Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Педагогика".
Для детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности работа по профессиональной ориентации и профессиональному консультированию проводится уже в процессе обучения и воспитания в специальном образовательном учреждении. Конечно, специфика такой работы с каждой категорией лиц различна и зависит от структуры и выраженности того или иного дефекта. В то же время существуют общие закономерности в организации и проведении такой работы. Как правило, подростку с ограниченными возможностями трудно самому сделать ответственный выбор интересующей его сферы деятельности. В этом ему должны оказать квалифицированную помощь педагоги и психологи.
В первую очередь необходимо установить характер и степень выраженности нарушений органа, анализатора или целой системы органов, выяснить психофизические и интеллектуальные особенности подростка, выявить его личные интересы и склонности. Большое значение имеют выявление социально-психологического статуса подростка с отклонением в развитии, развитие его речевой системы и коммуникативных навыков.
Затем, кроме педагогов, квалифицированную помощь в подборе профессии для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности могут оказывать службы профориентации и диагностики профессиональной пригодности. В своей работе эти службы используют современные информационные технологии. Они позволяют быстро и эффективно оценить возможности и способности обратившегося, а также организовать трудоустройство человека с ограниченной трудоспособностью.
К сожалению, в нашей стране такие категории лиц не всегда имеют равные права для получения профессионального образования. Однако в последнее время большое место отводится экспериментам по интеграции молодежи с ограниченными возможностями жизнедеятельности в образовательное пространство вуза и созданию системы специального вузовского образования для такой категории лиц.
В России в настоящее время действует система интеграции специальных классов в общеобразовательные учреждения. Следующие категории детей могут принять участие в этом процессе:
1) так называемые группы риска школьной адаптации, или классов компенсирующего обучения.;
2) дети с нарушением интеллекта, особенно в тех регионах, где отсутствуют специальные образовательные учреждения для этой группы детей;
3)
классы коррекционно-
Проблемы адаптации ребенка к школьной среде и проблемы стойкой неуспеваемости являются в настоящее основными в массовом школьном образовании. Детский организм зачастую не приспособлен к быстрой адаптации. Ко всему этому добавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка.
С другой стороны, большое влияние на ребенка оказывают условия обучения в современной общеобразовательной школе: классно-урочная система, оценки, необходимость усвоения большого объема знаний в установленный промежуток времени и т. п. Общеобразовательная школа не в состоянии быстро перестроиться, дабы облегчить процесс образования и социализации ребенка. Однако в России и за рубежом давно разработано большое количество программ, направленных на смягчение адаптационных процессов.
В нашей стране к их числу можно отнести так называемое дифференцированное обучение учащихся массовой школы. В рамках дифференцированного обучения осуществляется подбор формы организации и методов образования для каждого ребенка в индивидуальном порядке, учитывая состояние его здоровья, готовность к школьному обучению, психофизические особенности и возможность адаптации.
На практике дифференцированное обучение реализуется в функционировании системы классов с щадящими условиями образования и учетом индивидуальных особенностей учеников.
Классы компенсирующего обучения (или классы педагогической поддержки) открываются в соответствии с Законом об образовании и Приказом Министерства образования РФ №333. Согласно этим документам вопрос об открытии такого класса в школе решается педагогическим коллективом и утверждается органами образования местного значения. Количество учеников в таком классе может варьироваться от 10 до 15 человек. Основной контингент классов компенсирующего обучения - дети группы педагогического риска. Такой класс может быть сформирован с первого года обучения. Дети направляются в классы компенсирующего обучения по результатам школьной педагогической комиссии.
В настоящее время в России развиваются две формы интеграции аномальных детей: экстернальная и интернальная.
Под интернальной интеграцией понимается интеграция системы коррекционного образования. Примером интернальной интеграции может послужить обучение детей с тяжелыми нарушениями речи и слабослышащих детей одним и тем же составом соответствующих специалистов. Дети с комплексными дефектами могут быть интегрированы в специальные учреждения для слепых или глухих детей (слабовидящих или слабослышащих), но в отдельные классы.
В отличие от интернальной интеграции экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового образования. Так, у российских специалистов имеется практический опыт подготовки детей с нарушениями сенсорной сферы к обучению в условиях массовой общеобразовательной школы. Раньше эти категории детей попадали в массовые образовательные учреждения очень редко и, как правило, случайно. Такая вынужденная интеграция была крайне неэффективна и в некоторых случаях осуществлялась за счет низкого уровня процесса диагностики или отсутствия на больших территориях специальных образовательных учреждений. В данный момент процесс интеграции детей с нарушениями сенсорной сферы становится вполне привычным, даже регулярным явлением, расширяется и осуществляется с соблюдением особых требований к образовательной среде. В основном этот процесс касается таких категорий детей, как глухие, слабослышащие, слепые и слабовидящие.
Рассмотрим процесс интернальной интеграции детей с нарушениями слуха
Выбор массового общеобразовательного государственного учреждения родителями глухих и слабослышащих детей осуществляется по разным причинам. К наиболее распространенным причинам можно отнести:
1) нежелание родителей отдавать ребенка в специальную школу;
2) непрестижность специального образовательного учреждения;
3) готовность ребенка с нарушенным слухом к обучению в массовой общеобразовательной школе
4) отсутствие достаточной информации у родителей о системе специального образования для ребенка с нарушением слуха.
В том случае, если ребенок с нарушением слуха по объективным причинам обучается в массовой школе, ему крайне необходимо получение специальной сурдопедагогической помощи, которую должны оказывать дефектологические кабинеты и консультативные пункты. Какие бы уважительные причины ни определяли выбор родителей, необходимо помнить, что интеграция детей с нарушением слуха в массовые школы эффективна лишь для небольшой части этой категории детей. Это те дети, чей уровень общего и речевого развития приблизился к возрастной норме благодаря ранней диагностике и своевременным грамотным коррекционным занятиям.
Понятие "адаптация" используется в настоящее время во многих областях познания — биологии, философии, социальной психологии, педагогике. Сам термин в переводе с латинского означает приспособление.
Рассматривая процесс социальной адаптации необходимо отметить, что данный процесс у детей с особенностями развития затруднен изначально в силу ограничений, накладываемых дефектом.
При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные отклонения, и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройство эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения и ощущениями неуспеха.
Факторы, определяющие эффективность процесса социальной адаптации детей с отклонениями, можно разделить на три группы: биологические, социальные, собственно психическая активность ребенка.
К биологическим факторам можно отнести характер дефекта, его выраженность, время приобретения дефекта, состояние здоровья ребенка.
Другим важнейшим процессом интеграции является реабилитация, основная цель которой — восстановление социального статуса инвалида и его социальная адаптация. Понятие "реабилитация" подразумевает полное восстановление правового положения личности в обществе, то есть имеет юридическое значение В медицинском понимании термин реабилитация употребляется с определенным значением, в целом как комплекс мероприятий по интеграции лиц с отклонениями в развитии в общество
Реабилитация — это процесс, цель которого является профилактика инвалидности в период лечения заболевания и помощь больным в достижении максимально физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания.
Реабилитация имеет тесную связь с восстановительным лечением и адаптацией.
Реабилитация детей с особенностями развития имеет свою специфику, так как она должна обеспечить с учетом того, что речь идет о растущем организме, развитие всех систем и функций, предупредить задержку в росте и развитии ребенка. Под реабилитацией детей с ограниченными возможностями принято понимать систему медицинских, педагогических, психологических, социально-экономических и других мероприятий, направленных на ликвидацию или коррекцию патологических изменений, нарушающих ход нормального развития организма и на максимально полную социальную адаптацию ребенка.
Одним из важнейших принципов реабилитации является комплексный характер воздействия. В соответствии с этим, реабилитация включает не только медицинские, но и педагого-воспитательные, профессиональные, социальные меры, направленные на устранение или снижение последствий повреждения или на компенсацию.
Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов содержат определение профилактики: это осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).
Проблема ранней профилактики и ранней помощи весьма актуальна для современной корреционной педагогики. Ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь - важнейшая составляющая процесса медико -педагогического патронажа (по мнению Л.И. Аксеновой).
Зарубежные программы ранней помощи:
Коннектикутский тест "Обследование развития новорожденных детей до 3 лет";
Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет;
Гавайский профиль раннего обучения;
Мюнхенская функциональная диагностика;
Программа ранней педагогической помощи "Тандем" (Голландия);
Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии "Маккуэри" и др.
Отечественная система ранней диагностики и ранней помощи находится сегодня в стадии становления. Для ее дальнейшего развития необходимо разработать, законодательно обосновать и практически реализовать соответствующую программу национального масштаба.
Российские ученые - Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелеьа, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Э.Л. Фрухт и др. - разработали авторские программы, направленные на раннюю диагностику и психолого-педагогическую помощь детям с отклонениями и развитии. В основе указанных программ сформулированное Л.С. Выготским положение о зонах ближайшего и актуального развития ребенка.
Патронаж — это особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности по определению Л.И Аксеновой).
Медико-педагогический патронаж предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. МП-патронаж как особый вид помощи включает: