Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Педагогика".
Специальная педагогика является одним из направлений общей педагогики. В нашей стране синонимами понятия «специальная педагогика» принято считать такие понятия, как «коррекционная педагогика», или «дефектология». Однако термин «специальная педагогика» считается более предпочтительным, так как он принят в обращение в международной педагогической теории и практике.
Таким образом, под специальной педагогикой как наукой понимается обучение и воспитание лиц с отклонениями в психическом и физическом развитии, для которых получение образования в обычных педагогических условиях невозможно. В отличие от зарубежных стран специальное образование в России охватывает образование большей категории детей. В эту группу включают всех детей, отличающихся от общепринятой нормы, в том числе и группу одаренных детей. Но в действительности педагогика одаренных детей - это достаточно узкая сфера педагогики, которая оказывает педагогическую помощь вышеназванной категории детей только в определенный период развития.
Предметом специальной педагогики является теория и практика специального образования. Предмет специальной педагогики включает в себя:
1) изучение особенностей развития и образования категории лиц, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности;
2) изучение особенностей становления и социализации личности категории лиц, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности;
3) использование полученных знаний для нахождения наилучших средств, условий, путей коррекции психических или физических недостатков;
4) организацию компенсации деятельности нарушенных органов и систем организма человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
5) образование такого человека, достижение его социальной адаптации и интеграции в современное общество;
6) обеспечение лицу с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимальной независимости и самостоятельности.
Под объектом специальной педагогики понимают специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.
Общая и специальная педагогика имеет единую конечную цель - это достижении развивающейся личностью самореализации и социализации. Однако специальная педагогика делает акцент на достижений человеком с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной самостоятельной и независимой жизни как предпосылки для дальнейшей самореализации и социализации.
К более общим целям специальной педагогики относят:
1) коррекцию психического или физического недостатка;
2) компенсацию имеющегося недостатка педагогическими средствами;
3) реабилитацию, т. е. применение целого комплекса мер различного характера с целью достижения человеком наивысшего уровня его функциональных способностей;
4) реабилитацию детей младенческого и раннего возраста, когда речь идет о формировании какой-либо функции организма или утраченной способности.
Методологические принципы специальной педагогики
Любая наука опирается на основополагающие принципы, которые образуют ее методологическую базу.
Отечественная наука в целом, в том числе и специальная педагогика, базируется на принципах диалектического материализма, с позиций которого психика рассматривается как продукт деятельности высокоорганизованной материи – мозга, тем самым признается первичность материи и вторичность сознания, материальная детерминированность психики.
Основными методологическими принципами специальной педагогики являются:
– принцип детерминизма (принцип всеобщей причинной обусловленности явлений). Психическое развитие ребенка обусловлено взаимодействием биологических и социальных факторов.
– принцип единства сознания, личности и деятельности. Личностью человек не рождается, а становится на определенном этапе развития, когда достигает определенного уровня сознания и становится способным к осознанной целенаправленной деятельности. Сознание также не существует изолированно, а входит в структуру личности и формируется в процессе деятельности. Специальная педагогика рассматривает педагогический процесс как процесс формирования личности проблемного ребенка, его всестороннего развития в условиях специально организованной деятельности;
– принцип развития. Психика человека пластична и постоянно находится в динамике.
Теоретические основы специальной педагогики
Теоретические основы специальной педагогики составляют знания из различных областей науки:
– философские и социокультурные концепции, которые, с одной стороны, образуют мировоззренческую базу специальной педагогики, и с другой стороны, помогают осмыслить перспективы развития специальной педагогики как особой отрасли научного знания;
– различные сведения о высшей нервной деятельности человека, обобщенные в трудах И.П. Павлова и И.М. Сеченова;
– знания из области нейрофизиологии и нейропсихологии;
– научные данные из области детской психиатрии
– научные концепции Л.С. Выготского, его учеников и последователей;
–дефектология
Специальная педагогика связана со многими другими науками, которые могут быть объединены в несколько блоков:
1 медицинский блок - физиология, анатомия, невропатология, психиатрия, офтальмология и др.;
2 гуманитарный блок - социология, философия, психология во всех ее разновидностях и др.;
3 педагогический блок- общая педагогика, методики преподавания различных предметов и др. Специальная педагогика самым тесным образом
связана с медициной и ее различными отраслями: анатомией и физиологией человека разного возраста в норме и патологии, невропатологией, нейроанатомией и физиологией, психопатологией, психиатрией, психотерапией, генетикой человека, педиатрией, ортопедией, оториноларингологией и некоторыми другими. Специальная педагогика способствует развитию, закреплению и усилению эффекта, достигнутого при помощи медицины. Совокупность основных знаний из всех медицинских наук составляет клинические основы для специальной педагогики.
Взаимосвязь педагогики с медициной и психологией позволяет успешно устранить односторонность каждой из этих дисциплин и способствует формированию научного целостного взгляда на психическое и физическое развитие человека с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Для всех предметных областей объединяющим началом является специальная педагогика, которая оформилась как теоретическая предметная область на протяжении XX в. Тогда начали складываться предметные области современной специальной педагогики. В настоящий момент они представляют собой развитые и самостоятельные сферы практического и научного педагогического знания. К их числу можно отнести следующие отрасли.
1. Тифлопедагогика является частью специальной педагогики, это наука об обучении и воспитании лице нарушениями зрения. Основными задачами тифлопедагогики являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, аномалии физического и психического развития при этих нарушениях, пути коррекции и компенсации, восстановления нарушенных или недоразвитых функций, создание условий формирования и всестороннего развития личности при различных нарушениях зрительной функции.
2. Сурдопедагогика - наука об обучении и воспитания лице различными нарушениями слуха. Основными задачами сурдопедагогики являются: комплексное изучение лиц с различными нарушениями слуха, проведение соответствующей педагогической работы, направленной на социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию.
3. Олигофренопедагогика - наука, представляющая собой систему научных знаний об обучении воспитании лиц с умственной отсталостью.
4. Логопедия - наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и профилактики средствами специального обучения и воспитания. Логопедия базируется на психологии, педагогике, нейролингвистике и некоторых других науках.
5. Отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата базируется на знаниях в области невропатологии, нейрофизиологии, психологии и других наук. Основной целью этой отрасли специальной педагогики является создание особых условий жизни и обучения и последующей трудовой деятельности этой категории лице целью дальнейшей их социальной адаптации.
6. Отрасль специальной педагогики применительно к лицам со сложными нарушениями в развитии является частью специальной педагогики. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Главной целью этой предметной области является поиск альтернативного пути компенсации дефекта и вывод ребенка из ситуации социально-культурной адаптации.
Каждая из перечисленных выше предметных областей организована по такому же принципу, как и общая педагогика. Таким образом, педагогика каждой предметной области имеет свою историю, теорию и практику воспитания, методики, а также внутреннюю дифференциацию по возрастным периодам.
Субъект специальной педагогики — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека.
Предмет специальной педагогики — теория ц практика специального образования.
Общие цели специальной педагогики:
• коррекция недостатка;
• его компенсация
• абилитация и реабилитация. Цепи специфические:
• воспитание чувства собственного достоинства;
• преодоление чувства малоценности, маргинальное;
• формирование адекватных форм социального поведения и др.
Конечная цель — достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.
Задачи специальной педагогики:
• изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
• обобщение передового педагогического опыта работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности;
• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями;
• прогнозирование развития
новых образовательных систем для
лиц с ограниченными
• разработка стандартов, учебников, и программ для лиц с особыми образовательными потребностями;
Рассмотрим основные термины, фигурирующие в специальной педагогике:
специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия;
лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;