Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:48, шпаргалка
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу
Признаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).
Строительно-конструктивные игры — разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде.
Посредством строительных игр у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности.
Эти игры развивают моторику, способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности, воспитывают трудолюбие и целенаправленность.
Особенностью игр со строительным материалом является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций. В их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности.
Очень часто строительно-конструктивная игра переплетается с ролевой игрой. Дети принимают на себя роли строителей, которые возводят постройку, строительный материал им привозят шофёры на грузовиках, рабочие обедают в столовой, идут домой.
Строительно-конструктивная игра, являясь деятельностью продуктивной, позволяет формировать у детей умение сравнивать, сопоставлять данную постройку с реальными вещами и предметами и с тем образом, на основе которого данная постройка возводилась, следовательно, на данном этапе игра способствует развитию наблюдательности у детей. Таким образом, в строительно-конструктивной игре происходит всестороннее, многогранное развитие умственной деятельности.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем побуждения детей к играм, обогащения знаний об окружающей общественной жизни, предоставление и обновление игрового материала для строительства и конструирования, поощрение инициативы и самостоятельности — вот те педагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность строительно-конструктивных игр.
В теории и практике сложилось несколько видов конструирования.
1. Конструирование по образцу — самый распространенный вид конструирования. При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительного материала.
2. Конструирование по заданной теме. Подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой.
3. Конструирование по собственному замыслу. Ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел.
4. Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет.
5. «Стройка по моделям». Ребенку предлагается модель постройки, в которой очертания составляющих элементов скрыты. Ребенок сначала анализирует модель: выделяет составные части, подбирает те формы, которые нужны для воссоздания модели.
У каждого из видов конструирования свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их в образовательной работе.
Вид материала определяет вид конструирования:
- Конструирование из строительных материалов
- Конструирование из бумаги и дополнительных материалов
- Конструирование из природного материала
Каждый из перечисленных видов имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой конструкции ребенок отражает в основном предметы реальной действительности, имеющие практическое применение (для игры, для украшения елки, для подарка мамы и т. д.)
1. Игры, когда действующими лицами
являются определенные предметы
(игрушки, куклы). Это игры с куклами
в различных видах кукольного
театра, т.е. режиссерские игры.В
режиссерской игре «артистами
являются игрушки или их
· Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
· Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей.
· Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
· Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
· Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
2. Театральные игры, когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль, т.е. игры-драматизации.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Драматизации основываются на действиях исполнителя, который
может использовать куклы. Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:
· Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими
пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
· Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Такие куклы можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
· Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.
Согласно теории Е.В. Мигуновой театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
2) раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
3) развитие реальных мотивов:
· игра и обучение не должны быть из-под палки;
· внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
· внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).