Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Педагогика".
6. пр-п интеграции усилий ближайшего социального окружения;
Ведущие направления коррекционно-педагогической деятельности:
- коррекционное воздействие
на ребенка средовыми
- организация учебного
процесса (его коррекционная
- специальный подбор культурно-
- психогигиена семейного воспитания.
Содержание коррекционно-
- совершенствование достижений сенсомоторного развития;
- коррекция отдельных
сторон психической
- развитие основных
- развитие различных видов мышления;
- коррекция нарушений
в развитии эмоционально-
- развитие речи, овладение техникой речи;
- расширение представлений
об окружающем мире и
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Цель коррекционно – воспитательной работы– социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач :
1. Развитие всех
психических функций и
3. Трудовое обучение
и подготовка к посильным
воспитание. Самообслуживание.
4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.
Формы организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Основные виды форм организации обучения
индивидуальная; групповая; фронтальная; классно-урочная.
Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных моментов: педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения, соответствующие уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психического процесса и т. п.
Индивидуальная форма целесообразна, когда:
у ребенка наблюдаются
тяжелые и множественные
ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, дополняющей фронтальные занятия;
ребенок обучается на дому.
Оптимальная продолжительность индивидуальных занятий - 20—30 минут.
При групповой работе учебная группа разделяется на несколько подгрупп, которые выполняют одинаковые или различные задания. Количество обучающихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (обычно 3-5 чел.)
Фронтальная форма организации обучения обеспечивает совместную деятельность всего класса: учитель излагает учебный материал для всех, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают обшей темой.
Классно-урочная система - основная форма организации учебного процесса. В отличие от индивидуального обучения и его индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы:
постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
классифицирование (планирование) обучения;
осуществление учебного процесса в виде уроков;
постоянное чередование уроков;
вариативность деятельности;
педагогическое управление.
Урок - ключевой компонент классно-урочной системы организации обучения, законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (звено, этап, элемент) учебного процесса.
По дидактическим целям и месту уроков в общей системе выделяются уроки:
комбинированные, или смешанные;
изучения нового материала;
формирования новых умений;
закрепления знаний, умений;
обобщения и систематизации;
практического применения знаний, умений;
контроля и коррекции знаний, умений;
интегрированные;
нестандартные.
Дополнительные формы организация педагогического процесса в системе специального образования: экскурсии; самоподготовка; добавочные занятия и т.п.
Вспомогательные формы направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей, имеющих отклонения в развитии:
• факультативы;
• кружки;
• клубы по интересам и т. д.
Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации. Нарушение, недостаток развития может
возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться
усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие
воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие
длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.
Существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:
причины нарушений;
виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
последствия нарушений,
которые сказываются в
Итак, в педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка.
Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:
глухие;
слабослышащие;
позднооглохшие;
незрячие;
слабовидящие;
лица
с нарушениями функций опорно-
нарушениями эмоционально-волевой сферы;
лица с нарушением интеллекта;
дети с задержкой психического развития (труднообучаемые); лица с
тяжелыми нарушениями речи;
лица со сложными недостатками развития.
Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с
локализацией нарушения в той или иной системе организма:
телесные (соматические) нарушения
сенсорные нарушения (слух, зрение);
нарушения деятельности мозга
психические и речевые нарушения.
Данная классификация значима для педагогики лишь как обобщенная
системная организация всей совокупности нарушений развития.
Новая типология специальных образовательных учреждений была введена в действие вследствие принятия в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании» ив 1995 г. Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации "Об образовании"».
Дети с отклонениями в развитии принимаются
в дошкольные образовательные учреждения
любого вида при наличии в выбранном учреждении
условий для коррекционной работы. Прием
производится только на основании заключения
психолого-медико-
Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях идет по специальным коррекционно-развивающими программам, разработанными дефектологами для каждой категории детей с отклонениями в развитии. Комплектация групп в специальном ДОУ идет в зависимости от вида нарушений и возраста детей:
1) с тяжелыми нарушениями речи - от 6 до 10 человек;
2) с фонетико-фонематическими нарушениями речи (только в возрасте старше 3 лет) - до 12 человек;
3) глухих - до 6 человек (для обеих возрастных групп);
4) слабослышащих - от 6 до 8 человек;
5) с нарушениями опорно-двигательного аппарата -от 6 до 8 человек;
6) с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) - от 6 до 10 человек;
7) с задержкой психического развития - от 6 до 10 человек;
8) с глубокой умственной отсталостью (только в возрасте старше 3 лет) - до 8 человек;
9) слепых - до 6 человек для обеих возрастных групп;
10) слабовидящих, детей с косоглазием -от 6 до 10 человек;
11) с туберкулезной интоксацией - от 10 до 15 человек;
13) со сложными (комплексными) дефектами - до 5 человек для обеих возрастных групп.
Дети, достигшие школьного возраста, имеющие при этом особые образовательные потребности, имеют право на получение образования в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или в домашних условиях.
Существует 8 видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. В официальных и нормативно-правовых документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру во избежание вынесения названия диагноза в реквизиты школ. К таким учреждениям относятся:
1) специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);
2) специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);
3) специальное (коррекционное) образовательное учреждение II! вида (школа-интернат для незрячих детей);
4) специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);
5) специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи
6) специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
7) специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития); -
8) специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).
Деятельность таких учреждений регламентируется
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также Письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».
Выпускники специальных (коррекционных)образовательных учреждений получают образование, соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы. Исключением является коррекционная школа VIII вида, где существует определенная программа с учетом познавательной сферы умственно отсталых учащихся. По окончании специального коррекционного образовательного учреждения независимо от вида учащимся выдаются документ государственного образца или свидетельство.