Система работы воспитателя по обучению детей среднего дошкольного возраста разным способам лепки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – теоретический анализ процесса развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста на занятиях по лепке.
Задачи работы:
1) рассмотреть понятие и сущность способностей;
2) проанализировать роль лепки (ИЗО-деятельности) в развитии детей;
3) охарактеризовать влияние лепки (ИЗО-искусства) на развитие творческих способностей.

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1. Психолого-педагогические основы работы воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста 5
1.1. Сущность и понятия работы воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста 5
1.2. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста в творческой изобразительной деятельности 10
Вывод по 1 разделу 14
Раздел 2. Опытно-исследовательская работа по выявлению способностей у детей среднего дошкольного возраста владения лепкой 16
2.1. Определение уровня развития владения лепкой у детей среднего дошкольного возраста 16
2.2. Разработка рекомендаций для воспитателей по развитию у детей среднего дошкольного возраста владения лепкой 21
2.3. Анализ и оценка деятельности средних дошкольников на занятиях лепки (контрольный этап) 24
Вывод по 2 разделу 31
Общие выводы 34
Заключение 39
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсов. Сис.раб. способам лепки шдпшще.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система работы воспитателя  по обучению детей среднего дошкольного  возраста разным способам лепки

 

 

План:

 

 

 

Введение

Одна из важных задач в области образования  – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Уже с раннего  возраста у ребенка должно развиваться  чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.

Развитие творческих способностей у детей – сложный  и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными вилами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с народным прикладным творчеством.

Об эстетическом воспитании написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей.

Но сегодня  возникла необходимость взглянуть  на предшествующий опыт с современной  позиции, актуализировать некоторые  проблемы.

Значение изобразительной  деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, Указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.

В последние  годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического  отношения к действительности. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект (С.М. Вайнерман, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, А.В. Дубровская, О.П. Карачунская, Т.С. Комарова, О.А. Лебедева).

Занятия в изостудии  способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст  наиболее благоприятен для совершенствования  работы органов чувств, накопления информации, о качественном многообразии окружающего мира. Чем раньше мы будем развивать эмоционально – чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в дошкольный период.

Объект исследования – психолого-педагогические аспекты  способностей.

Предмет исследования – процесс развития творческих способностей дошкольников на занятиях лепки.

Цель данной работы – теоретический анализ процесса развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста на занятиях по лепке.

Задачи работы:

1) рассмотреть  понятие и сущность способностей;

2) проанализировать  роль лепки (ИЗО-деятельности) в развитии детей;

3) охарактеризовать  влияние лепки (ИЗО-искусства) на развитие творческих способностей.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов по разделам, общих выводов, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

Раздел 1. Психолого-педагогические основы работы воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста

1.1. Сущность и понятия работы воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста

 

В основе результативности работы Дошкольных учреждений (ДОУ) лежит постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса. Заведующая, воспитатель анализируют деятельность педагогов по созданию условий комфортного пребывания детей в группе и развитию личности каждого ребенка, выделяют основные проблемы. Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между "тем, что есть" и "тем, что требуется". Поэтому воспитатель должен не только выявить несоответствие между практикой и требованиями, которые задаются в программах дошкольного образования, но и подсказать, найти пути улучшения воспитательного процесса. Необходимо ежегодно проводить анализ результатов работы в ДОУ, искать способы их улучшения. Примерное содержание анализа итогов учебного года может быть следующим: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей в течение года; суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, рационального питания и др.

Результаты  выполнения программы по всем направлениям. Анализ уровня познавательного развития детей, интеллектуального, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Общие выводы и резервы повышения качества выполнения программы.

Уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития); анализ успеваемости воспитанников детского сада. Общие выводы и резервы [28, c.24].

Анализируются так же, результаты повышения квалификации и аттестации воспитателей. Система  работы с родителями (по итогам анкетирования); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями.

Непосредственно на результаты работы ДОУ воздействовать нельзя. Это возможно только через  изменения в содержании или организации  учебно-воспитательного процесса. В ходе педагогического анализа вместе с педагогом проводится обязательное обсуждение результатов его труда.

Рассматривая  процесс управления дошкольным образовательным учреждением с позиций содержания, можно представить его как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса.

По форме  управление ДОУ - это анализ информации, технология которого состоит из 3 этапов: сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, собственно ее анализ и выдача воздействующей информации. Педагогический анализ - это функция управления, направленная на изучение состояния, тенденции развития, на объективную оценку результатов педагогического процесса, выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в более высокое качественное состояние [4, с.12].

Выделяются следующие понятия педагогического анализа: наблюдения педагогического процесса, контроль за ходом воспитательно-образовательной работы и педагогический анализ. Все эти понятия направлены на педагогический процесс и осуществляются в ходе посещения групп: "Под наблюдением мы понимаем целенаправленное восприятие основных элементов педагогического процесса для получения информации о состоянии, ходе отдельных параметров воспитательной работы. Контроль - функция управления, констатирующая, измеряющая уровень отдельных параметров педагогического процесса в соответствии с нормативными требованиями. Контроль направлен на сбор, систематизацию и хранение информации о состоянии учебно-воспитательной работы".

Из этого можно сделать заключение, что функция управления, направленная на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, выделение причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы, и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса дошкольного учреждения. Педагогический анализ осуществляется на основе данных наблюдения и контроля.

Воспитатель должен помнить, что педагогический анализ - это особый вид критики, поэтому  важно считаться с мнением воспитателя, не навязывать свою точку зрения. Сегодня, как никогда, действенен метод убеждения. Необходимо доказать большую рациональность применения других методов работы, убедить педагога пересмотреть свою точку зрения на тот или иной педагогический прием для достижения наивысших результатов в воспитании и развитии детей.

Педагогический  анализ не сводится только к выявлению  недостатков, но помогает найти положительное в работе. Значит, он способствует созданию передового педагогического опыта.

Сложность педагогического анализа заключается в том, что его объектом является человек, следовательно, руководитель должен обладать высокой управленческой культурой. Труд воспитателя творческий, поэтому надо уметь исследовать его работу.

Организация педагогического анализа заключается в том, чтобы привлечь воспитателя к анализу своей деятельности, именно к анализу, а не учету. Следовательно, самоанализ деятельности - это один из главных путей демократизации учебно-воспитательного процесса.

Но самоанализу  воспитателя надо учить. В этом и состоит задача руководителя. Самооценка и самоанализ основаны на всестороннем анализе собственной деятельности, являются фактором роста профессиональной зрелости и мастерства воспитателя. При этом роль контроля не снижается. Необходимо повышать его качество, умело соотносить самооценку воспитателя с мнением коллег, администрации, определять на этой основе планы дальнейшего самосовершенствования.

Трудность заключается  в том, что далеко не каждый педагог  готов к объективной оценке своей деятельности. Многие дают заниженные самооценки, а большинство - завышенные.

Большое значение придается внедрению системного подхода к анализу занятий  и режимных моментов.

Системный анализ предполагает: выделение в изучаемом  объекте характерных для него частей; оценку каждой части, ее роли и места; установление взаимосвязей и взаимозависимостей между частями, соединение их: в единое целое; оценку реального результата наблюдаемого объекта; выводы и предложения по совершенствованию работы педагога.

Для примера рассмотрим схему проведения педагогического анализа в детском саду (см. Рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Схема проведения педагогического анализа в детском саду

 

Далее рассмотрим формы анализа и самоанализа занятия. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач, их реализацию. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей детей. Системный анализ - это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечения формирования знаний, умений и навыков детей, усвоения ими способов обучения. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации целей занятия, содержания и видов деятельности детей по таким характеристикам, как уровни усвоения детьми знаний и способов умственной деятельности, развитие детей, реализация дидактических принципов. Структурно-временной анализ - это оценка использования времени занятия по каждому его этапу. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели и структурных элементов. Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к предмету исследования. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения дошкольников, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью детей и т.п.). Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).

Педагогический  анализ требует интеллектуального  напряжения личности, сформированного аналитического мышления. Стиль беседы с воспитателем - доброжелательный, уважительный и тактичный, с опорой на положительные моменты в работе. Важно учитывать индивидуальные особенности педагога: характер, тип нервной деятельности, стаж, уровень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическую эрудицию.

1.2. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста в творческой изобразительной деятельности

Способность к  творчеству является специфической  особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность  не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Любая трудовая деятельность человека всегда связана  с осознанием ее целей, представлением конечного результата, что определяет способ и характер действий, мобилизует волю человека. Чем выше уровень  развития способностей человека, тем  больше возможностей открывается для его творческой деятельности. Правильное понимание возможностей и своеобразия детского творчества требует от педагога знания того, какой характер носит деятельность в области искусства вообще, какими выразительными средствами пользуется художник для создания художественного образа, каковы этапы его творческой деятельности [47, с. 39].

Особенность творчества в изобразительном искусстве  Творчество художника - это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение. Деятельность художника связана с созданием произведений искусства, отражающих окружающую жизнь. Дошкольникам доступно овладение изобразительными умениями навыками.

В 2-3 года ребенок  легко усваивает навык правильно  держать карандаш и кисть, пользоваться ими. К шести годам он владеет достаточным запасом навыков и способен употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов.

В научных исследованиях  по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка. Это - проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств. Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.

Информация о работе Система работы воспитателя по обучению детей среднего дошкольного возраста разным способам лепки