Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 21:35, шпаргалка
Педагогическая психология как отрасль знания
В XIX в. Павел Блонский, занимавшийся детской психологией, проблемами развития памяти и мышления, так определял педагогическую психологию: "Педагогическая психология - та ветвь прикладной психологии, которая занимается приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения".
По С.Л. Рубинштейну, предполагает не столько наименование его компонентов и их количество, сколько понимание того, что все входящие в условие процессы -- восприятие, запоминание, мышление «формируются в самом ходе обучения». Они находятся в двустороннем процессе обучения, где взаимосвязаны и взаимообусловлены учитель--ученик и учебный материал. Это, по С.Л. Рубинштейну, первый и основной принцип правильной трактовки самих этих процессов в учебной деятельности и усвоения в целом.
Согласно С.Л. Рубинштейну, выделяются следующие стадии процесса усвоения: «...первичное ознакомление с материалам, или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом -- в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике». Каждая из этих стадий связана с другой и обусловлена характером взаимодействия учителя -- ученика. Каждая из них определяет конечный эффект усвоения. Начальный этап ознакомления с учебным материалом, или «первая встреча» с ним, имеет большое значение для всего процесса усвоения.
Осмысление -- это второй этап. Он, входя в первый, является основой третьего этапа -- запоминания. Запоминание учебного материала есть, по С. Л. Рубинштейну, не только постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Главное, что все время должно осуществляться не только «повторительное», но и свободное воспроизведение учебного материала. Четвертый этап усвоения -- применение на практике -- есть не только результат учения, но и способ овладения знаниями, их закрепления, формирования прочных навыков. На этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие, практические, цели.
Специфика организации обучения и воспитания в целях психического развития дошкольника, младшего школьника, подростка, юноши, взрослого .
13. Специфика организации обучения и воспитания в целях психического развития дошкольника, младшего школьника, подростка, юноши, взрослого
В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения. Основой интеллектуального развития ребенка до школы считалось совершенствование сенсорной культуры, развитие речи, расширение его кругозора и накопление знаний о явлениях природы и общественной жизни. При этом неоднократно подчеркивалось, что вооружение знаниями детей дошкольного возраста является одним из условий развития психических процессов и различных видов деятельности. Тем самым предполагалось делать акцент на приоритете знаниевого компонента в общем развитии ребенка и процессе его целенаправленного обучения.
Один из важных моментов воспитания детей младшего школьного возраста заключается в постепенном увеличении самостоятельности ребенка, что позволяет школьнику почувствовать себя в новой роли и осознать свою значимость наравне со взрослыми. Одновременно воспитание младших школьников должно базироваться на постоянной поддержке со стороны родителей и учителей.
Как и в дошкольном возрасте, в период обучения в начальной школе у детей интенсивно развиваются познавательные интересы. Задача педагога в воспитании младших школьников — максимально поддержать в них стремление к получению знаний с помощью системы поощрений и оценок. Злоупотребление порицанием и наказаниями в воспитании учащихся чаще всего приводит не к установлению дисциплины в классе, а к утрате школьниками интереса к процессу обучения.
В начальной школе у детей начинается формирование склонностей к определенным видам деятельности и дисциплинам. Поэтому воспитание младших школьников должно быть направлено не столько на углубленное изучение отдельных предметов, сколько на получение разносторонних знаний в естественных и гуманитарных дисциплинах и искусстве. Не менее важно физическое воспитание школьников. Занятия спортом призваны компенсировать последствия пассивного образа жизни в городе, а кроме того, научить детей преодолевать свою лень, слабость, инертность, что в конечном счете развивает самодисциплину.
Как уже отмечалось, успех учебно-воспитательной
работы со школьниками зависит от знания
и учета их возрастных психологических
особенностей. Это положение в еще большей степени относится
к подростковому возрасту (от 10—11 до 15
лет), который считают переломным. Подростковый
возраст (иногда его называют переходным,
потому что в течение этого периода происходит
своеобразный переход от детского к взрослому
состоянию) связан с перестройкой психических
процессов, деятельности личности школьника
и поэтому требует решительных (хотя и
постепенных) изменений в формах взаимоотношений,
организации деятельности, руководства
со стороны взрослых, в частности учителей.
Подростковый возраст считается более
трудным для обучения и воспитания, чем
младший и старший возрасты. По-видимому,
сам процесс превращения ребенка во взрослого
труден, так как связан с серьезной перестройкой
психики и ломкой старых, сложившихся
форм отношений с людьми, изменением условий
жизни и деятельностиСоветская психология
установила, что движущими силами психического
развития в этом возрасте является возникновение
и преодоление диалектических противоречий
между порождаемыми деятельностью подростков
новыми потребностями и возможностью
их удовлетворения; между возросшими физическими,
интеллектуальными и нравственными возможностями
подростка и старыми, сложившимися ранее
формами его взаимоотношений с окружающими,
старыми видами и уровнями его деятельности;
между растущими требованиями к подростку
со стороны общества, взрослых, коллектива
и наличными формами поведения,подростка.
Разрешаются эти противоречия путем формирования
более высокого уровня психического развития,
более сложных форм и видов деятельности,
ряда новых психологических качеств личности.
В результате осуществляется переход
подростка на более высокую ступень психического
развития.
Итак, чтобы найти правильные приемы и
средства обучения и воспитания подростков,
надо хорошо знать своеобразие подросткового
возраста, особенности физического и психического
развития..
Старший школьный возраст
– это период ранней юности, характеризующийся
наступлением физической и психической
зрелости. Старшие школьники осознают,
что в учении знание фактов и примеров
ценно лишь как материал для размышлений,
для теоретических обобщений. Вот почему
в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая
деятельность, стремление к сравнениям,
а присущая подросткам категоричность
суждений уступает место гипотетическим
предположениям, необходимости понять
диалектическую сущность изучаемых явлений,
видеть их противоречивость, а также те
взаимосвязи, которые существуют между
количественными и качественными изменениями.
Но все эти особенности мышления и познавательной
деятельности формируются под определяющим
влиянием обучения. Если же учителя не
проявляют должной заботы о развитии мыслительных
способностей, то у некоторых старшеклассников
может сохраняться тенденция к полумеханическому
за-поминанию изучаемого материала.
В старшем школьном возрасте большинство
учащихся имеет устойчивые познавательные
интересы. Особенно это относится к хорошо
успевающим школьникам. Исследования
показывают, что наиболее распространенным
является интерес к изучению предметов
естественного цикла: математики, физики,
экономики, информатики. В этом сказывается
понимание их роли и значения в научно-техническом
прогрессе. По этой причине отдельные
старшеклассники меньше внимания уделяют
изучению гуманитарных предметов. Все
это требует от учителей не только повышения
качества преподавания этих предметов,
но и содержательной внеклассной работы
с тем, чтобы возбуждать и поддерживать
интерес юношей и девушек к изучению литературы,
истории и других гуманитарных предметов
На более высокий уровень поднимается
у старших школьников развитие чувств
и волевых процессов. В частности, усиливаются
и становятся более осознанными чувства,
связанные с общественно-политическими
событиями.
Общественные переживания и чувства оказывают
сильное воздействие на нравственное
формирование старшеклассников. Именно
в этом возрасте на основе моральных знаний
и жизненного опыта вырабатываются определенные
нравственные взгляды и убеждения, которыми
руководствуются юноши и девушки в своем
поведении. Вот почему так важно, чтобы
в школе содержательно осуществлялось
гражданское и моральное воспитание, проводились
дискуссии, а учащиеся систематически
вовлекались в общественную работу. Исследования
показывают, что слабая постановка гражданского
и морального воспитания оборачивается
существенными издержками в развитии
старшеклассников. Отдельные из них могут
проявлять общественную пассивность,
вовлекаться в различные внешкольные
объединения с негативной направленностью.
обучение взрослых: взрослому человеку, который
обучается, — обучающемуся (а не обучаемому)
принадлежит ведущая роль в процессе обучения;
Будучи познавательной, учебная деятельность так или иначе направлена на генезис центрального звена субъекта какой-либо деятельности, т.е. является подкомпонентом соответствующего подготовительного компонента этой деятельности.
Подготовительный характер учебной деятельности (учения) можно считать общепризнанным в психологии, хотя и имеются тенденции пересмотреть эту позицию. В концепции так называемого инновационного обучения эта деятельность предстает как "полиморфная, преобразующая", включающая в себя и игру, и труд, и творчество. Совершенствование образовательной системы предполагает поиск эффективных методов и организационных форм обучения, обеспечивающих комплексное решение главных задач - освоения учащимися общественного опыта, развития их личности и творческого потенциала.
Вместе с тем фундаментальное направление психолого-педагогических исследований должно быть прежде всего нацелено на
выявление наиболее характерного, принципиального соотношения учебной деятельности с прочими видами деятельности.
Однако и другие деятельности могут обеспечивать познавательный результат, вносящий вклад в решение той же задачи, например исследование, игра, труд или такое усвоение, которое протекает вне специально организованных условий, а также деятельность стихийного общения.
Поэтому следующий вопрос связан с выявлением отличительных особенностей учебной деятельности в ее сравнении с другими деятельностями, рассматриваемыми в аспекте познавательного эффекта.
Приобретение опыта в качестве стабильно получаемого побочного продукта происходит в труде, игре, стихийном общении, а также преднамеренном познании другого опыта. Так, в труде совершенствуется умение выполнять соответствующую деятельность, упрочиваются знания, используемые в ней. Естественно, трудовая деятельность имеет своей целью получить некий "деловой" продукт, хотя и необязательно вещественный. Игра, даже если она организуется для того, чтобы ребенок что-то усвоил, самим ребенком осуществляется ради чего-то другого. Вместе с тем в ней достигается приобретение ребенком тех или иных знаний и умений; при этом опыт получается также стабильно, в каждом цикле этой деятельности, в частности, осуществляется умственное развитие. В качестве стабильного побочного продукта получение опыта может происходить и в деятельности стихийного общения, а также в ходе преднамеренного приобретения какого-либо другого опыта (например, совершенствование учащимся умения учиться в ходе учебной деятельности).
В этих же видах деятельности опыт может приобретаться и в качестве случайного побочного продукта. Стихийное общение и преднамеренное познание другого опыта также могут сопровождаться подобными незапланированными и случайными открытиями новых истин или способов выполнения каких-либо действий.
Рассмотрим сначала деятельности, в которых приобретение опыта производится без осознанной цели. Можно выделить три типа: дидактические игры, стихийное общение и некоторые другие деятельности. Они характеризуются тем, что, хотя субъект приобретения опыта не ставит перед собой цель - овладеть данным опытом, он его закономерно и стабильно получает в конце процесса.
Помимо дидактической игры и стихийного общения, приобретение опыта в качестве прямого продукта, но без сознательной цели достигается в свободном наблюдении, при чтении художественной литературы, просмотре кинофильмов, спектаклей.
Что касается дидактической игры, то есть два ее вида: игры, в которых ребенок усваивает опыт, и игры, в которых он самостоятельно открывает для себя какие-либо закономерности. Строго говоря, поскольку открытие планируется обучающим, а получаемый опыт является новым только для играющего субъекта, а не для общества, этот вариант также следует рассматривать как усвоение, имеющее некоторую специфику в своей процедуре, - именно поэтому игра и в этом случае остается дидактической.
В свою очередь, усвоение
также предполагает два случая:
когда опыт дан в готовом
виде, но субъект усвоения должен
самостоятельно подготовить
Этот последний случай заслуживает особого внимания, поскольку отражает существенные черты явления, имеющего место в любом человеческом обществе и заключающегося в передаче старшим поколением младшему опыта, которым располагает общество.
Этот вид деятельности и есть учебная деятельность. Вместе с тем и самообучение, которое никогда не бывает полным (поскольку в нем имеются компоненты, выполняемые другими людьми), также может рассматриваться как вариант учебной деятельности, хотя и не основной.
Собственно учебная деятельность также может выполняться в различных вариантах, которые можно объединить в две группы: когда учащийся обладает полноценным умением учиться и реализует собственно познавательный процесс без посторонней помощи и внешних материальных носителей его алгоритма, и - противоположный случай - когда обучающий по ходу усвоения подсказывает, какие познавательные действия он должен выполнять в данный момент.
Процесс Социализации. можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов С. рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и др. коллективы. Особая роль в Социализации. индивида отводится развитию и умножению его контактов с др. людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Посредством этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе Социализации. человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы др. людей. (Е. З. Басина.)
На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются основные компоненты структуры УД (у дошкольников имеются только их предпосылки). В младшем школьном возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками УД способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста. Уже в 1-м классе в содержание УД необходимо вводить элементарные теоретические знания - понятия числа и слова, отсутствовавшие в опыте дошкольной жизни детей, а также понятие композиции, важное для последующего овладения детьми основами изобразительного искусства. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развёрнутой УД у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты