Система работы воспитателя по обучению детей среднего дошкольного возраста разным способам лепки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – теоретический анализ процесса развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста на занятиях по лепке.
Задачи работы:
1) рассмотреть понятие и сущность способностей;
2) проанализировать роль лепки (ИЗО-деятельности) в развитии детей;
3) охарактеризовать влияние лепки (ИЗО-искусства) на развитие творческих способностей.

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1. Психолого-педагогические основы работы воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста 5
1.1. Сущность и понятия работы воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста 5
1.2. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста в творческой изобразительной деятельности 10
Вывод по 1 разделу 14
Раздел 2. Опытно-исследовательская работа по выявлению способностей у детей среднего дошкольного возраста владения лепкой 16
2.1. Определение уровня развития владения лепкой у детей среднего дошкольного возраста 16
2.2. Разработка рекомендаций для воспитателей по развитию у детей среднего дошкольного возраста владения лепкой 21
2.3. Анализ и оценка деятельности средних дошкольников на занятиях лепки (контрольный этап) 24
Вывод по 2 разделу 31
Общие выводы 34
Заключение 39
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсов. Сис.раб. способам лепки шдпшще.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.2.

Полученные  уровни владения приемами лепки детей  контрольной группы на констатирующем этапе исследования

Имя ребенка

Умение ставить  цель

Умения планировать  работу

Средний балл и  уровень

1.

Влада

2,5 - Высокий

2.

Динар

1,5 - Средний

3.

Зина

1,0 - Низкий

4.

Игорь

2,0 - Средний

5.

Катя

1,0 - Низкий

6.

Надя

2,0 - Средний

7.

Оксана

2,0 - Средний

8.

Петр

3,0 - Высокий

9.

Трофим

3,0 - Высокий

10

Шамиль

1,5 - Средний


 

Для сравнения  уровней владения приемами лепки  детей экспериментальной и контрольной  групп на констатирующем этапе исследования, построим таблицу 2.3.

 

 

Таблица 2.3.

Сравнительные результаты уровней владения приемами лепки детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Оптимальный уровень - 0%

Оптимальный уровень - 0%

Высокий уровень - 20%

Высокий уровень - 30%

Средний уровень - 60%

Средний уровень - 50%

Низкий уровень - 20%

Низкий уровень - 20%


 

Перенесем полученные результаты на гистограммы 2.1 и 2.2.

 

Рис. 2.1. Уровни экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования

 

 

Рис. 2.2. Уровни контрольной группы на констатирующем этапе исследования

 

Таким образом, на констатирующем этапе исследования нами получены следующие уровни владения приемами лепки:

Оптимальный уровень  у детей экспериментальной и  контрольной групп на данном этапе  работы не обнаружен.

Высокий уровень  показали 20% детей экспериментальной и 30% детей контрольной групп. Данные средние дошкольники, при постановке цели чаще принимают цель от взрослого, чем ставят ее сами. Значимость и необходимость работы детьми осознаются. При планировании работы лишь с косвенной поддержкой взрослого дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Средний уровень  показали 60% детей экспериментальной  и 50% детей контрольной групп. Эти  ребята никогда не ставят цели сами, но принимают цель, поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы они осознавали значимость и необходимость работы. Планирование работы, происходит при помощи прямых указаний взрослого, дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Низкий уровень  выявлен у - 20% детей экспериментальной  и 20% детей контрольной групп. Средние  дошкольники принимают цель, поставленную взрослым с большим трудом при условии совместного с ним действия. Они не рассуждают по поводу необходимости и значимости работы, лишь соглашаются с вашими доводами. При планировании работы дошкольники действуют хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого мало перестраивают действия ребенка или даже не принимаются.

На формирующем  этапе исследования для средних  дошкольников экспериментальной группы будет подобрана специальная  методика обучения лепки. Дети контрольной  группы на данном этапе работы участия  принимать не будут.

2.2. Разработка рекомендаций для  воспитателей по развитию у  детей среднего дошкольного возраста  владения лепкой

 

В этой группе воспитатель  предоставляет детям больше самостоятельности  в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее и выполнить. Учить детей планировать свою работу можно во время наблюдений, перед чтением литературных произведений.

Для этого необходимо их предупредить, что они будут  лепить тот предмет, который рассматривают на картинке или о котором им читают. Это дает возможность заранее настроить детей на предстоящее занятие, четко воспринять особенности предмета и в какой-то степени обдумать его изображение.

Если ребенок  будет твердо знать, над чем он должен работать, то это даст ему  возможность более целенаправленно  и уверенно заниматься лепкой. Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого.

Для этого воспитатель  должен подбирать для изображения  предметы с ярко выраженными чертами. Ребята, как и в предыдущей группе, предварительно рассматривают предметы. Иногда можно придумывать игры с теми игрушками, которые предстоит детям вылепить. Но игра не дает возможности планомерно обследовать предмет.

В основном для  изобразительной деятельности нужно  развивать в детях зрительное восприятие окружающего на основе приобретенных знаний и опыта. Зрительный анализ здесь воспитатель проводит так же, как и в других группах. В начале занятия ребята рассматривают предмет со всех сторон, зная, что это необходимо для того, чтобы во время лепки все стороны выполнялись одинаково хорошо.

Для демонстрируемого предмета желательно иметь специальное  приспособление - подставку с поворотным кругом, что даст возможность показать ребенку противоположную сторону  предмета. После этого предмет  снова возвращают в прежнее положение.

Дети 4-5 лет уже в состоянии проанализировать строение, форму предметов. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных особенностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель это делает сам.

Многие способы  лепки детям знакомы. Они умеют  создавать основные формы, видоизменять их, а, следовательно, воспитателю нет  надобности, прибегать к показу изображения  на каждом занятии. Все чаще он полагается на самостоятельность детей в  решении тех или иных вопросов. Задача воспитателя - понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении.

Тем ребятам, которые  неудачно выбрали способ лепки, нужно  доказать, что есть другой, наиболее удобный и подходящий.

Важно, чтобы  дети из множества возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный  образ.

Например, собаку или кошку можно вылепить способом вытягивания из целого куска глины  или из отдельных частей.

Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Этот способ сложный, но в старшей группе дети с ним знакомы и могут самостоятельно его применять.

Трудность вытягивания  формы из целого куска для ребенка  заключается в том, что нужно  на глаз определить количество глины  для той или иной части. Дети 4-5 лет уже могут на глаз определять, сколько потребуется глины для частей, но дальнейший процесс - уточнение пропорций и формы - ребенку еще сложен. И здесь должен помочь воспитатель, указывая на недостатки в изображении. Помощь эта заключается в наводящих вопросах, дополнительном анализе формы, подсказе некоторых изобразительных средств.

Кроме того, детям  необходимо читать интересные рассказы, сказки, стихи, в которых ярко раскрывается тот или иной образ. Иногда используются загадки, но надо подобрать тексты так, чтобы описание предмета больше касалось перечисления частей, формы, размеров, действий.

Например:

С рожками, бородкой,

хвост совсем короткий,

Забодает, если зол,

Кто же это? (Козел.)

В конце занятия  воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как  соблюдены пропорции, выполнены  форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы.

Важно, чтобы  дети научились критически и доброжелательно  оценивать свою лепку и работу товарищей.

2.3. Анализ и оценка деятельности средних дошкольников на занятиях лепки (контрольный этап)

 

Опытно-экспериментальная работа проходила в сенябре 2012 года, в эксперименте участвовали дошкольники старшей возрастной группы: экспериментальна группа - 10 детей, контрольная группа 10 детей.

Для анализа  и оценки деятельности на занятиях лепки мы взяли следующие компоненты:

Определение умения ставить цель;

Умения планировать  работу.

Данный экспресс-анализ, нами использовался на констатирующем этапе исследования.

1. Определение умения ставить цель;

Многократные  наблюдения педагога за детьми позволят сделать самоанализ этого показателя и дать ему балловую оценку.

4 балла. Ребенок чаще ставит цель сам, чем принимает от взрослого, обнаруживая необходимость работы и осознавая ее значимость для себя и других.

3 балла. Ребенок чаще принимает цель от взрослого, чем ставит сам. Значимость и необходимость работы ребенком осознаются.

2 балла. Ребенок никогда не ставит цели сам, но принимает цель, поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы он осознал значимость и необходимость работы.

1 балл. Ребенок принимает цель, поставленную взрослым с большим трудом при условии совместного с ним действия. Он не рассуждает по поводу необходимости и значимости работы, лишь соглашается с вашими доводами.

2. Умения  планировать работу;

Отметим, что  для полной оценки этого умения необходимо определить уровень и практического  и словесного планирования. Для экспресс-анализа  мы берем только практическое планирование. Ответ на этот вопрос даст наблюдение за ребенком в процессе работы. Наблюдая, отметим:

а) Организует ли ребенок рабочее место;

б) Последовательно  ли выполняет все этапы работы;

в) Рациональные ли способы действия использует;

г) Применяет  ли контрольные действия по ходу работы и по окончанию ее;

Если ребенок, затрудняется в каком-либо из этих моментов планирования, сначала окажите ему косвенную помощь. Если при ваших косвенных подсказках ребенок не корректирует своего поведения, примените прямые указания. Если и прямые указания не перестраивают поведения ребенка, отнесем его к самому низкому уровню по умению планировать.

4 балла. Самостоятельно без вмешательства взрослого организует рабочее место, действует в правильной последовательности и рациональными способами, проверяет работу по ходу и окончанию ее.

3 балла. Все выше названное делает с косвенной помощью взрослого.

2 балла. Все выше сказанное делает с помощью прямых указаний взрослого.

1 балл. Действует хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого мало перестраивают действия ребенка или даже не принимаются.

Количество баллов за целостный процесс у каждого ребенка исчисляется следующим образом: складываются баллы, полученные за каждый компонент, их сумма делится на количество компонентов.

Если суммарный  балл, набранный, дошкольником за весь процесс составляет от 3, 5 до 4 - деятельность оптимальная;

От 2,4 до 3,4 - деятельность на высоком уровне;

3 - 2,3 - деятельность  на среднем уровне;

Ниже 1,2 баллов - деятельность на низком уровне.

Проанализировав компоненты деятельности средних дошкольников экспериментальной и контрольной групп, занесем результаты в таблицы 3.1 и 3.2.

 

Таблица 3.1.

Полученные  уровни владения приемами лепки детей  экспериментальной группы на контрольном  этапе исследования

Имя ребенка

Умение ставить  цель

Умения планировать  работу

Средний балл и  уровень

1.

Альфина

3,5 - Оптимальный

2.

Виалетта

2,0 - Средний

3.

Георгий

4,0 - Оптимальный

4.

Дамир

2,5 - Высокий

5.

Ирек

2,5 - Высокий

6.

Людмила

3,5 - Оптимальный

7.

Мунавара

2,5 - Высокий

8.

Оля

3,5 - Оптимальный

9.

Родион

4,0 - Оптимальный

10

Тимофей

3,0 - Высокий


 

Таблица 3.2.

Полученные  уровни владения приемами лепки детей  контрольной группы на контрольном  этапе исследования

Имя ребенка

Умение ставить  цель

Умения планировать  работу

Средний балл и уровень

1.

Влада

2,5 - Высокий

2.

Динар

1,5 - Средний

3.

Зина

1,5 - Средний

4.

Игорь

2,0 - Средний

5.

Катя

1,0 - Низкий

6.

Надя

2,0 - Средний

7.

Оксана

2,0 - Средний

8.

Петр

3,0 - Высокий

9.

Трофим

3,0 - Высокий

10

Шамиль

1,5 - Средний

Информация о работе Система работы воспитателя по обучению детей среднего дошкольного возраста разным способам лепки