Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу
Признаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).

Файлы: 1 файл

экзамен дошколка.docx

— 730.96 Кб (Скачать файл)

Первый год жизни условно делится на следующие этапы: I этап - от рождения до 2,5-3 мес.; ІІ этап - от 2,5-3 мес. до 5-6 мес; ІІІ этап - от 5-6 мес. до 9-10 мес; ІV этап - от 9-10 мес. до I года.

 

26.ВОСПИТАНИЕ  И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА                                                       В раннем возрасте основными являются 4 блока задач, на кот. стоит обратить внимание родителям, чтобы обеспечить ребенку полноценное гармоничное развитие: физическое воспитание, умственное, нравственно-трудовое и эстетическое.Физическое воспитаниеФиз. вос-е включает в себя следующие задачи:--Закаливание организма --Повышение иммунитета к заболеваниям;--Обеспечение здоровья и полноценного физического развития ребенка;--Его уравновешенное активное поведение --Преобладание бодрого, хорошего настроения;Предохранение нервной системы ребенка от переутомления);Воспитание культурно-гигиенических навыков Умственное воспитаниеЗадачи ум. вос-я детей включает в себя следующие:--Сенсорное развитие (или еще говорят, развитие мелкой моторики, а это в свою очередь, стимулирует развитие речи: пусть ребенок на ощупь исследует различные предметы, разные по фактуре, давайте пробовать и на зуб, ребенок большую часть информации получает именно осязанием; разные игры с крупами,; бусы из разнокалиберных пуговичек…);-- Развитие речи - Развитие ориентировки в окружающем пространстве (обязательно используйте предлоги в своей речи: «возьми за игрушкой», «найди в шкафчике», «слева от тебя», «положи на стол» и т.д. В этом случае хороша игра «Прятки»: вы прячете на видном месте любимую игрушку, а подсказываете только словами «направо», «налево», «ближе», «дальше»…);-- Развитие игры и других видов деятельности (играйте с ребенком в различные игры: подвижные, сюжетные, дидактические… Не забывайте и о творческих играх: аппликации, рисование, лепка, конструирование…);-- Формирование представлений и первичных понятий о предметах, качествах и явлениях  --Формирование мыслительных операций (память, внимание, мышление, воображение, умение обобщать, сравнивать ит.д.).

Нравственно-трудовое воспитание

Нравственно-труд.вос-е ребенка включает в себя:

--Закладка элементов морального  воспитания (уже с такого возраста  необходимо четко давать понятия  что такое «хорошо» и что  такое «плохо», рассказывать о  том, как нужно обращаться к  старшим, что маленьких надо оберегать  и защищать…);

--Воспитание положительных  взаимоотношений со взрослыми (ребенок  должен доверять родителям, если  дети задают вам вопросы –  не отмахивайтесь, отвечайте, рассказывайте, делитесь; ребенок должен быть  уверен в вашей защите, в вашем  внимании);

--Воспитание дружеских  отношений между детьми (на прогулке  сталкиваясь с другими детками, учите ребенка уступать, делиться, договариваться…);

-- Ознакомление с трудом  взрослых и воспитывать уважение  к труду (рассказывайте ребенку  в доступной форме о своей  профессии, показывайте, как вы трудитесь  дома, привлекайте ребенка к оказанию  вам посильной помощи: нет ничего  сложного, если ребенок влажной  тряпочкой будет протирать вместе  с вами пыль или маленьким  веничком стараться подмести…);

--Воспитывать трудолюбие (убирать игрушки на место и  поддерживать порядок в своих  игрушках – это тоже труд  и ребенка нужно приучать к  этому с самого раннего возраста; сначала убирайте вместе, объясняйте  почему надо поддерживать порядок, рассказывайте, какая игрушка на  каком месте должна стоять. Постепенно  ребенок сможет это делать  самостоятельно.).

Эстетическое воспитание

Эстет. вос-е детей включает в себя следующие задачи:

--Обеспечить своевременное  полноценное и гармоничное развитие  ребенка;

--Фор-е эстетических чувств (умение сопереживать, радоваться, видеть  красивое – все это надо  прививать еще в детстве);

-- Фор-е эстетических представлений (знакомьте детей с театром, с  красивыми картинами, с художественной  литературой, показывайте различные  иллюстрации к одному и тому  же произведению…).

27.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗ.ВОСПИТАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ.

ФИЗ. ВОСПИТАНИЕ – пед. процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физ. качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений, спец. знаний в области физ. культуры и спорта.Гармоническое развитие дошкольника предусматривает разностороннее физ. воспитание. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная система, костно-мышечная, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физ. развития. Поэтому так важно правильное осуществление физ. воспитания детей дошкольного возраста. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелость отдельных органов и систем. Поэтому решение многих пед. задач должно осуществляться с обязательным учетом физ. возможностей и состояния ребенка. Воспитание ребенка д. б. пронизано заботой о его физ. здоровье и психол. благополучии. Условия воспитания в д/с такие, что создается высокий риск нарушений здоровья детей (инфекционные, простудные заболевания). Уже с дошкольного возраста дети страдают дефицитом движений и незакаленностью. Отсюда одной из главных задач детского сада является задача охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи физ. воспитания в дошкольном детстве, сохраняя общую целевую направленность, конкретизируются с учетом анатомо-физиологических и психол. особенностей.Оздоровительные задачи направлены на развитие форм и функций организма (костная система, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная системы, внутренние органы, кожа), борьбу с заболеваниями, закаливание, повышение сопротивляемости организма под влиянием внешней среды.Образовательные задачи включают формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, первоначальных знаний, связанных с физкультурными занятиями и освоением культурно-гигиенических навыков.Воспитательные задачи включают необходимость выработки у детей потребности, привычки к ежедневным занятиям физ. упражнениями, умения самостоятельно заниматься этими упражнениями дома и в д/у, развития нравственно-волевых качеств, положит. черт х-ра, двигательных качеств, способностей; содействие умственному, трудовому, эстетическому, нравственному воспитанию. Все эти задачи решаются комплексно, на основе соответствующих принципов.

Основные принципы физ. воспитания дошкольников:-Ведущая роль воздействия среды, воспитания и обучения в физическом развитии;Связь физического развития с общим развитием ребенка,- Всесторонность физического воспитания,- Эмоц.-положит. влияние игры в системе физ. воспитания,- Систематичность и последовательность в работе по физическому воспитанию, Учет индивид. особенностей детей в физ. воспитании,- Сознательность и активность детей при овладении движениями, гигиеническими навыками.В процессе физ. воспитания и обучения применяются общепед. принципы - наглядности, доступности и т. д.

28.ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗ. ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В системе физ. воспитания работа осуществляется при помощи разнообразных средств, воздействующих на организм:

1) гигиенические факторы (правильный  режим, рациональное питание, гигиеническая  обстановка, формирование культурно-гигиенических  навыков).

2) естественные силы природы (для  закаливания и укрепления организма).

3) физические упражнения.

Гигиенические факторы повышают эффективность воздействия физ. упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение этих упражнений и развитие физ. качеств.

Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве.

Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физ. упражнений на организм ребенка. Во время занятий физ. упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется терморегулирующий аппарат и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физ. упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство.

Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний и т. д.

Физ. упражнения - специфическое ср-во физ. воспитания. Физ. упражнения широко применяются в разные периоды жизни человека. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитат.задач, содействуют осуществлению умственного, нравственного, эстет. и труд. воспитания дошкольников, а также являются ср-вом лечения при заболеваниях.

Обязательным условием полноценного решения задач физ. воспитания является комплексное использование всех средств при правильном их соотношении. Все эти ср-ва физ. воспитания имеют свои х-ки, методы и пути осуществления для детей разного возраста. Но все они основаны на общих требованиях:

- во всех мероприятиях по  физ. воспитанию следует основываться  на знании анатомо-физиологических  особенностей детей дошкольного  возраста;- необходимо учитывать целостность и единство организма ребенка, которое проявляется в том, что всякое воздействие на любую часть тела вызывает реакцию всего организма. Не м. б. изолированных реакций: центральная нервная система объединяет все системы организма в единое целое;- важное значение придается подвижным играм. Они являются не только ср-вом физ. воспитания здоровых детей, но и лечебным и оздоровительным ср-вом для больных и ослабленных детей. Игра формирует нравственные качества ребенка, его характер;- необходим индивид. подход к каждому ребенку. Для этого следует знать не только силы и умения ребенка, но и учитывать, что они развиваются и формируются под воздействием воспитания. При этом нельзя выделять детей, которым отдельные движения даются легко и подчеркивать недостатки др. ребенка. Следует у всех детей воспитывать уверенность в своих способностях.                                                                                                                            29.ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ)Уровень состояния здоровья (физ. и психоэмоционального) детей как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможности для двигательного и эмоц. отдыха, низкого уровня знаний о ЗОЖ.

Реалии современного мира (техногенные катастрофы, эколог. катаклизмы, некачественная вода, хим. добавки в продуктах питания, электронно-лучевое облучение при злоупотреблении компьютерными играми и телевизором, постоянно звучащая рок-музыка, соц. напряженность в обществе, дискомфортные условия для проживания во многих регионах, быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры и т. д.) подтверждают актуальность темы ЗОЖ в дошкольном образовании.

Поэтому в д/с и дома следует воспитывать у ребенка:

- привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;

- основы культурно-гигиенических  навыков;

- элементов самоконтроля во  время разнообразной двигательной  деятельности;

- понимание того, как влияют  физ. упражнения на организм человека, его самочувствие;

- умение правильно вести себя  в ситуациях, угрожающих жизни  и здоровью, а иногда предотвращать  их.

Все эти задачи ставят современными программами для д/у. Дети должны научиться:

- определять свое состояние  и ощущения;

- понимать необходимость движений  в физ. развитии;

- выполнять гигиенические требования  к телу, одежде;

- использовать знания о том, что полезно и что вредно  для организма.

Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, ЗОЖ предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, которая обуславливает сам стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей.

Система физкультурно-оздоровительной работы.

Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий: соблюдение правил санитарии и гигиены; организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей); - поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С).

Физ. упражнения: утренняя гимнастика; физкультура; подвижные игры; гимнастика после сна; спортивные игры.

Выполнение режима дня. Организация рац. питания.

Закаливающие процедуры: прогулки на свежем воздухе; водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой); босохождение; воздушные ванны;

Активный отдых: праздники, развлечения;  дни здоровья; малая олимпиада; игры-забавы.

Организация развивающей среды: физкультурный уголок;  дидактические, настольные игры, альбомы; таблицы, модели на валеологическую тему.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"