Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:11, шпаргалка

Описание работы

№1 Предмет и задачи педагогики. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе наук о человеке. Дидактика и информатика. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки.
Предметом педагогики, как области научного познания является особая функция общества ВОСПИТАНИЯ, в самом общем смысле этого слова, которое включает в себя и обучение, и образование, и развитие. Поэтому педагогику можно назвать наукой воспитания.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в  способности мобилизовать прежние  знания для получения новых, а  также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в  основе навыка, т.е. автоматизированного  действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Осуществление образовательной функции  неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектирования и др.

Воспитывающая функция. Воспитывающий характер обучения - отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. В современных условиях она предполагает формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения.

Важнейшим аспектом осуществления  воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

Развивающая функция. Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в понятии развивающего обучения.

 

 

№7 Принципы обучения, их сущность, обусловленность и взаимосвязь. Формирование концепции непрерывного курса информатики в школе.

Принципы обучения – это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения.

Следует заметить, что учение о  принципах занимает одно из центральных  мест в дидактике. Само понятие "принцип" в логическом смысле служит началом  или базисом для организации деятельности, руководства, рассуждения, научного исследования и тому подобное. Вот почему под принципами обучения обычно понимаются вытекающие из выявленных закономерностей исходные положения, реализация требований которых направлена на обеспечение эффективности учебного процесса. В структуре основных категорий процесса обучения они следуют за закономерностями, являясь их отражением. Если закономерности обучения выражают наиболее существенные связи этого процесса, определяющие его эффективность, то принципы раскрывают то, как использовать в педагогической практике эти познанные связи.

Принципы обучения

 

Формирование концепции  содержания непрерывного курса информатики  в школе. 
 
Нецелесообразность (и недостаточность) обучения информатике только на старшей ступени школы, осознаваемая многими учеными-педагогами, как и авторами разработки первой программы уже в момент введения предмета ОИВТ в школу, со временем становилась все более очевидной. К началу 1990-х гг. по истечении пяти лет после введения курса ОИВТ в среднюю школу в рамках предпринимаемых в ряде мест экспериментальных инициатив постепенно начинает складываться новая структура обучения информатике в общем среднем образовании. Отличительными факторами этой новой структуры являются, с одной стороны, «омоложение» и «снижение» содержания обучения с ориентацией на самое младшее звено — начальную школу, а с другой — вычленение так называемого базового содержания школьного образования в области информатики, ориентированного на среднее звено школы. Это нашло отражение в разработанных в начале 1990-х гг. и рекомендованных Минобр. РФ экспериментальных программах, в которых уже просматривались «ростки» концепции непрерывного образования в области информатики. Из программ, помещенных в этом сборнике, выделим для нашего рассмотрения две: программу курса информатики для начальной школы, основанную на программно-методической системе Роботландия, и программу курса информатики для базового звена средней школы. Анализ этих программ наглядно показывает уже вполне сложившиеся к тому времени (начало 1990-х) подходы к формированию содержания обучения на разных ступенях (этапах) школьного образования, а также позволяет понять, какие тенденции в формировании содержания обучения информатике учащихся разных возрастных групп (в том числе на основе и отечественного, и зарубежного опыта) начали в то время доминировать при определении концепции непрерывного информатического образования учащихся.

 

 

№8 Этапы процесса усвоения знаний (восприятие, осмысление, закрепление, применение) на примере преподавания курса «Информатики».

 

В процессе обучения выделяют четыре основных этапа:

- восприятие учебного материала,  подлежащего усвоению;

- осмысливание учебного материала,  образование понятий;

- закрепление и совершенствование знаний, образование умений и навыков;

- применение на практике полученных  знаний, умений и навыков.

Организуя восприятие студентами изучаемого (или подлежащего изучению) материала, преподаватель с учетом их жизненного опыта и уровня подготовки предварительно объясняет и демонстрирует материал в целом, создавая о нем общее представление.

Подготовка к восприятию обеспечивается правильной постановкой познавательной задачи: что надо познать, для чего, с какой целью, в какой степени  овладеть данным материалом.

Организуя восприятие, преподаватель  преднамеренно подбирает источники  знаний, организует наблюдение, направляет внимание студентов на наиболее существенные стороны изучаемого объекта.

Второй этап — это  глубокое осмысливание изучаемого материала. Здесь используются все мыслительные операции: сравнение, сопоставление, выделение главного, отделение главного от второстепенного, обобщение, индукция, дедукция и т.п. Задача на этом этапе обучения — образование понятий, установление причин и следствий, раскрытие сущности изучаемых предметов и явлений, всесторонний анализ и синтез учебного материала.

Усвоенный в процессе восприятия и  осмысливания учебный материал требует  в дальнейшем закрепления и совершенствования. С этой целью преподавателем организуется специальная деятельность студентов: повторение, заучивание, тренировка. При этом применяются задания, способствующие формированию умений и навыков. Особое значение имеют задания поискового и творческого характера, обеспечивающие одновременное овладение материалом и развитие познавательных способностей студентов.

Последним этапом обучения является процесс применения знаний, умений и навыков на практике. Этот процесс осуществляется с постепенным и последовательным повышением роли самостоятельности студентов: от выполнения конкретных указаний до полной творческой самостоятельности. При этом контролирует деятельность студентов и создает условия для самоконтроля и анализа успехов и неудач.

Все этапы процесса обучения находятся  в диалектически сложной связи  и зависимости и практически неразделимы. Знание отдельных этапов и их взаимосвязи позволяет правильно понять сущность процесса обучения.

 

 

 

 

 

№9 Методы обучения, их классификация в современной дидактике. Условия выбора методов обучения. Методы обучения информатике в школе.

 

Одной из острых проблем современной  дидактики является проблема классификации  методов обучения. В настоящее  время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с  тем, что разные авторы в основу подразделения  методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.

Условия выбора методов обучения

Выбор методов обучения осуществляется учителем на основе дидактических и  методических знаний. Наблюдается три  подхода учителя к определению методов обучения на уроке (теме).  
      1. Стереотипное решение - учитель действует по сложившимся в его практике привычкам.  
      2. Решение путем проб и ошибок - выбор не обоснован научно.  
      3. Оптимизированное решение - опираясь на научные знания, учитель руководствуется критериями выбора методов. Критерии требуют, чтобы методы были адекватны целям и содержанию обучения, теме урока, уровню знаний, способностям, особенностям учеников, возможностям, подготовленности учителя, условиям и времени обучения.

Выбор методов обучения является делом  творческим, но основанным на знании теории обучения. Отработке умения выбирать методы обучения способствуют упражнения. При выборе МО прежде всего определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.“Информатика и ИКТ” один из “молодых” предметов в школьном курсе. Но за счёт стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначению, содержанию и подходам в его преподавании. На сегодняшний день дети имеют достаточно большие возможности работы на компьютере, кроме школьных уроков информатики и ИКТ: дополнительные занятия в кружках, посвящённых отдельным технологиям; работа в компьютерных клубах; наличие компьютера дома. Если такая работа не имеет определённой организации, то это может привести к нежелательным последствиям:

– у некоторых детей  формируется ложная уверенность, что  они хорошо разбираются в информатике, а с компьютером вообще на “ты”. Практический опыт показывает, что  даже при сегодняшнем уровне развития данной сферы, ученики часто путают назначение предметов “Информатика” и “ИКТ”. Реальный уровень знаний по информатике и культура оформления результатов компьютерных работ оставляют желать лучшего;

– если назначение знаний и умений, полученные на уроках ИКТ очевидно, то практическое применение знаниям, полученным на уроках информатики, за пределами данного предмета ученики не всегда видят. Нет достаточной уверенности в том, что “Информатика и ИКТ” – это “инструмент”, который можно использовать в любой предметной сфере;

– учащиеся одной возрастной категории имеют разный уровень  психологической готовности и уверенности  при работе на компьютере.

 

№10 Роль и место методов обучения по источнику знаний в процессе преподавания информатики в школе.

От человека в современном мире, на самых разных рабочих местах и в разных жизненных ролях требуется больше инициативы, самостоятельности, общей компетенции. Любые конкретные знания компетентный человек должен уметь находить и использовать с помощью современных информационных и коммуникационных технологий. Роль информатики – повысить эффективность учебной деятельности по всем предметам, увеличить мотивацию к обучению. Учебный процесс необходимо планировать таким образом, чтобы каждый мог приобрести тот уровень навыков и знаний, которые отвечают его потребностям и уровню обученности. Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменить процесс обучения, реализовать модель личностно ориентированного обучения.

Безусловно, современный  компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требует изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а именно это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля, повышает индивидуальности интенсивность обучения. Если педагог считает, что ученье не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития ученика, если стиль преподавания – сотрудничество, то речь идет о личностно ориентированном обучении. Ученик является не прилежным исполнителем, а активным творцом, так как является носителем субъективного опыта и содержание обучения, методы и приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности. Однако применение такой технологии требует составления для каждого ученика образовательной программы, которая носит индивидуальный характер и гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения. В современной школе, где нет системы малых групп, полная реализация такой технологии не возможна, однако я бы предложила своим коллегам активнее проводить личностно ориентированные уроки, применяя те методы и приемы работы, которые позволят активизировать познавательную деятельность и как результат повышения качества знаний учащихся. Преподаватель является руководящим фактором процесса обучения и воспитания. Но и ученика следует учитывать как активного партнера и субъекта воспитания. Так как в его лице реализуются все конечные результаты процесса образования. Когда ученику создаются возможности самостоятельно усвоить знания, когда он понимает и применяет их независимым способом, тогда вы близки к цели обучения. Процесс обучения и воспитания должен быть познавательным актом, т.е. исследованием и открытием истины, а не актом только усвоения знаний. И если мы хотим видеть своих учащихся инициативными, активными, самостоятельными, с высоким интересом к учебе, верой в свой успех.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"