Шпаргалка по "Педагогической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:38, шпаргалка

Описание работы

Определение что такое педагогика?
Объект, предмет Педагогики, образование педагогический процесс, функции педагогики.
Основные категории и понятия пед науки:
Структура пед науки.
Связь педагогики с др науками.

Файлы: 1 файл

экзамен пед теории.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Стандарт – это система основных параметров применяемых в качестве гос. нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образованного достижения этого идеала.

Вопрос 20. Учебный план – это документ содержащий перечень изучаемых дисциплин (учебных предметов), их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.

Учебная программа – это нормативный документ в котором очерчивается круг основных знаний , навыков и умений подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому предмету (или дисциплине).

Учебники  и учебные пособия – это источники знаний и организации самостоятельной работы учащихся. Это средство обучения отражающее изложения подлинной науки в соответствии с возрастом, интересами, особенностями мышления, памяти и восприятия учащихся.  

Вопрос 21: методы обучения – способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижения ими образ. целей.

Классификация методов  обучения по В.И. Орлову.

1группа: методы постановки учителем учебно – познавательной задачи и принятия ее учащимися.

Это системно деятельностная составная часть процесса обучения, которая выражает их взаимосвязанными действиями, заключающимися в том, что  учитель, исходя из учебной программы с использованием соответствующих средств обучения формирует учебно – познавательную задачу и добивается при активности т осознанном восприятии задачи, возникшие у студентов потребности решить ее. 

  • Методы постановки учителем репродуктивной учебно-познавательной задачи и принятия ее учащимся (название темы, представление задания)
  • Методы постановки преподавателем творческой учебно- познавательной задачи и принятия ее учащимся (постановка учителем проблемы для решения ее на уроке, предъявление задания написание реферата, доклада)

2группв: методы передачи  учителем знаний и усвоения  их учащимися.

с применением соответствующих  средств сообщения, осуществление  композиционного построения объекта  учебному познанию и усвоением учащимся знаний, необходимых для решения  этих задач.

  • Прцептивные (показ, смотр, пробы на слух, запах)
  • Словесные (рассказ, объяснение, лекция, беседа)
  • Комбинированные (учебное наблюдение, наглядное объяснение, инструктирование)

3группа: Методы учебно-продуктивной  практики учащихся.

Это системно – деятельностная составная  часть процесса обучения, выражающаяся и действиями учащихся, которые исходя из учебно - познавательной задачи путем реализации усвоенного умения с использованием соответствующих средств обучение, создает конкретный предметно-словесный или предметно-логический продукт и благодаря которым происходит овладение соответствующими ЗУН.

  • Методы воспроизводящие, учебно-продуктивной практики (изготовление или выполнение задания по алгоритму)
  • Методы творческой, учебно-продуктивной практики (составление опорного конспекта, защита курсовой)

4группа: метод педагогической  проверки ЗУН учащихся.

Это системно деятельностная составная часть процесса обучения, которая выражает их взаимосвязанными действиями педагога и учащимися, с  помощью которых педагог исходя из учебно - познавательной задачи с применением соответствующих средств обучения выявляет и оценивает результаты обучения.

  • Методы педагогической проверки результата репродуктивно-предметной деятельности (диктант, проверка выполненных упражнений)
  • Методы педагогической проверки результата творческо-предметной деятельности (выслушивание изложения, выученного материала с анализом и оценкой, проверка правильности составления анализа)

Билет 22. характеристика методов обучения.

Рассказ- метод, предполагающий устное повествовательное изложение материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.

  • Рассказ- выступление;
  • Рассказ- изложение;
  • Рассказ- заключение.

«+»: разнообразное представление, высказывание своей точки зрения.

«-»: потеря контакта, информация может не остаться.

Беседа - один из основных опросных методов, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности или членов изучаемой группы, так и от окружающих людей:

  • Репродуктивная - предполагает воспроизведение деятельности учащегося.
  •    Эвристическая - направлена на организацию поисковой деятельности учащегося.

«+»: вовлекаются все  учащиеся, мнение каждого ученика.

«-»: невозможно проверить  объективность мнений.

Работа с книгой - заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры, закономерности и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой.

«+»: возможность для  ученика многократно обрабатывать информацию в достаточном для него темпе и в удобное для него время, приобретается навык умения свободно читать и понимать прочитанное, умение выделять главное в изучаемом материале, формирование у школьников навыка самоконтроля.

  «-»: значительные  затраты времени и энергии, не учитывает индивидуальных особенностей школьников, плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управления процессом обучения.

Метод иллюстрации – наглядный метод обучения, предполагающий показ ученикам иллюстрированных пособий, плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых.

«+»: способствует развитию памяти, мышления, воображения, рисунок  поясняет слова преподавателя, возможность  увидеть представленный материал наглядно.

«-»: можно потерять контакт с учащимися, материал не остается у учащихся, нельзя изучать всю тему, используя данный метод, не все учащиеся могут увидеть представленный материал, требует комплексного подхода.

Метод упражнения – метод обучения, представляющий собой планомерно организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.

Виды упражнений:  специальные, производные, комментированные, устные, письменные (графические, лабораторно- практические, производно- трудовые).

«+»: обеспечивает эффективное формирование умений и навыков.

«-»: слабо выполнение мотивационных функций.

Дискуссия – один из методов обучения, суть которого состоит в том, что преподаватель излагает 2 различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы и предлагает обучающимся выбрать и обосновать свою позицию.

«+»: каждый обучающийся  может выдвинуть свою точку зрения, взаимодействие и общение в неформальной обстановке.

«-»: не каждый обучающийся  обладает коммуникативными навыками, нельзя изучить всю тему дискуссии.

Демонстрация – наглядный способ ознакомить учащихся с каким- либо явлением, предметом.

«+»: можно использовать при проведении тренингов, способствует развитию мышления и воображения, возможность  увидеть материал наглядно, внимание учащихся направлено на предмет, эмоциональное воздействие как воспитательный эффект.

«-»: слушатели воспринимают информацию пассивно, не учитывает  индивидуальных особенностей.

Объяснение – словесное пояснение, анализ, доказательства и истолкования различных положений излагаемого материала.

«+»: обучающийся быстрее  поймет и усвоит предложенный материал.

«-»: не каждый обучающийся  будет внимательно слушать объяснение.

Метод проекта – в основу положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практической или теоретической проблемы.

 «+»: стимулирует  интерес к определенным проблемам,  предполагает владение определенной  суммы знаний, предусматривает решение  одной или целого ряда проблем, показывает практическое применение полученных знаний (от теории к практике).

«-»: учащиеся должны самостоятельно решить проблему, вся проблема приобретает  контуры  проектной деятельности.

Практический метод  – умение использовать теорию на практике.

Билет 23. формы организации учебного процесса.

Формы обучения- способы организации деятельности учащихся определяющих колличство и характер взаимосвязи учащихся процесса обучения.

Классификация обучения:

  1. индивидуальное обучение

 

  1. индивидуально-групповая форма

 

  1. классно урочная форма обучения

 

  • белл-ланкайерская система

 

  • мангеймская система

 

  • дальтон-план

 

  • коллективный способ обучения

 

- урок– форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность учащихся класса с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета, а так же для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучающихся.

Типы уроков:

  • традиционные (комбинированный, урок изучения новых знаний, урок формирования практических умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний, урок практического применения знаний и умений).
  • Нетрадиционные (нестандартные)- (урок - деловая игра, урок - КВН, урок- семинар, урок- зачет, урок- спектакль…)

Структура комбинированного урока:

  • организация начала занятий
  • проверка д/з, постановка целей урока
  • актуализация знаний и практических умений
  • изучение нового материала
  • закрепление изученного материала
  • обобщение, систематизация знаний и умений
  • подведение итогов и результатов занятия
  • задание на дом.

Классификация :

По количеству учащихся:

  • индивидуальная
  • Групповая
  • Коллективная
  • Массовая

По месту учебы:

  • Школьные уроки
  • Внешкольные занятия

По продолжительности  занятия:

  • Классический 45 мин
  • Спаренные 90 мин
  • Спарено укороченный 60 мин
  • Занятия произвольной длительности

Билет 24. средства обучения.

Материальные (учебные кабинеты, наглядные пособия, проекционные материалы, технические).

Идеальные (речь, письмо, чертежи, диаграммы схемы)

Билет 25. диагностика (контроль).

Диагностика – особый вид познания, находящийся между  научным знанием сущности и опознанием единичного явления.

Контроль - неформальная оценка, которая преследует чисто  педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к  естественным нормам, учитывая то, что  результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними.

Виды контроля:

    • Вводный
    • Текущий
    • Рубежный
    • Итоговый

Билет 26. определение  «воспитание». 

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Воспитание – целенаправленное формирование личности на основе формирования: определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрения, поведения.

Билет 27. теории воспитания.

Неопозитивизм- (20 в. Огюст Конт, Герварт Спенсер)- источником позитивного знания могут стать отдельные науки, знания должны быть полезными, полными, утвердительными. Развитие человека процесс прогрессивный, научные знания эволюционируют.

Пед. система Герварта (19 в. Герварт Иоганн Фридрих) – «воспитывающего обучения». Цель- формирование добродетельного человека. Задача- развитие интересов к обучению, развитие воли, развитие сознания, формирование нравственного человека- это ядро идеи. Наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в душе добро, умственное воспитание.

Пед. Система  Дж. Дьюи (19- 20 в.)- активность ребенка, уважение к нему исследовательский метод, опора обучения на присущие личности качества, ситуация успеха, которая является мощным мотивом в обучении.  Высочайшая задача - способствовать к социальным переменам, лучшим для всех людей.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогической теории"