Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 23:25, курсовая работа
Цель данной работы – теоретический анализ процесса развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста на занятиях по лепке.
Задачи работы:
1) рассмотреть понятие и сущность способностей;
2) проанализировать роль лепки (ИЗО-деятельности) в развитии детей;
3) охарактеризовать влияние лепки (ИЗО-искусства) на развитие творческих способностей.
Введение 3
Раздел 1. Психолого-педагогические основы работы воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста 5
1.1. Сущность и понятия работы воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста 5
1.2. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста в творческой изобразительной деятельности 10
Вывод по 1 разделу 14
Раздел 2. Опытно-исследовательская работа по выявлению способностей у детей среднего дошкольного возраста владения лепкой 16
2.1. Определение уровня развития владения лепкой у детей среднего дошкольного возраста 16
2.2. Разработка рекомендаций для воспитателей по развитию у детей среднего дошкольного возраста владения лепкой 21
2.3. Анализ и оценка деятельности средних дошкольников на занятиях лепки (контрольный этап) 24
Вывод по 2 разделу 31
Общие выводы 34
Заключение 39
Список использованной литературы 42
На формирующем этапе исследования для средних дошкольников экспериментальной группы была подобрана специальная методика обучения лепки. Дети контрольной группы на данном этапе работы участия не принимали.
На контрольном этапе исследования нами получены следующие уровни владения приемами лепки:
Оптимальный уровень выявлен у 50% детей экспериментальной группы, напомним, что на констатирующем этапе дошкольников с таким уровнем обнаружено не было, т.е. данный результат увеличился на 50%. В контрольной группе указанный уровень не выявлен. Дошкольники чаще ставят цель сами, чем принимают от взрослого, обнаруживая необходимость работы и осознавая ее значимость для себя и других. При планировании работы самостоятельно без вмешательства взрослого организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.
Высокий уровень показали 40% детей экспериментальной и 30% детей контрольной групп. Данные средние дошкольники, при постановке цели чаще принимают цель от взрослого, чем ставят ее сами. Значимость и необходимость работы детьми осознаются. При планировании работы лишь с косвенной поддержкой взрослого дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.
Средний уровень показали 10% детей экспериментальной и 60% детей контрольной групп. Эти ребята никогда не ставят цели сами, но принимают цель, поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы они осознавали значимость и необходимость работы. Планирование работы, происходит при помощи прямых указаний взрослого, дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.
Низкий уровень
у детей экспериментальной
При планировании
работы дошкольники действуют
Таким образом,
проведенная практическая работа, доказывает
эффективность подобранной
Методика руководства изобразительной деятельностью детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания.
В круг вопросов
методики изобразительной деятельности
входит определение таких методов
и приемов воспитания и обучения,
которые наилучшим способом влияли
бы на развитие детей. Для этого надо
хорошо знать своеобразие и
Знание процессов восприятия, мышления, воображения у детей от двух до семи лет дает основание правильно строить работу с детьми, т.е. определить содержание, методы и приемы их воспитания и обучения.
На занятиях лепкой формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира.
Занятия изобразительным искусством в детском саду являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.
Знание психологии ребенка помогает педагогу лучше понять его склонности, желания, выявить способности. Знание анатомии, физиологии и гигиены позволяет строить обучение детей соответственно их возрастным особенностям. В первую очередь следует учитывать развитие высшей нервной деятельности детей, которая определяет все психические процессы, в том числе и способность к творчеству.
Педагог должен знать, что для ребенка дошкольного возраста характерно недостаточное развитие анализаторов, слабая координация движений руки и глаза, быстрая утомляемость. Знания, умения и навыки рисования, лепки и т.п. дети получают на занятиях.
Содержание и методы проведения занятий по изобразительной деятельности должны быть тесно связаны с впечатлениями, получаемыми детьми в процессе наблюдений окружающей действительности, чтения книг, игр и т.п.
В ходе выполнения курсовой работы поставленная цель изучить и подобрать наиболее эффективную методику лепки для детей среднего дошкольного возраста, выполнена.
Нами решены следующие задачи:
Выдвигаемая гипотеза, что обучение средних дошкольников лепки будет наиболее эффективным если педагог:
Курсовая работа имеет теоретическую и практическую значимость для сотрудников дошкольных образовательных учреждений, данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при подготовке консультаций, при написании рефератов, курсовых работ, при подготовке методических пособий.
Приложение 1.
Конспект урока по изобразительному искусству для детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Лепка сказочного героя».
Цель урока: учить работать с пластилином.
Задачи:
- обучения основам лепки;
- приобщение детей к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры общества;
- формирование
художественно-образного
-систематическое
развитие зрительного
- развитие творческих способностей; расширение диапазона чувств, воображения, фантазии.
Оборудование: пластилин, стеки, подкладные доски, мокрые тряпочки, образец изделия.
Ход урока:
1.Организационный момент. 2. Основная часть. 1) Подведение к теме урока.
2) Практическая часть.
3)Подведение итогов. 3.Заключительная часть. |
+ +
- + +
- + - +
- +
- +
- + + -
+
+
+
+
+
+
+ + - +
+ - +
+
+ +
+
+
+ |
Правильно. Назовите их имена. Хорошо. Теперь скажите, а из каких сказок пришли к нам эти персонажи? «Золотой ключик» А каких еще вы знаете героев из этой сказки? Пьеро, Буратино, папа Карло… Посмотрите на Буратино. Опишите его. Чем он отличается от других персонажей? …А кто помогает нам увидеть, как выглядит сказочный герой? Верно. Давайте сравним, как представляют себе Буратино разные художники. …Каждый художник нарисовал Буратино по-своему. А чем похожи эти изображения Буратино? Длинный нос, волосы, как стружки,, полосатая шапка… Сегодня на уроке мы будем лепить голову Буратино из пластилина. Посмотрите, я покажу вам голову Буратино, которую слепила сама. Но прежде, чем мы приступим к лепке, давайте вспомним правила работы с пластилином.
Для того чтобы слепить голову сначала нужно скатать шарик. Возьмите кусок пластилина, положите на ладошку и круговыми движениями ладошек придайте пластилину форму шара. Это наша заготовка для головы. Посмотрите на Буратино. Какой у него нос? Он длинный, по форме напоминает морковку. Мы будем лепить нос вытягиванием из головы. Двумя пальцами оттащите немного пластилина и придайте будущему носу Буратино форму морковки. Дети, скажите, а на чем держится голова? На шее. Правильно. Но т.к. мы лепим одну голову Буратино, то вместо шеи мы сделаем подставку, чтобы голова Буратино не падала.Возьмите целый кусок пластилина и прикрепите к нему голову. Отложите голову. Дальше мы с вами изготовим шапку для Буратино. пальчиками конец шапочки, чтобы он был сплющенный и отогните конец вниз. Отложите шапочку. Сделаем нашему Буратино волосы. Т.к. Буратино деревянный, то его волосы похожи на стружки. Возьмите кусок желтого пластилина и разделите на две части. Из каждой части сделайте тонкую колбаску прижмите ее пальчиком и каждую колбаску разделите на четыре части (пополам, потом еще пополам). У нас получилось 8 волосинок. 3 мы прикрепим спереди – это будет челка и 5 сзади. Теперь будем одевать нашего Буратино. Наденем ему на голову шапку. Прикрепите ее так, чтобы шапка чуть-чуть прикрывала волосы. Теперь отогните волосы кверху – завейте их. Ребята, а чего не хватает у нашего Буратино? Глаз и рта. Какого цвета
можно сделать глаза у Зеленого. Голубого. Да, сделайте такие глаза, какие вам больше нравятся. Голубые или зеленые. Ребята, а что нужно сделать, чтобы глазки у Буратино смотрели, и он ожил? Нужно сделать зрачки. Зрачки мы сделаем из пластилина черного цвета. Маленькие шарики из черного пластилина прикрепим к цветным глазам, сверху еще меньше – шарики из белого пластилина. Сделайте это очень аккуратно. Осталось сделать рот. Как вы думаете Буратино грустный или веселый? Веселый. Тогда мы нарисуем ему большой улыбающийся рот. Возьмите ножичек и нарисуйте Буратино рот. Вот и готов наш сказочный герой!
Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Вызвать несколько человек с лучшими работами к доске.)
Посмотрите, ребята, у нас, как и художников-аниматоров получился у всех разный Буратино. Что нового вы узнали на уроке? Что вспомнили? |
Приложение 2.
Конспект урока по изобразительному искусству для детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Лепка сказочных домиков».
Цель: научить лепить домики разной формы.
Задачи:
- обучения основам лепки;
- приобщение дошкольников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры общества;
- формирование
художественно-образного
-систематическое
развитие зрительного
- развитие творческих способностей; расширение диапазона чувств, воображения, фантазии.
Оборудование: образец изделия, пластилин, подкладные доски, стеки, мокрые тряпочки, муляжи овощей и фруктов, рисунки сказочных домиков.
Ход работы:
|
+
- + - + - + -+ -+ - + - + - + - + - + + - + - + - + - +
+
+
+
- +
+
- +
- + - + - +
- + -
+ -
+ - +
+
+
+
+
- + - + - + +
+
+ |
Приветствие. Каждое животное и насекомое имеет свой дом. Вспомните, какое-либо насекомое или какое-либо животное и назовите дом, в котором они живут. … Скажите, как называется дом у медведя? Берлога / нора. А кто еще из животных живет в норе? Лиса. А чей дом – улей? Пчела. А где живет заяц? … А где живет белка? В дупле. Какой дом выстроил себе крот? Он живет под землей. А где живет муравей? В муравейнике. Кто свой дом носит на себе? Улитка. Где живет черепаха? В панцире. А сейчас давайте вспомним сказочные домики. Где живет дюймовочка? Цветок. В каком доме живет снежная королева? В ледяном дворце. А где живет красная шапочка? В деревянном домике. А у кого из сказочных героев дом был на крыше? Карлсон. Молодцы, ребята мы с вами вспомнили много домиков. Сегодня на уроке мы будем лепить домики для сказочных героев из пластилина. Кто раньше уже лепил из пластилина? Давайте вспомним правила работы с пластилином.
Ребята, скажите, из каких частей должен обязательно состоять дом? Основание, стены, окна, крыша, труба. Сегодня на уроке мы будем превращать фрукты и овощи в сказочные дома. Посмотрите на этот рисунок, на какой овощ похож этот дом? Горох. А теперь, отгадайте, на какой фрукт похож этот дом? На яблоко. Докажите, что это дом. Есть окна, двери, крыша, труба. Какие еще фрукты и овощи вы знаете? Яблоко, груша, банан, картофель. Какие из названных фруктов и овощей имеют форму шара? Яблоко, … Приплюснутого шара? Томат.
Кто знает, как можно превратить шарик в морковку? Взять шарик в руки и раскатать до получения морковки. А как можно шарик превратить в овал? Взять шарик в руки и раскатать до получения овала. Так вы сможете придать вашему домику форму какого-либо овоща или фрукта. Для того, чтобы сделать окна и дверь у домика, раскатаем маленькие жгутики и нарисуем окна и дверь. А крышу у домика сделаем в форме листика.
А теперь, ребята, закройте глазки и представьте домик, который вы хотели бы слепить.
Помните, что ваш домик должен соответствовать определенному цвету овоща или фрукта. Если домик будет томат, то какого цвета возьмем пластилин? Красным. А если огурец? Зеленый. Апельсин? Оранжевый. А яблоко? Зеленого, желтого, красного.
Повторим правила работы с пластилином.
Давайте вспомним, что мы делали для того, чтобы превратить овощ или фрукт в домик?
Сейчас посмотрим какие у нас получились домики. Ребята первого ряда покажите свои работы. Какие овощи или фрукты они превращали в домики? … Отгадайте у второго ряда и т.д. Из ваших работ мы сделаем выставку. Поставьте свои работы на доску. |