Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:11, шпаргалка

Описание работы

№1 Предмет и задачи педагогики. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе наук о человеке. Дидактика и информатика. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки.
Предметом педагогики, как области научного познания является особая функция общества ВОСПИТАНИЯ, в самом общем смысле этого слова, которое включает в себя и обучение, и образование, и развитие. Поэтому педагогику можно назвать наукой воспитания.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№16 Педагогические технологии как новое направление в педагогике. Современные образовательные технологии. Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках. Возможности сетевых технологий в образовании.

Понятие "педагогической технологии"

       В педагогической  и психологической литературе  часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.

       Понятие "педагогическая  технология" может рассматриваться  в трех аспектах:

1) научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

3) деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. 

Критерии технологичности педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

1) концептуальность;

2) системность;

3) управляемость;

4) эффективность;

5) воспроизводимость.

 

Педагогические технологии:

1.Проблемное обучение.

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация  активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение  знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

 

2.Разноуровневое обучение.

У учителя появляется возможность  помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных  учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

 

3.Проектные методы обучения.

Работа по данной методике дает возможность  развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

 

4.Исследовательские методы в  обучении.

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать  в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при  формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

 

 

Основные возможности использования  ИКТ, которые помогут учителю  создать комфортные условия на уроке  и достичь высокого уровня усвоения материала:

• Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

• Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;

• Использование готовых программных  продуктов;

• Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования;

• Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

• Создание текстовых работ;

• Обобщение методического опыта  в электронном виде.

 

Сетевые технологии, рассматриваемые  в настоящем разделе, используются для решения трех взаимосвязанных  задач: доставки обучаемым учебных  материалов и другой информации; организации  заочного взаимодействия между администрацией учебного заведения, преподавателями и обучаемыми;

поиска информации, необходимой  для выполнения заданий, в Интернет.

 

3.1. Что нужно для использования  сетевых технологий?

Использование сетевых технологий требует затрат как на стороне  учебного заведения, так и обучаемого. Мы предполагаем, что в учебном заведении обеспечением использования сетевых технологий занимаются специально выделенные сотрудники, обладающие необходимыми для этого знаниями и навыками

3.2. Сервисы Интернет

И так, Вы приобрели компьютер, средства подключения к сети, установили операционную систему, программное обеспечение, рекомендованное учебным заведением. Теперь требуется подключиться к Интернет и начать использование учебных ресурсов

3.2.1. Всемирная паутина

В настоящее время Всемирная  паутина (World Wide Web, WWW или просто Web) является наиболее распространенным способом обмена данными в Интернет. По большинству оценок более 75% объема данных (трафика), передаваемого в Интернет, относится к Всемирной паутине

3.2.2. Передача файлов

Выше было сказано, что для передачи файлов может быть использован протокол HTTP и Web-серверы, однако в Интернет имеется сервис и протокол FTP (File Transfer Protocol – протокол передачи файлов), специально предназначенный для передачи больших объемов данных. Обычно в Web-серверы встроена возможность передачи данных по этому протоколу

 

3.3 Организация сетевого общения

3.3.1. Электронная почта

Электронная почта является аналогом обычной почты: пользователь пишет  письмо, возможно, вкладывает в него изображения и даже программы, указывает  адрес получателя или получателей (обратный адрес указывается автоматически), бросает его в почтовый ящик

3.3.2. Группы новостей и форумы

Если электронная почта в  основном предназначена для общения  отдельных пользователей, то группы новостей и форумы предназначены для общения людей, объединенных общими интересами или принадлежностью к некой группе или организации

3.3.3. Службы мгновенных сообщений

Если электронная почта является аналогом обычной почты, то службы мгновенных сообщений являются аналогом телефонной связи. Основным различием электронной почтой и службами мгновенных сообщений является то, что общение по электронной почте происходит асинхронно – посылать, принимать, читать и отвечать на сообщения электронной почты можно в любое удобное для пользователя время

3.3.4. Потоковое вещание

Интернет может быть использован  не только для передачи файлов и  сообщений, но звука и видео. Осуществить  показ можно посредством загружаемого с Web-страницы файла или потокового вещания, предназначенного для передачи с видео-сервера

3.3.5. Удаленное управление и публикация  данных

Данные средства предназначены  только для преподавателей. Не только обучаемые могут работать с учебными ресурсами дистанционно. Преподаватель  может, не выходя из дома, опубликовать на Web-сервере объявление о сдаче зачетов, новые методические указания, раздел учебника, допустить конкретного обучаемого к дистанционной сдаче, например, зачета. Для этого необходимо использование средств удаленного доступа и управления приложениями на серверах

3.3.6. Поиск информации в Интернет

Интернет является глобальным хранилищем информации, там, как и в Греции, можно найти все что угодно, нужно только знать, как и где  искать, а также разумно относиться к найденной информации

3.3.7. Сетевые приложения

В настоящее время все большее применение в учебном процессе находят специализированные сетевые приложения, создаваемые в основном усилиями сотрудников учебных заведений

3.3.8. Организация коллективной работы  пользователей

В дистанционном обучении участвуют, по крайней мере, три стороны: обучаемые, преподаватели и администрация учебного заведения. Давайте посмотрим, как можно организовать удаленное взаимодействие между ними с точки зрения технологий. Нас будет в основном интересовать взаимодействия между обучаемыми и обучаемыми и преподавателями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№17 Сущность воспитания как целенаправленной педагогической деятельности. Особенности процесса воспитания. Воспитание и социализация личности.

Педагогика как наука изучает  особый вид деятельности - педагогическую деятельность. Эта деятельность – целенаправленная, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить, например, умению читать географическую карту, в процессе воспитания сформировать такое, например, качество личности, как патриотизм.

В широкое смысле предметом педагогики выступает деятельность, которая  направлена на выполнение социальной функции, состоящей в передаче, трансляции накопленного человечеством опыта  обучающимся.

 Исходя из этого, определяют педагогику как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человека к жизни в обществе.

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее  взаимодействие учителя, воспитателя  на ученика или учеников (воспитанника или воспитанников), направленное на личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.

Следует отметить, что эту деятельность профессионально осуществляют не только педагоги, но и родители, производственные коллективы, общественные организации, средства массовой информации. Являясь участниками образовательно-воспитательного процесса, они также формируют

и направляют развитие человека вне  зависимости от целенаправленной педагогической деятельности в стенах образовательных учреждений.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованныхобществом образовательных  учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Педагогическая деятельность имеет  те же характеристики, что и любой  другой вид человеческой деятельности, а именно: целеполагание, мотивацию, предметность.

Сущность педагогической деятельности можно раскрыть, анализируя ее строение, которое А.Н. Леонтьев представлял  как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей  характеристикой любой деятельности является ее цель.

Таким образом, под педагогической деятельностью следует понимать особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших  поколений младшим накопленных  человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Используя системный подход к определению  педагогической деятельности, ее можно  представить как совокупность таких  взаимодействующих компонентов  как: 1) цель деятельности – повышение уровня умственного и физического развития учащихся, формирование социальной значимых качеств личности в процессе обучения; 2) объект деятельности – учебный процесс;

3) субъект-субъект деятельности  преподаватель - ученик; 4) способы деятельности – процесс обучения; 5) результат деятельности – уровень обученности и воспитанности учащихся, социальной готовности к жизни в обществе.

Цель педагогической деятельности в общенаучном смысле понимается как один из элементов поведения  учителя (преподавателя), непосредственный мотив сознательной деятельности, характеризуемый предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения.

 

Для процесса воспитания характерны следующие признаки:

1) это процесс, как минимум, между двумя лицами;

2 )неравное положение воспитателя и воспитуемого по компетентности;

3 )наличие образца как социально-культурного идеала;

4)соответствие хода процесса достижениям исторического развития человечества, социокультурным ценностям;

5) это процесс, включающий активное взаимодействие с объектами окружающего мира, формирующий отношение к этим объектам. Процесс, при котором воспитательный результат ведет за собой предметный;

6) процесс практического осуществления поставленных целей, иначе они останутся простой декларацией.

Свойства и особенности процесса воспитания: многомерность, диалектичность, самоуправляемость, иерархичность, многофакторность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, неопределенность, импульсивность, двусторонний характер воспитания.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"