Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Файлы: 1 файл

экзамен.docx

— 79.03 Кб (Скачать файл)
  1. Специальная педагогика как наука.

          Специальная педагогика является одним из направлений общей педагогики. В нашей стране синонимами понятия «специальная педагогика» принято считать такие понятия, как «коррекционная педагогика», или «дефектология». Однако термин «специальная педагогика» считается более предпочтительным, так как он принят в обращение в международной педагогической теории и практике.

          Таким образом, под специальной педагогикой как наукой понимается обучение и воспитание лиц с отклонениями в психическом и физическом развитии, для которых получение образования в обычных педагогических условиях невозможно. В отличие от зарубежных стран специальное образование в России охватывает образование большей категории детей. В эту группу включают всех детей, отличающихся от общепринятой нормы, в том числе и группу одаренных детей. Но в действительности педагогика одаренных детей - это достаточно узкая сфера педагогики, которая оказывает педагогическую помощь вышеназванной категории детей только в определенный период развития.

      Предметом специальной педагогики является теория и практика специального образования. Предмет специальной педагогики включает в себя:

1)   изучение особенностей развития и образования категории лиц, имеющих ограниченные возможно­сти жизнедеятельности;

2)  изучение особенностей становления и социализа­ции личности категории лиц, имеющих ограничен­ные возможности жизнедеятельности;

3)    использование полученных знаний для нахожде­ния наилучших средств, условий, путей коррекции психических или физических недостатков;

4)      организацию компенсации деятельности нарушен­ных органов и систем организма человека с огра­ниченными возможностями жизнедеятельности;

5)         образование такого человека, достижение его со­циальной адаптации и интеграции в современное общество;

6)    обеспечение лицу с ограниченными возможностя­ми жизнедеятельности максимальной независимо­сти и самостоятельности.

Под объектом специальной педагогики понимают специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.

       Общая и специальная педагогика имеет единую конечную цель - это достижении развивающейся личностью самореализации и социализации. Однако специальная педагогика делает акцент на достижений человеком с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной самостоятельной и независимой жизни как предпосылки для дальней­шей самореализации и социализации.

К более общим  целям специальной педагогики относят:

1)    коррекцию психического или физического не­достатка;

2)        компенсацию имеющегося недостатка педагогическими средствами;

3) реабилитацию, т. е. применение целого комплекса мер различного характера с целью достижения человеком наивысшего уровня его функциональных способностей;

4)   реабилитацию детей младенческого и раннего возраста, когда речь идет о формировании какой-либо функции организма или утраченной способности.

 

  1. Научно-теоретические и методологические основы специальной педагогики.

Методологические принципы специальной  педагогики

         Любая наука опирается на основополагающие принципы, которые образуют ее методологическую базу.

           Отечественная наука в целом, в том числе и специальная педагогика, базируется на принципах диалектического материализма, с позиций которого психика рассматривается как продукт деятельности высокоорганизованной материи – мозга, тем самым признается первичность материи и вторичность сознания, материальная детерминированность психики.

Основными методологическими принципами специальной  педагогики являются:

– принцип детерминизма (принцип всеобщей причинной обусловленности явлений). Психическое развитие ребенка обусловлено взаимодействием биологических и социальных факторов.

– принцип единства сознания, личности и деятельности. Личностью человек не рождается, а становится на определенном этапе развития, когда достигает определенного уровня сознания и становится способным к осознанной целенаправленной деятельности. Сознание также не существует изолированно, а входит в структуру личности и формируется в процессе деятельности. Специальная педагогика рассматривает педагогический процесс как процесс формирования личности проблемного ребенка, его всестороннего развития в условиях специально организованной деятельности;

– принцип развития. Психика человека пластична и постоянно находится в динамике.

Теоретические основы специальной  педагогики

        Теоретические основы специальной педагогики составляют знания из различных областей науки:

– философские и социокультурные концепции, которые, с одной стороны, образуют мировоззренческую базу специальной педагогики, и с другой стороны, помогают осмыслить перспективы развития специальной педагогики как особой отрасли научного знания;

– различные сведения о высшей нервной деятельности человека, обобщенные в трудах И.П. Павлова  и И.М. Сеченова;

– знания из области нейрофизиологии и нейропсихологии;

– научные данные из области детской психиатрии

– научные концепции Л.С. Выготского, его учеников и последователей;

–дефектология

 

  1. Связь специальной педагогики с другими науками.

           Специальная педагогика связана со многими другими науками, которые могут быть объединены в не­сколько блоков:

1 медицинский блок - физиология, анатомия, невро­патология, психиатрия, офтальмология и др.;

2  гуманитарный блок - социология, философия, пси­хология во всех ее разновидностях и др.;

3 педагогический блок- общая педагогика, методи­ки преподавания различных предметов и др. Специальная педагогика самым тесным образом

связана с медициной и  ее различными отраслями: анатомией  и физиологией человека разного  возраста в норме и патологии, невропатологией, нейроанато­мией и физиологией, психопатологией, психиатрией, психотерапией, генетикой человека, педиатрией, ортопедией, оториноларингологией и некоторыми другими. Специальная педагогика способствует раз­витию, закреплению и усилению эффекта, достигнуто­го при помощи медицины. Совокупность основных знаний из всех медицинских наук составляет клини­ческие основы для специальной педагогики.

           Взаимосвязь педагогики с медициной и психологией позволяет успешно устранить односторонность каждой из этих дисциплин и способствует формированию научного целостного взгляда на психическое и физическое развитие человека с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

 

  1. Отрасли специальной педагогики.

 

          Для всех предметных областей объединяющим началом является специальная педагогика, которая оформилась как теоретическая предметная область на протяжении XX в. Тогда начали складываться предметные области современной специальной педагогики. В настоящий момент они представляют собой развитые и самостоятельные сферы практического и научного педагогического знания. К их числу можно отнести следующие отрасли.

1.         Тифлопедагогика является частью специальной педагогики, это наука об обучении и воспитании лице нарушениями зрения. Основными задачами тифлопедагогики являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, аномалии физического и психического развития при этих нарушениях, пути коррекции и компенсации, восстановления нарушенных или недоразвитых функций, создание условий формирования и всестороннего раз­вития личности при различных нарушениях зрительной функции.

2.          Сурдопедагогика - наука об обучении и воспитания лице различными нарушениями слуха. Основными задачами сурдопедагогики являются: комплексное изучение лиц с различными нарушениями слуха, проведение соответствующей педагогической работы, направленной на социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию.

3.        Олигофренопедагогика - наука, представляющая собой систему научных знаний об обучении воспитании лиц с умственной отсталостью.

4.         Логопедия - наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и профилактики средствами специального обучения и воспитания. Логопедия базируется на психологии, педагогике, нейролингвистике и некоторых других науках.

5.         Отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата базируется на знаниях в области невропатологии, нейрофизиологии, психологии и других наук. Основной целью этой отрасли специальной педагогики является создание особых условий жизни и обучения и последующей трудовой деятельности этой категории лице целью дальнейшей их социальной адаптации.

6.         Отрасль специальной педагогики применительно к лицам со сложными нарушениями в развитии является частью специальной педагогики. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Главной целью этой предметной области является поиск альтернативного пути компенсации дефекта и вывод ребенка из ситуации социально-культурной адаптации.

            Каждая из перечисленных выше предметных областей организована по такому же принципу, как и общая педагогика. Таким образом, педагогика каждой предметной области имеет свою историю, теорию и практику воспитания, методики, а также внутреннюю дифференциацию по возрастным периодам.

 

 

  1. Понятийно-категориальный аппарат специальной педагогики.

         Субъект специальной педагогики — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

          Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека.

           Предмет специальной педагогики — теория ц практика специального образования.

            Общие цели специальной педагогики:

• коррекция недостатка;

• его компенсация педагогическими  средствами;

• абилитация и реабилитация. Цепи специфические:

• воспитание чувства собственного достоинства;

• преодоление чувства  малоценности, маргинальное;

• формирование адекватных форм социального поведения и  др.

Конечная цель — достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.

              Задачи специальной педагогики:

• изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

• обобщение передового педагогического опыта работы с  лицами, имеющими особые образовательные  потребности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями;

• прогнозирование развития новых образовательных систем для  лиц с ограниченными возможностями  здоровья;

• разработка стандартов, учебников, и программ для лиц с особыми образовательными потребностями;

Рассмотрим основные термины, фигурирующие в специальной  педагогике:

  1. Реабилитация — применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей
  2. Абилитация — первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо.
  3. Коррекция — система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении и детей.
  4. Компенсация— сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций.
  5. Социализация - формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения.

специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия;

лицо с ограниченными  возможностями здоровья — лицо, имеющее физические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"