Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:48, шпаргалка
Описание работы
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу Признаки науки 1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).
Главная цель трудового
воспитания дошкольников — это формирование
личности ребенка, а также правильного
отношения к трудовой деятельности. Труд
развивает у дошкольника сообразительность,
наблюдательность, внимание, сосредоточенность,
память, а также укрепляет его физические
силы и здоровье.
42.ВИДЫ
ТРУДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Самообслуживание - это постоянная
забота о чистоте тела, о порядке в костюме,
готовность сделать для этого все необходимое
без требования извне, из внутренней потребности
соблюдать гигиенические правила.
Специфика: перед
ребенком всегда ставится конкретная
цель, достижение которой понятно ребенку
и жизненно необходимо для него; результат,
которого он достигает, нагляден и открывает
ему известные перспективы дальнейшей
деятельности
Значение:
– Трудовое воспитание
дошкольников начинается с этого вида
труда;
– Приучает детей
к самостоятельности, к преодолению трудностей,
вооружает навыками;
– Очевидна его
жизненная необходимость, направленная
на удовлетворение повседневных личных
потребностей ребенка;
– Приучает к систематическому
труду; дети начинают понимать, что все
имеют трудовые обязанности, связанные
с их повседневными жизненными потребностями;
воспитывается отрицательное отношение
к безделью и лени;
– Дети впервые
устанавливают известные отношения с
окружающими людьми, осознают свои обязанности
по отношению к ним; узнают цену заботам
о себе и приобретают умение действенно
заботиться о своих близких;
– Дополняет внутреннюю
культуру ребенка: он стремится быть полезным,
не обременять окружающих, помогает им
обходиться своими силами в большом и
малом; всегда требует определенных физических
и умственных усилий, которые тем заметнее
выступают в деятельности ребенка, чем
он младше и чем менее он владеет навыками
самостоятельного одевания, умывания,
еды.
Содержание:
В младших группах
учат детей самостоятельно и аккуратно
есть, правильно держать ложку, не проливать
еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно
одеваться и раздеваться, умываться, правильно
пользоваться полотенцем, садиться за
стол только с чистыми руками;
Дети средней группы
могут проявлять большую самостоятельность
в умывании, одевании, еде, перед ними ставится
задача оказания взаимопомощи при одевании,
оказания помощи малышам в одевании, уборке
игрушек, воспитатель все больше обращается
к сознанию детей;
В старшем дошкольном
возрасте большое значение придается
длительным обязанностям по самообслуживанию,
продолжают приучать бережно относиться
к вещам: чистить одежду, обувь, чинить
игрушки, книги, включают в обучение детей
более младших групп элементарным умениям.
Методы:
Показ каждого трудового
действия и его последовательности подробное
объяснение, общее напоминание, проверка
и оценка, самооценка, поощрение, наблюдение
за поведением окружающих взрослых, рассматривание
иллюстраций к книгам, чтение художественных
произведений, просмотры кукольных спектаклей
и др.
Хозяйственно-бытовой
труд - поддержание чистоты
и порядка в помещении (групповой, раздевальной,
умывальной и спальной комнатах) и на участке,
помощь взрослым при организация режимных
процессов.
Труд
в природе (уход за растениями
и животными).
Ручной
труд (изготовление материалов
для игр).
43. ФОРМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ.
Выбор той или иной
формы организации трудовой деятельности
детей зависит прежде всего от:
1) возрастных
и психофизиологических возможностей
детей;
2) уровня трудового
опыта детей;
3) конкретных
воспитательных задач, которые ставит
воспитатель, организовывающий трудовую
деятельность;
4) содержания
труда.
Трудовое поручение - возложение на
ребенка конкретного задания, которое
он должен выполнить один или с кем-либо
из своих сверстников. Поручить - значит
обязать ребенка выполнить какую-то работу,
связанную как с самообслуживанием, так
и с трудом для коллектива.
Особенности: они всегда исходят
от взрослого, в них заключена четкая направленность
на получение результата, конкретно определена
задача; это наиболее простая форма организации
трудовой деятельности дошкольников;
особое воспитательное значение имеют
в работе с детьми младшего дошкольного
возраста, дают возможность воспитателю
разграничить игру и труд; в них заключается
элемент требования, с помощью которого
малыш приучается действовать целенаправленно,
осознавать, что он выполняет задание
взрослого; помогает воспитателю осуществлять
контроль за правильностью работы, наличием
трудовых умений и навыков, отношением
ребенка к порученному делу, умением доводить
работу до конца, предоставляют широкие
возможности для индивидуальной работы
с детьми, дают возможность воспитателям
повседневно, систематически приобщать
детей к посильному труду, создают в группе
деловую атмосферу. Поручения многообразны
по трудности (простые, сложные), характеру
выполнения (индивидуальные или совместные),
времени исполнения (кратковременные,
эпизодические, длительные).
Содержание: поручения детям
младших групп носят преимущественно
индивидуальный характер: по просьбе воспитателя
поставить в шкаф забытую обувь, поднять
оброненную вещь, положить на место, помочь
вынести на участок игрушки, собрать их
перед уходом с прогулки, раздать карандаши
для рисования, смести с лавочки песок
и т. д.
В средней группе
детям дают поручения полить комнатные
растения, правильно расставить по местам
мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить
на место, покормить рыбок, раздать доски
для занятия лепкой, подмести веранду,
поправить одежду в шкафах, закрыть их,
вытереть полочку от пыли и др.; в старших
группах воспитатель привлекает детей
к выполнению самых разнообразных поручений,
не входящих в обязанности дежурных, особое
место занимают поручения - задания, результат
которых отсрочен во времени (посеять,
посадить, постирать кукольное белье,
принести из дома открытку, картинку определенного
содержания и др.), даются поручения общественного
характера (помочь детям младших групп,
сотрудникам детского сада)
Дежурства - такая форма организации
труда детей, в которой дежурные всегда
выполняют работу, имеющую общественную
значимость, необходимую для коллектива.
Особенности: это более сложная
по сравнению с поручениями форма организации
труда детей, требующая большей самостоятельности;
дежурные ставятся в условия обязательности
выполнения дела, не могут отказаться
от него, заняться в это время другой, более
интересной для него работой или переключиться
на игру; дают возможность формировать
у детей желание потрудиться ради других,
проявлять заботливое отношение к своим
товарищам, к животным и растениям, воспитывать
умение помогать взрослому, замечать,
в чем необходима помощь.
В практике работы
дошкольных учреждений используется несколько
видов дежурств, которые вводятся постепенно:
дежурства по столовой (2-ая мл. группа),
дежурства по подготовке к занятиям (средняя
группа), дежурства по уголку природы (старшая
группа).
Содержание труда
дежурных при переходе от одной группы
к другой усложняется. Это отражается
в программах воспитания в детском саду.
Коллективный труд - общая трудовая
деятельность, объединяющая сразу всех
детей группы (уборка групповой комнаты
или участка, разбивка огорода, цветника,
сбор овощей или фруктов, оформление зала
или групповой комнаты к празднику).
Условия:
1. Объединять
всех детей можно только после
того, как они приобретут необходимый
опыт работы в небольшом коллективе.
2. Организуя коллективный
труд детей всей группы, целесообразно
делить их на несколько звеньев
(до 4-х), каждому из которых предлагается
какое-либо общее задание.
3. Содержание
общей работы включаются только
те виды труда, навыками которых
дети владеют достаточно хорошо,
4. Трудом должны
быть охвачены все дети.
Способы объединения
детей в труде:
Труд
рядом - используется,
начиная с младшей группы; в работе каждый
независим, это дает возможность ребенку
действовать в индивидуальном темпе, а
воспитателю - учесть его возможности,
установить контакт с каждым ребенком;
успешно решаются задачи формирования
необходимых навыков, устойчивого внимания
к делу, умение доводить его до конца;
Общий
труд - один из видов
собственно коллективного труда, в котором
дети объединяются общим заданием и обобщением
результатов работы всех участников;
Совместный
труд выделяет этапы
в труде (труд по конвейеру, чтобы не ждать).
44.ВОСПИТАНИЕ
И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. Общение - это способ взаимодействия
людей, обусловленный социально-экономическими
и культурными отношениями в обществе.
Общение со сверстниками играет
важную роль в психическом развитии дошкольника
Оно является необходимым условием формирования
у него общественных качеств, проявления
и развития элементов коллективистских
отношений в группе дошкольного заведения.На
протяжении дошкольного детства развиваются
и сменяют друг друга эмоционально-практическая,
ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая,
внеситуативно-личностная формы общения
дошкольника со сверстниками.Каждая форма
общения по-своему влияет на психическое
развитие детей: эмоционально-практическая
побуждает их к выявлению инициативы,
расширяет спектр эмоциональных переживаний;
ситуативно-деловая способствует развитию
в личности, самосознания, любознательности,
смелости, оптимизма, творчества; внеситуативно-деловая
и внеситуативно-личностная формируют
умение видеть в партнере самоценное личность,
учитывать его мысли и переживания. Каждая
из них помогает ребенку конкретизировать,
уточнить, углубить представление о самом
себе.
Для каждого участника взаимодействия
мотивом общения служит другой человек,
его партнер по общению. В случае коммуникации
с взрослым мотивом общения, побуждающим
ребенка обратиться к взрослому, совершив
инициативный акт общения, или ответить
ему, совершив реактивное действие, является
сам взрослый человек. При коммуникациях
со сверстником мотивом общения является
другой ребенок.
Факторы, побуждающие ребенка
вступать в общение со взрослыми, связаны
с тремя его главными потребностями:
1) потребностью во впечатлениях;
2) потребностью в активной
деятельности;
3) потребностью в признании
и поддержке.
На протяжении первых семи лет
активность, проявляемая детьми, достигает
высокого уровня развития и по своей форме,
и по содержанию. Но для достижения максимальной
эффективности детям всегда требуется
участие и помощь взрослого. Это приводит
к тому, что в деятельности детей появляется
взаимодействие со взрослым, а среди разных
видов взаимодействия постоянное место
устойчиво занимает тот его вид, который
мы называем общением. Так, потребность
детей в активной деятельности становится
источником побуждений для обращения
ко взрослому и порождает особую группу
мотивов общения, которые мы назвали деловыми,
подчеркнув тем самым основную роль того
дела, которым занят ребенок, и служебную,
подчиненную роль общения, в которое ребенок
вступает с целью скорейшего достижения
некоторого практического результата
(предметного или игрового). Согласно развиваемым
представлениям, деловым мотивом общения
является взрослый в своем особом качестве
- как партнер по совместной практической
деятельности, помощник и образец правильных
действий.
Потребность детей в признании
и поддержке подчеркивается многими исследователями.
При ближайшем рассмотрении оказывается,
что потребность детей в признании и поддержке
- это их стремление к общению, потому что
только в результате этой деятельности
они могут получить от окружающих оценку
своей личности и реализовать стремление
к общности с другими людьми.
Это общение не составляет «служебную»
часть более широкой деятельности ребенка
- познавательной или продуктивной, а обособлено
от остальных видов взаимодействия и замыкается
на себе. Характерной особенностью описываемого
рода общения следует признать его сосредоточенность
на личности людей - на личности самого
ребенка, который ищет поддержки; на личности
взрослого, который выступает как носитель
правил нравственного поведения, и других
людей, познание которых служит, в конечном
счете, делу самопознания детей и познания
ими социального мира. Поэтому мы и назвали
мотивы третьей группы личностными. В
отличие от познавательных и деловых мотивов
общения, которые играют служебную роль
и опосредствуют более далекие, конечные
мотивы, рождающиеся из потребностей во
впечатлениях и в активной деятельности,
личностные мотивы получают в деятельности
общения свое конечное удовлетворение.
В качестве этого последнего мотива перед
ребенком предстает взрослый человек
как особая личность, как член общества,
представитель определенной его группы.
Описанные группы мотивов, перечисленные
выше, были выделены применительно к контактам
ребенка со взрослыми. Можно предполагать,
что при общении сверстников перечисленные
мотивы тоже имеют значение, хотя, по-видимому,
отличаются некоторым своеобразием. Так,
некоторые работы заставляют думать, что
маленькие дети, общаясь с ровесниками,
мало видят их самих, но зато очень пристально
всматриваются в свое собственное отражение
в их «зеркале». Л.Н. Галигузова (1980) установила,
например, что дети раннего возраста нередко
не могут узнать среди трех товарищей
того, с кем 15 раз (!) перед этим встречались
наедине и подолгу играли. Даже дошкольники
после 3-5 совместных занятий не всегда
могут сказать, как зовут их друга; почти
никогда не расспрашивают ровесников
об их жизни (Р.А. Смирнова, 1981). Если ребенок
этого возраста встречается со взрослым,
то личный интерес к нему оказывается
неизмеримо более глубоким.
45. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО- ПОЗНОВАТЕЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Интеллектуально-позновательное
воспитание - целенаправленная
деятельность воспитателей по развитию
умственных сил и мышления ребенка, по
формированию у него системы умственных
действий и познавательных способностей.
Цель умственного
воспитания дошкольников нельзя понимать
упрощенно - как то, чтобы дать детям как
можно больше знаний об окружающем, значительно
более важно выработать у них общие способы
познавательной деятельности (умение
анализировать, сравнивать, обобщать),
развивать речь, формировать потребность
получать новые знания, овладевать умением
мыслить.
Методологической
основой умственного воспитания является
философская теория познания, которая
гласит, что путь познания реального мира
осуществляется таким образом: "от живого
созерцания к абстрактному мышлению и
от него к практике - таков диалектический
путь познания объективной реальности".
Первая ступень
познания - живое созерцание,
в процессе которого осуществляется непосредственное
чувственное восприятие предметов и явлений
при помощи ощущений и восприятий.
Вторая и высшая
ступень познания - абстрактное мышление.
Чувственное восприятие постоянно обогащает
мышление конкретными, реальными, "живыми"
образами, фактами, а абстрактное мышление
на основе этих фактов дает возможность
проникнуть в такие свойства и отношения
вещей, которые недоступны живому созерцанию.
Решающую роль в
познании объективной реальности открывает практика. Она
доказывает силу, мощь, истинность человеческого
познания. В игровой, трудовой, учебной
деятельности детей проверяется истинность
полученных знаний. Практика - не только
критерий истины, но и источник познания.
Через игру, труд дети легко и незаметно
осваивают большое количество знаний,
умений и навыков.