Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:26, шпаргалка
Педагогика как наука о воспитании и образовании.
Предмет педагогики и ее основные категории
Отрасли педагогической науки. Методы педагогических исследований (беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия и др.)
Методологические основы педагогики. Связь педагогики с философией, психологией, социологией и др. науками
Понятие педагогического процесса, его структура
Развитие личности как проблема психологической антропологии. Основные факторы развития личности
Возрастная периодизация развития личности. Особенности развития познавательных процессов и личностных проявлений у детей разного возраста
Изучение детей младшего школьного возраста
В школьном возрасте ребенок должен принять новые социальные требования. Поступление в школу ставит перед ним задачи, решение которых возможно лишь при достаточно зрелом психофизическом развитии. В этом возрасте формируется новый вид деятельности, требующий от ребенка физической выносливости и умственного напряжения - это учебная деятельность. Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была сформирована необходимая база: физическое здоровье; достаточный уровень развития всех психических функций; эмоционально-волевая зрелость; сформированность навыков общения со сверстниками и взрослыми; достаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, владение элементами грамоты, счета; познавательная активность, интерес к занятиям.
На основе указанных предпосылок в процессе школьного обучения начинают формироваться новые качества, необходимые для учебной деятельности. В младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования, как произвольность деятельности, навыки волевой регуляции. Ребенок овладевает способностью контролировать свои действия, планирует их, поэтому деятельность становится целенаправленной. В процессе обучения все больше психических новообразований отмечается в развитии познавательных процессов. Расширяется объем внимания, способность к его концентрации и распределению; более точным, полным и дифференциальным становится восприятие, формируется воображение. Важным новообразованием является способность ребенка пользоваться приемами запоминания. Благодаря становлению более высокого уровня мышления школьник овладевает знаково-символической деятельностью. Наряду с наглядными формами мышления в младшем школьном возрасте ребенок начинает производить мыслительные операции на основе представлений, отвлекаясь от конкретных зрительных объектов. Все большую роль начинает играть слово; развивается словесно-логическое мышление.
Все эти новообразования необходимо учитывать при проведении психолого-педагогической диагностики детей младшего школьного возраста.
Изучение детей старшего школьного возраста (подростков)
Подростковый возраст - это переходный период между детством и взрослостью, период развития ребенка с особыми, присущими только этому возрасту чертами. В подростковом возрасте происходят резкие качественные изменения анатомо-физиологического состояния ребенка и его психики.
Структуры организма ребенка начинают развиваться быстро и неравномерно, в этот возрастной период происходит половое созревание. Бурные психофизиологические изменения делают психику особенно уязвимой к воздействию вредоносных биологических и социальных факторов, повышают риск возникновения психических заболеваний. В познавательной сфере также происходят резкие сдвиги. Бурно развиваются сложные формы аналитико-синтетической деятельности, абстрактное мышление, воображение.
Центральный фактор психического развития в этом возрасте - становление нового уровня самосознания, что приводит к резким колебаниям в отношении к себе, к неустойчивости самооценки. Для подростков характерны эмоциональная нестабильность, несдержанность, колебания настроения, связанные с появлением чувства «взрослости», упрямство, проявления негативизма. Повышенная ранимость может сочетаться с отсутствием сострадания к другим; развязность и грубость - с застенчивостью и робостью.
Подростковый возраст - период формирования мировоззрения, системы ценностей, интересов («второе рождение личности», по А.Н.Леонтьеву). С одной стороны, подросток стремится утвердить свою индивидуальность, с другой - принадлежать группе, соответствовать ее ценностям. Анализируются отношения и со взрослыми, сверстниками, в результате чего могут появиться страхи социального характера, протестные реакции и пр.
Таким образом,
даже для нормально развивающегося
подростка типичны изменения
эмоционально-волевой сферы, увеличивается
риск появления девиантного
При изучении подростков
существенно расширяется
Поскольку в целом улучшается интеллектуальное и речевое развитие детей, становится возможным использование довольно сложных методов исследования личности и межличностных отношений - опросников, проективных тестов.
Вопрос 10. Вопросы воспитания и образования в период Средневековья
В эпоху Средневековья действовали факторы, которые определяли специфику обучения и воспитания. Это, прежде всего, христианская традиция, влияние античной традиции и, наконец, ментальность личности. Средневековье нельзя представить без варварской, дохристианской традиции. Особую роль играла трехчленная система разделения труда: духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане. Каждое сословие имело свой имидж. Добродетелью крестьянина считалось трудолюбие; лучшей чертой аристократа - доблесть; главное качество духовенства - благочестие. Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению корпорации. Философско-педагогическая мысль Средневековья главную цель воспитания видела в спасении души.
Носителями христианской педагогики были служители католической церкви. Идеалом выступала верующая личность. Образец воспитания должно было давать монашество. Идеалом монашеского воспитания было нравственное воспитание (чистота сердца путем постов), устранения от земных благ, самоконтроля над желаниями, усердного чтения религиозных текстов, но это не исключало необходимости приобретения светских знаний. Важную роль в раннем Средневековье играла схоластика (средневековая «школьная философия», представители которой - схоласты - стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение). Важную роль в создании новой идеологии обучения и воспитания сыграл Фома Аквинский. Он пытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. Его сочинения служили источником изучения богословия в Средневековой школе. Итак, в практике воспитания и обучения раннего Средневековья переплетались языческая, античная, христианская традиции.
В рыцарском воспитании были заложены идеи послушания, жертвенности, личной свободы. В феодальной среде существовало презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставляли программу «Семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, игра на музыкальном инструменте, пение стихов собственного сочинения, но прежде юношу обучали военному делу. С 7 лет мальчики приобретали знания и умения, выполняя обязанности пажей при супруге сюзерена и ее придворных. В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях. Они должны были усвоить: вежливость, великодушие, знание этики, умение слагать стихи, благородные манеры и речь, военные умения. В 21 год происходило посвящение в рыцари.
Постепенно рыцарское
К VII веку школы античного типа полностью исчезли. Вновь организованные церковные школы стали приемниками античной традиции. Прежде всего, это проявлялось в латыни. С V по ХV века церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебными заведениями. Школьное дело V-VП вв. оказалось в плачевном состоянии. Неграмотной была верхушка общества. Между тем потребность в грамотных чиновниках и священнослужителях возрастала. Католическая церковь стремилась исправить положение. Инициировать развитие образования пытались и светские власти. В раннесредневековой Европе сложились два главных типа церковных учебных заведений: кафедральные и монастырские школы.
Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами, а учебные заведения повышенного образования – большими школами. Учились только мальчики и юноши. В малых школах - дети 7-10 лет, а в больших школах - старше 10 лет. В малых школах один учитель обучал всем предметам. По мере возрастания числа учащихся к нему присоединялся учитель, преподававший церковное пение. В больших школах кроме учителей за порядком следили циркаторы.
Первые монастырские школы были учреждены орденом Анахоретов. Родители отдавали на попечение ученых монахов мальчиков в возрасте 7 лет. Затем было организовано обучение мирян. Но постепенно первенство в организации монастырских школ захватили ордена: Капуцинов-Францисканцев и Доминиканцев. У капуцинов обучались по преимуществу дети высших сословий. Во главе учебных заведений ордена стояли Роджер Бэкон и Фома Аквинский.
Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. Почти в полном пренебрежении было физическое воспитание. Пользуясь догматом «Тело - враг души» школы не уделяли физическому воспитанию должного внимания, хотя иногда проводились «дни веселья», каникул формально не было. В школах царили жестокие наказания: карцер, лишение еды, избиение и т.д. До XI века учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине. Позже розгу, палку, плеть сменил бич. Наказания выступали как естественное и богоугодное дело. Школы ордена Анахоретов три года учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных обрядов. Немного шире была программа школ Капуцинов, где знакомили с религиозным учением, давали общую подготовку (счет, письмо, пение), иногда к этому добавляли изучение астрологии. Основными книгами были Абецедарий и Псалтирь.
Абецедарий - пособие, написанное на латыни, является прообразом букваря. Пособие приобщало к основам христианской веры. Псалтирь (Книгу Псалмов) сначала заучивали, а затем читали. Затем учили письму. Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной палочкой. Лишь избранные использовали дорогой пергамент, перья, чернильницы из рогов животных. Считать учили на пальцах рук и ног с помощью определенных жестов.
Церковные школы, которые давали повышенное образование, исчислялись единицами. Обучали в церковных школах повышенного образования по программе семи свободных искусств. Такая программа включала следующие дисциплины: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, астрономия, музыка, арифметика. Программа семи свободных искусств делилась на две части: тривиум (низшая) - грамматика, риторика, диалектика; квадриум (высшая) - арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Особо досконально изучались грамматика и музыка. Грамматика была главным предметом. В музыкальном образовании наибольшее внимание уделялось игре на инструментах. Главным считалось знакомство с духовной и светской музыкой. Арифметика была устремлена на усвоение мистического толкования чисел. Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизводство образов.
В период с ХII по ХV вв. школьное образование выходит за стены церквей и монастырей. В первую очередь это проявилось в появлении городских школ и университетов. Возникшие в ХII - XIV вв. цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку: чтение, письмо, счет, элементы геометрии, естествознание. Обучение велось на родном языке. Умения ученики получали непосредственно у мастера. Схожая программа была и у гильдейских школ (для купцов).
Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языке, а также аналогичные учебные заведения для девочек. Первым городским школам приходилось преодолевать тяжкий надзор церкви. Церковники урезали программы, утверждали кандидатуры учителей, но постепенно школы избавляются от подобной опеки, отвоевывают право определять программу, назначать преподавателей. Обычно городскую школу открывал нанятый общиной педагог - ректор. Он сам подбирал себе помощников. Учителя получали плату за свою работу, но не регулярно. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они подыскивали себе новое место - "бродячие учителя". Кроме латыни в городских школах изучали арифметику, делопроизводство, геометрию, технику, естественны науки.
Кроме этого были образованы: гимназии, коллежи, грамматические школы, дворянские школы, а так же развивается система университетов. Университеты родились в системе церковных школ в конце XI-начале XII вв. Отдельные кафедральные и монастырские школы превратились в крупные учебные центры - университеты. Университеты учреждались светской властью. Их рождение и их права подтверждались привилегиями - особыми документами, закрепленными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию, освобождали студентов от военных повинностей. Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Главным предметом в университетах было богословие. Большинство преподавателей были выходцы из духовенства.
Важная черта университетов
- демократический характер. Порядок
записи студентов в университет
был весьма вольным. Обучение было платным.
К XIV века сложилась категория