Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Файлы: 1 файл

экзамен.docx

— 79.03 Кб (Скачать файл)

• диагностику;

• информационный поиск;

• помощь в выборе образовательного маршрута;

• проектирование индивидуальных реабилитационных программ;

• первичную помощь в  реализации планов.

            МП-патронаж осуществляется различными психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами — как государственными, так и негосударственными (общественные объединения, ассоциации, благотворительные фонды).

               Базовая основа - психолого-медико-педагогические комиссии, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения. МП-патронаж формируется как часть системы специального образования, взаимодействуя с научно-методическими учреждениями, образовательными структурами, учреждениями здравоохранения и социальными службами.

Основные направления деятельности системы МП патронажа (Л.И. Аксенова):

помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута;

разработка и  реализация коррекционно-развивающих  программ в работе с детьми, которые  находятся вне образовательного пространства;

реализация специальных  программ для обучения родителей  и включение их в коррекционно-педагогический процесс;

обеспечение целостного подхода к обучению и социализации ребенка;

содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов);

реализация современных  педагогических технологий;

            Таким образом, МП-патронаж в современных условиях представляет собой новую модель комплексной поддержки аномального ребенка в условиях семьи.

 

 

 

 

  1. Личность педагога системы специального образования.

 

               В настоящее время в России из более чем 200 тыс. педагогов, работающих в отечественной системе специального образования, соответствующие дипломы имеют примерно 10% (кроме крупных городов), тогда как в развитых странах дипломированных специалистов около 95—98%. Какими же качествами должен обладать педагог с пециального образования?

Педагог системы специального образования  должен обладать следующими качествами:

 педагогическая направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

 эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;

 педагогический  такт — чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

 педагогическая зоркость — способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка;

педагогический  оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса;

культура профессионального  обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами; педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Мастерство педагога — это высокий уровень творческого овладения современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности. Педагогическая техника - необходимая составная часть педагогического мастерства.

Ф.А. Рау выделяет такие необходимые для педагога системы специального образования качества:

• физическая выносливость;

• сопротивляемость инфекционным заболеваниям;

• отсутствие дефектов речи и значительного снижения зрения;

• психическое  здоровье.

Важнейшие черты профессионального характера  по Н.М. Назаровой:

• доброта;

• ответственность;

• терпение;

• способность  к эмпатии; энергичность; увлеченность своей работой;

• уважение и любовь к своим воспитанникам;

• профессиональная честность и порядочность.

 

  1. Профессиональная подготовка педагогов системы специального образования.

Начало  профессиональной подготовки кадров для специального образования:

• первые курсы подготовки учителей для обучения детей с  особыми образовательными потребностями, — открыты в 1812 г. при Берлинской королевской школе глухонемых;

• профессиональная подготовка отечественных специалистов (сурдопедагогов и логопедов) — началась в 1892г. в  Санкт-Петербурге на основе годичных курсов.

             В России сейчас педагогические университеты реализуют программы профессиональной подготовки по следующим специальностям:

• тифлопедагогика —  педагог слепых и слабовидящих (тифлопедагог);

• сурдопедагогика —  педагог глухих и слабослышащих (сурдопедагог);

• олигофренопедагогика —  педагог для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений  умственного развития от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);

• логопедия — с получением квалификации логопеда; специальная  дошкольная педагогика ~ педагог для  работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Психологические  факультеты высших учебных заведений  осуществляют подготовку выпускников  по направлению "Специальная психология".

              Профессию воспитателя дошкольного или школьного специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями можно получить в педагогических колледжах.

              В настоящее время в России из более чем 200 тыс. педагогов, работающих в отечественной системе специального образования, соответствующие дипломы имеют примерно 10% (кроме крупных городов), тогда как в развитых странах дипломированных специалистов около 95—98%.

           Сферы профессиональной деятельности педагога системы специального образования:

• профилактика;

• диагностика и консультирование;

• педагогическое просвещение;

• участие в психологической  и психотерапевтической помощи;

• образовательная и социально-педагогическая деятельность;

• организация и руководство  образованием;

• преподавательская деятельность;

• научно-исследовательская  деятельность.

 

 

  1. Вклад Л.С. Выготского, М.С.Певзнер, К.С.Лебединской, Г.Е.Сухаревой и др. в развитие специальной педагогики.

 

 

 

            Л.С. Выготский заложил теоретико- методологическую базу дефектологии, что обеспечило ее переход с эмпирических, описательных позиций на подлинно научные основы. Его научные концепции, созданные в 20-30 –е годы прошлого века, не потеряли актуальности и до настоящего времени. Наиболее важными для специальной педагогики являются следующие концепции Л.С. Выготского:

▪ Концепция о культурно-историческом происхождении психики и формировании высших психических функций (ВПФ)

▪ Концепция о закономерностях  психического развития в норме и  патологии.

▪ Концепция о ведущей  роли обучения в развитии.

           Певзнер Мария Семёновна (1901—1989) - видный отечественный ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог

Под руководством и при  непосредственном участии Марии  Семеновны определяется новое направление  отечественной педагогической науки  — клиническая дефектология. М. С. Певзнер были сформулированы основные теоретические положения комплексной  клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития у  детей.

           Груня Ефимовна Сухарева разработала эволюционно-биологическую концепцию психических заболеваний. Г.Е. Сухарева выяснила закономерности динамики шизофрении, влияния на неё остроты начала и темпа развития процесса. Ей были впервые выделены три типа течения шизофрении: непрерывное вялое, в форме приступов и смешенное. Г.Е. Сухарева создала научную школу детских психиатров.

Клара Самойловна Лебединская - Первоначально научные интересы Лебединской касаются в основном 2-х направлений — это эмоциональная сфера детей и подростков, страдающих умственной отсталостью и психопатология задержки психического развития.

    Под ее руководством и на основе разработанной В. В. Лебединским клинико-психологической классификации дизонтогенеза создается концепция понимания закономерностей развития аутизма, способы коррекции этого нарушения, начинаются научные разработки проблемы.


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"