Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:42, шпаргалка

Описание работы

1. Определение педагогики
2. Основные задачи педагогической науки
3. Определение воспитания
4. Определение обучения
5. Определение и виды образования

Файлы: 1 файл

шпоры по педагогике семейного воспитания.docx

— 151.52 Кб (Скачать файл)

Виднейшие представители  современной экзистенциалистской  педагогики - Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. брейзах, М. Марсель, Т. Морита и многие другие.

Учителю педагогика экзистенциализма отводит весьма своеобразную роль. Он обязан прежде всего заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать процесс самовыражения личности. Привила педагогической деятельности простые: меньше наставлений, больше дружеского участия.

30. Сущность  неотомизма

Неотомизм - религиозное  философское учение, получившее свое название от имени католического  богослова Фомы (Томы) Аквииского (1225-1274). Неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть воплощение «Божественного разума», а теология - высшая ступень познания. Сущность мира, по утверждению неотомистов, непостижима наукой. Ее можно познать, только приближаясь к богу.

Видные представители - Ж. Маритен, У. Каннимгам, У. Махгаген, М. Казотти и др. Основные положения педагогики неотомизма определяются «двойной природой» человека. Человек - единство материи и духа, а поэтому он одновременно и индивид, и личность. Наука бессильна определить цели воспитания. Это может сделать только религия, знающая истинный ответ на вопрос о сущности человека, смысле его жизни. Главное - душа, следовательно, воспитание должно непременно строиться на приоритете духовного начала. Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т.п. Только эти качества, считают неотомисты, могут еще спасти нашу несущуюся к самоуничтожению цивилизацию.

31. Сущность  бихевиоризма

Бихевиоризм - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитании, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S-R. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, С. Пресси и др.) дополнили ее положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул - реакция - подкрепление».

Главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение – управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т. е. достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить.

32. Компоненты  педагогического процесса

Педагогическим  процессом называется развивающееся  взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному  изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности  и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, - педагоги, воспитуемые, условия  воспитания. Целевой компонент процесса включает все многообразие целей  и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего, и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую  цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, Организацию и управление процессом, без которых не может 6ыть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным, или организационно-управленческим. Результативный компонент процесса отражает эффективность его пререкания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

33. Этапы  педагогического процесса

Педагогические  процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов  можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный. На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:

1) целеполагание;

2) диагностика условий;

3) прогнозирование  достижений;

4) проектирование  и планирование развития процесса.

Основной этап —  осуществление педагогического  процесса - можно рассматривать как  относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

1) постановка и  разъяснение целей и задач  предстоящей деятельности;

2) взаимодействие  педагогов и учеников;

3) использование  намеченных методов, средств и  форм педагогического процесса;

4) создание благоприятных  условий;

5) осуществление  разнообразных мер стимулирования  деятельности школьников;

6) обеспечение связи  педагогического процесса с другими  процессами.

Этап анализа  достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для того, чтобы  в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся. Растет тот  педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок.

34. Компоненты  педагогической системы

Педагогическая  система - это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают некий допустимый предел (запас прочности), система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами. Профессор В.П. Беспалько представляет следующую взаимосвязанную совокупность вариантных элементов:

1) учащиеся;

2) цели воспитания (общие и частичные);

3) содержание воспитания;

4) процессы воспитания (собственно воспитание и обучение);

5) учителя (или  технические средства обучения);

6) организационные  формы воспитательной работы.

Каждый из этих компонентов может быть разложен на элементы с любой степенью детализации. Важными компонентами педагогической системы, не сводимыми к выделенным, являются также:

1) результаты;

2) управление учебно-воспитательным  процессом;

3) технология.

35. Направления  и уровни педагогических инноваций

Инновации - это  изменения внутри системы. Под педагогии  подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить систему.

Инновации - это  и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования  педагогической системы.

Главные направления  инновационных преобразований в  педагогической системе:

1) педагогическая  система в целом;

2) учебные заведения;

3) педагогическая  теория;

4) учитель и обучаемые;

5) педагогическая  технология,

6) содержание, формы,  методы и средства;

7)управление;

8) цели и результаты.

По глубине преобразований в этих подсистемах можно судить о сущности, качестве и целесообразности инновационных нововведений.

Анализ современного процесса нововведений позволяет выделить следующие уровни:

1) низкий, к которому относятся инновации, предполагающие изменения в виде необычных названий и формулировок;

2) средний - изменение форм, не затрагивающее сущностей;

3) высокий - изменяющий  систему или ее главные компоненты  по существу.

Нетрудно заметить, что лишь последний являет научную и практическую ценность. Остальные же только дезориентируют, педагогическую теорию и практику, приносят дивиденды разве что инициаторам самих «инноваций». Процентное соотношение, складывающееся сегодня между выделенными уровнями, составляет, по некоторым оценкам, 80:17:3.

36. Основные  требования гуманистичесхой педагогики

Гуманистическая педагогика требует ставить ученика в  центр школьных отношений и делать все, чтобы он получил максимальное развитие.

Гуманистическую педагогику чаще всего называют инновационной. Но инновационная она только для  нас лучшие западные системы уже  давно эволюционируют в сторону  гуманистической ориентации и постепенно трансформируются в систему новых  отношений. Гуманизм - это целостная  концепция человека как наивысшей  ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства  личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих  способностей, создание для этого  соответствующих благоприятных  условий (жизни, труда, обучения и т.д.). Гуманистическая педагогика - система  научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного  участника учебно-воспитательного  процесса, развивающегося по своим  возможностям. С позиций гуманизма  конечная цель воспитания состоит в  том, чтобы каждый воспитанник мог  стать полномочным субъектом  деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью.

Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

37. Основные  формы и методы инновационной  деятельности

Практика гуманистической  школы уже выработала конкретные формы и методы инновационной  деятельности:

1) дифференциацию  учебно-воспитательной деятельности;

2) индивидуализацию  процессов воспитания и обучения;

3) создание благоприятных  условий для развития наклонностей  и способностей каждого воспитанника;

4) формирование  гомогенных классов и параллелей;

5) комфортность  учебно-воспитательной деятельности;

6) психологическую  безопасность, защиту учащихся;

7) веру в учащегося,  его силы и возможности;

8) принятие учащегося  таким, каков он есть;

9) обеспечение успешности  обучения и воспитания;

10) изменение целевой  установки школы;

11) обоснованность  уровня развития каждого ученика;

12) исключение заочного  обучение (экстерната) как такового, что не обеспечивает «духовных  встреч с учителями»;

13) переориентация  внутренних личностных установок  учителя;

14) усиление гуманитарного  образования.

38. Система  способов оптимизации педагогической  системы

Оптимизация - это  процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. В педагогической системе существуют многие тысячи возможных вариантов построения, течения и организации учебно-воспитательной деятельности, достижения намеченных целей. И лишь один из них будет наилучшим в имеющихся конкретных условиях. Отыскать его - главная задача оптимизации. Она решается путем сравнения возможных вариантов и оценки имеющихся альтернатив. Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана. Оптимальность, достигнутая для одних условий, почти никогда не имеет места при других условиях, поэтому понятие оптимизации всегда конкретно. Оптимизация реализуется через систему способов, которая органически вытекает из закономерностей и принципов учебно-воспитательного процесса и носит характер конкретных мер. Система способов оптимизации включает в себя:

1) комплектование  задач;

2) конкретизацию  задач;

3) генерализацию  содержания (выделение главного);

4) координацию содержания;

5) выбор варианта  методов, форм, средств;

6) выбор структуры;

7) дифференциацию  обучения;

8) выбор темпа;

9) обеспечение условий.

39. Главная  педагогическая функция

Педагогическая  функция - предписанное педагогу направление  применения профессиональных знаний и  умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и  формирование учащихся. В каждой из них учитель выполняет множество  конкретных действий, так что функции  его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Главная функция  учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития и формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчетливее понимает эту главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле - управляемого педагогом выбора. Сегодня в педагогический словарь проникло понятие «менеджмент», обозначающее общее искусство управления процессами, протекающими в различных системах. То, что делает учитель, все чаще за рубежом и у нас начинают называть «педагогическим менеджментом», а самого педагога - «менеджером» (воспитания, обучения, развития роста потенциала и т.п.).

40. Профессиональные  качества педагога

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"