции педагогики.
Основные категории и понятия пед науки:
Структура пед науки.
Связь педагогики с др науками.
Стандарт – это система основных параметров применяемых в качестве гос. нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образованного достижения этого идеала.
Вопрос 20. Учебный план – это документ содержащий перечень изучаемых дисциплин (учебных предметов), их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.
Учебная программа – это нормативный документ в котором очерчивается круг основных знаний , навыков и умений подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому предмету (или дисциплине).
Учебники и учебные пособия – это источники знаний и организации самостоятельной работы учащихся. Это средство обучения отражающее изложения подлинной науки в соответствии с возрастом, интересами, особенностями мышления, памяти и восприятия учащихся.
Вопрос 21: методы обучения – способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижения ими образ. целей.
Классификация методов обучения по В.И. Орлову.
1группа: методы постановки учителем учебно – познавательной задачи и принятия ее учащимися.
Это системно деятельностная составная часть процесса обучения, которая выражает их взаимосвязанными действиями, заключающимися в том, что учитель, исходя из учебной программы с использованием соответствующих средств обучения формирует учебно – познавательную задачу и добивается при активности т осознанном восприятии задачи, возникшие у студентов потребности решить ее.
2группв: методы передачи учителем знаний и усвоения их учащимися.
с применением соответствующих средств сообщения, осуществление композиционного построения объекта учебному познанию и усвоением учащимся знаний, необходимых для решения этих задач.
3группа: Методы учебно-продуктивной практики учащихся.
Это системно – деятельностная составная часть процесса обучения, выражающаяся и действиями учащихся, которые исходя из учебно - познавательной задачи путем реализации усвоенного умения с использованием соответствующих средств обучение, создает конкретный предметно-словесный или предметно-логический продукт и благодаря которым происходит овладение соответствующими ЗУН.
4группа: метод педагогической проверки ЗУН учащихся.
Это системно деятельностная составная часть процесса обучения, которая выражает их взаимосвязанными действиями педагога и учащимися, с помощью которых педагог исходя из учебно - познавательной задачи с применением соответствующих средств обучения выявляет и оценивает результаты обучения.
Билет 22. характеристика методов обучения.
Рассказ- метод, предполагающий устное повествовательное изложение материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.
«+»: разнообразное представление, высказывание своей точки зрения.
«-»: потеря контакта, информация может не остаться.
Беседа - один из основных опросных методов, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности или членов изучаемой группы, так и от окружающих людей:
«+»: вовлекаются все учащиеся, мнение каждого ученика.
«-»: невозможно проверить объективность мнений.
Работа с книгой - заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры, закономерности и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой.
«+»: возможность для
ученика многократно
«-»: значительные затраты времени и энергии, не учитывает индивидуальных особенностей школьников, плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управления процессом обучения.
Метод иллюстрации – наглядный метод обучения, предполагающий показ ученикам иллюстрированных пособий, плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых.
«+»: способствует развитию памяти, мышления, воображения, рисунок поясняет слова преподавателя, возможность увидеть представленный материал наглядно.
«-»: можно потерять контакт с учащимися, материал не остается у учащихся, нельзя изучать всю тему, используя данный метод, не все учащиеся могут увидеть представленный материал, требует комплексного подхода.
Метод упражнения – метод обучения, представляющий собой планомерно организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.
Виды упражнений: специальные, производные, комментированные, устные, письменные (графические, лабораторно- практические, производно- трудовые).
«+»: обеспечивает эффективное формирование умений и навыков.
«-»: слабо выполнение мотивационных функций.
Дискуссия – один из методов обучения, суть которого состоит в том, что преподаватель излагает 2 различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы и предлагает обучающимся выбрать и обосновать свою позицию.
«+»: каждый обучающийся может выдвинуть свою точку зрения, взаимодействие и общение в неформальной обстановке.
«-»: не каждый обучающийся обладает коммуникативными навыками, нельзя изучить всю тему дискуссии.
Демонстрация – наглядный способ ознакомить учащихся с каким- либо явлением, предметом.
«+»: можно использовать при проведении тренингов, способствует развитию мышления и воображения, возможность увидеть материал наглядно, внимание учащихся направлено на предмет, эмоциональное воздействие как воспитательный эффект.
«-»: слушатели воспринимают информацию пассивно, не учитывает индивидуальных особенностей.
Объяснение – словесное пояснение, анализ, доказательства и истолкования различных положений излагаемого материала.
«+»: обучающийся быстрее поймет и усвоит предложенный материал.
«-»: не каждый обучающийся
будет внимательно слушать
Метод проекта – в основу положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практической или теоретической проблемы.
«+»: стимулирует
интерес к определенным
«-»: учащиеся должны самостоятельно решить проблему, вся проблема приобретает контуры проектной деятельности.
Практический метод – умение использовать теорию на практике.
Билет 23. формы организации учебного процесса.
Формы обучения- способы организации деятельности учащихся определяющих колличство и характер взаимосвязи учащихся процесса обучения.
Классификация обучения:
- урок– форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность учащихся класса с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета, а так же для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучающихся.
Типы уроков:
Структура комбинированного урока:
Классификация :
По количеству учащихся:
По месту учебы:
По продолжительности занятия:
Билет 24. средства обучения.
Материальные (учебные кабинеты, наглядные пособия, проекционные материалы, технические).
Идеальные (речь, письмо, чертежи, диаграммы схемы)
Билет 25. диагностика (контроль).
Диагностика – особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознанием единичного явления.
Контроль - неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними.
Виды контроля:
Билет 26. определение «воспитание».
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
Воспитание – целенаправленное формирование личности на основе формирования: определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрения, поведения.
Билет 27. теории воспитания.
Неопозитивизм- (20 в. Огюст Конт, Герварт Спенсер)- источником позитивного знания могут стать отдельные науки, знания должны быть полезными, полными, утвердительными. Развитие человека процесс прогрессивный, научные знания эволюционируют.
Пед. система Герварта (19 в. Герварт Иоганн Фридрих) – «воспитывающего обучения». Цель- формирование добродетельного человека. Задача- развитие интересов к обучению, развитие воли, развитие сознания, формирование нравственного человека- это ядро идеи. Наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в душе добро, умственное воспитание.
Пед. Система Дж. Дьюи (19- 20 в.)- активность ребенка, уважение к нему исследовательский метод, опора обучения на присущие личности качества, ситуация успеха, которая является мощным мотивом в обучении. Высочайшая задача - способствовать к социальным переменам, лучшим для всех людей.