Система образования в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 00:37, реферат

Описание работы

Основной закон об образовании в Германии предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям. При этом цель политики в области образования заключается в том, чтобы оказать оптимальную поддержку каждому человеку и дать ему возможность получить квалифицированную подготовку, отвечающую его интересам и потребностям. Каждый гражданин Германии в течение всей жизни имеет возможность получить общее, высшее и профессиональное образование.

Файлы: 1 файл

Система образования в Германии.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 

 

Высшее образование в Германии

Система образования в Германии

Система образования в Германии представляет собой классическую трехстепенную структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно. Германское государство гарантирует всем гражданам получение обязательного среднего образования, поэтому обучение в государственных начальных и средних школах бесплатное. В большинстве случаев бесплатным является и обучение в государственных университетах. Руководящими органами системы образования являются Постоянная конференция министров образования и культуры земель ФРГ и Конференция ректоров учебных заведений Германии. На уровне земель руководство образовательным процессом осуществляют земельные профильные министерства, которые, вчастности, утверждают учебники для использования в школах данной земли. В каждой из земель действует свой закон об образовании, составленный на основе «рамочного» федерального закона. Основные черты современной системы образования в Германии сформировались в период Веймарской республики (1920-е годы), когда произошло разделение средней школы на полную народную школу, реальную школу и гимназию. Доначала 1950-х годов обучение в реальной школе и гимназии было платным. Сеть дошкольных детских учреждений в Германии развита слабо. Детские сады в основном находятся в частной собственности, их посещают дети в возрасте от трех до пяти лет. Обучение в начальной школе (grundschule) в Германии начинается в шестилетнем возрасте и продолжается в течение четырех-шести лет. В первых двух классах отсутствует дисциплинарная структуризации — базовые знания по математике, немецкому языку, краеведению, музыке и религии преподаются комплексно, в рамках одного учебно- воспитательного курса. Как правило, начальные классы существуют в рамках структуры средней школы (allgemeineschule), где учащиеся, получившие начальное образование, продолжают учебный курс в собственно средней школе (с 10-12 до 16 лет) и средней профильной школе (с 16 до 19 лет). Средняя профильная школа, завершающая полный курс среднего образования, является одновременно и подготовительным этапом к университету. В Германии существуют также профильные школы, позволяющие получить законченное профессиональное образование (аналог российского понятия «среднее специальное образование») и устроиться на работу по профессии. Общая продолжительность полного курса среднего образования в Германии (включая начальную и профильную школы) составляет 13 лет. Начиная со стадии собственно средней школы, вводится многовариантность образования: учащиеся, помимо изучения базовых предметов, вправе самостоятельно выбирать дополнительные учебные дисциплины. Средние школы в ФРГ делятся на пять основных типов: гимназия, реальная школа, главная школа, профессиональная школа и общая школа. Наиболее престижным типом средней школы является гимназия (gymnasium), диплом которой позволяет без вступительных экзаменов поступить на большинство факультетов университета. Как правило, гимназии специализируется на гуманитарном образовании. Реальная школа (realschule) также обладает достаточно высоким статусом и дает профессиональное образование всферах обслуживания, торговли и государственной службы. Высокий балл, полученный по результатам обучения вреальной школе, позволяет поступить встарший класс гимназии, а затем — в университет. Главная школа (hauptschule) предназначена, в основном, для учащихся, не предполагающих продолжения своего образования в университете. Профессиональная школа (professionalschule) также ориентирована преимущественно на учащихся, стремящихся овладеть той или иной рабочей профессией и не планирующих получать высшее образование. Общая школа совмещает различные особенности гимназий и реальных школ, позволяя получать одновременно гуманитарное и техническое образование. Учащиеся общих школ, сдавшие экзамены по программе гимназии, получают возможность поступить в университет. Среди каждого из пяти типов средних школ Германии представлены как дневные школы, так и школы-интернаты, в которых учащиеся могут проводить целый день или целую учебную неделю. В последние годы в ФРГ наметилась тенденция к увеличению доли учащихся гимназий и реальных школ за счет уменьшения доли учащихся средних учебных заведений остальных типов. В Германии установлены общие стандартные правила поступления в высшие учебные заведения. Своего рода допуском к обучению в университете является диплом Abitur, который выдается по результатам учебы в гимназии или в общей школе по программе гимназии. Для получения этого диплома выпускникам школ необходимо сдать экзамены по четырем основным предметам. Соответствие образовательному стандарту, зафиксированному дипломом Abitur, обычно позволяет поступить в университет без экзаменов. Несколько лет назад некоторые престижные университеты сделали исключение из этого правила — при поступлении на ряд факультетов (в особенности на медицинский) абитуриенту все же необходимо сдать вступительные экзамены и принять участие вконкурсе. Реформа высшего образования в Германии, связанная с объединением страны в 1991 году и вызванной им необходимостью унификации образовательных стандартов, привела к тому, что диплом Abitur перестал рассматриваться в качестве безусловной гарантии качества полученного его обладателем среднего образования. В ближайшее время прогнозируется дальнейший рост числа германских вузов, практикующих систему конкурсного отбора среди абитуриентов. Главным принципом высшего образования в Германии является «академическая свобода» — система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом. Система высшего образования в ФРГ также подразумевает совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Эти особенности определяют график учебного процесса в университетах: каждый семестр состоит из лекционных периодов (14-20 недель) и нелекционных, во время которых студент занимается самостоятельной научной работой. Система высшего образования ФРГ объединяет 326 учебных заведений, подавляющее большинство которых являются государственными (негосударственные вузы обязаны иметь государственную лицензию на преподавание). Основу системы составляют университеты (Universitaet) и приравненные к ним вузы (общее число — 78): классические университеты (факультеты медицины, гуманитарных и естественных наук, теологии, социологии, экономики, сельского и лесного хозяйства, инженерии), технические университеты (Technische Universitaet) (инженерия), общие университеты (Gesamthochschulen) (специальное профессиональное образование и научные исследования), педагогические институты (Paedagogische Hochschulen), медицинские колледжи, философско-теологические и церковные колледжи (Theologische Hochschule), колледж спорта. К числу вузов неуниверситетского типа принадлежат профессиональные высшие школы (Fachhochschulen)(профессиональное образование в сферах бизнеса, экономики, сервиса, сельского хозяйства и прикладного искусства) и колледжи искусств (Kunsthochschule и Musikhochschule). Наиболее известным и престижным высшим учебным заведением Германии является Гейдельбергский университет (основан в 1386 году по образцу парижской Сорбонны). Он расположен внебольшом городе Гейдельберге в 60 километрах от Франкфурта-на-Майне. С XIX века Гейдельберг пользуется репутацией лучшей в Европе школы юриспруденции. Среди преподавателей этого университета были философы Гегель и Ясперс, химик Геймгольц, восемь лауреатов Нобелевской премии. В рамках Гейдельбергского университета существует 15 факультетов — биологии, химии и биохимии, медицины, права, философии, восточных языков, современных языков, политических наук, спорта и здоровья и др. При университете открыт ряд специализированных исследовательских центров — в частности, Институт Южной Азии и Гейдельбергский институт ядерной физики имени Макса Планка. Иностранные студенты составляют около 12 процентов от общего числа студентов (25тысяч) Гейдельбергского университета. Второе место в рейтинге германских университетов занимает расположенный в Мюнхене университет Людвига-Максимиллиана (основан в XV веке). Этот вуз известен крупнейшим в Европе медицинским факультетом. Кроме него, университет объединяет 19 факультетов. Общая численность студентов мюнхенского университета — 44 тысячи человек. Средняя продолжительность обучения в высшем образовательном учреждении ФРГ составляет пять лет, хотя встречаются вузы с четырех- или шестилетними курсами. Максимальная продолжительность курса высшего образования в Германии составляет десять лет. Зачисление в вузы ФРГ происходит два раза в год: весной, перед летним семестром, и осенью, перед зимним семестром. Перед поступлением в вузы, в которых принят набор на конкурсной основе, абитуриенты могут пройти обучение на платных подготовительных курсах. Итоги обучения в течение семестра выражаются в зачетных баллах, которые присуждаются студенту после каждой сессии. Университетский курс разделен на два этапа: базовый (3-4 семестра), по итогам которого присваивается степень лиценциата (Vordiplom-Преддиплом), и основной (4-6 семестров), по итогам которого присваивается степень магистра (Magister Artium) (студенты технических специальностей вместо этой степени получают диплом специалиста). Помимо окончания основного курса университета, выпускник должен защитить дипломную работу или диссертацию. Государственный диплом, выдаваемый университетами и приравненными к ним высшими учебными заведениями Германии, дает право работать по профессиям, требующим высшего образования. После получения государственного диплома и степени магистра выпускники германских вузов могут сдать экзамен или защитить диссертацию на степень доктора (Doctorate). Эту степень могут получить только те студенты, которые имели преподавательскую практику и сдали предварительные квалификационные экзамены. Иностранные студенты обучаются в ФРГ на равных условиях с гражданами Германии, т. е. обучение в государственных вузах является для них бесплатным (в том числе, в случае получения второго высшего образования). Ряд германских фондов и обществ (например, Фонд Александра фон Гумбольдта, Фонд имени Конрада Аденауэра, Фонд имени Фридриха Эберта, Общество Макса Планка, Германское научно-исследовательское общество) предоставляет отечественным и зарубежным студентам и ученым специальные стипендии для проведения научных исследований и повышения академической квалификации. В отличие от германских абитуриентов, иностранцы при поступлении в вуз ФРГ должны сдать обязательный экзамен по немецкому языку (DSH-Pruefung).

Высшие учебные заведения Германии 
Сегодня в Федеративной Республике Германии насчитывается более 300 высших учебных заведений, в которых обучается свыше 1млн. 800 тыс. студентов. Все немецкие вузы можно разделить на несколько типов: 
Университеты (Universitaten). 
Возникшие еще в 14-15 веках, университеты имели три направления: философский, медицинский и теологи- ческий. В настоящее же время современный немецкий университет это научный и учебный центр с очень широким спектром факультетов и специальностей. 
Технические университеты (Technische Universitaten) 
Данные университеты фокусируют внимание своих студентов на определенных направлениях: технических, естественно- научных, экономических специальностях. Однако различие между техническими университетами и просто университе- тами в поспоследнее время весьма условно, поскольку, как правило, и в технических университетах есть отделе- ния гуманитарных и прикладных наук. 
Институты (Fachhochschulen). 
Институты возникли на базе инженерных школ, и готовят специалистов более чем 100 направлений: программистов, инжене-ров, экономистов и др. Основное отличие от универси- тетов состоит в том, что СВШ основное внимание уделяют прак- тическим программам. 
Кроме того существует специальные высшие учебные заведения 
Педагогические (Padagogische Hochschulen) 
Теологические (Theological Colleges) 
Музыкальные (Musik-Hochschule) 
Административные (Verwaltungs-fachhochschulen) специальные высшие учебные заведения искусства (Kunsthochschulen 
Университет города Бремена 
Один из самых молодых и современных университетов Германии с обширным выбором факультетов. С начала зимнего семестра вот уже второй год проводятся бесплатные языковые курсы подготавливающие к языковому экзамену TestDaF 
Общие сведения для поступающих 
Учебный год 
С сентября — октября по август — сентябрь. 
Требования при поступлении 
Германия принимает студентов со всех стран, если нет каких-то особых оговорок. Иностранные студенты должны иметь документ (аттестат), равнозначный немецкому сертификату об окончании средней школы (Allgemeine or Fachgebundene Hochschulreife), который позволяет им учиться в университете у себя на родине и дающий право поступать в немецкий университет. Абитуриенты, не имеющие такого сертификата, должны сдать экзамен (Feststellungspruefung), отучившись, обычно около одного года, на курсах Studienkolleg. 
Для получения докторской степени нужно иметь полное университетское образование. Необходимые для поступления документы следует представить в отдел университета, который занимается приемом иностранных студентов (Akademisches Auslandsamt /Auslandsbeauftragter), до 15 января для летнего семестра и до 15 июля для зимнего. 
Условия для отъезда 
Для въезда в Германию нужна виза, выданная дипломатическим представительством Германии в вашей стране. Это правило не распространяется на абитуриентов и студентов из стран Евросоюза и из стран, с которыми оговорены особые условия. Чтобы получить визу, студенты должны предъявить письмо о зачислении в немецкий университет или подтверждение того, что все необходимые для поступления документы были получены университетом. В дополнение к этому, студенты должны представить доказательство имеющихся у них достаточных финансовых ресурсов. 
Требуемое знание языка 
Хорошее знание немецкого языка просто необходимо. Иностранные студенты, желающие учится в вузах Германии, должны сдать специальный экзамен по языку. Многие университеты Германии предлагают курсы немецкого языка для иностранных студентов. 
Практически в любой стране мира можно найти курсы немецкого языка либо в Гёте институтах, либо в институтах Немецкой Культуры. 
Надо отметить, что всё больше и больше университетов и колледжей предлагают международные программы на английском языке. 
Денежная единица 
Немецкая марка (1USD~2,09DEM) или евро. 
Информационный центр 
Deutscher Academischer Austauschdienst: (Немецкая Служба по Обмену Студентами — www.daad.de) — Ленинский проспект, 95а; daadmsk@glas.apc.org 
Allgemeiner Studentenausschuss (ASTA) — (Студенческий комитет) www.asta.rwth-aachen.de/ или другие местные студенческие ассоциации в каждом вузе, которые могут дать информацию о скидках для студентов на железнодорожный проезд, приобретение книг, театральные билеты и т.д. 
Местный Гёте Институт 
Публикации 
DAAD предлагает различную литературу по обучению в Германии, а также по различным программам и услугам. Словари научной терминологии: немецко-русские. 
Адрес посольства Германии в Москве 
Канцелярия: Мосфильмовская ул., 56 
Телефон:956-10-80 
Иностранцы в высших учебных заведениях Германии 
Традиция обучения в Германии — одна из стариннейших в Европе. Самая древняя немецкая высшая школа — университет в Гейдельберге — была основана в 1386 году. Многие вузы Германии уже отметили 500 летние юбилеи, в том числе известные университеты в Лейпциге (основан в 1409 году) и в Ростоке (основан в 1419 году). Наряду с ними существуют совсем молодые высшие учебные заведения, более 20 из них основаны после 1960 г. В 19 веке и в первой половине 20 века определяющим для университетов был идеал образовательного уровня, которого стремился достичь Вильгельм фон Гумбольдт — известный реформатор прусских вузов прошлого столетия — в основанном в 1810 году Берлинском университете. Высшая школа, по Гумбольдту, предназначалась для узкого круга студентов и должна была быть центром чистой науки, передачи знаний и исследований, не преследующих практических целей. Этот идеал с течением времени все меньше соответствовал требованиям развивающегося индустриального общества, но, тем не менее, продолжал долгое время оказывать влияние на систему высшего образования Германии. Впоследствии, наряду с очень медленно эволюционировавшими университетами, возникли высшие технические училища, педагогические институты. Специализированные вузы появились только в 70-80х гг. нашего столетия. Сегодня в качественном плане основу системы высшей школы составляют университеты и приравненные к ним вузы. Учеба в них заканчивается сдачей государственных экзаменов или экзаменов на получение диплома и звания магистра. Затем возможно дальнейшее обучение вплоть до защиты кандидатской диссертации с целью получения ученой степени или до завершения аспирантуры. Некоторые циклы обучения завершаются только экзаменами на звание магистра или кандидата наук. Специализированные вузы — самый молодой, но пользующийся все большей популярностью тип учебных заведений, где занятия ведутся с большим практическим уклоном. Прежде всего, это вузы, где происходит подготовка специалистов в области инженерного дела, экономики, сельского хозяйства, дизайна и в социальной сфере. Учеба в них заканчивается защитой диплома, а сроки обучения обычно короче, чем в университетах, поэтому они привлекают все большее количество абитуриентов. С 70х годов в двух германских землях — в Гессене и Северном Рейне-Вестфалии — существуют высшие учебные заведения широкого профиля. В них под одной крышей объединены различные типы вузов, что позволяет выбрать профиль учебы и вид свидетельства о получении высшего и образования. Новинкой для Германии стал созданный в 1976 году Заочный университет в Хагене. Общепризнанной и неизменной по сей день целью политики в области высшей школы остается доступность вузов для всех молодых людей. Германия — страна, обделенная природными ресурсами. Основой экономической стабильности для нее являются высококлассные специалисты, поэтому сфере образования уделяется огромное внимание: постоянно увеличиваются ассигнования на обучение, открываются новые вузы, появляются новые учебные профили, процесс обучения все больше ориентируется на работу по специальности. Федерация и земли весьма заинтересованы в том, чтобы в германских вузах учились иностранцы. В последнее время немецкие вузы принимали более 146 000 учащихся из-за рубежа в год. Российские студенты, учащиеся и стажирующиеся в ФРГ, пользуются очень хорошей репутацией в научных кругах, поскольку подготовка специалистов в России проводится на очень высоком уровне. В государственных вузах Германии обучение бесплатное. Это положение относится как к немецким, так и к иностранным студентам. Учащиеся из России могут поступать в любые Вузы Германии, но это невозможно сделать сразу после окончания школы. Дело в принципиальных различиях в системе среднего образования России и Германии. Немецкие школьники учатся в школе 13 лет, русские — только 11, поэтому поступить в немецкий университет можно лишь после окончания двух курсов российского высшего учебного заведения. Существует и другой вариант — при университетах в Германии есть специальные колледжи, которые готовят к поступлению в вуз иностранных студентов, желающих обучаться в ФРГ. Подготовка проводится, в основном, для совершенствования немецкого языка абитуриентов, и, кроме того, по будущей специальности. В подобных колледжах обучение длится один год и туда можно поступить уже после первого курса российского института или университета. Для зачисления в вуз необходимо предоставить доказательства права поступать в высшее учебное заведение Германии. Чтобы убедить комиссию, что студент закончил школу и проучился два года в русском университете, нужно предъявить аттестат о среднем образовании и заверенный документ из университета об окончании двух полных курсов либо документ об окончании специального колледжа в ФРГ. Расширение немецкой вузовской базы не поспевает за ростом числа учащихся, поэтому в последние годы в германских учебных заведениях сложилась особая ситуация по приему студентов. Наплыв абитуриентов привел к введению по всей стране количественного ограничения на прием в вузы даже по широко распространенным дисциплинам (Numerus Clausus). Как правило, шанс на получение места в Вузе зависит от среднего балла аттестата зрелости и сроков ожидания, поскольку вступительных экзаменов не существует. На престижных факультетах, которыми в настоящее время являются медицинский, стоматологический, ветеринарный, фармакологии и психологии может применяться особая процедура отбора, при которой могут учитываться различные обстоятельства. Для того, чтобы поступить на медицинский факультет немецкого вуза, российский студент должен напрямую обратиться к его руководству с этой просьбой, поскольку каждый вуз самостоятельно принимает решение о приеме. Шансы получить положительный ответ для иностранца очень высоки, потому что вузы заинтересованы в иностранных студентах и обязаны предоставлять им определенный процент учебных мест. Отличие немецких университетов от российских заключается еще и в том, что в системе высшего образования не существует уровней обучения как понятия «классов». Почти для всех курсов обучения рекомендованы учебные планы и требуется сдача промежуточных экзаменов, однако по многим дисциплинам студенты сами делают выбор в отношении изучаемых предметов и расписания занятий, то есть самостоятельно составляют программу на каждый семестр. Учебный год начинается примерно 15 октября и состоит, как и в России, из двух семестров. В конце каждого из них учащийся собирает специальные сертификаты тех спецкурсов и лекций, которые он прослушал и, в том случае, если он набрал определенное их количество, может подать заявку на экзамен и сдать его. В этом — преимущество и недостаток немецких вузов, потому что студенты могут безбоязненно предаваться развлечениям вместо учебы, особенно не привыкшие к такой свободе русские. К относительным недостаткам системы образования Германии можно отнести слишком большую среднюю продолжительность учебы и неограниченный ее срок. Сегодня, чтобы получить специальность, студент немецкого университета учится в среднем 14 семестров, то есть семь лет. По сравнению с мировым уровнем это достаточно долго. Во втором типе вузов — специализированных высших школах — процесс обучения более регламентирован и похож на учебу в России. Поскольку в этом случае учащиеся обязаны следовать конкретному учебному плану и расписанию экзаменов, высшую школу можно закончить за 4 года. Неограниченное время обучения в вузах ФРГ стало своего рода проблемой для их руководства, которое, в конце концов, стало бороться с вечными студентами. Теперь, если человек учится больше нормированного времени — обычно это 5-7 лет, ему приходится выплачивать за учебу небольшие суммы. Зато для иностранных студентов существует еще немалое количество преимуществ немецкого образования. Во-первых, надо меньше зубрить: в России учебная программа рассчитана на 34 -36 часов в неделю, в Германии она обычно составляет не более 20 часов. Во-вторых, студенты учатся не по учебникам, а по лекциям и книгам, которые берут в библиотеке. Это предполагает использование авторитетных и современных источников знания, а также новейших научных данных, что положительно отражается на качестве приобретенных знаний. В качестве официально зарегистрированных слушателей студенты застрахованы от несчастного случая и, как правило, по льготным ставкам, на случай болезни или необходимости медицинского ухода. Так как в Германии развита система льгот для учащихся, студенты во многих городах ФРГ не платят за общественный транспорт, а также имеют скидки на посещение музеев, кинотеатров и т.п. Как правило, студентам предоставляется комната в общежитии — самый дешевый вид студенческого жилья. Плата за квартиру на рынке жилья создает для учащихся серьезные проблемы, поэтому многие не только учатся, но и работают. Иностранные студенты имеют право подрабатывать до 90 дней в году. Студентам оказывается помощь в экономической, социальной, медицинской и культурной областях. Ответственность за ее оказание несут ведомства по делам студентов, которые являются земельными учреждениями публичного права. В каждом вузе имеется иностранный отдел, куда можно обратиться для решения проблемы. Местные ведомства объединены в надрегиональное Германское ведомство по делам студентов. Германские вузы не только выполняют задачи в сфере обучения, но и являются базой для научных исследований. Таким образом, после завершения основного обучения можно продолжить образование в аспирантуре. К сожалению, после окончания вуза «зарубежным гостям» трудно рассчитывать на получение работы в ФРГ. В стране велик процент безработицы, и действует очень жесткое трудовое законодательство. В частности, в том случае, если немецкий работодатель хочет принять на работу иностранного работника, он должен доказать на бирже труда, что не нашел на этот пост подходящей кандидатуры среди граждан Германии. Конечно, некоторым иностранцам удается оставаться в Германии, не имея немецкого гражданства, но только временно — на 2-3 года, как, например, ученые, получившие стипендию на проведение научных исследований и заключившие договор о сотрудничестве с немецким вузом. 
Германская служба академических обменов 
ДААД (Германская служба академических обменов), организация, объединяющая все немецкие высшие учебные заведения и способствующая развитию академических отношений за рубежом, прежде всего посредством обмена студентами и учеными. К первоочередным задачам организации относятся: привлечение иностранной молодой научной элиты для обучения и научно-исследовательской деятельности в Германии и по возможности сохранения с ней долгосрочных партнерских отношений; повышение квалификации молодых немецких ученых в духе открытости и взаимопонимания; помощь развивающимся странам и странам-реформаторам в Восточной Европе в построении работоспособных структур в области высшего образования и наконец, поддержка германистики, немецкого языка, литературы и страноведения в иностранных высших учебных заведениях. Эти цели конкретно отражаются в более чем 200 программах. 
Данные программы предназначены для всех стран мира по всем научным направлениям. Они одинаково полезны как иностранцам, так и немцам. Кроме того, ДААД оказывает поддержку высшим учебным заведениям в их международной деятельности посредством целого ряда услуг — информационные программы, маркетинг, консультативная помощь, оказание помощи студентам и научным сотрудникам. ДААД на консультативной основе принимает участие в формировании внешней политики Германии в области культуры и науки. 
Программы и проекты ДААД 
ДААД проводит более 200 программ и проектов от краткосрочного обмена с целью научных исследований или обучения до многолетних стипендий для защиты диссертации для соискателей из развивающихся стран, от информационных визитов иностранных делегаций ректоров вузов до долгосрочных разработанных региональных программ для построения работоспособных структур высших учебных заведений в странах третьего мира. Все программы ДААД принципиально открыты для всех направлений в науке для всех стран мира в двустороннем направлении. 
В некоторых случаях рамки и условия для обмена зафиксированы в межгосударственных соглашениях о культурном сотрудничестве двух стран или на основе договоренностей ДААД с иностранными организациями-партнерами. Как правило, в этом случае предоставляются встречные предложения партнерской стороны, такие как двусторонние стипендии, дополнительные услуги принимающей стороны, освобождение от возможной оплаты за обучение в вузе и т.д. По данным за 1999 г. отмечен значительный рост общего количества выделяемых стипендий ДААД. Финансовую поддержку ДААД получили 34.237 немцев и 25.807 иностранцев. 
Финансирование ДААД 
ДААД самая крупная немецкая организация, способствующая развитию международного сотрудничества в области высшего образования. ДААД финансируется значительным образом из общественных финансовых источников. Министерство иностранных дел Германии, Auswartiges Amt (АА), является основным финансовым источником и несет соответственно большую часть как административных расходов, так и расходов по стипендиальным программам. Традиционно это прежде всего средства для финансирования иностранцев во время их пребывания в Германии с целью обучения или научно-исследовательской деятельности (102,9 млн. немецких марок), для финансирования проектов и программ в рамках международного научного сотрудничества, включая направление немецких ученых за рубеж (38,7 млн. немецких марок), а также для финансирования деятельности преподавателей немецкого языка в зарубежных вузах (37,8 млн. марок). 
Средства Федерального министерства по образованию и науке, Bundesministerium fur Bildung und Forschung (BMBF), предназначены прежде всего для поддержки немецких студентов и дипломированных специалистов за границей (44,2 млн. марок), для двустороннего обмена преподавателей вузов и для программ, конкретно ориентированных под определенные проекты в рамках индивидуального обмена (10,5 млн. марок). Средства Федерального министерства по экономическому развитию и сотрудничеству, Bundesministerium fur wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung, BMZ, служат поддержке молодых научных кадров из развивающихся стран и повышению квалификации специалистов и руководящего звена. Прирост 1999 г. способствовал открытию в вузах дополнительных учебных курсов в рамках последипломного образования для специалистов из развивающихся стран, особенно Бразилии и Индии. Благодаря помощи Федерального Министерства экономики, Bundesministerium fur Wirtschaft, BMWi, ДААД располагает финансовыми средствами для проведения специальной программы для студентов экономических специальностей из России, Болгарии, Румынии, Казахстана, Украины и Республики Беларусь. Из этих же средств частично финансируется «Centre for German and European Studies» в университете Brandeis Universitat/ Chicago в Чикаго (США). 
Четвертым крупным спонсором ДААД является комиссия Европейского сообщества, EU, в особенности программы ERASMUS, для немецких студентов, обучающихся за границей. Сюда относятся также средства, выделяемые для проведения учебных и консультационных проектов по поручению Европейского сообщества (0,9 млн. марок). ДААД получает также финансовую поддержку от таких немецких организаций, как: Общество по техническому сотрудничеству, Gesellschaft fur technische Zusammenarbeit, GTZ (4,1 млн. марок), Совет по науке НАТО, Wissenschaftsausschuss NATO (2,0 млн. марок), Фонд немецко-польского сотрудничества, Stiftung fur Deutsch-Polnische Zusammenarbeit (2,3 млн. марок), Фонд поддержки немецкой науки, Stifterverband fur die Deutsche Wissenschaft (2,1 млн. марок) и многих других. При финансировании стипендиальных программ ДААД все чаще сотрудничает с немецкой промышленностью. Самой крупной программой, финансируемой немецкими фирмами, является «Российский фонд немецкой экономики», за счет средств которого проходят обучение в Германии молодые российские специалисты. 
Адрес представительства 
Представительство находится в здании Культурного центра им. Гете, вход через ворота со стороны улицы Пилюгина. Проезд: до станции метро «Проспект Вернадского», далее пешком, автобусом 616 до остановки «Ленинский проспект» или маршрутным такси. Вход свободный, предварительной договоренности не требуется. 
117313 Москва, Ленинский проспект, д. 95а 
Тел.: ( 095) 132 23 11; (095) 132 49 92 
Факс: (095) 132 49 88 
E-mail: daad@col.ru

http://www.daad.ton.ru

Немецкие экзамены 
Академический год состоит в Германии из двух семестров. Летний семестр ( Semester ) продолжается с 1-го апреля по 30-е сентября, зимний — с 1-го октября по 31-е марта. В некоторых высших специальных учебных заведениях семестр начинается и заканчивается на месяц раньше. 
Академический год почти на треть состоит из студенческих каникул. Однако «каникулы» не следует путать с «отпуском». Свободное от лекций время предназначено для выполнения письменных домашних работ, а на некоторых факультетах в это время студенты пишут контрольные и сдают экзамены. 
Exams of the «Goethe Institut» 
Общий курс: 
The Goethe Institut предлагает следующие языковые тесты: 
ZD — Zertifikat Deutsch 
KDS — Kleines Deutsches Sprachdiplom 
GDS — Grosses Deutsches Sprachdiplom 
Тесты KDS и GDS признаются при дальнешем обучении в университетах Германии. ZD — это стандартный тест, подтверждающий начальные знания немецкого языка. Все вышеуказанные экзамены признаются по всем мире. 
Уровень: 
ZD: низкий (2) 
KDS: очень высокий (5) 
GDS: очень высокий (5) 
Время сдачи экзамена: 
ZD: каждые 1-2 месяца (в зависимости от филиала тестирования). 
KDS/GDS май и ноябрь. 
Стоимость экзамена: 
ZD: Euro 90,- 
KDS: Euro 200,- 
GDS: Euro 225,- 
Предварительная запись: 
все зависит от филиала тестирования. 
Структура экзамена: 
письменная и устная. 
Результаты: 
очень хорошо, хорошо, удовлетворительно, достаточно, низко, недостаточно. 
Летние курсы 
Во время летних каникул с июля по сентябрь многие немецкие вузы устраивают летние курсы, преподавание на которых ведется на немецком или английском языке. Темы занятий разнообразны: от истории архитектуры до экономических наук. Со списком летних курсов можно ознакомиться на сайте Службы академических обменов Германии (ДААД). 
Кроме специальных курсов имеется большой выбор курсов немецкого языка с любым уклоном. На занятиях по немецкому языку на переднем плане может быть страноведение Германии, межкультурная коммуникация или лексика какой-либо учебной специальности. Или целью курсов является подготовка к сдаче экзамена по немецкому языку для поступления в один из вузов Германии. 
Летние курсы дают также возможность познакомиться с культурой и повседневной жизнью в Германии. В программу курсов входят, как правило, эксурсии, прогулки на природе, посещение концертов и музеев. 
Большая часть курсов не бесплатна. Для студентов, заканчивающих вузы, ДААД разработала специальную стипендионную программу. 
Стипендии 
В Германии существует масса фондов, в задачу которых входит финансовая поддержка одарённых студентов ( Begabtenfoerderung ). При этом, под «одаренностью» понимается не столько способность получать хорошие оценки, сколько личные качества потенциального стипендиата, его жизненная позиция. 
Некоторые фонды занимаются главным образом предоставлением стипендий студентам. Другие — оказывают финансовую поддержку аспирантам ( Doktorand ), работающим над диссертациями. Часть фондов получает государственные субсидии или финансируются немецкими фирмами, другие находятся на попечении церквей или существуют на частные пожертвования. 
Многие программы оказывают финансовую поддержку иностранным студентам и лицам, имеющим степень ( Graduierte ). Так как число желающих получить стипендии для учёбы в Германии велико, нужно позаботиться о заблаговременной подаче заявок и правильном их заполнении. 
Наряду со Службой академических обменов Германии DAAD и частными фондами финансовую поддержку иностранным студентам предлагают и фонды политических партий. С правовой точки зрения они не входят в организационную структуру партий, но очень близки к их политическим позициям. 
Важно отметить, что размер стипендии рассчитан таким образом, чтобы этих средств хватало на жизнь. В начале эта сумма может показаться большой, но поверьте, что к концу месяца от нее у вас мало что будет оставаться. Если стипендиат найдет возможность подрабатывать во время учёбы, то он должен сообщить об этом в поддерживающий его фонд. Как правило, в таких случаях сумма, заработанная студентом, вычитается из стипендии. 
Обширную информацию о стипендиях и фондах, которые предоставляют их для учёбы в Германии, можно найти в брошюре, составленной немецким Обществом взаимопомощи студентов ( Studentenwerk ): Foerderungsmoeglichkeiten fuer Studierende Bad Honnef 2000. 
Фонды политических партий 
Многие из сегодняшних молодых учёных в будущем займут ключевые позиции в общественной и политической жизни. Поэтому предоставление стипендий иностанным студентам и аспирантам входит в сферу интересов фондов политических партий. Тот, кто учился в Германии, знаком с ситуацией в стране, её рынком, понимает культуру ФРГ имеет больше возможностей наладить контакты с немецкими партнёрами, фирмами, государственными и общественными организациями. Основным критерием отбора кандидатов является их социальная активность и готовность применять полученные в Германии знания по возвращении на родину. 
Наряду с материальной помощью фонды политических партий оказывают своим стипендиатам и моральную поддержку: их опекают доценты и профессора, сотрудничающие с фондами. Кроме того, у стипендиатов есть возможность принимать участие в мероприятиях, которые фонды проводят в ВУЗах и научно-исследовательских институтах. 
Служба академических обменов Германии составила список программ федеральных земель и вузов, которые выделяют стипендии для международного студенческого обмена. Этот список можно посмотреть и скачать в Интернете. 
Виды обучения 
1. Студент по обмену(Gaststudent) , обучение по своему профилю в течении 2-х лет. Посещение лекций,изучение языка, последующее переоформление на основную форму обучения обучения без выезда из ФРГ. 
Студенты от 2 до 5 го курсов.( Возможность работать, языко- вая практика, обучение по Вашей специальности). Обучение по данной программе предполагает 4 семестра обучения в не- мецком ВУЗе. Как студент/ка по обмену вы можете посещать лекции по Вашей специальности работать и изучать язык 
Для того чтобы быть зачисленным Студентом по обмену, необ- ходимо иметь начальные знания немецкого языка на уровне (Grnundstufe III des Goethe Institutes) и быть зачистенным в ВУЗ СНГ. 
2. Студент полного курса обучения (Vollstudium) , пребывание в Германии до 10-ти лет, обучение с первого, или с признано- го курса, или выбор другого факультета (для выпускников ВУЗов СНГ). Данная программа распространяется на студентов от 3 до 5 го курсов, а также окончившие ВУЗы. (Возможность работать, языковая практика, получение высшего европейского образования) 
Для поступления в ВУЗ Германии иностранных студентов прибывших из государств СНГ необходимо выполнение ряда условий 
a. Первым из них является достаточное базовое образование. Этот необходимый минимум устанавливается индивидуально для каждой страны. Для одних государств достаточно закончить гимназию или приравненное к ней учебное заведение, для других кроме того требуется сдача вступительных экзаменов в ВУЗ у себя на родине, для третьих — успешное окончание 2-х (а в некоторых случаях 4-х семестров) в вузе на родине. 
Кроме того, часто существуют дополнительные условия, связан- ные с определенными результатами обучения у себя на родине средний балл или определенное количество пунктов). Конкрет- ную информацию об интересующей Вас стране Вы можете получить у нас в Германии. 
Молодым людям, уже имеющим законченное высшее образование предоставляется возможность поступления на учебу по боль- шинству специальностей, независимо от уже имеющейся. Инос- ранные студенты уже начавшие учебу в вузе могут продолжать обучение в Германии только по той же или близкой специаль- ности. В Германии признается обучение лишь в тех иностран- ных ВУЗов, которые имеют государственную аккредитацию. 
б. Другим необходимым условием для поступления в немецкое высшее учебное заведение является знание немецкого языка. Перед началом обучения иностранные абитуриенты должны сдать экзамен по немецкому языку (TesDaf Prufung). Данный экзамен является обязательным допуском для иностранных студентов в ВУЗах Германии и должен быть сдан в течении 1,5 года. Для хорошо учившихся студентов есть возможность получить безплатные, 9-ти месячные, языковые курсы от университета, подготавливающе к (TestDaF). От этого экзамена освобождаются те студенты которые, имеют зданными следующие экзамены; (Oberstufeprufung des Geothe-Institutes, kleine Sprachdiplom des Geothe-Institutes, Gro?e Sprachdiplom des Geothe-Institutes) или диплом факультета Германистики, по специальности немецкий язык. Подготовка к этому экзамену осуществляется бесплатно на курсах (Deutschkurs) и подготовительных отделениях (Studienkolleg) при университетах, или на платной основе в языковых школах Германии. При подготовке к (TestDaF) вы будете записаны на подготовительную учебу (Vorbereitungsstudium). Целью данного обучения является изучение немецкого языка и подготовка к языкового экзамена (TestDaF). По закону о иностранцах статус подготовительного студента может продолжаться до 1,5 лет. 
Магистратура — повышение квалификации, обучение в течении 2-х лет. С возможностью последующего перевода в докторантуру или же на второе высшее образовоние. (без необходимости выезда из Германии). Для поступление в Магистратуру необходимо успешно закончить ВУЗ в СНГ, своевременно подать заявление и сдать языковой экзамен (TestDaF). 
Подготовительный колледж (Studienkolleg -Если образования абитуриента еще недостаточно для поступления в вуз, то у него есть возможность обучаться в подготовительном колледже при этом вузе. Абитуриент может быть зачислен на один из следующих курсов, в зависимости от того, какую специальность он будет изучать в дальнейшем: 
Т-курс (для математики, информатики, естественных наук) 
W-курс (для экономики и общественных наук) 
М-курс (для медицины и биологии) 
G-курс (для гуманитарных наук) 
S-курс (для иностранных языков) 
Более половины часов занятий в Studienkolleg уделяется изучению немецкого языка, а остальное время — профилирующим предметам: 
для Т-курса — математика, информатика, физика или химия ; 
для W- курса — математика, экономика; 
для М-курса — биология и/или химия, физика или математика; 
для G-курса — история, немецкая литература, английский язык, география; 
для S-курса — второй иностранный язык, история или немецкая литература. 
Продолжительность обучения в колледже, как правило, составляет 2 семестра. По его окончании абитуриенты сдают выпускные экзамены как по немецкому языку, так и по профилирующим предметам. Абитуриенты, успешно сдавшие экзамены, зачисляются на учебу в соответствующий вуз. 
Жилье, питание, страхование 
Во время обучения в вузе студенты проживают в студенческих общежитиях. Стоимость комнаты, составляет от 175 до 250 (Евро) в месяц. Студенты часто снимают квартиру или комнату за 200-400 (Евро) в месяц. Общежития в Германии достаточно комфортабельны. Как правило, студенту предоставляется собственная меблированная комната. В среде Студентов популярны Wohngemeinschaft, т.е. совместное проживание нескольких студентов (как правило, в 3-5-комнатных квартирах). При вузах имеются студенческие столовые Mensa, где студенты при широком выборе блюд могут недорого питаться. Цена обеда составляет 1,5-2,-€ . Кроме того, на всей территории Германии существуют сети продовольственных магазинов (Aldi, Lidl, Pennimarkt и т.д.), где можно недорого покупать качественные продукты питания. На питание студенту требуется в среднем 100-200 (Евро) в месяц. 
Официальный прожиточный минимум студента в Германии (конечно же зави-ся от города или федеральной земли) составляет, соответственно феде-ральному закону о поддержке образования, от 600 – 720 € в месяц. В действительности, на проживание в Германии Вам будет необходимо, исключая оплату за языковые курсы, 550,- € в месяц. Данная калькуля-ция складывается из следующего: 175 -250 € в месяц общежитие, 55 € в месяц страховка, 300 € в месяц питание и карманные расходы. Дополнительным источником дохода является работа. Все иностранные студенты имеют ограниченное право на работу , а именно 90 рабочих дней или 180 рабочих полудней (4 часа в день) в году. Средняя студенческая зарплата колеблится от 7 до 10 € в час. Таким образом, иностранный студент проживающий в Германии может работая обеспечивать себя сам. Право на работу получают студенты по обмену и студенты находящиеся на основной учебе, т.е. имеющие зданным TestDaf. 
Медицинское обслуживание в Германии осуществляется через процедуру предварительного страхования. Страховка оплачивает не только посещение врача и пребывание в больнице, но и предписанные врачом медикаменты и лечение. Все студенты до 30 лет имеют право на льготные тарифы при оформлении государственной медицинской страховки. Так, для студентов ежемесячный взнос составляет всего от до 50-60 € в месяц, в то время как другие лица, не относящиеся к числу студентов, платят обычно за такой же комплекс услуг от 200 до 400 € в месяц. 
Практика 
Во время учебы в вузе практика является хорошей, но не всегда выгодной возможностью окунуться в мир будущей трудовой деятельности. Здесь можно на деле применить теоретические знания под руководством опытных коллег. А иногда выясняется, что произошла ошибка в выборе профессии. 
Практика оплачивается плохо, да и то не всегда. Однако практикантские места в известных фирмах и организациях пользуются большой популярностью. Поэтому, чтобы получить место практиканта, следует заблаговременно подать заявления в как можно большее число фирм. 
Практика входит в программу обучения на некоторых отделениях вузов, в первую очередь в социальной сфере. Часто студенты проходят практику во время учебы, в отдельных случаях необходимо пройти практику перед поступлением в вуз. Тогда она является основным условием приема. Как правило, студенты сами ищут себе фирму для практики. Если она является обязательной частью учебного плана, то вуз оказывает содействе в поисках места. Некоторые вузы имеют собственную базу данных с адресами фирм, предлагающих место практиканта. 
Если программа обучения по вашей специальности не предусматривает обязательной практики, о ней следует позаботиться самому. Особенно в частных фирмах работодатели смотрят не только на оценки в дипломе, но и на наличие опыта работы. 
Состязание между вузами 
В последние годы в Германии составляют рэнкинги вузов, которые помогают абитуриентам и иностранным ученым ориентироваться при поиске подходящего университета. 
В отличие от англоязычных стран, в Германии рэнкинги вузов – явление довольно новое. Примерно 10 лет назад в средствах массовой информации Германии появились первые публикации со списками лучших немецких университетов, иногда к неудовольствию упомянутых учебных заведений. Отчасти потому, что критерии оценки были иногда спорными. 
В 2002 году был составлен самый крупный и до настоящего времени методически дифференцированный рэнкинг. Центр развития высших учебных заведений (CHE) и журнал «Штерн» сравнили учебные программы 242 университетов и высших школ, имеющих государственный сертификат. В исследовании приняли участие более 100 тысяч студентов и 10 тысяч преподавателей. Участники опроса должны были оценить по 30 критериям не вузы в целом, а отдельные кафедры и предметы. Таким образом, с одной стороны, были получены общие статистические данные, такие как, например, число студентов, средняя продолжительность учебы, число диссертаций и объем внебюджетных средств. С другой стороны, важное значение имеют также субъективные суждения студентов о научном руководстве, атмосфере в вузе, оснащении библиотеки, а также мнения преподавателей о качестве обучения. 
Фонд имени Александра Гумбольдта подготовил научный рэнкинг, который отражает привлекательность немецких вузов для иностранных ученых. Поскольку стипендиаты Фонда имени Гумбольдта и лауреаты премий могут самостоятельно выбирать вуз, их число в одном университете позволяет сделать определенные выводы об эффективности научных исследований и степени привлечения иностранных ученых к научной работе в этом вузе. 
Общие сведения о дипломах и степенях 
Об успешном завершении учебы в университете свидетельствует диплом ( Diplom ), а на гуманитарных факультетах — звание магистра ( Magister ). Будущие учителя, юристы, фармацевты и врачи сдают государственные экзамены ( Staatsexamen ). Минимальная продолжительность обучения ( Regelstudienzeit ) — восемь семестров, но на многих факультетах студенты учатся дольше. 
Продолжительность обучения в высших специальных учебных заведениях составляет, как правило, всего 6 семестров. Заканчивая образование, студенты получают специальный диплом (Diplom /FH/). 
Написание кандидатской диссертации ( Promotion ) и её защита с целью получения степени кандидата наук, а так же написание докторской диссертации ( Habilitation ) — научно-исследовательской работы с целью получения профессорской должности, возможны только в университетах. 
В Германии нет так называемых «промежуточных» дипломов. Это значит, что диплом (звание) выдаётся (присваивается) лишь по окончании полного курса обучения. 
Промежуточные экзамены и преддипломы не являются окончательными и свидетельствуют лишь об успешном завершении начального курса обучения. 
Исключение составляют международные кафедры университетов и высших специальных учебных заведений, обучение на которых проходит по ускоренной программе. Получение звания бакалавра ( Bachelor ) здесь возможно уже через 6 семестров. Но при желании обучение можно продолить, чтобы получить после четырёх следующих семестров звание Master ( Magister ) или защитить диплом. 
Введение международных кафедр в немецких ВУЗах, выпускники которых получают звание бакалавра или магистра, было своего рода академической революцией. Сейчас в Германии насчитывается 280 таких курсов с присвоением международной квалификации бакалавра и 150 с присвоением звания магистра. 
Следует отметить следующие преимущества международных кафедр: их выпускники имеют хорошие карьерные шансы, а иностранцы охотнее едут на учёбу в Германию, поскольку полученные ими диплому признаются на родине. 
Профессиональное образование в 21-м веке 
Процессы глобализации, стремительное развитие информационных технологий и коммуникационных систем, а также преобразования социального и экономического характера, благодаря которым общество индустриального производства превратилось в общество науки и информации, изменили структуру международного рынка труда и предъявляют новые требования к компетенции и квалификации кадров. 
На фоне этих изменений профессиональное образование, а особенно — повышению квалификации, играют все более важную роль и становятся залогом успешной самореализации человека современном обществе. 
Для многих стран Германия с ее традициями профессионального образования, уходящими корнями в Средневековье, является сегодня ориентиром и примером для подражания. В результате последовательной модернизации система профессионального образования Германии — высокоэффективна и пользуется признанием во всем мире. 
Благодаря единственному в своем роде сочетанию теории и практики, а также широкому участию и поддержке немецкой экономики, система профобразования Германии создает учащимся наилучшие предпосылки для успешного профессионального будущего. 
В университетах студенты получают, в первую очередь, методологические и теоретические знания. Классический спектр академических дисциплин состоит из медицины и права, гуманитарных наук и искусствоведения, а также экономики и педагогики. В соответствии с принципом, который впервые выдвинул Вильгельм фон Гумбольдт, учёба и научная работа в университетах взаимосвязаны. Практическая ценность при выборе тем для исследований первостепенной роли не играет, то есть «познание» стоит выше «выгоды». 
Важно отметить, что немецкие студенты сами выбирают, какие лекции и семинары им посещать. Они также сами решают, к какому профессору записываться на экзамен. При этом важнейшие условия и объемы учебной программы определены в Академическом распорядке. Учёба в университете даёт не профессию, а научную квалификацию и базовые знания для будущей работы.

http://izn.nau.edu.ua/obuchenie/obrazovanie-v-mire/visshee-obrazovanie-v-germanii/

 

Система высшего образования Германии


   Современный  этап реформы высшего образования в Германии начался одновременно с объединением страны в 1991 г. и был обусловлен, с одной стороны, необходимостью модернизации и ин


Информация о работе Система образования в Германии