Но
самое главное - в игре ребенок воплощает
свой взгляд, свои представления, свое
отношение к тому событию, которое разыгрывает. Творческий
характер сюжетно-ролевой игры определяется
наличием в ней замысла, реализация которого
сопряжена с активной работой воображения,
с развитием у ребенка способности отображать
свои впечатления об окружающем мире.
При разыгрывании роли творчество ребенка
принимает характер перевоплощения. Успешность
его непосредственно связана с личным
опытом играющего, степенью развития его
чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют
большую изобретательность, подбирая
игрушки, предметы, необходимые для игры,
старшие дошкольники сами мастерят игрушки,
помогающие полнее реализовать замысел,
лучше справиться с ролью.
Сюжетно-ролевая
игра имеет следующие структурные компоненты:
сюжет, содержание, роль.
Главным
компонентом сюжетно-ролевой игры является
сюжет, он представляет собой отражение
ребенком определенных действий, событий,
взаимоотношений из жизни и деятельности
окружающих. При этом его игровые действия (крутит
руль автомашины, готовит обед и др.) - одно
из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят
на бытовые (игры в семью, д/с), производственные,
отражающие проф. труд людей (игры в больницу,
магазин, животноводческую ферму), общественные
(игры в школу, полет на Луну).
На
протяжении многих лет дети нашей страны
играли в Великую Отечественную войну
(в сражения, бомбежки, эвакуацию мирных
граждан, госпиталь, партизан и др.). В истории
человечества есть и «вечные» сюжеты детских
игр, которые как бы связывают поколения
людей: игры в семью, школу, лечение больных
и др.
Содержание игры -
это то, что воспроизводится ребенком
в качестве центрального и характерного
момента деятельности и отношений между
взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной
деятельности.
В
зависимости от глубины представлений
ребенка о деятельности взрослых меняется
и содержание игр. Например, дети младшей
группы, изображая в игре врача, многократно
повторяли одни и те же действия: измеряли
температуру, смотрели у больного горло.
После того как малышам сделали прививки,
в игровом изображении врача прибавились
новые действия. Дети старшей группы, договариваясь
об игре в больницу, уточняли, какие специалисты
будут лечить больных: хирург, окулист,
детский врач. Т. о., в содержании игры выражены
разные уровни проникновения ребенка
в деятельность взрослых. Первоначально
«схватывается» в реальной жизни и отражается
в игре только внешняя сторона деятельности
(с чем человек действует: «человек - предмет»).
Затем, по мере понимания ребенком отношения
человека к своей деятельности, элементарного
постижения общественного смысла труда,
в играх начинают отражаться взаимоотношения
людей («человек - человек»), а сами предметы
легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб,
утюг, машинка) или только мысленно представляются
(«как будто у меня акваланг»).
На
протяжении дошкольного детства развитие
и усложнение содержания игры осуществляется
по следующим направлениям:
- усиление целенаправленности,
а значит, и последовательности, связности
изображаемого;
- постепенный переход от развернутой
игровой ситуации к свернутой,
обобщение изображаемого в игре
(использование условных и символических
действий, словесных замещений).
Разнообразие
содержания сюжетно-ролевых игр определяется
знанием детьми тех сторон действительности,
которые изображаются в игре, созвучностью
этих знаний интересам, чувствам ребенка,
его личному опыту. Наконец, развитие содержания
игр зависит от умения ребенка выделять
характерные особенности в деятельности
и взаимоотношениях взрослых.
Содержание
сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком
с помощью роли, которую он берет. Роль
- средство реализации сюжета и главный
компонент сюжетно-ролевой игры.
33.МЕТОДЫ
И ПРИЁМЫ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ
ИГРОЙ ДОШКОЛЬНИКА.
При руководстве сюжетно-ролевыми
играми перед воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как
деятельности (расширение тематики игр,
углубление их содержания);
• использование игры
в целях воспитания детского коллектива
и отдельных детей,
Руководство сюжетно-ролевой
игрой требует большого мастерства и педагогического
такта. Воспитатель должен направлять
игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный
и творческий характер игровой деятельности.
Косвенные
приемы – без непосредственного
вмешательства в игру (внесение игрушек,
создание игровой обстановки до начала
игры).
Прямые приемы – непосредственное
включение педагога в игру (ролевое участие
в игре, участие в сговоре детей, разъяснение,
помощь, совет по ходу игры, предложение
новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает
влияние и на выбор темы и на развитие
ее сюжета, помогает детям распределять
роли, наполняя их нравственным содержанием.
Следующий педагогический
подход представлен в исследованиях С.
Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые
выработали комплексный метод руководства
игрой. Комплексный метод руководства
представляет собой систему педагогических
воздействий, способствующих развитию
самостоятельной сюжетной игры детей,
исходя из ее возрастных особенностей
и потенциальных возможностей развития
интеллекта ребенка.
Этот метод включает
в себя следующие компоненты: - планомерное
педагогически активное обогащение жизненного
опыта детей;
- совместные (обучающие)
игры педагога с детьми, направленные
на передачу им игрового опыта
традиционной культуры игры; - своевременное
изменение предметно-игровой среды
с учетом обогащающегося жизненного
и игрового опыта;
- активизирующее
общение взрослого с детьми, направленное
на побуждение их к самостоятельному
применению в игре новых способов
решения игровых задач и новых
знаний о мире.
Младший
дошкольный возраст.
Приемы
прямого руководства.
Вторая
младшая группа
Обучение способам
игрового отражения действительности:
- включение педагога
в игру (с целью передачи игрового
опыта)
- обучение игровым
действиям и ролевому диалогу
на собственном примере
Активизирующее общение
воспитателя с детьми в процессе игры:
- вопросы (Ты кто?
Или Ты шофёр? Я опаздываю на
работу, подвезите меня пожалуйста)
- поощрение
-побуждения к
высказываниям (Ты спроси у дочки,
она не голодная)
- помощь воспитателя
для объединения в игре (Тебе
наверное скучно одной, пригласи
Олю, она тоже гуляет с дочкой)
Средняя
группа
- включение воспитателя
в игру, принятие на себя главной
или второстепенных ролей (не
часто)
- вступление воспитателя
в ролевую беседу (с целью активизации
ролевого диалога)
Приемы
косвенного руководства.
Обогащение реального
опыта детей в активной деятельности:
- внесение в занятия
по ознакомлению с окружающим
ярких образов и впечатлений
- экскурсии, наблюдения,
встречи с людьми определенных
профессий, сопровождающиеся беседой
с детьми
- создание ситуаций,
побуждающих ребенка вступать
во взаимоотношения с окружающими
(поручения)
- чтение художественных
произведений, драматизация сказок
- наблюдение за
играми других детей
-напоминания об
интересных фактах из жизни.
Организация предметно-игровой
среды
- сочетание игрушек,
предметов заместителей, ролевых
атрибутов, воображаемых игрушек
- внесение в среду
новой игрушки
- изготовление детьми
атрибутов для игры
Обогащение социального
опыта детей в повседневной жизни:
- ознакомление с
окружающим в активной деятельности
(наблюдения, экскурсии, беседы, использование
ТСО, чтение литературы, рассматривание
иллюстраций и картин)
- создание педагогом
специальных ситуаций с целью
налаживания контактов ребенка
с окружающими.
Организация воспитателем
игр обучающего характера:
- театрализованные
игры
- игры типа «Угадай,
кто пришел? » «Угадай, кого я
изображаю? »
- дидактические
игры «Кому что нужно для
работы»…
Создание игровой проблемной
ситуации: - с помощью игрового оборудования
(атрибутов, декораций, предметов одежды,
игрушек) - с помощью активизирующего общения
педагога с детьми.
- поощрение
- привлечение в
игру малоактивных детей.
Вывод: На основе углубленных
знаний об окружающем мире дети в игре
творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает
изменения от образно-ролевой игры до
сюжетно-ролевой. К 5 годам дети хорошо
осваивают способы предметно-игровых
действий, свободно играют с игрушками,
с предметами-заместителями, с воображаемыми
предметами, легко дают словесные обозначения,
способны передать характерные особенности
роли с помощью средств выразительности.
Дети способны вступать в ролевое взаимодействие
на более длительное время.
Старший
дошкольный возраст.
Приемы
прямого руководства.
- Включение педагога
в игру, принятие на себя роли
(главной или второстепенной) –
не часто, по необходимости (показ
речевого образца, коллективное
обсуждение ролевого поведения
играющих после игры) .
Приемы
косвенного руководства.
- обогащение социального
опыта детей через все виды
деятельности (наблюдения, экскурсии,
чтение художественной литературы,
просмотр детских телепередач, беседы)
- привлечение детей
к изготовлению атрибутов и
оформлению игровых полей.
Создание условий для
развития творческой сюжетно-ролевой
игры:
- создание предметно-
игровой среды (тематические игровые
уголки, характерные для младшего
и среднего возраста – «Больница»,
«Парикмахерская», где характерным
образом расположено игровое
оборудование и игрушки, не свойственны
для старшего возраста)
- расположение разнообразного
игрового материала в прикладах
(коробки, контейнеры, ящички с условными
и реалистичными игрушками и
атрибутами,
- включение с
среду «игрушек-полуфабрикатов»
для изготовления самоделок,
- пополнение и
обогащение игровой среды в
соответствии с полученными на
занятиях знаниями.
Помощь взрослого:
- вспомнить более
подходящие для игры события,
установить их последовательность
- спланировать ход
игры, последовательность действий
- распределить роли,
согласовать замысел,
- помощь в решении
игровых задач, поддержание познавательного
интереса в игре,
- наблюдение за
игрой детей,
- направление замысла
и действий детей (совет, подсказка,
вопрос, изменение игровой среды)
- создание проблемных
ситуаций (гибкое воздействие на
замысел игры, развитие сюжета, усложнение
способов отображения действительности,
- создать игровую
ситуацию,
- индивидуальная
работа (ребенок не владеет игровыми
способами, можно использовать опыт
хорошо играющих детей.
Вывод: к шести годам дети
умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую
игру – выбрать тему, создать условия,
выполнять соответствующие игровые действия
и правила поведения. Педагог использует
в основном косвенные приемы руководства
игрой.
34.РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Режиссерские
игры являются разновидностью творческих
игр. В них, как и во всех творческих играх,
есть мнимая или воображаемая ситуация. Предметы и игрушки используются не только
в своем непосредственном значении, но
и в переносном, когда они выполняют функцию,
не закрепленную за ними общечеловеческим
опытом (диванная подушка становится бегемотом,
а пояс от маминого махрового халата -
змеей; кубики разных размеров превращаются
в учителей и детей в игре в школу). К игрушкам-заместителям
дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых
играх, что говорит о развитии воображения.
Само
название режиссерской игры указывает
на ее сходство с деятельностью режиссера
спектакля, фильма. Ребенок сам создает
сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо
тему (урок в школе, праздник в д/с), малыш
развивает ее в зависимости от того, как
понимает отображаемое событие, что считает
наиболее значимым для себя.
В
основе сценария лежит непосредственный
опыт ребенка: он отражает событие, зрителем
или участником которого был сам (выступление
артистов на площади, автодорожное происшествие,
лечение, празднование дня рождения). Нередко
сюжетом игры становятся знания, почерпнутые
ребенком из просмотренного мультфильма,
прочитанной ему книги, рассказов др. людей
(режиссерская игра в школу под влиянием
сказов старшего брата-ученика). Для этих
игр свойственны комбинирование впечатлений
из опыта ребенка с тем, что он узнал из
книг, нaблюдений, мультфильмов, причудливое
соединение реального и вымышленного.
Сюжеты режиссерских игр представляют
собой цепочки действий (кукла поет в микрофон,
др.) аккомпанирует; автомобили едут по
трассе, сталкиваются, происходит авария).
Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок
придумывает, затем исполняет, действуя
за персонажи (игрушки, предметы), или объясняет
все, что происходит.
В
режиссерской игре речь - главный компонент.
Часто звучит как «дикторский текст за
экраном». Например, разыгрывает день
рождения куклы Маши: «Маша сказала гостям
«спасибо» за подарки, гости сразу стали
садиться за стол. Маша наливает всем чаю.
Помимо описательные высказываний используются
и оценочные: «Гости хорошие, принесли
Машеньке много подарков. А волчонок был
жадный: он подарок принес, но не отдал
Маше».
В
ролевых режиссерских играх ребенок использует
речевые выразительные средства для создания
образа каждого персонажа: меняются интонация,
громкость, ритм высказываний, логические
ударения, употребление различных суффиксов
звукоподражаний. Так, изображая семейную
сценку с ребенком-капризулей, Наташа
говорит за него, за бабушку. папу. За ребенка
она говорит тоненьким голоском с требовательными
нотками: «Дайте другую кашу! Эта противная!»,
за куклу-бабушку - ласково с упрашивающим
интонациями: «Поешь, поешь, Вовочка!»,
за папу - громко, подчеркнуто медленно:
«Это что же, каша не нравится? Другую варить
никто не собирается. Быстро все съесть!»
В
режиссерской игре часто используется
много персонажей (куклы-зрители в концерте,
машинки и другие виды игрушек).
Особенностью режиссерской
игры является то, что партнеры (игрушки,
их заместители) - неодушевленные предметы, и
не имеют своих желаний, интересов, претензий.
Естественно, что такое игровое общение
для маленького ребенка легче, чем общение
со сверстниками, в котором необходимо
учитывать позицию, настроение партнеров,
искать с ними общий язык. Малыш исподволь
готовится к этому общению, овладевая
в режиссерской игре умением «видеть»
картину игры, планировать ее, исходя из
замысла, который зарождается у него в
голове раньше, чем начнет выполнять игровые
действия. Происходит то, особенно ценил
в детских играх К. Д.Ушинский: ребенок
учится распоряжаться своими силами. Овладев
режиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать
и с реальным партнером в сюжетно-ролевой
игре.