Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:26, шпаргалка

Описание работы

Педагогика как наука о воспитании и образовании.
Предмет педагогики и ее основные категории
Отрасли педагогической науки. Методы педагогических исследований (беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия и др.)
Методологические основы педагогики. Связь педагогики с философией, психологией, социологией и др. науками
Понятие педагогического процесса, его структура
Развитие личности как проблема психологической антропологии. Основные факторы развития личности
Возрастная периодизация развития личности. Особенности развития познавательных процессов и личностных проявлений у детей разного возраста

Файлы: 1 файл

Билеты по педагогике..doc

— 699.50 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 16. Разработка в отечественной педагогике научных основ содержания образования (учебные планы, программы, гос. стандарт)

Содержание  образования - один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек - это человек знающий, развитый и воспитанный. Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что развивать и воспитывать? История школы и педагогики показывает, что при решении этих вопросов допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и развития. Так, большинство современных школ направляет свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз, вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части учащихся. Часто за счет углубления изучения различных предметов предполагается подготовить "исследователя-энциклопедиста", "широкообразованного естественника", "гуманитария-краеведа". Поэтому содержание образования то отстает от современного состояния науки, то оказывается перегруженным, то искажает характер формирования школьника. Все это требует обстоятельной разработки научно-педагогических основ содержания образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" в нашей стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является федеральным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим:

- минимум содержания  основных образовательных программ;

- максимальный  объем учебной нагрузки обучающихся;

- требования  к уровню подготовки выпускников  школы.

Наличие четко  определенных стандартов позволяет  каждому учителю, ученику и родителю оценить уровень образованности ребенка, независимо от того, в каком  типе школы он обучался. Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные возможности для получения образования, стимулировать достижение каждым из них более высокого результата. Являясь государственной нормой образованности, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.

На основе Госстандарта и в соответствии с его требованиями разрабатывается учебный план (в вузе - по каждой специальности), в котором определены перечень учебных дисциплин, их распределение по годам обучения, недельное и годовое (семестровое) количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, форма контроля, в вузе - зачет или экзамен.

Учебная программа по каждой дисциплине составляется на основе учебного плана и включает: объяснительную записку, в которой определяются цели, основные направления работы по курсу, наиболее общие методы обучения; тематический план с распределением часов по темам и т.д. Существует 3 способа построения учебных программ: линейный, концентрический, спиралевидный.

1) Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии), каждая часть изучается, как правило, только один раз. При этом новое содержание выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Достоинство данного способа расположения  учебного материала заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование. Недостатком линейного способа является то, что на разных ступенях учащиеся не всегда способны усвоить сложные явления.

2) Концентрический способ построения учебных программ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов, более глубоким рассмотрением связей и зависимостей. Такой способ построения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени. В преподавании педагогики чаще всего преобладает концентрический тип программ: и в средних, и в высших учебных заведениях студентов обучают одному и тому же учебному материалу, но с разной степенью сложности.

3) При спиральном способе построения программы расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что учащиеся не выпускают из поля зрения исходную проблему и в тоже время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрического способа, при котором учащиеся возвращаются к исходной проблеме спустя какое-то время, может, и через несколько лет, спиральный способ не предполагает столь длительных перерывов. В отличие от линейной структуры при спиральном построении отдельные темы изучаются неоднократно. Разработка учебных программ спирального типа становится в настоящее время все более актуальной, что связано с включением, например, педагогики, в образовательные программы разного уровня (среднего, высшего, послевузовского).

 

Вопрос 17. Формы организации обучения в школе и современные тенденции их развития

Форма организации обучения - специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме. Выделяются две основных формы организации обучения.

1) Индивидуально-групповая система обучения. Прием в школы с такой формой обучения осуществлялся в любое время года; с новыми учениками занимались индивидуально.

2) Классно-урочная система. Эта система предполагает постоянный состав группы, учащихся одного возраста и принятых к учению одновременно.

В настоящее  время в общеобразовательных  школах используется классно-урочная  форма обучения. Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Классно-урочная система существует около трех столетий. За это время ее подвергли тщательному анализу. Можно отметить следующие позитивные стороны данной системы:

1) экономичность  обучения;

2) взаимодействие  учащихся и помощь друг другу;

3) четкую структуру  урока;

4) доминирующую  роль учителя, который грамотно  управляет процессом обучения;

5) в процессе  индивидуально-коллективного общения  между учителем и учениками  последние осваивают навыки, знания  и развивают способность общения с другими людьми, друг с другом;

6) осуществляется  процесс совершенствования педагогического  мастерства учителя, происходит  двухстороннее развитие: ученика,  приобретающего новые знания, и  педагога.

В классно-урочной  системе существует и ряд недостатков:

1) педагог вынужден  часто принимать во внимание  индивидуальные способности отдельных  учащихся, что тормозит темпы  обучения всего класса;

2) единая программа  обучения рассчитана на всех  и каждого и не всегда учитывает  индивидуальные способности учеников, что создает трудности для слаборазвитых учащихся и не поощряет особо одаренных.

Урок - основная форма организации обучения в школе. Он характеризуется:

1) постоянным  составом учащихся;

2) устойчивыми  временными рамками занятий (каждое  занятие продолжается 45 мин);

3) заранее составленным  расписанием.

Основными типами уроков являются:

1) уроки смешанные,  или комбинированные;

2) уроки изложения  нового материала;

3) уроки закрепления  изученного материала;

4) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного  материала;

5) уроки проверки  и оценки знаний, умений и навыков.

В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы: факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя работа. Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование.

В последнее  десятилетие начали получать широкое  применение уроки проблемного и  развивающего обучения, различные формы  организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество. Например, уроки деловых игр, уроки с использованием различных учебных дисциплин, уроки эвристического и проблемного обучения и другие. Развитие формы урока вызвано и стремлением обеспечить обучение и развитие отстающим, неуспевающим, а также одаренным детям.

 

Вопрос 18. Типология уроков, их структура  и ее совершенствование в условиях современной школы

Основными типами уроков являются:

1) уроки смешанные, или  комбинированные;

2) уроки изложения нового  материала;

3) уроки закрепления изученного материала;

4) уроки повторения, систематизации  и обобщения изученного материала;

5) уроки проверки  и оценки знаний, умений и навыков.

Комбинированный урок - тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении. В структуре комбинированного урока выделяют следующие компоненты:

- организация начала урока;

- проверка домашнего задания, постановка цели урока;

- подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала;

- изучение нового материала, в том числе и объяснение;

- закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

- обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

- подведение итогов и результатов урока;

- задание на  дом.

 Урок изложения нового материала, является тем типом урока, который позволяет детям овладеть материалом с помощью учителя. В структуре урока изложения нового материала выделяют следующие компоненты:

- первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания;

- указания на то, что учащиеся должны запомнить;

- мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

- сообщение либо актуализация техники запоминания;

- первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

- контроль результатов первичного запоминания;

- регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению;

- внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

- частое включение опорного материала для запоминания и применения.

 Основной целью урока закрепления изученного материала является закрепление, осмысление изученного. В структуре урока закрепления изученного материала выделяют следующие компоненты:

- сообщение учащимся цели предстоящей работы;

- воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных знаний;

- выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

- проверка выполненных работ;

- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

- задание на дом.

 Основными целями урока повторения, систематизации и обобщения изученного материала являются: предотвращение забывания усвоенного материала, углубление сведений о ранее изученном, уточнение приобретенных представлений; обобщение и систематизация знаний, формирование у учащихся перехода от частных к более широким обобщениям. В структуре урока повторения, систематизации и обобщения изученного материала выделяют следующие компоненты:

- организация начала урока;

- постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

- проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, умений. На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

- подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

- задание на дом.

Основная цель урока проверки и оценки знаний, умений и навыков - проверить качество и прочность знаний, уровень осмысления и обобщения материала, умение учащихся применять знания на практике. В структуре урока проверки и оценки знаний, умений и навыков выделяют следующие компоненты:

- организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

- постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

- изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т. п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

- подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками;

- определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей устранения их и совершенствования знаний и умений.

Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Основные направления следующие.

1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя – мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого  необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в  первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.

2. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Заранее на перемене готовятся необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и   дополнительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее место. 

3. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. На уроке применяются методы и приемы проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной литературой, словарями, справочниками и  энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"