Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:11, шпаргалка
№1 Предмет и задачи педагогики. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе наук о человеке. Дидактика и информатика. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки.
Предметом педагогики, как области научного познания является особая функция общества ВОСПИТАНИЯ, в самом общем смысле этого слова, которое включает в себя и обучение, и образование, и развитие. Поэтому педагогику можно назвать наукой воспитания.
Современная дидактика расчленяет
цель каждого урока на три подцели:
обучения, развития и воспитания.
Цели обучения, предполагают, что учитель будет
добиваться усвоения учащимися знаний
и изменений в сфере способов деятельности.
В процессе проблемно-развивающего обучения
учитель формирует знания, научает способам
деятельности — специальным (предметным)
умениям и навыкам (например, производить
фонетический анализ слов, писать слова
по определенным правилам, производить
различные математические операции, владеть
тем или иным инструментом и т.п.) и общеучебными
умениями и навыками (интеллектуальным
умениям — например, вычленять признаки,
сравнивать их, устанавливать причинно-следственные
связи, обобщать; организационным умениям
— планировать и организовывать свою
учебную деятельность и т.п.) Овладение
школьниками способами деятельности —
важнейший результат обучения, так как
свидетельствует об их общем развитии.
В настоящее время существует необходимость информатизации общества. Главным инструментом при этом является компьютер.
Выделяют 3 основные общие цели (образовательную, практическую и воспитательную).
1. Образовательные – дать
2. Практические цели. Школьная информатика должна дать знания о профессиях, связанных с ЭВМ и об использовании ЭВМ в повседневной жизни.
3. Воспитательные включают в
себя формирование культуры
Выдающиеся деятели в области информатизации в нашей стране выделят следующие цели:
1. Формирование основ научного мировоззрения.
В данном случае речь идет о формирование представлений об информации (информационных процессах) как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы.
2. Формирование общенаучных и общекультурных навыков работы с информацией.
Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценка достоверности информации, соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценит информационную безопасность.
3. Подготовка школьников к
В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации. Это включает в себя, в частности, освоение средств информатизации и информационных технологий. Особо следует отметить важность начальной подготовки в области управления. Как известно, многие развитые страны (США, Великобритания) видят в этом залог успешного государственного и экономического развития.
4. Овладение информационными и
телекоммуникационными технолог
Необходимость такой подготовки вытекает из особенностей непрерывного образования: реализации индивидуальных образовательных «траекторий», дифференцированности образовательных процессов, усиления роли средств обучения
3 Часто при разговоре о целях
В 1985 году информатика как учебный предмет была введена в школу. Ее преподавали только в старших классах (10-11). Целью данного курса было научить старшеклассников программированию. Но вскоре от этой цели отказались. Затем считали, что главное научить учащегося практически работать на компьютере. В настоящее время целью информатики как учебного предмета является подготовка молодого человека к жизни в современном информационном обществе.
№4 Целостный педагогический процесс. Системный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении информатики.
Педагогическим процессом
Целостность, общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса.
Что же следует понимать под целостностью?
В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.
ПП считают системой наук и выделяют
следующие основные части:
- общие основы;
- теория воспитания;
- дидактика – теория обучения;
- школоведение.
Основная цель системно - деятельностного подхода
в обучении: научить не знаниям, а работе.
Для этого учитель ставит ряд вопросов:
- какой учебный материал отобрать и как
подвергнуть его дидактической обработке;
-какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность
и деятельность учащихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех
этих компонентов привело к определенной
системе знаний и ценностных ориентаций.
Структура урока с позиций системно - деятельностного
подхода состоит в следующем: - учитель
создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный
поиск;
- обсуждение результатов.
Как показали исследования немецких ученых,
человек запоминает только 10% того, что
он читает, 20% того, что слышит, 30% того,
что видит, 50-70% запоминается при участии
в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном
обнаружении и формулировании проблем.
И лишь когда обучающийся непосредственно
участвует в реальной деятельности, в
самостоятельной постановке проблем,
выработке и принятии решения, формулировке
выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает
материал на 90%. Близкие к приведенным
данные, были получены также американскими
и российскими исследователями.
Методы обучения при использовании системно-деятельностного
подхода.
Целями
школьного образования, которые ставят
перед школой государство, общество и
семья, помимо приобретения определенного
набора знаний и умений, являются раскрытие
и развитие потенциала ребенка, создание
благоприятных условий для реализации
его природных способностей. Естественная
игровая среда, в которой отсутствует
принуждение и есть возможность для каждого
ребенка найти свое место, проявить инициативу
и самостоятельность, свободно реализовать
свои способности и образовательные потребности,
является оптимальной для достижения
этих целей.
Включение активных методов обучения
(АМО) в образовательный процесс позволяет
создать такую среду, как на уроке, так
и во внеклассной деятельности.
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.
Использование личностно-ориентированного подхода при обучении информатике предоставляет каждому ученику возможность учиться в собственном темпе сообразно своим способностям и потребностям, не только ориентирует ученика на достигнутый им уровень познавательного развития, но и предъявляет регулярные требования, несколько превышающие его возможности. Кроме того, личностно-ориентированное обучение позволяет активно развивать субъективный опыт жизнедеятельности ученика, помогает личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Содержание, методы, приемы при данном подходе направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать опыт каждого ученика, помочь становлению личностно-значимых способов познания путем организации целостной учебно-познавательной деятельности
№5 Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Сущность и особенности процесса обучения. Проблемы курса информатики в структуре основной общеобразовательной школы.
Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.
Не секрет, что эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания. Широкое использование унифицированных методов и переход на исключительно письменный контроль за усвоением студентами предметов изучения формально снижает роль преподавателя в непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия звена преподаватель--студент.
В учебном процессе обе стороны должны играть творческую роль. Важно избегать так называемого трафаретного обучения, когда студенты натаскиваются на решение определенного типа задач, а развитие их экономического мышления кладется в жертву числу рассмотренных задач. Студент должен научиться разбираться не только в смоделированных, но и реальных экономических процессах.
Существенную роль в подготовке студентов играет их самостоятельная работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении рефератов, курсовых и других исследовательских работ. Здесь важность деятельности кафедр трудно переоценить.Использование учебной и вспомогательной литературы может иметь больший эффект, если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный процесс Интернет. В этом случае границы общения студентов с преподавателем раздвигаются и в пространстве, и во времени.Предложение курсов и спецкурсов по выбору не должно становиться самоцелью. Во-первых, любой выбор должен находиться в русле основного стержня подготовки. Во-вторых, дисциплины по выбору следует подбирать на одном уровне сложности и масштаба освоения, а также выступающие как альтернативные стороны одного общего предмета изучения.
Содержание
Принципиально важную роль в курсе информатики играет понятие информационной модели: она одновременно является: инструментом познания, средством планирования практической деятельности, в частности с применением компьютера, и механизмом реализации межпредметных связей информатики.
№6 Функции обучения. Реализация образовательной, воспитывающей, развивающей функции обучения в процессе преподавания информатики.
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитывающая - с формированием отношений (В.В. Краевский).