Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Педагогика".
• диагностику;
• информационный поиск;
• помощь в выборе образовательного маршрута;
• проектирование индивидуальных реабилитационных программ;
• первичную помощь в реализации планов.
МП-патронаж осуществляется различными психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами — как государственными, так и негосударственными (общественные объединения, ассоциации, благотворительные фонды).
Базовая основа - психолого-медико-
Основные направления деятельности системы МП патронажа (Л.И. Аксенова):
помощь в выборе
индивидуального
разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в работе с детьми, которые находятся вне образовательного пространства;
реализация специальных программ для обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс;
обеспечение целостного подхода к обучению и социализации ребенка;
содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов);
реализация современных педагогических технологий;
Таким образом, МП-патронаж в современных условиях представляет собой новую модель комплексной поддержки аномального ребенка в условиях семьи.
В настоящее время в России из более чем 200 тыс. педагогов, работающих в отечественной системе специального образования, соответствующие дипломы имеют примерно 10% (кроме крупных городов), тогда как в развитых странах дипломированных специалистов около 95—98%. Какими же качествами должен обладать педагог с пециального образования?
Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами:
педагогическая направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;
педагогический такт — чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
педагогическая зоркость — способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка;
педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса;
культура профессионального обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами; педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Мастерство педагога — это высокий уровень творческого овладения современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности. Педагогическая техника - необходимая составная часть педагогического мастерства.
Ф.А. Рау выделяет такие необходимые для педагога системы специального образования качества:
• физическая выносливость;
• сопротивляемость инфекционным заболеваниям;
• отсутствие дефектов речи и значительного снижения зрения;
• психическое здоровье.
Важнейшие
черты профессионального
• доброта;
• ответственность;
• терпение;
• способность к эмпатии; энергичность; увлеченность своей работой;
• уважение и любовь к своим воспитанникам;
• профессиональная честность и порядочность.
Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования:
• первые курсы подготовки учителей для обучения детей с особыми образовательными потребностями, — открыты в 1812 г. при Берлинской королевской школе глухонемых;
• профессиональная подготовка отечественных специалистов (сурдопедагогов и логопедов) — началась в 1892г. в Санкт-Петербурге на основе годичных курсов.
В России сейчас педагогические университеты реализуют программы профессиональной подготовки по следующим специальностям:
• тифлопедагогика — педагог слепых и слабовидящих (тифлопедагог);
• сурдопедагогика — педагог глухих и слабослышащих (сурдопедагог);
• олигофренопедагогика — педагог для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);
• логопедия — с получением квалификации логопеда; специальная дошкольная педагогика ~ педагог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Психологические факультеты высших учебных заведений осуществляют подготовку выпускников по направлению "Специальная психология".
Профессию воспитателя дошкольного или школьного специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями можно получить в педагогических колледжах.
В настоящее время в России из более чем 200 тыс. педагогов, работающих в отечественной системе специального образования, соответствующие дипломы имеют примерно 10% (кроме крупных городов), тогда как в развитых странах дипломированных специалистов около 95—98%.
Сферы профессиональной деятельности педагога системы специального образования:
• профилактика;
• диагностика и
• педагогическое просвещение;
• участие в психологической и психотерапевтической помощи;
• образовательная и социально-
• организация и руководство образованием;
• преподавательская
• научно-исследовательская деятельность.
Л.С. Выготский заложил теоретико- методологическую базу дефектологии, что обеспечило ее переход с эмпирических, описательных позиций на подлинно научные основы. Его научные концепции, созданные в 20-30 –е годы прошлого века, не потеряли актуальности и до настоящего времени. Наиболее важными для специальной педагогики являются следующие концепции Л.С. Выготского:
▪ Концепция о культурно-
▪ Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии.
▪ Концепция о ведущей роли обучения в развитии.
Певзнер Мария Семёновна (1901—1989) - видный отечественный ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог
Под руководством и при
непосредственном участии Марии
Семеновны определяется новое направление
отечественной педагогической науки
— клиническая дефектология. М. С.
Певзнер были сформулированы основные
теоретические положения
Груня Ефимовна Сухарева разработала эволюционно-биологическую концепцию психических заболеваний. Г.Е. Сухарева выяснила закономерности динамики шизофрении, влияния на неё остроты начала и темпа развития процесса. Ей были впервые выделены три типа течения шизофрении: непрерывное вялое, в форме приступов и смешенное. Г.Е. Сухарева создала научную школу детских психиатров.
Клара Самойловна Лебединская - Первоначально научные интересы Лебединской касаются в основном 2-х направлений — это эмоциональная сфера детей и подростков, страдающих умственной отсталостью и психопатология задержки психического развития.
Под ее руководством и на основе разработанной В. В. Лебединским клинико-психологической классификации дизонтогенеза создается концепция понимания закономерностей развития аутизма, способы коррекции этого нарушения, начинаются научные разработки проблемы.