Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Файлы: 1 файл

экзамен.docx

— 79.03 Кб (Скачать файл)

 

  1. Профессиональная ориентация лиц ограниченной трудоспособностью.

 

         Для детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности работа по профессиональной ориентации и профессиональному консультированию проводится уже в процессе обучения и воспитания в специальном образовательном учреждении. Конечно, специфика такой работы с каждой категорией лиц различна и зависит от структуры и выраженности того или иного дефекта. В то же время существуют общие закономерности в организации и проведении такой работы. Как правило, подростку с ограниченными возможностями трудно самому сделать ответственный выбор интересующей его сферы деятельности. В этом ему должны оказать квалифицированную помощь педагоги и психологи.

          В первую очередь необходимо установить характер и степень выраженности нарушений органа, анализатора или целой системы органов, выяснить психофизические и интеллектуальные особенности подростка, выявить его личные интересы и склонности. Большое значение имеют выявление социально-психологического статуса подростка с отклонением в развитии, развитие его речевой системы и коммуникативных навыков.

            Затем, кроме педагогов, квалифицированную помощь в подборе профессии для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности могут оказывать службы профориентации и диагностики профессиональной пригодности. В своей работе эти службы используют современные информационные технологии. Они позволяют быстро и эффективно оценить возможности и способности обратившегося, а также организовать трудоустройство человека с ограниченной трудоспособностью.

              К сожалению, в нашей стране такие категории лиц не всегда имеют равные права для получения профессионального образования. Однако в последнее время большое место отводится экспериментам по интеграции молодежи с ограниченными возможностями жизнедеятельности в образовательное пространство вуза и созданию системы специального вузовского образования для такой категории лиц.

 

  1. Дифференцированное обучение детей с особыми образовательными потребностями.

                В России в настоящее время действует система интеграции специальных классов в общеобразовательные учреждения. Следующие категории детей могут принять участие в этом процессе:

1)           так называемые группы риска школьной адаптации, или классов компенсирующего обучения.;

2)          дети с нарушением интеллекта, особенно в тех регионах, где отсутствуют специальные образовательные учреждения для этой группы детей;

3)             классы коррекционно-развивающего  обучения для детей с задержкой  психического развития. Они необходимы в случае отсутствия школ для данной категории детей.

               Проблемы адаптации ребенка к школьной среде и проблемы стойкой неуспеваемости являются в настоящее основными в массовом школьном образовании. Детский организм зачастую не приспособлен к быстрой адаптации. Ко всему этому добавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка.

             С другой стороны, большое влияние на ребенка оказывают условия обучения в современной общеобразовательной школе: классно-урочная система, оценки, необходимость усвоения большого объема знаний в установленный промежуток времени и т. п. Общеобразовательная школа не в состоянии быстро перестроиться, дабы облегчить процесс образования и социализации ребенка. Однако в России и за рубежом давно разработано большое количество программ, направленных на смягчение адаптационных процессов.

             В нашей стране к их числу можно отнести так называемое дифференцированное обучение учащихся массовой школы. В рамках дифференцированного обучения осуществляется подбор формы организации и методов образования для каждого ребенка в индивидуальном порядке, учитывая состояние его здоровья, готовность к школьному обучению, психофизические особенности и возможность адаптации.

             На практике дифференцированное обучение реализуется в функционировании системы классов с щадящими условиями образования и учетом индиви­дуальных особенностей учеников.

               Классы компенсирующего обучения (или классы педагогической поддержки) открываются в соответствии с Законом об образовании и Приказом Министерства образования РФ №333. Согласно этим документам вопрос об открытии такого класса в школе решается педагогическим коллективом и утверждается органами образования местного значения. Количество учеников в таком классе может варьироваться от 10 до 15 человек. Основной контингент классов компенсирующего обучения - дети группы педагогического риска. Такой класс может быть сформирован с первого года обучения. Дети направляются в классы компенсирующего обучения по результатам школьной педагогической комиссии.

 

 

  1. Интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями.

 

        В настоящее время в России развиваются две формы интеграции аномальных детей: экстернальная и интернальная.

            Под интернальной интеграцией понимается интеграция системы коррекционного образования. Примером интернальной интеграции может послужить обучение детей с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих детей одним и тем же составом соответствующих специалистов. Дети с комплексными дефектами могут быть интегрированы в специальные учреждения для слепых или глухих детей (слабовидящих или слабослышащих), но в отдельные классы.

             В отличие от интернальной интеграции экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового образования. Так, у российских специалистов имеется практический опыт подготовки детей с нарушениями сенсорной сферы к обучению в условиях массовой общеобразовательной школы. Раньше эти категории детей попадали в массовые образовательные учреждения очень редко и, как правило, случайно. Такая вынужденная интеграция была крайне неэффективна и в некоторых случаях осуществлялась за счет низкого уровня процесса диагностики или отсутствия на больших территориях специальных образовательных учреждений. В данный момент процесс интеграции детей с нарушениями сенсорной сферы становится вполне привычным, даже регулярным явлением, расширяется и осуществляется с соблюдением особых требований к образовательной среде. В основном этот процесс касается таких категорий детей, как глухие, слабослышащие, слепые и слабовидящие.

Рассмотрим процесс  интернальной интеграции детей с нарушениями слуха

           Выбор массового общеобразовательного государственного учреждения родителями глухих и слабо­слышащих детей осуществляется по разным причинам. К наиболее распространенным причинам можно отнести:

1)    нежелание родителей отдавать ребенка в специальную школу;

2)   непрестижность специального образовательного учреждения;

3) готовность ребенка с нарушенным слухом к обучению в массовой общеобразовательной школе

4)   отсутствие достаточной информации у родителей о системе специального образования для ребенка с нарушением слуха.

               В том случае, если ребенок с нарушением слуха по объективным причинам обучается в массовой школе, ему крайне необходимо получение специальной сурдопедагогической помощи, которую должны оказывать дефектологические кабинеты и консультативные пункты. Какие бы уважительные причины ни определяли выбор родителей, необходимо помнить, что интеграция детей с нарушением слуха в массовые школы эффективна лишь для небольшой части этой категории детей. Это те дети, чей уровень общего и речевого развития приблизился к возрастной норме благодаря ранней диагностике и своевременным грамотным коррекционным занятиям.

 

 

 

  1. Социальная адаптация и реабилитация.

            Понятие "адаптация" используется в настоящее время во многих областях познания — биологии, философии, социальной психологии, педагогике. Сам термин в переводе с латинского означает приспособление.

           Рассматривая процесс социальной адаптации необходимо отметить, что данный процесс у детей с особенностями развития затруднен изначально в силу ограничений, накладываемых дефектом.

             При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные отклонения, и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройство эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения и ощущениями неуспеха.

Факторы, определяющие эффективность  процесса социальной адаптации детей  с отклонениями, можно разделить  на три группы: биологические, социальные, собственно психическая активность ребенка.

          К биологическим факторам можно отнести характер дефекта, его выраженность, время приобретения дефекта, состояние здоровья ребенка.

         Другим важнейшим процессом интеграции является реабилитация, основная цель которой — восстановление социального статуса инвалида и его социальная адаптация. Понятие "реабилитация" подразумевает полное восстановление правового положения личности в обществе, то есть имеет юридическое значение В медицинском понимании термин реабилитация употребляется с определенным значением, в целом как комплекс мероприятий по интеграции лиц с отклонениями в развитии в общество

              Реабилитация — это процесс, цель которого является профилактика инвалидности в период лечения заболевания и помощь больным в достижении максимально физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания.

              Реабилитация имеет тесную связь с восстановительным лечением и адаптацией.

               Реабилитация детей с особенностями развития имеет свою специфику, так как она должна обеспечить с учетом того, что речь идет о растущем организме, развитие всех систем и функций, предупредить задержку в росте и развитии ребенка. Под реабилитацией детей с ограниченными возможностями принято понимать систему медицинских, педагогических, психологических, социально-экономических и других мероприятий, направленных на ликвидацию или коррекцию патологических изменений, нарушающих ход нормального развития организма и на максимально полную социальную адаптацию ребенка.

               Одним из важнейших принципов реабилитации является комплексный характер воздействия. В соответствии с этим, реабилитация включает не только медицинские, но и педагого-воспитательные, профессиональные, социальные меры, направленные на устранение или снижение последствий повреждения или на компенсацию.

 

 

 

 

  1. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

            Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов содержат определение профилактики: это осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).

              Проблема ранней профилактики и ранней помощи весьма актуальна для современной корреционной педагогики. Ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь - важнейшая составляющая процесса медико -педагогического патронажа (по мнению Л.И. Аксеновой).

 Зарубежные программы ранней  помощи:

Коннектикутский тест "Обследование развития новорожденных  детей до 3 лет";

Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет;

Гавайский профиль  раннего обучения;

Мюнхенская  функциональная диагностика;

Программа ранней педагогической помощи "Тандем" (Голландия);

Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии "Маккуэри" и др.

             Отечественная система ранней диагностики и ранней помощи находится сегодня в стадии становления. Для ее дальнейшего развития необходимо разработать, законодательно обосновать и практически реализовать соответствующую программу национального масштаба.

               Российские ученые - Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелеьа, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Э.Л. Фрухт и др. - разработали авторские программы, направленные на раннюю диагностику и психолого-педагогическую помощь детям с отклонениями и развитии. В основе указанных программ сформулированное Л.С. Выготским положение о зонах ближайшего и актуального развития ребенка.

 

 

  1. Медико-педагогический патронаж (абилитация).

 

          Патронаж — это особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности по определению Л.И Аксеновой).

              Медико-педагогический патронаж предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. МП-патронаж как особый вид помощи включает:

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"