Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:42, шпаргалка
1. Определение педагогики
2. Основные задачи педагогической науки
3. Определение воспитания
4. Определение обучения
5. Определение и виды образования
Управление активностью школьника называется активизацией. Активизация - это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.
Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и учителям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более
слабым ученикам непонятные
- самостоятельно выбирать' посильное задание;
- находить несколько
вариантов решения
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.
Одним из постоянных
сильнодействующих мотивов
Потребности - нужда в чем-то. Потребности являются источником активности и ее движущей силой.
Абрахам Маслоу разработал концепцию мотивации и самоактуализации личности.
Фундаментальным тезисом этой теории является утверждение о необходимости изучения человека как общего, уникального, организованного целого. А. Маслоу считает, что определяющей является мотивация поиска личных целей, смысла жизни. У каждого человека есть низшие и высшие потребности. Они связаны в сложную иерархическую зависимость, наглядной моделью которой является пирамида. В основании пирамиды индивидуальной мотивации лежат физиологические потребности в пище, воде, тепле, отдыхе, движении, здоровье, жилье, сне и т.д. Следующий уровень занимают потребности в безопасности, в защите от насилия' и угроз (стабильность, работа, защищенность и т.д.). За ними идут потребности в общении, привязанности и любви. Потребности в оценке и уважении (престиж, статус, превосходство, признание, внимание, достоинство, понимание) расположились выше. Вершину пирамиды занимают не всем доступные потребности - в самосовершенствовании (желать стать кем-то, найти себе применение, потребность в успехах), знании и понимании (любопытство, осмысление окружающего). Венчают пирамиду потребности эстетические (красота, упорядоченность, системность, аккуратность, гармония).
В основании пирамиды групповой мотивации А. Маслоу лежат совпадение интересов, взаимное давление и группирование людей. В процессе общения формируются различные микрогруппы, которые тянутся друг к другу. Эти групповые тенденции становятся базисом интеграции людей в более крупные сообщества.
Для активизации и развития мотивации применяются общие методы исследования - наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, экспертная оценка.
Сущность последней
состоит в организации
Экспертиза проводится а соответствии со строго определенной процедурой, обязательными моментами которой являются четкая формулировка целей экспертизы и вида экспертного значения, определение квалификации экспертов, безвредности процедуры, обоснованности выводов и др.
Среди специальных приемов изучения мотивации выделяют:
1) создание ситуаций.
Смысл данного приема в том,
чтобы посмотреть, как будет изменяться
поведение обучаемых при
2) прием выбора
партнера. Применяется для того,
чтобы изучить степень
3) прием неоконченных
предложений. Школьникам
4) прием неоконченного рассказа. То же самое, что и в предыдущем, но с более развернутым содержанием;
5) рассказ по
картинке, воображаемые ситуации. Основывается
на утверждении психологов, что
обучаемые при этом невольно
раскрывают волнующие их
Тренинг мотивации
достижений основывается на предположении,
что при прочих равных условиях те
обучаемые будут иметь более
высокую школьную успеваемость, у
которых обострено чувство
1) обучение учащихся
сопоставлять собственные
2) обучение способам
поведения, типичным для
3) изучение конкретных
примеров из своей
В своих исследованиях
ученые обнаружили, что люди по-разному
объясняют причины своих
Тренинг «причинных схем» непосредственно влияет на мотивацию, либо побуждая учащегося к определенному поведению, либо вызывая у него равнодушие и безынициативность. Дело в том, что обучаемый, по-разному объясняя свое поведение, уже прогнозирует ход своих дальнейших действий в соответствии со своим объяснением.
Все программы тренинга
мотивации путем изменения «
Тренинг личной причинности имеет цель научить обучаемых искать причины своих неудач прежде всего в самих себе и, по возможности, меньше зависеть от других людей. Чем меньше человек зависит от окружающих, тем он самостоятельнее. Человек не должен быть «пешкой» в чужой игре и «источником» для других. Чтобы помочь школьникам, надо их учить:
1) ставить перед собой реалистические цели;
2) соизмерять цели со своими возможностями;
3) знать свои сильные и слабые стороны;
4) определять конкретные действия;
5) планировать перспективу;
6) правильно оценивать складывающуюся ситуацию;
7) постоянно анализировать
выполнение личной программы
- приближают ли действия к
поставленной цели. Это основной
тренинг. В его основе
В стратегию самомотивации входят десять пунше:
1) стратегия - планируйте на долгосрочную перспективу;
2) партнерство -
ищите такого партнера по
3) структурирование - установите постоянное время занятий (часы, дни недели);
4) приближенное планирование - определите в общем виде цели и задачи своего обучения;
5) мотив - выясните,
каким образом вы можете
6) постепенность
- разделите содержание обучения
на легко усваиваемые разделы
и начинайте с усвоения
7) дополнение - попробуйте
дополнить изучаемое
8) награда - скажите себе приятные слова, выполнив задание;
9) расширение - по
отдельным, интересующим вас
10) сбережение - чтобы знания были прочными, повторяйте основное содержание, закрепляйте изученный материал с помощью упражнений.
Стимулировать - значит подталкивать, побуждать человека к чему-либо.
Выбор стимула, по которому обучаемому надо, но не очень хочется действовать, требует специальных усилий, которые, в свою очередь, связаны с сознательным преодолением противостоящих побуждений. Одного лишь понимания того, как надо поступить, далеко не достаточно.
Стимулы нужно искать
в преобладающей сфере
Стимулы, которые советуют находить и применять учителям, опираются на тонкие, деликатные «подталкивания» учащихся к выполнению определенных действий и исключают открытое «давление», грубое принуждение.
1. Опирайтесь на желания.
2. Используйте идентификацию.
3. Учитывайте интересы и склонности.
4. Используйте намерения.
5. Поощряйте желание добиться признания.
6. Показывайте последствия совершаемых поступков.
7. Признавайте достоинства,
8. Ободряйте успехи.
9. Сделайте работу привлекательной.
10. Говорите иногда «надо».
11. Используйте ситуацию.
12. Дайте обучаемому шанс.
Будем исходить из того, что натура человеческая многолика, а поэтому всегда предпочтительнее применять многие слабые стимулы, чем один сильнодействующий. В таким случае что-нибудь обязательно сработает, а сильнодействующий стимул, на который сделана ставка, может и не попасть в цель.
1. Обращайтесь к
самолюбию. Нормальному
2. Показывайте достижения,
большинство людей любят
3. Осторожно поддерживайте
соперничество. Современная
4. Хвалите.
5. Критикуйте! сопереживая,
6. Переходите на
контракты. Учитель предлагает
ученику составить контракт на
выполнение взаимных
7. Ищите нестандартные решения.
8. Дайте обучаемому шанс спасти свой престиж.
9. Создавайте хорошую репутацию своим питомцам.
Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.
Для выяснения логической
основы классификации многочисленных
и многоплановых
1) дидактический
компонент, обобщающий
2) гносеологический
компонент процесса, определяющий
его в аспекте познания
3) психологический компонент процесса, относящийся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения;
4) в кибернетическом
аспекте находят отражение все
многообразие связей, существующих
в учебном процессе, циркуляция
информационных потоков, а
5) социологический компонент системы охватывает отношение между участниками учебного процесса;
6) организационный
компонент, отражающий учебный
процесс в аспекте