Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:11, шпаргалка

Описание работы

№1 Предмет и задачи педагогики. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе наук о человеке. Дидактика и информатика. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки.
Предметом педагогики, как области научного познания является особая функция общества ВОСПИТАНИЯ, в самом общем смысле этого слова, которое включает в себя и обучение, и образование, и развитие. Поэтому педагогику можно назвать наукой воспитания.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

 

Условия оптимального выбора и эффективного применения методов  воспитания.

Среди тех зависимостей, которые  определяют выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания.

В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.

Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного  процесса кладутся не сами методы, а  их система. А. С. Макаренко отмечал, что никакое педагогическое средство не может быть признано всегда абсолютно  полезным, что самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим.

 

Среди общих причин (условий, факторов), определяющих выбор методов  воспитания, прежде всего должны быть учтены следующие:

  1. Цели и задачи воспитания: цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.
  2. Содержание воспитания: надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом. Очень важно поэтому правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом.
  3. Возрастные особенности воспитанников: одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
  4. Уровень сформированности коллектива (школьного класса): по мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными, гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
  5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников: гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».
  6. Условия воспитания: к ним кроме материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических относятся и отношения, складывающиеся в классе — климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

Средства воспитания: методы воспитания становятся средствами, когда выступают  компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. 

 

21. Роль коллектива в осуществлении личностно-ориентированного подхода в воспитании. Стадии  развития коллектива. Совместная деятельность – основной путь организации коллектива и его развития. Технология организации коллективной творческой деятельности (КТД).

Группы (коллективы) как социально-психологические общности изучаются философией, социологией, психологией, педагогикой и другими  науками. Педагогика рассматривает детскую группу (коллектив) как фактор и средство воспитания учащихся.

Все реально  существующие малые группы можно  разделить на группы высокого и низкого  уровней развития. Так, группа низкого  уровня развития характеризуется отсутствием  сплоченности, налаженных деловых связей и личных взаимоотношений, четкого разделения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной деятельности. Группа высокого уровня развития (коллектив) этими свойствами обладает

Итак, коллектив (от лат. collectives – собирательный) – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Если малые группы среднего и низкого уровней развития могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на личность, то в группе высокого уровня развития (коллективе) создаются возможности для разностороннего развития каждой личности.

Детский коллектив  характеризуется как воспитательный, если он создается для реализации воспитательных задач и является педагогически управляемым явлением. Воспитательная функция коллектива реализуется через регулятивную, организационную, объединяющую, стимулирующую, собственно воспитательную функции.

Процесс формирования коллектива длительный и проходит несколько  этапов развития. В соответствии с концепций А.С. Макаренко условно выделяют четыре этапа (стадии) становления коллектива

Процесс развития коллектива не есть плавный переход  от одного этапа к другому. Главное, чтобы коллектив не останавливался в своем развитии, даже если он достиг высокого уровня развития. «Движение вперед – закон жизни детского коллектива» (А.С. Макаренко).

                                                         Этапы формирования коллектива

I этап

II этап

III этап

IV этап

Педагог организует жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные, решительные требования. Актив (группа, поддерживающая требования и ценности воспитателя) только выявляется. Преобладают развивающиеся личностные отношения, которые подвижны и нередко конфликтны.  
Отношения с другими коллективами складываются только в системе личностных отношений членов разных коллективов. Субъект воспитания - педагог.

Требования педагога поддерживаются активом, который предъявляет их другим членам коллектива. Требования педагога становятся опосредованными. Организаторская функция учителя переходит к постоянным и временным органам коллектива (активу), создается реальная возможность для всех членов коллектива участвовать в управлении своей жизнью. Усложняется практическая деятельность учащихся, усиливается их самостоятельность в ее планировании и организации. Переживается радость творчества, достигаемых успехов. Актив становится опорой педагога и авторитетом для других членов коллектива. Он не только поддерживает требования воспитателя, но и вырабатывает свои. Расширяется его самостоятельность. Педагог способствует укреплению позиций актива и расширению его состава, вовлекая детей в совместную деятельность, конкретизирует задачи применительно к отдельным группам учащихся, организует и налаживает отношения внутри коллектива. Устанавливаются более устойчивые межличностные отношения и отношения взаимной ответственности. Деловые отношения развиваются. Зарождаются гуманные отношения. Формируется коллективное самосознание: «Мы – коллектив». Складываются реальные связи с другими детскими коллективами. Субъект воспитания – актив. 
 

Большая часть группы помогает педагогу корректировать развитие каждого, предъявляет требования к товарищам  и себе. Появляется способность к формированию общественного мнения, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития внутриколлективных отношений Общественное коллективное мнение – совокупное оценочное мнение, выражающее отношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениями в жизни общества и данного коллектива. Формируются гуманные отношения между отдельными группами и членами коллектива. Складывается благоприятный социально-психологический климат, вызывающий у детей чувство личностной защищенности, вырабатываются общие ценности и традиции. Коллектив имеет систематические связи с другими коллективами в воспитательном учреждении и вне него. Полная самоуправляемость и самоуправление. Педагог поддерживает и стимулирует самоуправление и интерес к другим коллективам. Субъект воспитания – коллектив.  
 

Происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности каждого  члена коллектива. В коллективе нет  ни «суперзвезд», ни «изгоев», хотя положение каждой личности достаточно высокое.  
Связи с другими коллективами рас-ширяются и совер-шенствуются, деятельность группы все больше носит общественно полезный характер. Каждый воспитан-ник предъявляет к себе определенные требования, выпол-нение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания сопровождается самовоспитанием. Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мнение детского коллектива, поддерживает и стимулирует потребность в самовоспитании и самосовершенствовании у каждого члена коллектива. Субъект воспитания – сама личность. 


 

№22. Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы.

 

Каждая хорошая  школа, целенаправленно реализующая  не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием школьников, должна иметь свою воспитательную систему.

Воспитательная  система школы имеет сложную  структуру.

 Ее компоненты:

  1. цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается);
  2. деятельность, обеспечивающая достижение целевых ориентиров (содержание воспитания) субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;
  3. отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъект в некую общность;
  4. среда системы, освоенная субъектом;

управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную  систему и развитие этой системы.

(Такое внутреннее  строение воспитательной системы  предлагает академик Л.И. Новикова).

В процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач:

  1. Формирование у учащихся целостной системы научных знаний о природе, обществе, человеке.
  2. Формирование гражданского самосознания.
  3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
  4. Развитие креативных (творческих) способностей ребенка, его склонностей и таланта.
  5. Формирование в образовательном учреждении коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых.
  6. Развитие у учащихся стремления и способности к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации и самоутверждению.

Для их решения  используются разнообразные формы, приемы, методы педагогической деятельности. Результаты решения перечисленных задач свидетельствует об эффективности воспитательной системы.

  • Система Занкова

Принципы концепции - обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся - и самых слабых, и самых сильных.

  • Вальдорфская методика

Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребенка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе.

 

 

№23. Методы и формы работы классного руководителя. Организация внеклассной работы по информатике.

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

Классному руководителю необходимо знать  цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль  работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка. Отсюда содержанием взаимодействия классного руководителя как специалиста–профессионала с родителями воспитанников является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом  и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребёнку стать полноценной личностью в современной жизни.

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи, учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка.

Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:

·  Обращение к чувству родительской любви и уважение её;

·  Доброжелательность и дипломатичность  в общении с родителями;

· Позиция сотрудничества в общении  с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и  общественной деятельности.

Вся деятельность классного  руководителя с родителями учащихся в нашей школе представлена следующими направлениями и формами:

·  Изучение семей и условий семейного воспитания;

·  Информирование родителей о  содержании учебно-воспитательного  процесса в классе;

·  Психолого-педагогическое просвещение  родителей;

·  Взаимодействие с родительским комитетом;

·  Совместная деятельность родителей и учащихся.

 

Организация внеклассной  работы по информатике.

Внеклассная работа по информатике  дает возможность одним преодолевать барьер в общении с компьютером. Другим закрепить знание, третьим развить творческие способности. Внеклассная работа способствует раскрытию индивидуальных способностей  учащихся, которые не всегда видны на уроке, эта работа занимает свободное время ученика, на этих занятиях сокращаются расстояния между учителем и учеником.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"