Система образования в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 00:37, реферат

Описание работы

Основной закон об образовании в Германии предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям. При этом цель политики в области образования заключается в том, чтобы оказать оптимальную поддержку каждому человеку и дать ему возможность получить квалифицированную подготовку, отвечающую его интересам и потребностям. Каждый гражданин Германии в течение всей жизни имеет возможность получить общее, высшее и профессиональное образование.

Файлы: 1 файл

Система образования в Германии.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

После окончания реальной школы можно устроиться на работу, а наиболее способные могут продолжить обучение в 11-м и 12-м классах гимназии. В гимназии школьник получает образование классического типа. После окончания гимназии даётся аттестат зрелости, дающий право на поступление в университет.

Среднее образование второй ступени (среднее II) осуществляется только в гимназии в 11-м и 12-м классах. Ученики тринадцатого класса гимназии считаются абитуриентами. В тринадцатом классе гимназии ученики готовятся к учёбе в высших учебных заведениях. По окончании тринадцатого класса гимназии ученики сдают экзамены по основным школьным предметам (нем. Abitur). Уровень обучения в 12-м и 13-м классах и уровень выпускных экзаменов в гимназии очень высок и по Международной классификации стандартов образования ЮНЕСКО ISCED соответствует уровню 1-2 курса высших учебных заведений стран с десятилетней или одиннадцатилетней системой школьного образования (например, России). Средняя оценка всех экзаменов абитура является важнейшим критерием для получения места для обучения в высшем учебном заведении. Вступительные экзамены в высшие учебные заведения Германии не проводятся. Приём осуществляется в соответствии со средней оценкой в аттестате, а также с учётом некоторых социальных факторов. Если на обучение в высшем учебном заведении претендентов больше, чем мест, то принимаются лучшие, а остальные записываются в очередь; они могут получить место для обучения в следующем году.

Среднее образование в Германии представлено профессиональными училищами, специальными профессиональными училищами и высшими специальными училищами.

Германия подвергается постоянной критике со стороны Организации экономического сотрудничества и развития за её политику в области образования. Правительство пока не принимает мер по устранению выявленных проблем в системе образования. По подсчётам Организации экономического сотрудничества и развития, расходы ФРГ на образование ниже среднего. При этом существует дисбаланс в финансировании учебных заведений. В то время как затраты на начальную школу относительно низки, большие средства инвестируются в высшие учебные заведения. По подсчётам экспертов, Германия может в дальнейшем понести убытки, если не будет осуществлена образовательная реформа.

Немецкая система высшего образования отличается многообразием типов вузов. Всего в Германии 383 вуза, из них 103 университета и 176 вузов прикладных наук. Получение первого высшего образования почти во всех вузах до недавнего времени было бесплатно как для немцев, так и для иностранцев. С 2007 года учащиеся некоторых вузов обязаны платить примерно 500 евро в семестр плюс обычный взнос (существующий гораздо дольше и везде), примерно 150 евро, в который входит проездной билет, пользование библиотеками и т. п. В западных федеральных землях, находящихся под управлением партии Христианский Демократический Союз, студенты, превысившие предписанный срок учёбы на несколько семестров, как правило, обязаны платить за учёбу. Эти реформы в системе образования урегулированы соответствующим законом. Количество студентов составляет почти 2 миллиона, из которых 48 % женщины, 250 000 иностранные студенты. Профессорско-преподавательского состава около 110 тыс. человек. Примерно 69 000 немцев учится за границей. До 2010 года в ходе болонского процесса немецкие вузы должны перестроить свои учебные программы по новому образцу.

Значительное число вузов — государственные и субсидируются правительством. Частных вузов сравнительно немного — 69.

При поступлении в вуз не предусмотрены вступительные экзамены, и самое главное для абитуриента — успешно сдать выпускные экзамены в школе или гимназии. При приёме на обучение престижным специальностям решающее значение имеет средний балл школьного аттестата абитуриента.

Распределением мест на престижные специальности в университетах занимаются не вузы, а специальное ведомство — «Zentralstelle für die Vergabe von Studienplätzen». Помимо среднего балла, ZVS учитывает также социальные и личные причины, например, инвалидность, семейное положение и пр. Если средний балл оказался недостаточным, то абитуриента ставят на очередь. После нескольких семестров ожидания ему предоставляют место в университете.

Желающие учиться в институтах (Fachhochschule) подают документы прямо туда. Здесь также происходит отбор на основе аттестатов.

В Германии регулярно определяются рейтинги университетов, учитывающие условия обучения и уровень преподавательских кадров, а также вероятность найти работу, окончив тот или иной вуз.

Родители всех учащихся до 25 лет в Германии имеют право получать так называемые «детские деньги» (Kindergeld) в размере 184 евро. Студенты, при учёте собственных доходов и доходов родителей, могут получать кредит на учёбу. Половину этого кредита нужно потом вернуть государству.

Помимо обычной стипендии, в Германии существует множество стипендий, назначаемых различными фондами — существуют фонды партий и Фонд немецкого народа, фонды церквей, правительств земель, отделов германского правительства, а также небольших региональных организаций. Стипендии обычно рассчитаны на определённую категорию студентов, например, особо одаренных. Стипендии предоставляются как немецким студентам, так и студентам из других стран. Основной организацией, выдающей стипендии для иностранцев является Германская Служба Академических Обменов (www.daad.ru). Следующий крупные фонды: Фонд Конрада Аденауера (Konrad Adenauer Stiftung), Фонд Фридриха Эрберта (Friedrich Erbert Stiftung), NaFög (Фонд каждой из Земель) выдаёт стипендии только на написание Диссертации (Promotionsstudium).

Научные исследования в Германии осуществляются в университетах и научных объединениях, а также в корпоративных исследовательских центрах. Научные исследования в университетах финансируются из федерального бюджета, из бюджета земель и из средств выделяемых предприятиями. В год на научные исследования в университетах тратится 9,2 миллиардов евро.

Научные и учебные процессы происходят не в «башне из слоновой кости», то есть не ограничиваются одними лишь теоретическими занятиями и разработками. В немецких вузах дают не только теоретическое образование, но и опыт практической работы по профессии. С фундаментальными исследованиями здесь соседствуют прикладные науки. Существует и много примеров удачного сотрудничества университетов с международными концернами и иностранными исследовательскими институтами. Всё это повышает конкурентоспособность и карьерные шансы выпускников немецких вузов.

Тот, кто не стремится к научной карьере, может выбрать для учёбы одно из высших специальных учебных заведений или поступить в один из политехнических институтов. С практической стороной избранной профессии студенты этих вузов знакомятся на немецких предприятиях. Промышленность заинтересована в установлении контактов с иностранными студентами, которых она рассматривает как своих потенциальных менеджеров или партнеров по бизнесу за границей.

Научные исследования в Германии осуществляют также четыре крупных научных объединения: Общество Макса Планка, Общество Гельмгольца, Общество Фраунгофера и Общество Лейбница. В Обществе Макса Планка около 13 тысяч сотрудников, из них 5 тысяч учёных, годовой бюджет общества — 1,4 миллиардов евро. В Обществе Гельмгольца около 26,5 тысяч сотрудников, из них 8 тысяч учёных, годовой бюджет — 2,35 миллиардов евро. В Обществе Фраунгофера около 12,5 тысяч сотрудников, бюджет — 1,2 миллиарда евро. В Обществе Лейбница 13,7 тысяч сотрудников, бюджет — 1,1 миллиарда евро.

Роман СТУПИН, главный редактор всероссийской газеты «Современная школа России». 

 

http://russia-school.com/index.php/archives/1532

 

Немецкая структура высшего образования предусматривает 4 вида дипломов:

  • "Diplom" - выдается по окончании вуза по техническим, экономическим, компьютерным специальностям.
  • "Magister"- лингвистика, языковедение, искусствоведение, воспитательная работа, социальная педагогика, все специальности связанные с языками и т.д.
  • "Staatsexamen"- юриспруденция, медицина
  • "Lehramt"- педагоги начальных, средних и профессиональных школ.

Многие немецкие Вузы переходят на двухступенчатую систему высшего образования "Bachelor"-"Master". Продолжительность программы 4,5 - 5 лет: начальное высшее образование(3 курса) и основное высшее образование(1,5-2 курса). По окончании каждого этапа выдается диплом - для начального "Bachelor", для основного "Маster".

Требования к студентам по мировой системе более высокие. Если студент хочет получить законченное высшее образование, он должен стараться и обязательно сдать переходные экзамены на Bachelor. Если студент успешно сдал экзамены, он получает Bachelor и зачисляется на 4 курс. Если экзамен сдан с плохими оценками, сертификат "Bachelor" выдается, но это будет незаконченное высшее образование, не дающее право учиться дальше.

Понятие Magister в Германии это не постдипломное. Это просто другое название диплома о высшем образовании. Данная программа дает возможность получить диплом о высшем образовании сразу по двум равнозначным независимым друг от друга специальности или по одной основной и двум второстепенным специальностям. Специальности должны быть совершенно разного направления, ни каким образом не связанные между собой. Это программа для гуманитариев. Только на этой программе засчитывается заграничный диплом. Всем остальным диплом на эту программу не засчитывается, не смотря на то, что второстепенную или параллельную специальность они выбирают близкую к своему диплому. При учете диплома решающее значение имеет только основная специальность.

Разновидности программы Magister:

  • Основная специальность + параллельная специальность.
  • Основная + одна второстепенная.
  • Основная + две второстепенных.

Как две основные параллельные специальности можно выбрать: первая основная (должна быть обязательно только гуманитарная) например Germanistik, педагогика.Вторая специальность может быть экономика, информатика, юриспруденция, инженерные специальности, география, но только не гуманитарные (педагогика, языковедение, искусствоведение и т.д.)

Постдипломное образование.

Постдипломное обучение в Германии возможно только при наличии диплома о высшем образовании из немецкого Вуза. С дипломом студент сможет продолжить обучение, с целью получения диплома о полном высшем образовании одного из немецких Вузов.Студентам-иностранцам из стран СНГ и России признают не весь диплом, а только 2-3 курса. Юристам и стоматологам засчитывают только 1-2 семестра. Первые 2 курса российского Вуза засчитываются, как немецкий аттестат"Abitur"(этот документ дает право зачисляться на 1 курс).Оставшиеся 3 курса из диплома будут учтены в соответствии с программой немецкого Вуза.

Такая система признания иностранных дипломов объясняется различием в программе среднего и высшего образования в России и Германии. Каждый Вуз учитывает диплом по индивидуальным критериям (отличие в программах обучения). Изученные в Российском Вузе дисциплины сравнивают с программой тех же дисциплин в немецком Вузе и соответствию по количеству часов (приложение к диплому).Стоматологам, юристам из диплома засчитывается максимально 1-2 семестра (разница в технологиях, законодательстве).

Чтобы получить немецкий диплом о высшем образовании и поступить на постдипломное, все иностранные студенты обязаны закончить 9-10 семестров в зависимости от специальности. Затем можно подавать на постдипломное "Promotion"(как аспирантура в России).ПрограммаAufbaustudium это еще один вид постдипломной программы. Продолжительность программы 2 года.По окончании пишется работа на 50-100 страниц. Выдается сертификат об окончании Aufbaustudium. Эта тоже постдипломная программа, как и Promotion, но короче на 1 год. Программы Aufbaustudium для иностранных студентов это программы MBA.

Требования при поступлении на программу:

  • Наличие диплома о высшем образовании, обязательны практические знания (минимум 2 года практики по специальности).
  • Сертификат TOEFL (570-630) или IELTS от 6,5. В частных Вузах тест САЕ признается наравне с TOEFL и IELTS.
  • Сертификат или справка об изучении немецкого языка минимум 250-400 часов.

Поступление на программу возможно только как продолжение обучения по своей специальности. Прием документов 1 раз в год, на зимний семестр.

http://langford.ru/foraged/highedu/germany/system/

 

Преимущества и недостатки образования в Германии

 
 
 В последнее время немецкие вузы принимали более 146 000 учащихся из-за рубежа в год. Российские студенты, учащиеся и стажирующиеся в ФРГ, пользуются очень хорошей репутацией в научных кругах, поскольку подготовка специалистов в России проводится на очень высоком уровне. В государственных вузах Германии высшее образование бесплатное. Это положение относится как к немецким, так и к иностранным студентам. Учащиеся из России могут поступать в любые Вузы Германии, но это невозможно сделать сразу после окончания школы. Дело в принципиальных различиях в системе среднего образования России и образования Германии. Немецкие школьники учатся в школе 13 лет, русские - только 11, поэтому поступить в немецкий университет можно лишь после окончания двух курсов российского высшего учебного заведения. Существует и другой вариант - при университетах в Германии есть специальные колледжи, которые готовят к поступлению в вуз иностранных студентов, желающих получать в Германии высшее образование. Подготовка проводится, в основном, для совершенствования немецкого языка абитуриентов, и, кроме того, по будущей специальности. В подобных колледжах Германии обучение длится один год и туда можно поступить уже после первого курса российского института или университета.

 
Расширение немецкой вузовской базы не поспевает за ростом числа учащихся, поэтому в последние годы в германских учебных заведениях сложилась особая ситуация по приему студентов. Наплыв абитуриентов привел к введению по всей стране количественного ограничения на прием в вузы даже по широко распространенным дисциплинам. Как правило, шанс на получение места в Вузе зависит от среднего балла аттестата зрелости и сроков ожидания, поскольку вступительных экзаменов не существует. На престижных факультетах, которыми в настоящее время являются медицинский, стоматологический, ветеринарный, фармакологии и психологии может применяться особая процедура отбора, при которой могут учитываться различные обстоятельства.

 
Отличие немецких университетов от российских заключается еще и в том, что в системе высшего образования Германии не существует уровней обучения как понятия "классов". Почти для всех курсов обучения рекомендованы учебные планы и требуется сдача промежуточных экзаменов, однако по многим дисциплинам студенты сами делают выбор в отношении изучаемых предметов и расписания занятий, то есть самостоятельно составляют программу на каждый семестр. Учебный год начинается примерно 15 октября и состоит, как и в России, из двух семестров. В конце каждого из них учащийся собирает специальные сертификаты тех спецкурсов и лекций, которые он прослушал и, в том случае, если он набрал определенное их количество, может подать заявку на экзамен и сдать его. В этом - преимущество и недостаток немецких вузов, потому что студенты могут безбоязненно предаваться развлечениям вместо учебы, особенно не привыкшие к такой свободе русские. К относительным недостаткам системы образования Германии можно отнести слишком большую среднюю продолжительность учебы и неограниченный ее срок. Сегодня, чтобы получить специальность, студент немецкого университета учится в среднем 14 семестров, то есть семь лет. По сравнению с мировым уровнем это достаточно долго.

Информация о работе Система образования в Германии