Первый год жизни
условно делится на следующие этапы: I
этап - от рождения до 2,5-3 мес.; ІІ этап -
от 2,5-3 мес. до 5-6 мес; ІІІ этап - от 5-6 мес.
до 9-10 мес; ІV этап - от 9-10 мес. до I года.
26.ВОСПИТАНИЕ
И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В раннем возрасте основными
являются 4 блока задач, на кот. стоит обратить
внимание родителям, чтобы обеспечить
ребенку полноценное гармоничное развитие:
физическое воспитание, умственное, нравственно-трудовое
и эстетическое.Физическое воспитаниеФиз.
вос-е включает в себя следующие задачи:--Закаливание
организма --Повышение иммунитета к заболеваниям;--Обеспечение
здоровья и полноценного физического
развития ребенка;--Его уравновешенное
активное поведение --Преобладание бодрого,
хорошего настроения;Предохранение нервной
системы ребенка от переутомления);Воспитание
культурно-гигиенических навыков Умственное
воспитаниеЗадачи ум. вос-я детей включает
в себя следующие:--Сенсорное развитие
(или еще говорят, развитие мелкой моторики,
а это в свою очередь, стимулирует развитие
речи: пусть ребенок на ощупь исследует
различные предметы, разные по фактуре,
давайте пробовать и на зуб, ребенок большую
часть информации получает именно осязанием;
разные игры с крупами,; бусы из разнокалиберных
пуговичек…);-- Развитие речи - Развитие
ориентировки в окружающем пространстве
(обязательно используйте предлоги в своей
речи: «возьми за игрушкой», «найди в шкафчике»,
«слева от тебя», «положи на стол» и т.д.
В этом случае хороша игра «Прятки»: вы
прячете на видном месте любимую игрушку,
а подсказываете только словами «направо»,
«налево», «ближе», «дальше»…);-- Развитие
игры и других видов деятельности (играйте
с ребенком в различные игры: подвижные,
сюжетные, дидактические… Не забывайте
и о творческих играх: аппликации, рисование,
лепка, конструирование…);-- Формирование
представлений и первичных понятий о предметах,
качествах и явлениях --Формирование
мыслительных операций (память, внимание,
мышление, воображение, умение обобщать,
сравнивать ит.д.).
Нравственно-трудовое воспитание
Нравственно-труд.вос-е ребенка
включает в себя:
--Закладка элементов морального
воспитания (уже с такого возраста
необходимо четко давать понятия
что такое «хорошо» и что
такое «плохо», рассказывать о
том, как нужно обращаться к
старшим, что маленьких надо оберегать
и защищать…);
--Воспитание положительных
взаимоотношений со взрослыми (ребенок
должен доверять родителям, если
дети задают вам вопросы –
не отмахивайтесь, отвечайте, рассказывайте,
делитесь; ребенок должен быть
уверен в вашей защите, в вашем
внимании);
--Воспитание дружеских
отношений между детьми (на прогулке
сталкиваясь с другими детками,
учите ребенка уступать, делиться,
договариваться…);
-- Ознакомление с трудом
взрослых и воспитывать уважение
к труду (рассказывайте ребенку
в доступной форме о своей
профессии, показывайте, как вы трудитесь
дома, привлекайте ребенка к оказанию
вам посильной помощи: нет ничего
сложного, если ребенок влажной
тряпочкой будет протирать вместе
с вами пыль или маленьким
веничком стараться подмести…);
--Воспитывать трудолюбие
(убирать игрушки на место и
поддерживать порядок в своих
игрушках – это тоже труд
и ребенка нужно приучать к
этому с самого раннего возраста;
сначала убирайте вместе, объясняйте
почему надо поддерживать порядок,
рассказывайте, какая игрушка на
каком месте должна стоять. Постепенно
ребенок сможет это делать
самостоятельно.).
Эстетическое воспитание
Эстет. вос-е детей включает
в себя следующие задачи:
--Обеспечить своевременное
полноценное и гармоничное развитие
ребенка;
--Фор-е эстетических чувств
(умение сопереживать, радоваться, видеть
красивое – все это надо
прививать еще в детстве);
-- Фор-е эстетических представлений
(знакомьте детей с театром, с
красивыми картинами, с художественной
литературой, показывайте различные
иллюстрации к одному и тому
же произведению…).
27.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗ.ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ.
ФИЗ. ВОСПИТАНИЕ – пед. процесс, направленный
на совершенствование форм и функций организма
человека, развитие физ. качеств, способностей,
формирование двигательных навыков и
умений, спец. знаний в области физ. культуры
и спорта.Гармоническое развитие дошкольника
предусматривает разностороннее физ.
воспитание. В дошкольном возрасте происходит
бурное развитие организма ребенка. У
него активно формируется нервная система,
костно-мышечная, совершенствуется дыхательный
аппарат. В этот период закладываются
основы хорошего здоровья и полноценного
физ. развития. Поэтому так важно правильное
осуществление физ. воспитания детей дошкольного
возраста. Детский организм остро реагирует
на незначительные отклонения от нормы
в окружающей среде, что связано с его
развитием и недостаточной функциональной
зрелость отдельных органов и систем.
Поэтому решение многих пед. задач должно
осуществляться с обязательным учетом
физ. возможностей и состояния ребенка.
Воспитание ребенка д. б. пронизано заботой
о его физ. здоровье и психол. благополучии.
Условия воспитания в д/с такие, что создается
высокий риск нарушений здоровья детей
(инфекционные, простудные заболевания).
Уже с дошкольного возраста дети страдают
дефицитом движений и незакаленностью.
Отсюда одной из главных задач детского
сада является задача охраны и укрепления
здоровья детей.
Задачи физ. воспитания в дошкольном детстве, сохраняя общую
целевую направленность, конкретизируются
с учетом анатомо-физиологических и психол.
особенностей.Оздоровительные
задачи направлены на развитие форм и функций
организма (костная система, мышечная,
сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная
системы, внутренние органы, кожа), борьбу
с заболеваниями, закаливание, повышение
сопротивляемости организма под влиянием
внешней среды.Образовательные
задачи включают формирование двигательных
навыков, привитие навыков правильной
осанки, навыков гигиены, первоначальных
знаний, связанных с физкультурными занятиями
и освоением культурно-гигиенических
навыков.Воспитательные задачи включают необходимость выработки у
детей потребности, привычки к ежедневным
занятиям физ. упражнениями, умения самостоятельно
заниматься этими упражнениями дома и
в д/у, развития нравственно-волевых качеств,
положит. черт х-ра, двигательных качеств,
способностей; содействие умственному,
трудовому, эстетическому, нравственному
воспитанию. Все эти задачи решаются комплексно,
на основе соответствующих принципов.
Основные
принципы физ. воспитания дошкольников:-Ведущая роль
воздействия среды, воспитания и обучения
в физическом развитии;Связь физического
развития с общим развитием ребенка,- Всесторонность
физического воспитания,- Эмоц.-положит.
влияние игры в системе физ. воспитания,-
Систематичность и последовательность
в работе по физическому воспитанию, Учет
индивид. особенностей детей в физ. воспитании,-
Сознательность и активность детей при
овладении движениями, гигиеническими
навыками.В процессе физ. воспитания и
обучения применяются общепед. принципы
- наглядности, доступности и т. д.
28.ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗ.
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В системе физ. воспитания работа осуществляется
при помощи разнообразных средств, воздействующих
на организм:
1) гигиенические факторы (правильный
режим, рациональное питание, гигиеническая
обстановка, формирование культурно-гигиенических
навыков).
2) естественные силы природы (для
закаливания и укрепления организма).
3) физические упражнения.
Гигиенические факторы повышают эффективность воздействия
физ. упражнений на организм. Если упражнения
проводятся в чистом, светлом помещении,
то у детей возникают положительные эмоции,
повышается работоспособность, облегчается
освоение этих упражнений и развитие физ.
качеств.
Гигиенические факторы имеют и самостоятельное
значение: они способствуют нормальной
работе всех органов и систем. Например,
доброкачественное и регулярное питание
обеспечивает своевременную доставку
всем органам необходимых питательных
веществ, содействует нормальному росту
и развитию ребенка, а также положительно
влияет на деятельность пищеварительной
системы и предупреждает ее заболевание.
Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает
работоспособность нервной системы. Правильное
освещение предупреждает возникновение
заболеваний глаз (близорукость и др.)
и создает наиболее благоприятные условия
для ориентировки детей в пространстве.
Чистота помещения, физкультурного оборудования,
инвентаря, игрушек, атрибутов, а также
одежды, обуви, тела детей служит профилактикой
заболеваний. Соблюдение режима дня приучает
детей к организованности, дисциплинированности.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность
влияния физ. упражнений на организм ребенка.
Во время занятий физ. упражнениями на
воздухе, при солнечном излучении у детей
возникают положительные эмоции, больше
поглощается кислорода, увеличивается
обмен веществ, повышаются функциональные
возможности всех органов и систем. Солнце,
воздух и вода используются для закаливания
организма, для повышения приспособляемости
организма к повышенной и пониженной температуре.
В результате упражняется терморегулирующий
аппарат и организм человека приобретает
способность своевременно реагировать
на резкие и быстрые изменения метеорологических
факторов. При этом сочетание естественных
сил природы с физ. упражнениями увеличивает
эффект закаливания. Естественные силы
природы используются и как самостоятельное
средство.
Вода применяется для очищения кожи от
загрязнения, для расширения и сужения
ее кровеносных сосудов, механического
воздействия на тело человека. Воздух
лесов, садов, парков, содержащий особые
вещества (фитонциды), способствует уничтожению
микробов, обогащает кровь кислородом.
Солнечные лучи благоприятствуют отложению
витамина С под кожей, охраняют человека
от заболеваний и т. д.
Физ. упражнения - специфическое ср-во физ. воспитания.
Физ. упражнения широко применяются в
разные периоды жизни человека. Они используются
для решения оздоровительных, образовательных
и воспитат.задач, содействуют осуществлению
умственного, нравственного, эстет. и труд.
воспитания дошкольников, а также являются
ср-вом лечения при заболеваниях.
Обязательным условием полноценного
решения задач физ. воспитания является
комплексное использование всех средств
при правильном их соотношении. Все эти ср-ва физ. воспитания
имеют свои х-ки, методы и пути осуществления
для детей разного возраста. Но все они
основаны на общих требованиях:
- во всех мероприятиях по
физ. воспитанию следует основываться
на знании анатомо-физиологических
особенностей детей дошкольного
возраста;- необходимо учитывать целостность
и единство организма ребенка, которое
проявляется в том, что всякое воздействие
на любую часть тела вызывает реакцию
всего организма. Не м. б. изолированных
реакций: центральная нервная система
объединяет все системы организма в единое
целое;- важное значение придается подвижным
играм. Они являются не только ср-вом физ.
воспитания здоровых детей, но и лечебным
и оздоровительным ср-вом для больных
и ослабленных детей. Игра формирует нравственные
качества ребенка, его характер;- необходим
индивид. подход к каждому ребенку. Для
этого следует знать не только силы и умения
ребенка, но и учитывать, что они развиваются
и формируются под воздействием воспитания.
При этом нельзя выделять детей, которым
отдельные движения даются легко и подчеркивать
недостатки др. ребенка. Следует у всех
детей воспитывать уверенность в своих
способностях.
29.ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ)Уровень состояния здоровья (физ. и психоэмоционального) детей как дошкольного,
так и школьного возраста ежегодно падает.
Это зависит от множества причин, в том
числе и от увеличения умственной нагрузки,
уменьшения возможности для двигательного
и эмоц. отдыха, низкого уровня знаний
о ЗОЖ.
Реалии современного мира (техногенные катастрофы, эколог. катаклизмы,
некачественная вода, хим. добавки в продуктах
питания, электронно-лучевое облучение
при злоупотреблении компьютерными играми
и телевизором, постоянно звучащая рок-музыка,
соц. напряженность в обществе, дискомфортные
условия для проживания во многих регионах,
быстрое истощение резервных возможностей
организма зимой, резкие перепады атмосферного
давления, температуры и т. д.) подтверждают актуальность темы ЗОЖ
в дошкольном образовании.
Поэтому в д/с и дома следует воспитывать
у ребенка:
- привычку к чистоте, аккуратности,
опрятности, порядку;
- основы культурно-гигиенических
навыков;
- элементов самоконтроля во
время разнообразной двигательной
деятельности;
- понимание того, как влияют
физ. упражнения на организм человека,
его самочувствие;
- умение правильно вести себя
в ситуациях, угрожающих жизни
и здоровью, а иногда предотвращать
их.
Все эти задачи ставят современными программами
для д/у. Дети должны научиться:
- определять свое состояние
и ощущения;
- понимать необходимость движений
в физ. развитии;
- выполнять гигиенические требования
к телу, одежде;
- использовать знания о том,
что полезно и что вредно
для организма.
Помимо общепринятых рекомендаций по
выполнению режима дня, достаточной двигательной
активности, ЗОЖ предполагает воспитание
у детей активной жизненной позиции в
отношении собственного здоровья, которая
обуславливает сам стиль жизни, адекватное
поведение в различных ситуациях, понимание
того, как эту жизнь и здоровье сохранить
в окружающей среде, полной незаметных
опасностей.
Система физкультурно-оздоровительной
работы.
Создание благоприятных условий
в помещении для игр и занятий: соблюдение правил санитарии и гигиены;
организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие
детей); - поддержание температуры воздуха в
группе 20 -22 С).
Физ. упражнения: утренняя гимнастика; физкультура; подвижные
игры; гимнастика после сна; спортивные
игры.
Выполнение режима дня. Организация рац. питания.
Закаливающие процедуры:
прогулки на свежем воздухе; водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой); босохождение;
воздушные ванны;
Активный отдых: праздники, развлечения; дни здоровья;
малая олимпиада; игры-забавы.
Организация развивающей
среды: физкультурный уголок; дидактические,
настольные игры, альбомы; таблицы, модели
на валеологическую тему.