Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:26, шпаргалка
Педагогика как наука о воспитании и образовании.
Предмет педагогики и ее основные категории
Отрасли педагогической науки. Методы педагогических исследований (беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия и др.)
Методологические основы педагогики. Связь педагогики с философией, психологией, социологией и др. науками
Понятие педагогического процесса, его структура
Развитие личности как проблема психологической антропологии. Основные факторы развития личности
Возрастная периодизация развития личности. Особенности развития познавательных процессов и личностных проявлений у детей разного возраста
Воспитание, говорит Платон,
должно быть организовано государством
и соответствовать интересам господствующих
групп - философов и воинов. В своей педагогической
системе Платон стремился объединить
в единую систему черты спартанского и
афинского воспитания.
Дети с 3 до 6 лет под руководством назначенных
государством воспитательниц занимаются
на площадках играми. Игре как средству
воспитания малолетних детей Платон придавал
большое значение, равно как и тщательному
выбору материала для рассказывания детям.
С 7 до 12 лет дети
посещают государственную школу, где
обучаются чтению, письму, счету, музыке и пению,
с 12 до 16 лет - школу физического воспитания
- палестру с обычными гимнастическими
упражнениями. После палестры юноши до
18 лет изучают арифметику, геометрию и
астрономию, преимущественно с практическими
целями (для подготовки воинов). С 18 до
20 лет - эфебия, т. е. военно-гимнастическая
подготовка. С 20 лет юноши, не проявившие
склонности к умственным занятиям, делаются
воинами. Меньшая часть юношей, проявившая
способности к отвлеченному мышлению,
проходит до 30 лет третью, высшую ступень
образования, изучая философию, а также
арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки, но уже в философско-теоретическом
плане. Они готовятся к государственным
должностям. Немногие, проявившие исключительные
дарования, продолжают философское образование
еще 5 лет (до 35-летнего возраста), после
чего с 35 до 50 лет становятся правителями
государства. Платон считает, что воспитание
женщин должно быть подобным тому, как
это было в Спарте. Все воспитание в системе
Платона построено на глубоком презрении
к физическому труду, будущим философам
и воинам запрещено «даже думать о нем».
Дети рабов к образованию не допускаются.
Аристотель, ученик Платона, воспитатель
Александра Македонского, был крупнейшим
философом и ученым Древней Греции. В противоположность
своему учителю Платону, разделившему
мир на мир идей, Аристотель признал, что
мир един и идеи вещей неотделимы от самих
вещей. Идею, по мнению Аристотеля, можно
уподобить форме. Во всяком предмете мы
можем различить вещество и форму. В веществе
имеются возможности вещей; вещество становится
вещью, получая ту или иную форму. Так,
вещество мрамора может стать статуей,
получив известную форму.
В человеке Аристотель
различал тело и душу, которые существуют
нераздельно, как материя и форма.
По Аристотелю, существуют три вида
души: растительная, которая проявляется
в питании и размножении; животная, которая сверх свойств
растительных проявляется в ощущениях
и желаниях; разумная, которая сверх растительных
и животных свойств характеризуется еще
мышлением или познанием. В человеке животная
часть души, поскольку она подчинена разуму,
может быть названа волевой.
Трем видам души, по Аристотелю, соответствуют
три стороны воспитания: физическое, нравственное
и умственное. Цель воспитания, по его
мнению, состоит в развитии высших сторон
души - разумной и волевой. Как в каждом
веществе заложена возможность развития,
так и человеку природа дает лишь зародыш
способностей; возможность развития осуществляется
воспитанием. Природа тесно связала три
вида души, и в воспитании мы должны следовать
за природой, тесно связывая физическое,
нравственное и умственное воспитание.
Государство, по высказыванию Аристотеля, в целом имеет одну конечную цель - для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственной, а не делом частной инициативы.
Аристотель
делил жизнь подрастающего человека на
три периода: 1) до 7 лет, 2) от 7 до 14 лет (наступление
половой зрелости) и 3) от наступления половой
зрелости до 21 года. До 7 лет дети воспитываются
в семье. Необходимо кормить ребенка соответствующей
его возрасту пищей, обеспечивать гигиену
движений и постепенное закаливание ребенка.
С 7 лет мальчики должны посещать государственные
школы.
Физическое воспитание предшествует умственному.
Мальчиков нужно прежде отдавать в руки
учителей гимнастики; но при этом нельзя
чрезмерно утомлять детей, пока организм
не окреп, допустимы лишь легкие упражнения.
Аристотель считал, что физическое, нравственное
и умственное воспитание взаимосвязаны.
Во время начального обучения, кроме гимнастики,
следует, по его мнению, обучать чтению,
письму, грамматике, рисованию и музыке.
Юноши должны получить в школе серьезное
образование: изучить литературу, историю,
философию, математику, астрономию, музыку.
Музыку надо изучать для развития чувства
прекрасного. Женщины, природа которых,
по Аристотелю, отличается от природы
мужчины, не получают такого же, как они,
образования.
В области нравственного воспитания Аристотель придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков и разум - таковы три источника нравственного воспитания. Для выработки добродетели необходимы продуманные упражнения, формирующие привычки и навыки нравственного поведения. Во всяком желании и деятельности, по Аристотелю, могут иметь место недостаток, излишек и середина. И во всем только середина, только равновесие хорошо и полезно. Отсюда добродетелью является поведение, избегающее во всем крайностей как избытка, так и недостатка. В таком поведении и следует упражняться.
Вопрос 9. Психолого-педагогическая характеристика основных возрастных групп
Изучение детей первого года жизни
Особенностью детей первого года жизни является большая зависимость от воздействия взрослого человека. Общение со взрослым - необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша. Развитие в этом возрасте происходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует динамического наблюдения. Быстрый темп и неравномерность развития определяют деление первого года жизни на качественно различные периоды, каждый из которых характеризуется ведущими достижениями.
В первый период (первый месяц жизни) - период новорожденности - еще трудно выделить ведущее достижение в развитии, однако наряду с набором врожденных приспособительных реакций уже с 3-4 недели жизни можно выявить первые предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос и улыбку начинает возникать ротовое внимание - ребенок замирает, его губы вытягиваются вперед, он как бы слушает губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка.
Ведущим достижением во втором периоде (1-3 мес.) является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций, а также ответных эмоционально-выразительных реакций. Развивается умение сосредоточивать взгляд на висящей игрушке, лице взрослого, следить за движущимися предметами. К концу второго периода у ребенка ярко выражена эмоциональная реакция на общение со взрослым - комплекс оживления. Развитие движений во втором периоде характеризуется способностью удерживать головку в горизонтальном и вертикальном положении.
В третьем периоде (3-6 мес.) продолжается дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Ведущим в этом возрасте является развитие движений руки: к концу периода ребенок способен производить целенаправленные движения рук, самостоятельно брать и манипулировать игрушками. Качественно видоизменяются и реакции ребенка на общение со взрослым. Малыш постепенно начинает отличать своих от чужих. Ведущим в этот период является и развитие подготовительных этапов активной речи. Интенсивно развиваются голосовые реакции: наряду с певучим гулением возникает лепет. К концу первого полугодия жизни ребенок лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот и обратно, крепко упирается ножками при поддержке под руки.
Четвертый период (6-9 мес.) характеризуется резким скачком в развитии движений. К 7 месяцам ребенок хорошо ползает. Это меняет его поведение - он становится более активным и самостоятельным, начинает лучше ориентироваться в окружающем. К 9 месяцам развивается функция прямостояния, умение садиться, ложиться, вставать, сидеть, стоять, совершенствуются движения кисти и пальцев. Все это способствует формированию предметной деятельности.
В пятом периоде (9-12 мес.) ведущим является развитие речи. К 9 месяцам у ребенка значительно расширяется понимание обращенной к нему речи. Это меняет его поведение, характер деятельности. В период 10-12 месяцам формируется активная речь, ребенок овладевает первыми словами. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10-12 месяцам малыш учится выполнять действия по показу и словесной инструкции взрослого. Увеличивается число игрушек, используемых ребенком; появляются предпосылки игры. К концу этого периода ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу и ходить.
Обычно психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5-2 мес. Существует несколько методик изучения психофизического развития детей первого года жизни. И отечественные, и зарубежные методики построены по одному принципу: они включают наборы заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличения возраста эти задания усложняются. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом. Методики позволяют решать, находится ли формирование психики ребенка в пределах нормы, а если отстает, то какие сферы наиболее страдают.
Психологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии. Наряду с общей оценкой тяжести и характера нарушений в заключении должны быть указаны психические функции, развитие которых нарушено, и степень этого нарушения, а также функции, развивающиеся нормально. Кроме того, следует дать развернутую характеристику каждой функции на основании полученных при обследовании результатов, сгруппировав их по сферам:
- двигательная;
- сенсорная;
- эмоциональная;
- голосовая активность;
- практические действия;
- способы взаимодействия со взрослыми.
В этой части заключения необходимо описать не только успешно пройденные ребенком пробы и особенности их выполнения, но и те пробы, которые ребенку выполнить не удалось. Это необходимо для правильного определения путей коррекции и компенсации выявляемых нарушений.
Изучение детей раннего возраста (1-3 года)
Возраст от 1 года до 3 лет - период существенных перемен в жизни ребенка. Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии являются овладение ходьбой, развитие предметной деятельности и речи. Овладение ходьбой (прямохождение) оказывает большое влияние на общее психическое развитие ребенка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии - овладение окружающим предметным миром. Получив возможность самостоятельно передвигаться, ребенок осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с предметами, которые ранее оставались для него недоступными. В результате на втором году жизни начинается бурное развитие предметных действий; на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.
В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами он знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами - формой, величиной, цветом, материалом и др. У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первые обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.
Особенно интенсивно в этот период идет развитие речи. Значительно возрастает активный словарь. К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все больше подчиняет свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи. Это выражается в возрастании количества понимаемых слов. Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка.
Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих:
- познавательные процессы;
- эмоционально-волевую сферу;
- предречевое и речевое развитие;
- двигательное развитие.
Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий. В случаях выявления нарушения психического развития в заключении даются характеристика его психической структуры и рекомендации по коррекции или компенсации с целью оптимизации путей дальнейшего психического развития.
Изучение детей дошкольного возраста (3-7 лет)
Дошкольное
детство - большой и ответственный
период жизни. В этом возрасте происходят
большие изменения в
Дошкольный
возраст характеризуется и
При отборе методик
для диагностического обследования
детей дошкольного возраста необходимо
учитывать психологические