Система работы воспитателя по обучению детей среднего дошкольного возраста разным способам лепки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – теоретический анализ процесса развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста на занятиях по лепке.
Задачи работы:
1) рассмотреть понятие и сущность способностей;
2) проанализировать роль лепки (ИЗО-деятельности) в развитии детей;
3) охарактеризовать влияние лепки (ИЗО-искусства) на развитие творческих способностей.

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1. Психолого-педагогические основы работы воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста 5
1.1. Сущность и понятия работы воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста 5
1.2. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста в творческой изобразительной деятельности 10
Вывод по 1 разделу 14
Раздел 2. Опытно-исследовательская работа по выявлению способностей у детей среднего дошкольного возраста владения лепкой 16
2.1. Определение уровня развития владения лепкой у детей среднего дошкольного возраста 16
2.2. Разработка рекомендаций для воспитателей по развитию у детей среднего дошкольного возраста владения лепкой 21
2.3. Анализ и оценка деятельности средних дошкольников на занятиях лепки (контрольный этап) 24
Вывод по 2 разделу 31
Общие выводы 34
Заключение 39
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсов. Сис.раб. способам лепки шдпшще.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

 

Для сравнения  уровней владения приемами лепки  детей экспериментальной и контрольной  групп на контрольном этапе исследования, построим таблицу 3.3.

 

 

 

Таблица 3.3.

Сравнительные результаты уровней владения приемами лепки детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Оптимальный уровень - 50%

Оптимальный уровень - 0%

Высокий уровень - 40%

Высокий уровень - 30%

Средний уровень - 10%

Средний уровень - 60%

Низкий уровень - 0%

Низкий уровень - 10%


 

Перенесем полученные результаты на гистограммы 3.1. и 3.2.

Рис. 3.1. Уровни экспериментальной группы на контрольном этапе исследования

Рис. 3.2. Уровни контрольной группы на контрольном этапе исследования

 

Для наглядности  на гистограммах 3.3 и 3.4 отобразим полученные результаты экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах исследования, тем самым покажем, как изменились результаты экспериментальной и контрольной групп.

 

Рис. 3.3. Сравнительная гистограмма экспериментальной группы

Рис.3.4. Сравнительная гистограмма контрольной группы

 

Итак, на контрольном  этапе исследования нами получены следующие  уровни владения приемами лепки:

Оптимальный уровень  выявлен у 50% детей экспериментальной  группы, напомним, что на констатирующем этапе дошкольников с таким уровнем  обнаружено не было, т.е. данный результат  увеличился на 50%. В контрольной группе указанный уровень не выявлен. Дошкольники чаще ставят цель сами, чем принимают от взрослого, обнаруживая необходимость работы и осознавая ее значимость для себя и других. При планировании работы самостоятельно без вмешательства взрослого организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Высокий уровень  показали 40% детей экспериментальной  и 30% детей контрольной групп. Данные средние дошкольники, при постановке цели чаще принимают цель от взрослого, чем ставят ее сами. Значимость и необходимость работы детьми осознаются. При планировании работы лишь с косвенной поддержкой взрослого дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Средний уровень  показали 10% детей экспериментальной  и 60% детей контрольной групп. Эти  ребята никогда не ставят цели сами, но принимают цель, поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы  они осознавали значимость и необходимость работы. Планирование работы, происходит при помощи прямых указаний взрослого, дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Низкий уровень  у детей экспериментальной группы не выявлен, на констатирующем этапе он составлял 20%, в контрольной группе обнаружен у - 10% детей. Средние дошкольники принимают цель, поставленную взрослым с большим трудом при условии совместного с ним действия. Они не рассуждают по поводу необходимости и значимости работы, лишь соглашаются с вашими доводами. При планировании работы дошкольники действуют хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого мало перестраивают действия ребенка или даже не принимаются.

Таким образом, можно говорить об эффективности подобранной нами методики и занятий, проводимых с учащимися экспериментальной группы, дети контрольной группы свои результаты не улучшили.

 

Вывод по 2 разделу

Второй раздел «Опытно-исследовательская работа по выявлению способностей у детей среднего дошкольного возраста владения лепкой» был посвящен опытно-экспериментальной работе со средними дошкольниками. Практическая часть состояла из трех этапов.

На констатирующем этапе исследования для анализа  и оценки деятельности на занятиях лепки мы взяли следующие компоненты: определение умения ставить цель и умения планировать работу. Нами были получены следующие уровни владения приемами лепки:

Оптимальный уровень  у детей экспериментальной и  контрольной групп на данном этапе работы не был обнаружен.

Высокий уровень  показали 20% детей экспериментальной  и 30% детей контрольной групп. Данные средние дошкольники, при постановке цели чаще принимают цель от взрослого, чем ставят ее сами. Значимость и  необходимость работы детьми осознаются. При планировании работы лишь с косвенной поддержкой взрослого дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Средний уровень  показали 60% детей экспериментальной и 50% детей контрольной групп. Эти ребята никогда не ставят цели сами, но принимают цель, поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы они осознавали значимость и необходимость работы. Планирование работы, происходит при помощи прямых указаний взрослого, дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Низкий уровень  был выявлен у - 20% детей экспериментальной  и 20% детей контрольной групп. Средние дошкольники принимают цель, поставленную взрослым с большим трудом при условии совместного с ним действия. Они не рассуждают по поводу необходимости и значимости работы, лишь соглашаются с вашими доводами. При планировании работы дошкольники действуют хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого мало перестраивают действия ребенка или даже не принимаются.

На формирующем  этапе исследования для средних  дошкольников экспериментальной группы была подобрана специальная методика обучения лепки. Дети контрольной группы на данном этапе работы участия не принимали.

На контрольном  этапе исследования нами получены следующие  уровни владения приемами лепки:

Оптимальный уровень  выявлен у 50% детей экспериментальной  группы, напомним, что на констатирующем этапе дошкольников с таким уровнем обнаружено не было, т.е. данный результат увеличился на 50%. В контрольной группе указанный уровень не выявлен. Дошкольники чаще ставят цель сами, чем принимают от взрослого, обнаруживая необходимость работы и осознавая ее значимость для себя и других. При планировании работы самостоятельно без вмешательства взрослого организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Высокий уровень  показали 40% детей экспериментальной и 30% детей контрольной групп. Данные средние дошкольники, при постановке цели чаще принимают цель от взрослого, чем ставят ее сами. Значимость и необходимость работы детьми осознаются. При планировании работы лишь с косвенной поддержкой взрослого дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Средний уровень  показали 10% детей экспериментальной  и 60% детей контрольной групп. Эти  ребята никогда не ставят цели сами, но принимают цель, поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы они осознавали значимость и необходимость работы. Планирование работы, происходит при помощи прямых указаний взрослого, дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Низкий уровень  у детей экспериментальной группы не выявлен, на констатирующем этапе  он составлял 20%, в контрольной группе обнаружен у - 10% детей. Средние дошкольники принимают цель, поставленную взрослым с большим трудом при условии совместного с ним действия. Они не рассуждают по поводу необходимости и значимости работы, лишь соглашаются с вашими доводами.

При планировании работы дошкольники действуют хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого мало перестраивают действия ребенка или даже не принимаются.

Таким образом, проведенная практическая работа, доказывает эффективность подобранной методики лепки для средних дошкольников.

 

 

 

Общие выводы

 

В первом разделе  «Психолого-педагогические основы работы воспитателя с детьми среднего дошкольного  возраста» нами были рассмотрены  следующие вопросы:

- сущность и  понятия работы воспитателя с  детьми среднего дошкольного  возраста;

- особенности  развития детей среднего дошкольного возраста.

Творчество  – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И  начинать его формирование можно  и нужно в дошкольный период.

Из предлагаемого  понимания детского творчества становится очевидным, что для его развития детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомить с произведениями искусства.

Необходимыми  условиями развития художественного  творчества у детей дошкольного  возраста являются:

  • приоритетное внимание к детской деятельности – игре;
  • творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов в работе.;
  • широко должны использоваться в оформлении помещений детского сада рисунки, лепка, аппликации, выполненные детьми как индивидуально, так и коллективно;
  • широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созиданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества у детей 3-7 лет;
  • вариативность во всем: в выборе тем занятий, организации обстановки (ее новизна и разнообразие), в которой протекает работа с детьми, предоставляемых им материалов;
  • исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, противоречащего специфике искусства и художественного творчества;
  • изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода в обучении детей изобразительной деятельности и развитию творчества;
  • взаимосвязь творчества с обучением, в процессе которого дети овладевают необходимыми для творчества знаниями, навыками и умениями.

Мы считаем, что осуществляемое широкое включение  в педагогический процесс, разнообразных  занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование  в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.

Мы исходим  из того, что занятия разнообразными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение.

В творческой деятельности мы видим свою задачу не столько  в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Второй раздел «Опытно-исследовательская работа по выявлению способностей у детей  среднего дошкольного возраста владения лепкой» был посвящен опытно-экспериментальной работе со средними дошкольниками. Практическая часть состояла из трех этапов.

На констатирующем этапе исследования для анализа  и оценки деятельности на занятиях лепки мы взяли следующие компоненты: определение умения ставить цель и умения планировать работу. Нами были получены следующие уровни владения приемами лепки:

Оптимальный уровень  у детей экспериментальной и  контрольной групп на данном этапе  работы не был обнаружен.

Высокий уровень  показали 20% детей экспериментальной и 30% детей контрольной групп. Данные средние дошкольники, при постановке цели чаще принимают цель от взрослого, чем ставят ее сами. Значимость и необходимость работы детьми осознаются. При планировании работы лишь с косвенной поддержкой взрослого дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Средний уровень  показали 60% детей экспериментальной  и 50% детей контрольной групп. Эти  ребята никогда не ставят цели сами, но принимают цель, поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы они осознавали значимость и необходимость работы. Планирование работы, происходит при помощи прямых указаний взрослого, дети организуют рабочее место, действуют в правильной последовательности и рациональными способами, проверяют работу по ходу и окончанию ее.

Низкий уровень  был выявлен у - 20% детей экспериментальной  и 20% детей контрольной групп. Средние  дошкольники принимают цель, поставленную взрослым с большим трудом при условии совместного с ним действия. Они не рассуждают по поводу необходимости и значимости работы, лишь соглашаются с вашими доводами. При планировании работы дошкольники действуют хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого мало перестраивают действия ребенка или даже не принимаются.

Информация о работе Система работы воспитателя по обучению детей среднего дошкольного возраста разным способам лепки