Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 23:25, курсовая работа
Цель данной работы – теоретический анализ процесса развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста на занятиях по лепке.
Задачи работы:
1) рассмотреть понятие и сущность способностей;
2) проанализировать роль лепки (ИЗО-деятельности) в развитии детей;
3) охарактеризовать влияние лепки (ИЗО-искусства) на развитие творческих способностей.
Введение 3
Раздел 1. Психолого-педагогические основы работы воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста 5
1.1. Сущность и понятия работы воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста 5
1.2. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста в творческой изобразительной деятельности 10
Вывод по 1 разделу 14
Раздел 2. Опытно-исследовательская работа по выявлению способностей у детей среднего дошкольного возраста владения лепкой 16
2.1. Определение уровня развития владения лепкой у детей среднего дошкольного возраста 16
2.2. Разработка рекомендаций для воспитателей по развитию у детей среднего дошкольного возраста владения лепкой 21
2.3. Анализ и оценка деятельности средних дошкольников на занятиях лепки (контрольный этап) 24
Вывод по 2 разделу 31
Общие выводы 34
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития, творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах. Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить [5, с. 46].
Таким образом, первый этап творческого процесса - возникновение замысла - имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения.
Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей. Средний дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием. Мы видим, что все три этапа творческого процесса есть и в деятельности ребенка, но соотношение этих этапов иное, чем у взрослого художника.
Изучению своеобразия детского изобразительного творчества в советской педагогике посвящен ряд педагогических и психологических исследований. Определение детского творчества одной из первых дала Е.А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» [24, с. 37].
Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т.е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала. Исследования последних лет направлены на выявление конкретных показателей образного начала в деятельности дошкольника.
Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков [37, с. 89].
Средства выразительности при создании образа детьми. В самый ранний период творчества, когда форма изображения бывает очень примитивна, ребенок мыслит образ живым, конкретным, действующим. Не владея в этот период в достаточной мере изобразительными средствами, он выражает эту действенность звуками, жестами, движением. Даже старшие дошкольники, когда у них есть необходимые навыки, иногда используют речь для усиления выразительности образа. Только постепенно под руководством педагога ребенок овладевает изобразительными средствами.
Исследователи детского изобразительного творчества - Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, доступны в определенной степени ребенку дошкольного возраста. В исследованиях, прежде всего, подчеркивается, что все образы, создаваемые детьми, в основе имеют реальную действительность. Даже при создании фантастического образа ребенок еще больше утверждается в реальности [28, с. 114].
К созданному ребенком целостному образу нужно относиться с учетом его возраста. Маленький ребенок не может дать полное изображение предмета (со всеми частями и деталями в их соотношениях). В первых рисунках, лепке часто отсутствуют самые существенные детали. Даже у старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без всего разнообразия их вариантов и мелких изгибов), но вся конструкция предмета, наличие разнообразных деталей говорит о желании ребенка создать образ, соответствующий реальному.
Выразительность образа достигается с помощью изображения деталей и дополнительных предметов, создающих обстановку. Художник сознательно подходит к отбору деталей, изображая лишь те, которые способствуют раскрытию образа. Ребенку, особенно в младшем возрасте, в изображении деталей присущ элемент случайности. Не всякая изображенная им деталь усиливает выразительность. А иногда и выразительные детали также появляются случайно, без сознательного замысла.
В старшем дошкольном возрасте, когда воспитывается способность планировать работу, ребенок начинает отбирать детали, характерные для данного образа. Причем показателем важности их является то, что отделываются они гораздо тщательнее всего стального [23, с. 59].
В первом разделе «Психолого-педагогические основы работы воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста» нами были рассмотрены следующие вопросы:
- сущность и понятия работы воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста;
- особенности развития детей среднего дошкольного возраста.
Творчество
– интегральная деятельность личности,
необходимая каждому
Из предлагаемого понимания детского творчества становится очевидным, что для его развития детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомить с произведениями искусства.
Необходимыми условиями развития художественного творчества у детей дошкольного возраста являются:
Мы считаем, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс, разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.
Мы исходим из того, что занятия разнообразными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение.
В творческой деятельности мы видим свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Опытно-экспериментальная работа проходила в январе 2012 года, в эксперименте участвовали дошкольники средней возрастной группы: экспериментальная и контрольная (по 10 дошкольников).
Для анализа и оценки деятельности на занятиях лепки мы взяли следующие компоненты:
Определение умения ставить цель;
Умения планировать работу.
1. Определение умения ставить цель.
Многократные наблюдения педагога за детьми позволят сделать самоанализ этого показателя и дать ему балловую оценку.
4 балла. Ребенок чаще ставит цель сам, чем принимает от взрослого, обнаруживая необходимость работы и осознавая ее значимость для себя и других.
3 балла. Ребенок чаще принимает цель от взрослого, чем ставит сам. Значимость и необходимость работы ребенком осознаются.
2 балла. Ребенок никогда не ставит цели сам, но принимает цель, поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы он осознал значимость и необходимость работы.
1 балл. Ребенок принимает цель, поставленную взрослым с большим трудом при условии совместного с ним действия. Он не рассуждает по поводу необходимости и значимости работы, лишь соглашается с вашими доводами.
2. Умения планировать работу.
Отметим, что для полной оценки этого умения необходимо определить уровень и практического и словесного планирования. Для экспресс-анализа мы берем только практическое планирование. Ответ на этот вопрос даст наблюдение за ребенком в процессе работы. Наблюдая, отметим:
а) Организует ли ребенок рабочее место;
б) Последовательно ли выполняет все этапы работы;
в) Рациональные ли способы действия использует;
г) Применяет ли контрольные действия по ходу работы и по окончанию ее;
Если ребенок, затрудняется в каком-либо из этих моментов планирования, сначала окажите ему косвенную помощь. Если при ваших косвенных подсказках ребенок не корректирует своего поведения, примените прямые указания. Если и прямые указания не перестраивают поведения ребенка, отнесем его к самому низкому уровню по умению планировать.
4 балла. Самостоятельно без вмешательства взрослого организует рабочее место, действует в правильной последовательности и рациональными способами, проверяет работу по ходу и окончанию ее.
3 балла. Все выше названное делает с косвенной помощью взрослого.
2 балла. Все выше сказанное делает с помощью прямых указаний взрослого.
1 балл. Действует хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого мало перестраивают действия ребенка или даже не принимаются.
Количество баллов за целостный процесс у каждого ребенка исчисляется следующим образом: складываются баллы, полученные за каждый компонент, их сумма делится на количество компонентов.
Если суммарный балл, набранный, дошкольником за весь процесс составляет от 3, 5 до 4 - деятельность оптимальная;
От 2,4 до 3,4 - деятельность на высоком уровне;
3 - 2,3 - деятельность на среднем уровне;
Ниже 1,2 баллов - деятельность на низком уровне.
Проанализировав
компоненты деятельности старших дошкольников
экспериментальной и
Таблица 2.1.
Полученные уровни владения приемами лепки детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования
№ |
Имя ребенка |
Умение ставить цель |
Умения планировать работу |
Средний балл и уровень |
1. |
Альфина |
2б |
2б |
2,0 - Средний |
2. |
Виалетта |
1б |
1б |
1,0 - Низкий |
3. |
Георгий |
2б |
2б |
2,0 - Средний |
4. |
Дамир |
1б |
2б |
1,5 - Средний |
5. |
Ирек |
1б |
1б |
1,0 - Низкий |
6. |
Людмила |
2б |
2б |
2,0 - Средний |
7. |
Мунавара |
1б |
2б |
1,5 - Средний |
8. |
Оля |
2б |
3б |
2,5 - Высокий |
9. |
Родион |
3б |
3б |
3,0 - Высокий |
10 |
Тимофей |
2б |
2б |
2,0 - Средний |