Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:11, шпаргалка
№1 Предмет и задачи педагогики. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе наук о человеке. Дидактика и информатика. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки.
Предметом педагогики, как области научного познания является особая функция общества ВОСПИТАНИЯ, в самом общем смысле этого слова, которое включает в себя и обучение, и образование, и развитие. Поэтому педагогику можно назвать наукой воспитания.
№11 Формы обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Формы обучения информатике.
Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др.
По количеству учащихся выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.По месту учебы различаются школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия, работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории и т. п., а ко вторым – домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях.
По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.Истории мировой педагогической мысли и практики обучения известны самые разнообразные формы организации обучения.
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится таким образом к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.
Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов.
№ 12 Цели и задачи урока. Типы и структура урока. Требования к современному уроку. Особенности проведения урока в компьютерном классе.
I. Дидактические требования
к современному уроку:
• четкое формулирование цели;
• определение оптимального содержания
урока
• прогнозирование уровня усвоения учащимися
научных знаний, сформированности умений
и навыков
• выбор наиболее рациональных методов,
приемов и средств обучения
• реализация на уроке всех дидактических
принципов; - создание условий успешного
учения учащихся.
II. Психологические требования
к уроку:
1) определение содержания и структуры
урока в соответствии с принципами развивающего
обучения:
• соотношение нагрузки на память учащихся
и их мышление;
• определение объема воспроизводящей
и творческой деятельности учащихся;
• планирование усвоения знаний в готовом
виде (со слов учителя, из учебника, пособия
и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
• выполнение учителем и учащимися проблемно-
эвристического обучения (кто ставит проблему,
формулирует ее, кто решает);
• учет контроля, анализа и оценки деятельности
школьников, осуществляемых учителем,
и взаимной критической оценки, самоконтроля
и самоанализа учащихся;
• подготовленность к уроку, и главное
- осознание психологической цели и внутренняя
готовность к ее осуществлению;
• рабочее самочувствие в начале урока
и в его ходе
• педагогический такт (случаи проявления);
• психологический климат на уроке (поддержание
атмосферы радостного, искреннего общения,
деловой контакт и др.).
Особенности проведения уроков в компьютерном классе
для учащихся I классов (6 лет) — 10 минут;
для учащихся II-V классов — 15 минут;
для учащихся VI-VI классов — 20 минут.
№13 Содержания образования: понятие, факторы и принципы формирования. Документы, определяющие содержание образования. Общедидактические принципы формирования содержания школьного курса информатики.
Содержание образования–это система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми овладевают учащиеся, элементов познавательного, социального, творческого опыта.
Факторы образования:
-Социальные, профессиональные, культурные требования общества к выпускнику школы. Эти требования определяются общим прогрессом – уровнем развития науки и техники, экономики, культуры, социальной сферы. Обучение должно подготовить выпускника к различным видам деятельности: познавательной, профессиональной, общественной, культурной, досуговой, лично-семейной. Для подготовки к этому школа должны иметь совокупность предметов обучения.
-Вторым фактором отбора
-Третьим фактором являются
Принципы:
-Принцип соответствия
-Принцип единства
-Принцип гуманитаризации и
-Принцип фундаментализации
-Принцип соответствия
Документы:
-УЧЕБНЫЙ ПЛАН – нормативный
документ, регламентирующий общее
направление и основное
-УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА –
-УЧЕБНИК
-УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Общедидактические формирования содержания школьного курса информатики:
• общеобразовательный характер учебного материала;
• гражданская и гуманистическая направленность содержания
• связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;
• основообразующий и системообразующий характер учебного материала;
• интегративность изучаемых курсов;
• гуманитарно-этическая направленность содержания образования;
• развивающий характер учебного материала;
• взаимосвязанность и взаимообусловленность учебных предметов;
• эстетические аспекты содержания образования.
№14. Проверка и оценка результатов обучения. Методы и формы контроля на уроке информатики. Компьютер как средство проверки и оценки знаний.
Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический, итоговый и самоконтроль.
Назначение текущего (формирующего) контроля – проверка усвоения и оценка результатов каждого урока, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников.
Периодический (заветно - тематический) контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы, систематизированы. Данный вид проверки проводится обычно в сочетании с текущей проверкой.
Итоговый контроль производится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
Методы проверки знаний: наблюдение, пользование книгой, устный контроль, письменная проверка, практическая работа, дидактические тесты.
Одним из основных направлений повышения эффективности учебного процесса по курсу основ информатики и вычислительной техники (как и любого учебного предмета) является совершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников. При этом ведущая роль принадлежит текущему контролю, который позволяет учителю следить за состоянием знаний школьников на всех этапах изучения учебного материала, оперативно вносить в учебный процесс необходимые коррективы. Кроме того, текущий контроль дополняет обучение.
Проверочно-оценочная
№15 Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование учебного процесса по курсу информатики. Учебно-методическое обеспечение курса информатики в школе. Компьютерные технологии как средство подготовки к уроку.
Подготовка к уроку - это постоянный необходимый элемент профессиональной деятельности учителя.
Учитель должен хорошо представлять содержание всех преподаваемых в школе предметов, последовательность их изучения, так как только при этом условии можно осуществлять межпредметные связи, практическую направленность обучения, что особенно важно в условиях вспомогательной школы.
Планирование урока
Один из этапов подготовки учителя к уроку - тематическое планирование. Краткое содержание учебных тем дается в программе предмета. Учитель распределяет материал темы на определенное количество уроков. Намечает последовательность изучения темы по урокам. Определяет цели и задачи каждого урока, его примерное содержание и предполагаемые методы работы. При тематическом планировании в содержании темы нужно определить наиболее общие и главные задачи, выделить теоретические и практические положения, найти наиболее адекватные методы закрепления знаний, умений и навыков. На этой основе распределяется материал темы по урокам.
Поурочное планирование зависит от тематического и представляет собой разработку конкретного плана проведения отдельного урока. В поурочном планировании прежде всего уточняется тема и содержание материала; ставятся конкретные образовательные, воспитательные и коррекционные задачи; определяется тип и структура урока. Ход урока планируется исходя из его этапов и структурных элементов. План урока включает следующие пункты: дата, название темы; цели и задачи урока; оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами обучения; ход урока (по этапам в соответствии с типом урока); анализ результатов урока (итоги, выводы, возможные проверочные); задание на дом.