Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 00:37, реферат
Основной закон об образовании в Германии предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям. При этом цель политики в области образования заключается в том, чтобы оказать оптимальную поддержку каждому человеку и дать ему возможность получить квалифицированную подготовку, отвечающую его интересам и потребностям. Каждый гражданин Германии в течение всей жизни имеет возможность получить общее, высшее и профессиональное образование.
Система образования Германии
Система образования в Германии малым отличается от европейских систем. Состоит она из 4 этапов. Это — дошкольное, начальное, среднее и высшее образование.
Обязательное образование распространяется на детей в возрасте от 6 до 19 лет, соответственно продолжительность обучения в школе рассчитана в общей сложности на 13 лет. По истечении этого срока, при условии успешной сдачи экзаменов, ученик получает аттестат о полном среднем образовании, дающий ему право на поступление в высшее учебное заведение. Каждая школа в Германии подчиняется правительству своей земли. Поэтому программы, правила и даже длительность обучения в разных областях страны различаются.
Дошкольное образование
Дошкольное образование в Германии не является обязательным, поэтому так слабо развито. В основном детские сады находятся в частной собственности. В детских садах обучаются дети от 3 до 5 лет.
Начальное образование — Grundschule.
В начальной школе обучаются дети от 6 до 10-12 лет (возрастной лимит определяется в каждой земле по-разному). Обучение в начальной школе комплексное. Это значит, что общие базовые предметы преподаются в комплексе в рамках одного предмета. По окончании начальной школы учащиеся зачисляются в среднюю школу.
Среднее образование — Sekundastufe.
Учреждения среднего образования в Германии подразделяются на 4 типа: это гимназия, реальная школа, основная школа и объединенная школа. Каждый тип школы дает ученику различные знания и возможности после ее окончания.
1. Гимназия. Gymnasium.
Гимназии являются самими престижным типом учреждения среднего образования. Для того, что бы учащийся мог поступить в гимназию, ему необходимы рекомендации учителей начальной школы. Программа гимназии рассчитана на 9 лет, длиться с 5 по 13 класс. После 12 класса учащиеся получают диплом Fachhochschulreife, дающий право на поступление в технический институт (Fachhochschul), а после 13 класса сдается государственный экзамен и учащимся выдается аттестат о полном среднем образовании. Только после гимназии ученики могут поступать в ВУЗы страны.
2. Реальная школа. Realschule.
Обучение в реальной школе продолжается 6 лет, с 5 по 10 класс. Программа реальной школы узко направлена на получение какой-либо специальности, все предметы здесь с профильным уклоном. По окончании обучения в реальной школе выдается аттестат (Fachoberschulreife), позволяющий поступить в техникум или спецпрофучилище. Так же после реальной школы, учащиеся могут поступить в высшие классы гимназии (с 11 по 13), а после этого поступить в ВУЗ.
3. Основная школа. Hauptschule.
В основной школе, куда попадает примерно четверть детей, учатся до 10 класса. Основная школа дает основополагающее базовое образование, которое, как и в реальной школе, ориентировано на выбор будущей профессии. После обучения в основной школе ученики обычно поступают в профессиональное училище.
4. Объединенная школа. Gesamtschule.
Объединенная школа включает с себя основные черты всех вышеперечисленных общеобразовательных учреждений. Продолжительность обучения в объединенной школе составляет 6 лет, с 5 по 10 класс. В некоторых объединенных школах также имеются старшие классы (с 11 по 13 класс), организованные по принципу старших классов гимназий, однако, в отличие от гимназии, сюда поступают дети и без рекомендаций из начальной школы. Кроме того, не во всех землях существуют школы данного типа.
Высшее образование
Учреждения высшего образования в Германии, так же как и учреждения среднего образования, делятся на несколько типов.
1) Hochschule – это ВУЗ, как правило, гуманитарной направленности.
2) Fachhochschule – университет прикладных наук или высшая специальная школа. Fachhochschule готовят специалистов для отдельных отраслей, как правило, это- инженерное дело, управление бизнесом, дизайн и социальные специальности.
3) Universitaet – крупнее, чем Hochschule и Fachhochschule. Количество факультетов и изучаемых предметов может быть очень велико (до 400). Здесь студенты занимаются чисто научной деятельностью, здесь проводятся фундаментальные и прикладные исследования. В университете представлены такие области знания, как медицина, естественные, технические и гуманитарные науки, правоведение, теология, экономика, социология и аграрные науки. Широкий выбор предметов в рамках одного факультета позволяет получить междисциплинарное образование и специализироваться на разных аспектах изучения.
4) Тechnische Universitaet – университет технического образования. Здесь с чисто теоретической точки зрения детально исследуются отдельные сферы науки: химии, физики, машиностроения, электроники, электротехники, материаловедения и т.д.
Существует также ряд специализированных высших учебных заведений. Например, педагогические училища, теологические школы, художественные и художественно-музыкальные школы, школы кинематографии и т.д.
Само высшее образование имеет несколько ступеней, после которых выдаются дипломы и присуждаются научные степени (бакалавр, магистр, доктор).
Первая ступень
Программы бакалавриата
рассчитаны на 3- 4 года, в зависимости от типа
ВУЗа, в Fachhochschule программа рассчитана на 4
года, дополнительно 2 семестра учащиеся
должны пройти производственную практику.
По окончании программы студентам необходимо
выполнить дипломный проект и сдать государственный
экзамен, далее студенту присваивается
ученая степень Бакалавр (Bachelor/
Вторая ступень
После программы бакалавриата
студенты имеют полное право продолжать
обучение на магистерских программах.
Магистерские программы рассчитаны на период
от 1 до 4 лет. На протяжении программы, студенты
особое внимание уделяют научно-исследовательской работе. По окончании
программы студентам необходимо выполнить
дипломный проект и сдать государственные
экзамены, далее студентам присваивается
степень Магистра — (Master, M.
Третья ступень
Студент может получить академическую степень доктора по любой из специальностей, которые преподаются в немецких университетах, при условии, что он закончил учебу по магистерским программам. Студент сам находит себе научного руководителя, который предлагает студенту тему диссертации. Длиться программа от 2 до 5 лет. После написания диссертации и ее защиты, студенту присваивается степень — Доктор(Ph.D.)
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В ГЕРМАНИИ
Чтобы получить место в немецком ВУЗе, претендент должен подать заявление о приеме в Отдел международных связей этого ВУЗа и мотивационное письмо.
В своем письме постарайтесь как можно подробнее и точнее описать свою ситуацию: наличие свидетельства о среднем/высшем образовании, уровень владения языком, перечень пройденных предметов и сведения об успеваемости.
Для того, что бы иностранный студент мог поступить в немецкий ВУЗ, ему необходимо иметь аттестат о полном среднем образовании, а так же окончить первый и второй курс ВУЗа. В таком случае, для Вашего зачисления будет достаточно сдать экзамен по немецкому языку.
Если вы хотите поступить в немецкий ВУЗ сразу после окончания российской школы, придется пойти на специальные подготовительные курсы в колледже особого типа (Studienkolleg). Только после их окончания можно будет поступать.
Если вы хотите учиться на втором или третьем курсе, будет остро стоять вопрос о признании эквивалентности вашего образования. Вопросом признания любых дипломов в Германии занимается Постоянная комиссия министров культуры немецких земель (KMK).
На каком курсе вы будете учиться, определит ученый совет ВУЗа. Перед тем как подавать документы, неплохо получить рекомендацию из Немецкой службы академических обменов (DAAD).
Высшее образование для иностранных студентов в Германии платное!
http://www.study.by/programs/
Ни для кого не секрет, что немецкое образование считается одним из лучших в мире. Это подтверждает и статистика – сегодня каждый десятый абитуриент, отправляющийся обучаться за рубеж, выбирает немецкие учебные заведения.
Научные и образовательный ландшафт Федеративной Республики привлекателен как для абитуриентов, студентов, так и для молодых учёных. Его отличительная черта — гармоничное сочетание старых университетских традиций и современных достижений науки и техники. Сегодня в Германии насчитывается более трех сотен вузов. Наряду со старыми университетами, отличающимися широким выбором классических предметов, в Германии появляется всё больше и больше новых вузов, делающих ставку на междисциплинарное обучение и тесную связь между теорией и практикой.
Главный принцип высшего образования в Германии – академическая свобода, поэтому в немецкий университет может поступить каждый при условии выполнения требований допуска к обучению в вузах. В соответствии с принципом академической свободы обучение является бесплатным. Плату взимают лишь немногочисленные частные университеты.
В последние два десятилетия образовательные реформы в Германии касались, прежде всего, совершенствования трёхчленной системы просвещения на среднем уровне. Существующая система характеризуется чётким разделением общеобразовательного и профессионального обучения. Это усложняет ученикам возможность изменения направления обучения и сужает выбор. В это время предпринимались попытки интеграции старших классов средних школ и разработки новых программ обучения (введения новых предметов, таких как изучение окружающей среды, подготовка к практической жизни, о равенстве полов). В рамках модернизации образования осуществлялся постепенный переход к новым методам обучения. Среди новых целей модернизации системы школьного образования в Германии можно выделить: доступность образования, особенно на высшем уровне; демократизация школы, выражающаяся в участии широкой общественности в решениях выбора форм образования; гуманизация учебно-воспитательной работы в целях повышения мотивации обучения, преодоления стрессов у учеников. В образовательной системе Германии наблюдается тенденция к росту автономии школы разных ступеней и типов, а также тенденция к созданию условий развития конкуренции в сфере школьных услуг.
Кроме того, последние двадцать лет в Германии чётко прослеживается тенденция сглаживания барьеров для интеграции в общеевропейскую систему образования. Поэтому, признаются новые требования, связанные с рассмотрением и изучением глобальных проблем, наблюдаемых в масштабах государства, континента и всего мира (уменьшающиеся запасы энергии, природных ископаемых, загрязнение окружающей среды, цивилизационные болезни и т.п.). Формируется основа для школы будущего, где принимаются во внимание демографические факторы, применяются новые технологии обучения, общественные факторы (рост уровня образовательных потребностей, необходимость в непрерывном образовании). Школа будущего — это учреждение, содействующее всестороннему развитию детей и молодёжи, развивающее способности и таланты, формирующее творческую деятельность, высвобождающее инициативу, побуждающее всестороннюю активность воспитанников. Новые цели школы направлены, в первую очередь, на человека, ориентированного на европейскую гуманистическую традицию; воспитание на основе признания ценностей свободы, терпимости, индивидуальности и ответственности; организацию условий для формирования самостоятельного мышления и деятельности; формирование ответственности; на развитие готовности к общественной деятельности, к общественному участию, к уважению прав других людей, к соблюдению права; признанию демократии и свободы, мира как основополагающей ценности; развитие стремления к успеху; учёт и развитие индивидуальных способностей и увлечений каждого ученика.
Сфера образования отнесена в Германии к компетенции исполнительных органов власти Земель. Чаще всего образование находится в ведении земельных министров культуры. На федеральном уровне образование координируется Конференцией земельных министров культуры.
Школьное образование в Германии всеобщее и бесплатное. В стране обязательным является 9-летнее образование. Система школьного образования рассчитана на 12—13 лет. На сегодня в Германии более пятидесяти тысяч школ, в которых обучается почти 13 миллионов школьников. Система школьного образования подразделяется на три ступени: начальное, среднее I и среднее II.
Все дети, достигшие шестилетнего возраста, начинают обучение в начальной школе (Grundschule). Обучение в начальной школе продолжается четыре класса, нагрузка составляет от 20 до 30 часов в неделю. В начальной школе обучается более 3 миллионов школьников.
Образование второй ступени (среднее I) продолжается до 10-го класса. После начальной школы происходит разделение детей, в основном, по способностям, на три разные группы.
Слабые ученики направляются для дальнейшего обучения в так называемой «главной школе» (нем. Hauptschule), где обучаются 5 лет. Основная цель данной школы — подготовка к малоквалифицированной профессиональной деятельности. Здесь даётся базовое образование. Средняя нагрузка составляет тридцать часов в неделю. После окончания главной школы молодой немец может начать работать или продолжить обучение в системе профессионального образования. Ученики со средними результатами идут в «реальную школу» (нем. Realschule) и обучаются там шесть лет.