Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:26, шпаргалка

Описание работы

Педагогика как наука о воспитании и образовании.
Предмет педагогики и ее основные категории
Отрасли педагогической науки. Методы педагогических исследований (беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия и др.)
Методологические основы педагогики. Связь педагогики с философией, психологией, социологией и др. науками
Понятие педагогического процесса, его структура
Развитие личности как проблема психологической антропологии. Основные факторы развития личности
Возрастная периодизация развития личности. Особенности развития познавательных процессов и личностных проявлений у детей разного возраста

Файлы: 1 файл

Билеты по педагогике..doc

— 699.50 Кб (Скачать файл)

Воспитание  ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, с 3-4 лет нередко протекает одновременно и в детском саду. Переход на этот новый этап развития детерминирован извне социальными причинами, к которым относится развитость системы дошкольных учреждений, их престиж, занятость родителей и т. д. Дошкольный возраст характеризуется включением ребенка в группу ровесников в детском саду, управляемую воспитательницей. 

Младший школьный возраст дает школьнику возможность войти в совершенно новую для него группу одноклассников. Эта группа управляется учительницей. Последняя, используя аппарат отметок, регулирует взаимоотношения ребенка с другими взрослыми, прежде всего с родителями, формирует их отношение к нему и его отношение к себе "как к другому". Примечательно, что фактором развития личности младшего школьника является не столько сама учебная деятельность, сколько отношение взрослых к успеваемости, дисциплине и прилежанию ребенка. 

Вступление  в подростковый период по сравнению с предыдущими имеет ту особенность, что не предполагает вхождения в новую группу, а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе, но в изменившихся условиях (появление учителей-предметников вместо одной учительницы в младших классах, возникновение дружеских компаний у старших подростков и т. д.) при определяемой половым созреванием существенной перестройке организма. Сама группа становится другой, качественно изменяется. Неравномерно протекающий для мальчиков и девочек темп развития создает внутри класса две половозрастные группы. Индивидуальные качества, ценимые в одной группе, отвергаются в другой, где доминирует иная деятельность и иные ценностные ориентации. Потребность быть личностью в этом возрасте приобретает отчетливую форму самоутверждения.

 

Особенности развития познавательных процессов  и личностных проявлений у детей разного возраста

Изучение  детей первого года жизни

Особенностью  детей первого года жизни является большая зависимость от воздействия  взрослого человека. Общение со взрослым - необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша. Развитие в этом возрасте происходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует динамического наблюдения. Быстрый темп и неравномерность развития определяют деление первого года жизни на качественно различные периоды, каждый из которых характеризуется ведущими достижениями.

В первый период (первый месяц жизни) - период новорожденности - еще трудно выделить ведущее достижение в развитии, однако наряду с набором врожденных приспособительных реакций уже с 3-4 недели жизни можно выявить первые предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос и улыбку начинает возникать ротовое внимание - ребенок замирает, его губы вытягиваются вперед, он как бы слушает губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка.

Ведущим достижением во втором периоде (1-3 мес.) является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций, а также ответных эмоционально-выразительных реакций. Развивается умение сосредоточивать взгляд на висящей игрушке, лице взрослого, следить за движущимися предметами. К концу второго периода у ребенка ярко выражена эмоциональная реакция на общение со взрослым - комплекс оживления. Развитие движений во втором периоде характеризуется способностью удерживать головку в горизонтальном и вертикальном положении.

В третьем периоде (3-6 мес.) продолжается дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Ведущим в этом возрасте является развитие движений руки: к концу периода ребенок способен производить целенаправленные движения рук, самостоятельно брать и манипулировать игрушками. Качественно видоизменяются и реакции ребенка на общение со взрослым. Малыш постепенно начинает отличать своих от чужих. Ведущим в этот период является и развитие подготовительных этапов активной речи. Интенсивно развиваются голосовые реакции: наряду с певучим гулением возникает лепет. К концу первого полугодия жизни ребенок лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот и обратно, крепко упирается ножками при поддержке под руки.

Четвертый период (6-9 мес.) характеризуется резким скачком в развитии движений. К 7 месяцам ребенок хорошо ползает. Это меняет его поведение - он становится более активным и самостоятельным, начинает лучше ориентироваться в окружающем. К 9 месяцам развивается функция прямостояния, умение садиться, ложиться, вставать, сидеть, стоять, совершенствуются движения кисти и пальцев. Все это способствует формированию предметной деятельности.

В пятом периоде (9-12 мес.) ведущим является развитие речи. К 9 месяцам у ребенка значительно расширяется понимание обращенной к нему речи. Это меняет его поведение, характер деятельности. В период 10-12 месяцам формируется активная речь, ребенок овладевает первыми словами. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10-12 месяцам малыш учится выполнять действия по показу и словесной инструкции взрослого. Увеличивается число игрушек, используемых ребенком; появляются предпосылки игры. К концу этого периода ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу и ходить.

 

Изучение  детей раннего возраста (1-3 года)

Возраст от 1 года до 3 лет - период существенных перемен в жизни ребенка. Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии являются овладение ходьбой, развитие предметной деятельности и речи. Овладение ходьбой (прямохождение) оказывает большое влияние на общее психическое развитие ребенка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии - овладение окружающим предметным миром. Получив возможность самостоятельно передвигаться, ребенок осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с предметами, которые ранее оставались для него недоступными. В результате на втором году жизни начинается бурное развитие предметных действий; на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.

В тесной связи  с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так  как в процессе действий с предметами он знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами - формой, величиной, цветом, материалом и др. У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первые обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

Особенно интенсивно в этот период идет развитие речи. Значительно  возрастает активный словарь. К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все больше подчиняет свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи. Это выражается в возрастании количества понимаемых слов. Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка.

 

Изучение  детей дошкольного возраста (3-7 лет)

Дошкольное  детство - большой и ответственный  период жизни. В этом возрасте происходят большие изменения в психическом  развитии ребенка. Значительно возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. У дошкольников появляется возможность выполнения действий по словесной инструкции, усвоения знаний на основе объяснений, но только при опоре на четкие наглядные представления. Основой познания для этого возраста является чувственное познание - восприятие и наглядное мышление. Важное качественное приобретение дошкольного возраста - появление игры как первого и основного вида совместной деятельности детей.

Дошкольный  возраст характеризуется и интенсивным  развитием личности ребенка. Начинается развитие воли, формируется внутренняя оценка ситуации, поступка, действий, совершенствуется внимание, закладываются основы нравственного развития личности.

 

Изучение  детей младшего школьного возраста

В школьном возрасте ребенок должен принять новые  социальные требования. Поступление  в школу ставит перед ним задачи, решение которых возможно лишь при достаточно зрелом психофизическом развитии. В этом возрасте формируется новый вид деятельности, требующий от ребенка физической выносливости и умственного напряжения - это учебная деятельность. Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была сформирована необходимая база: физическое здоровье; достаточный уровень развития всех психических функций; эмоционально-волевая зрелость; сформированность навыков общения со сверстниками и взрослыми; достаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, владение элементами грамоты, счета; познавательная активность, интерес к занятиям.

На основе указанных  предпосылок в процессе школьного  обучения начинают формироваться новые  качества, необходимые для учебной деятельности. В младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования, как произвольность деятельности, навыки волевой регуляции. Ребенок овладевает способностью контролировать свои действия, планирует их, поэтому деятельность становится целенаправленной. В процессе обучения все больше психических новообразований отмечается в развитии познавательных процессов. Расширяется объем внимания, способность к его концентрации и распределению; более точным, полным и дифференциальным становится восприятие, формируется воображение. Важным новообразованием является способность ребенка пользоваться приемами запоминания. Благодаря становлению более высокого уровня мышления школьник овладевает знаково-символической деятельностью. Наряду с наглядными формами мышления в младшем школьном возрасте ребенок начинает производить мыслительные операции на основе представлений, отвлекаясь от конкретных зрительных объектов. Все большую роль начинает играть слово; развивается словесно-логическое мышление.

 

Изучение детей старшего школьного возраста (подростков)

Подростковый  возраст - это переходный период между  детством и взрослостью, период развития ребенка с особыми, присущими  только этому возрасту чертами. В  подростковом возрасте происходят резкие качественные изменения анатомо-физиологического состояния ребенка и его психики.

Структуры организма  ребенка начинают развиваться быстро и неравномерно, в этот возрастной период происходит половое созревание. Бурные психофизиологические изменения  делают психику особенно уязвимой к воздействию вредоносных биологических и социальных факторов, повышают риск возникновения психических заболеваний. В познавательной сфере также происходят резкие сдвиги. Бурно развиваются сложные формы аналитико-синтетической деятельности, абстрактное мышление, воображение.

Центральный фактор психического развития в этом возрасте - становление нового уровня самосознания, что приводит к резким колебаниям в отношении к себе, к неустойчивости самооценки. Для подростков характерны эмоциональная нестабильность, несдержанность, колебания настроения, связанные с появлением чувства «взрослости», упрямство, проявления негативизма. Повышенная ранимость может сочетаться с отсутствием сострадания к другим; развязность и грубость - с застенчивостью и робостью.

Подростковый  возраст - период формирования мировоззрения, системы ценностей, интересов («второе рождение личности», по А.Н.Леонтьеву). С одной стороны, подросток стремится утвердить свою индивидуальность, с другой - принадлежать группе, соответствовать ее ценностям. Анализируются отношения и со взрослыми, сверстниками, в результате чего могут появиться страхи социального характера, протестные реакции и пр.

Таким образом, даже для нормально развивающегося подростка типичны изменения  эмоционально-волевой сферы, увеличивается риск появления девиантного поведения, аффективных нарушений. У детей с отклонениями в развитии дисгармонии подросткового возраста встречаются чаще и выражены значительнее, происходит взаимовлияние специфических нарушений и общих изменений психики, характерных для этого возраста, усиливается влияние неблагоприятных социальных факторов на психическое развитие. Все это может привести к стойкой дезадаптации.

 

Вопрос 8. Вопросы воспитания и образования  в период античности (Сократ, Платон, Аристотель)

Воспитание  и образование в античности предполагало изучение литературы, философии и  других дисциплин. В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил  Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы "не приходилось от плохого  свойства тел плоховать на войне и в прочих делах". Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство, пользуясь копьем и мечом. Так что полученная в палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину.

Сократ - философ-идеалист. Несмотря на свое демократическое, он был идеологом  консервативной земельной аристократии. Он считал, что строение мира, физическая природа вещей непознаваемы, что люди могут познать только себя самих, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности. Сократ - философ-трибун, вел беседы по вопросам нравственности на площадях и в других общественных местах, побуждал своих слушателей путем вопросов и ответов отыскивать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов. Этот метод был назван сократическим, откуда позднее развилась сократическая беседа методом наводящих вопросов.

Платон - философ-идеалист, ученик Сократа, создатель теории объективного идеализма. Он считал первичным «мир идей», а мир чувственных вещей - вторичным, развивал мысль о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «видами» или «идеями». Он делил мир на мир идей и мир явлений. По его мнению, идеи вечны и неизменны. Вещи для него лишь тени мира идей. 
Платон, представитель афинской аристократии, выдвинул теорию о вечном господстве аристократии. Сконструировал идеальное аристократическое государство, в котором должны существовать три общественные группы: философы, воины, ремесленники и земледельцы. Философы управляют, воины охраняют государственный порядок, а третья группа трудится и содержит две первые. В этом государстве сохраняются и рабы. Бесправны как рабы, так и ремесленники и земледельцы.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"