Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:42, шпаргалка
1. Определение педагогики
2. Основные задачи педагогической науки
3. Определение воспитания
4. Определение обучения
5. Определение и виды образования
Важными профессиональными
качествами педагога мы должны признать
трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность,
ответственность, умение поставить
цель, избрать пути ее достижения, организованность,
настойчивость, систематическое и
планомерное повышение своего профессионального
уровня, стремление постоянно повышать
качество своего труда и т.д. Но, кроме
того, особо важны человеческие качества
педагога, которые становятся профессионально
значимыми предпосылками
Профессиональный потенциал педагога (ППП) - комплекс, целостная система учительского мастерства, преимущество которого в том, что оно объединяет в себе многие разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя. Профессиональный потенциал - главная характеристика педагога.
Профессиональный потенциал может быть определен и как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов.
Профессиональный потенциал определяется как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки качеств.
Идеальный педагог - образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.
Идеальный педагог должен быть:
1) специалистом: знать
педагогическую теорию и,
2) работником: уметь
поставить цель и достигнуть
ее, распределять время;
3) человеком: обладать
высокими моральными
Мастерство - это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог - это мастер своего дела, это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.
В педагогической
теории исторически сложились два
подхода к пониманию
Существует мнение, что подлинным мастером - учителем - может стать лишь талантливый человек с определенным наследственным предрасположением. Учителем надо родиться. Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных. Почти все люди наделены самой природой качествами воспитателей. Задача состоит в том, чтобы научиться педагогическому мастерству. Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке.
Еще одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать, их способности, самостоятельность, пытливость.
Одним из важнейших
признаков педагогического
Прежде всего педагог должен владеть искусством общения с детьми, умением выбирать нужный тон и стиль общения с ними, т. е. должен иметь индивидуальный подход к обучаемым. Составной элемент педагогической техники - умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием учащихся. Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние. Составная часть педагогической техники - чувство темпа в педагогических действиях. Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа воспитателем определенных чувств, своего субъективного отношения к тем или иным действиям обучаемых либо проявлениям ими моральных качеств.
Среди невербальных (неречевых) средств общения выделяют:
1) экспрессивно-выразительные движения: позу, жест, мимику, походку, визуальный контакт. Это зрительно воспринимаемое поведение учителя;
2) просодику и
экстралингвистику: интонации,
3) такесику: рукопожатие, похлопывание, поглаживание, прикосновение. Доказательно, что они являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог замещает недостающего родителя;
4) проксемику: ориентацию учителя и учащихся в момент обучения и дистанцию между ними. Норма педагогической дистанции определяется следующими расстояниями:
- персональное общение учителя с учащимся - от 45 до 120 см;
- официальное общение в классе - 120-400 см;
- публичное общение
при выступлении перед
Аттестация - это изучение педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий. Аттестация учителей основывается на принципах демократичности, систематичности, коллегиальности, морального и материального поощрения, стимулирования непрерывного образования, гласности.
Существуют несколько
систем оценки профессиональных качеств
педагога. С 20-х гг. берет начало традиционная
система признаков
1) идеологические характеристики педагога;
2) научно-теоретическая подготовленность;
3) методика преподавания предмета;
4) психолого-педагогическая культура;
5) общая культура.
Н. Портнов выделяет следующие критерии аттестации для педагогов Российской Федерации:
1) качество знаний обучаемых по предмету, их воспитанность;
2) запас фактических знаний по предмету;
3) умение пользоваться полученными знаниями (грамотно писать, решать задачи и т.п.);
4) понимание сущности процессов и явлений в природе и обществе;
5) степень самостоятельности учащихся, умение приобретать знания
6) уровень знакомства
учащихся с важнейшими
7) их отношение
к делу, поведение в школе и
вне школы, активность в
Нетрудно заметить,
что ни один из этих показателей
не касается непосредственно педагога;
но только лишь учащихся: мастерство педагога
при таком подходе
В 1990 г. была предложена шестизвенная модель аттестации педагогов. К числу важнейших критериев педагогической квалификации относятся следующие, взятые в пропорциях:
1) качество учебных занятий - 70% (В1 = 0,7);
2) мнение учеников - 5% (В2 - 0,05);
3) мнение родителей - 5% (ВЗ = 0,05);
4) оценка администрации - 5% (В4 = 0,05);
5) оценка коллег - 5% (В5 - 0,05);
6) самооценка педагога - 10% (Вб = 0,1).
Квалификация - 100% (К х 1,0).
Квалификационный индекс рассчитывается по формуле
Ик = В,Ф, + В,Ф + В,Ф, + В Ф + В,Ф + В.Ф.,
где Ф,-Ф , - факторы педагогической квалификации;
В,-В, - вес (пропорции) влияния выделенных факторов.
Теоретическая проработка модели показала, что, несмотря н свою простоту, модель обеспечивает достаточную надежность результатов.
Качество учебной работы определяется по результатам 5-6 ученых занятий. Этим обеспечивается первое преимущество методики – оперативность.
Процесс обучения
- дидактический процесс и всегда
носит консервативный характер. Сегодня
действительно меняются общественные
ценности, поэтому, естественно, меняются
цели обучения, меняется его содержание.
Процесс обучения - это социальный
процесс, который возник с возникновением
общества и совершенствуется в соответствии
с его развитием. Процесс обучения
можно рассматривать как
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
1) двусторонний характер;
2) совместная деятельность учителей и учащихся;
3) руководство со стороны учителя;
4) специальная планомерная организация и управление;
5) целостность и единство;
6) соответствие
закономерностям возрастного
7) управление развитием и воспитанием учащихся.
Рассмотрим процесс обучения как систему. Выделим два важнейших в нем элемента: преподавание (деятельность обучающего) и учение (деятельность обучающихся). Традиционно поэтому процесс обучения рассматривается как включающий в себя два вида деятельности. Эффективность обучения в наибольшей степени зависит от обучающихся. Чтобы способствовать развитию обучающихся, необходимо их включение в непосредственную деятельность по приобретению знаний. При этом нельзя ограничиваться лишь пассивным их усвоением.