Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 00:37, реферат
Основной закон об образовании в Германии предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям. При этом цель политики в области образования заключается в том, чтобы оказать оптимальную поддержку каждому человеку и дать ему возможность получить квалифицированную подготовку, отвечающую его интересам и потребностям. Каждый гражданин Германии в течение всей жизни имеет возможность получить общее, высшее и профессиональное образование.
Во втором типе вузов - специализированных
высших школах - процесс обучения более
регламентирован и похож на учебу в России.
Поскольку в этом случае учащиеся обязаны
следовать конкретному учебному плану и расписанию
экзаменов, высшую школу можно закончить
за 4 года. Неограниченное время обучения
в вузах Германии стало своего рода проблемой
для их руководства, которое, в конце концов,
стало бороться с вечными студентами.
Теперь, если человек учится больше нормированного
времени - обычно это 5-7 лет, ему приходится
выплачивать за учебу небольшие суммы.
Зато для иностранных студентов существует
еще немалое количество преимуществ немецкого
образования. Во-первых, в России учебная
программа рассчитана на 34 -36 часов в неделю,
в Германии она обычно составляет не более
20 часов. Во-вторых, студенты учатся не
по учебникам, а по лекциям и книгам, которые
берут в библиотеке. Это предполагает
использование авторитетных и современных
источников знания, а также новейших научных
данных, что положительно отражается на
качестве приобретенных знаний.
http://newworkcity.ru/?oid=464
Дата добавления: март 2006г.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. И. Герцена
Кафедра педагогики и психологии
факультета начального обучения.
Реферат по сравнительной педагогике
на тему:
ОБРАЗОВАНИЕ
В ГЕРМАНИИ.
студентки IV курса 2 гр.
Четвертных Светланы
Санкт-Петербург
1998
ПЛАН.
Введение. … 3
История возникновения современной
системы образования. … 3
Обзор образовательной системы Германии.
… 4
Система школьного образования. … 5
Система профессионального образования.
… 9
Система высшего образования. … 11
Подготовка учителей. … 15
Библиография. … 16
ВВЕДЕНИЕ.
В современном мире одной из
наиболее развитых стран считается Германия.
До 1991 года она была расколота на две страны:
социалистическую - ГДР и капиталистическую - ФРГ. В них
сложились разные системы образования,
но после воссоединения Германии возникла
необходимость уровнять эти системы. Реформа
образования коснулась прежде всего бывшей
ГДР и еще не завершена, все процессы находятся
в развитии. Именно поэтому я в своей работе
постараюсь рассмотреть системы бывших
ГДР и ФРГ и нынешнюю систему Германии
во взаимосвязи.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ.
Вплоть до середины прошлого века Германия представляла собой конгломерат множества мелких княжеств. Даже в конце 18 века их число достигало 297 на 30 млн. жителей. Феодальная раздробленность страны тормозила ее социально-экономическое развитие, и Германия длительное время значительно отставала от других стран Европы, в частности от Франции и Англии. Ведущую роль в развитии Германии играла Пруссия - военно-крепостническое государство, политика которого отличалась крайней реакционностью и воинственностью.
Бурное социально-экономическое развитие страны в 70-ых годах 19 века, вызванное объединением германских княжеств в единое государство под ведущим началом Пруссии и выдвинувшее Германию на одно из первых мест Европы по объему промышленного производства, послужило толчком к расширению сферы образования. В этот период были приняты законы об обязательном обучении детей до 14 лет, заметно выросли как сеть школ, так и контингент учащихся.
Основные черты современной
средней школы в Германии сформировались
еще во времена Веймарской республики,
уже тогда произошло разделение на полную
народную, реальную школы и гимназию,
однако их доступность ограничивалась
тем, что два последних вида школы, дававшие
более качественное образование, были
платными. В 50-е гг. было начато преобразование
школьной системы, сделавшее ее доступной
для всех.
ОБЗОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ.
Бывшая ФРГ располагает разнообразной по формам системой образования, предоставляя учащимся возможность выбора варианта обучения. В основном образовательные учреждения являются государственными. Для них действуют государственные предписания, касающиеся программ обучения.
Текущее управление образованием находится в компетенции земельных правительств, что, однако, не исключает общего руководства со стороны центра: Министерство образования разрабатывает концепцию образовательной политики, выделяет средства на расширение вузов.
Политика федеральных органов и земель в области образования согласована с точки зрения продолжительности обучения, каникул, учебных программ, взаимного признания дипломов.
В каждой федеральной земле (в том числе в новых) принят свой закон об образовании, однако все они разработаны на основе общего федерального закона. Программы обучения, учебники утверждаются на уровне земельных правительств, причем по каждому предмету одновременно существуют несколько одобренных соответствующим министерством учебников, а учитель волен выбирать их. Таким образом достигается многовариантность образования, обеспечивается плюрализм мнений и суждений. Преподавание не только в вузе, но и в средней школе строится на основе сочетания обязательных предметов и тех, которые можно выбирать по желанию. Система образования ФРГ интегрирована в общеевропейскую: все виды учебных заведений задействованы в реализации программ ЕС, происходит унификация стандартов обучения стран Сообщества, ориентированная на взаимное признание дипломов.
После воссоединения Германии
началась активная работа по реформированию
образования в так называемых новых землях.
Образовательная система бывшей ГДР, особенно
ее высшая школа, была в значительной мере
создана по советскому образцу. Для
нее были характерны: большое число плановых
показателей, чрезмерная идеологизация
образования, перенасыщенность вспомогательным
персоналом и обслуживающими структурами
(собственные детские сады, дома отдыха).
После объединения Германии среднее образование
было передано в ведение вновь созданных
федеральных земель. На основе действующего
в ФРГ общего закона об образовании в каждой
из земель был принят свой закон. Отсутствие
опыта федеральной демократии привело
к тому, что эти законы оказались не слишком
согласованными между собой, имеют ряд
противоречий с общефедеральным законом,
которые необходимо устранить.
СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ.
Сеть дошкольных учрежденийразвита в стране слабо. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей возраста 3 - 5 лет.
Обучение в школе начинается в возрасте 6 лет и обязательно в течении 9, а в некоторых землях 10 лет.
Первой ступенью в школьной системе является начальная школа: 1 - 4 классы, в некоторых землях 1 - 6 классы. В начальных классах, особенно в первые 2 года, широко применяется комплексное обучение. Немецкий язык, арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в комплексе. Лишь в 3 и 4 классах выделяются отдельные предметы, хотя язык, краеведение и музыка продолжают преподаваться в комплексе.
Первые шесть лет все учащиеся занимаются вместе, в 4 - 6 классах решается вопрос, где ученик будет продолжать образование: в полной народной, реальной школе или гимназии. Это зависит не от материального достатка его родителей, а от его способностей и желания.
Обучение в полной народной школепродолжается до 9 или 10 класса. Этот вид учебного заведения нацелен прежде всего на получение профессии: уроки профессионального мастерства в целом посещаются учениками охотнее, чем занятия по другим предметам. В полной народной школе религия, история, обществоведение, родной язык занимают 33% всего учебного времени. На естествознание (биологию, начальные сведения по физике и химии) и математику отводится по 4 часа в неделю. Труд, физкультура и предметы эстетического цикла (рисование, пение, музыка) занимают 22% учебного времени.
Контингент полной народной школы с годами снижается, из-за возрастания числа учеников, желающих получить широкое образование, дающее лучшие перспективы для карьеры.
Образовательная система ФРГ
не создает тупиковых ситуаций в смысле
продолжения обучения, и окончившие полную
народную школу при выполнении ряда условий
(дополнительное посещение занятий, сдача
экзаменов) могут получить свидетельство
реальной школы. Последняя отличается
от полной народной более высоким качеством
обучения, широким спектром преподаваемых
дисциплин, а также возможностью выбора
уклона (математико-естественно-
Реальная школахарактеризуется западногерманскими педагогами как “теоретико - практическая”. В отличие от полной народной школы в реальной преподаются как обязательные предметы физика, химия, биология и английский язык. На более высоком уровне ведется преподавание математики. В старших классах вводится один - два предмета по выбору, что дает возможность учащимся специализироваться в какой-либо области. Хорошо успевающие учащиеся реальных школ могут переходить в гимназии. Документ об окончании полной народной и реальной школ дает право на поступление в профессиональные училища; реальная школа вместе с тем открывает возможность обучения в профессиональных школах более высокой ступени, а при сдаче дополнительных экзаменов—в гимназии. Аттестат гимназии, обучение в которой длится до 13 класса включительно, позволяет поступить в вуз.
Гимназии- единственные учебные заведения, дающие доступ к высшему образованию. На младших ее ступенях учится не более 16% подростков соответствующего возраста. В течении учебы происходит отсев школьников, который особенно велик после 10 класса, на переходе из средней на старшую ступень гимназии (11 - 13 классы). Оканчивают гимназию в 13 классе лишь половина из тех, кто поступил в нее. Гимназии имеют специализированный характер и традиционно делятся на классические, естественно-математические и современных языков. Есть также инженерные, экономические и педагогические гимназии. Обязательные предметы для всех типов гимназий - немецкий язык, история, география, математика, биология, физкультура, музыка и религия. В классических гимназиях обязательно изучение латинского, греческого и одного из современных языков. В естественно-математических усиленно изучаются математика, физика и химия. В старших классах вводятся предметы по выбору ( от 2 до 7 часов в неделю). В целом образование в гимназии носит преимущественно гуманитарный характер. В школьной системе Германии сравнительно небольшое место занимают “общие школы”, в которых нет четкого разделения на виды обучения. Их существование можно рассматривать пока в качестве эксперимента.
По Конституции Германии разрешены частные школы, среди которых много религиозных. В них обучается примерно 8% учащихся. Поскольку частные школы более свободны в выборе программ и акцентов в обучении, чем государственные, то в них зачастую проходят апробацию различные педагогические альтернативы.
В бывшей ГДР после воссоединения первым шагом при переходе системы среднего образования на новые условия функционирования стало создание трех видов школы: полной народной, реальной и гимназии. Однако пока они существуют как бы друг над другом: окончание 10 класса приравнивается к окончанию полной народной школы, причем 9 класс разделяется на выпускной класс полной народной школы и 9 класс (начальный) реальной школы. Выпускник 10 класса получает свидетельство об окончании реальной школы, а 11 12 классы имеют статус гимназической ступени обучения. Первое полугодие 10 класса считается пробным, и в этот период происходит значительный отсев, так что число выпускников реальной школы, обучающихся в гимназии, составляет около 16 %.
Постепенно вводится более дифференцированная
система обучения - с гибким подходом к
каждому ученику в зависимости от его
способностей и с различными уклонами
в обучении.
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ГЕРМАНИИ.
Государственная система профессионального образования обязательна для выпускниковполной народной школы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство посещают занятия в профессиональной школе низшего типабез отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течении 3 лет по 6 - 8 часов в неделю. Программа обучения в этих школах узкопрофессиональна, учащиеся получают в основном знания, связанные с их специальностью.
В некоторых профессиональных школах есть общеобразовательные классы, окончание которых дают право на поступление в профессиональные школы повышенного типа. Система профессиональных школ повышенного типавесьма разнообразна. Она включает множество “школ специальностей” домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и др... со сроком обучения 1 4 года. Эти школы готовят квалифицированных работников главным образом для сферы обслуживания.
Имеется также небольшая сеть технических училищ и инженерных школ для окончивших реальные школы или 10 классов гимназии. Срок обучения в них 2 - 3 года, в течении которых готовятся специалисты средней квалификации (техники) и инженеры широкого профиля.
Система профессионального образования Германии высоко оценивается во всем мире. Она предполагает параллельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе, занимающее, как правило, 3/4 учебного времени. Училище подводит под полученные на фирме знания теоретическую основу и расширяет общий кругозор. 80 % учащихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве учеников. Для остальных создаются особые классы “без практического обучения”, что считается крайне непрестижным. По окончании курса обучения в профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в вуз. Несмотря на достоинства профессионального обучения в ФРГ, в настоящее время оно испытывает определенные трудности. По специальностям пищевой промышленности, химической, текстильной и электротехнической отраслей наблюдается ежегодное снижение числа учащихся, и количество учебных мест стабильно его превышает; в сфере управления, организации, подготовки офисных работников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается обратная тенденция: число желающих обучаться этим профессиям от общего числа претендентов на профессиональное образование превышает число учебных мест в данных областях и их общее количество в профессиональных училищах.
В восточных землях в системе профессионального образования в настоящее время происходят некоторые изменения. После объединения страны число учащихся ПТУ сократилось примерно на треть. Обусловлено это, с одной стороны, тем, что расширен доступ на гимназическую ступень обучения. Другой причиной стало то, что предприятия, при которых находились профессиональные училища, в значительной мере обанкротились и закрываются, а те, что сохраняются, стремятся освободиться от потенциальных убытков и лишних издержек, к источнику которых они относят и расходы на профессиональные училища. Правительство Германии стремится поддержать профессиональные училища, одновременно приводя их в рамки действующих в старых землях систем профессионального образования. Вводится дуалистическая система с двойной ответственностью образовательных учреждений и фирм за профессиональное образование (хотя и в ГДР профессиональные училища основывались на сочетании теоретического и практического обучения).