Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:52, курсовая работа
Целью курсовой работы «Ситуативно-игровое обучение иноязычному устному общению на среднем этапе», является показать, на сколько положительное влияние имеет ситуативно-игрового обучения на уроках английского языка.
Задачи исследования:
Изучить роли ситуативной игры в процессе обучения.
Изучить контингент детей, включенных в эксперимент.
Рассмотреть необходимость применения ситуативных игр на уроках английского языка для устранения психологических барьеров.
Выявить формы и способы игровой деятельности, влияющие на тот или иной аспект процесса познания.
Введение………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Ситуативные игры как форма обучения на уроках
иностранного языка……………………………………………………………5
1.1 Краткая история возникновения игрового обучения…………………..5-6
1.2 Ситуативно-игровое обучение…………………………………………..7-9
1.3 Использование и роль ситуативных игр в развитии учеников и в обучении устному иностранному общению……………………………..10-11
Примеры ситуативных игр на уроках иностранного языка…………12-13
Глава 2 Экспериментальное исследование роли ситуативных игр в обучении иноязычному устному общению…………………………….…….14
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………..…15-16
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………..…....17-19
2.3 Контрольный эксперимент…………………………………….………19-21
Заключение………………………………………………………..……………22
Литература………………………………………………………...……………23
Приложение……………………………………………………..…………..24-32
Электронные носители………………………………………………………....33
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
педагогический колледж
Курсовая работа по методике иностранного языка
Тема: Ситуативно-игровое обучение иноязычному устному общению на среднем этапе
Студентки дневного отделения
Научный руководитель
Оценка___
Минск 2008 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Ситуативные игры как форма обучения на уроках
иностранного языка……………………………………………………………5
1.1 Краткая история возникновения игрового обучения…………………..5-6
1.2 Ситуативно-игровое обучение………
1.3 Использование и
роль ситуативных игр в
Глава 2 Экспериментальное исследование роли ситуативных игр в обучении иноязычному устному общению…………………………….…….14
2.1 Констатирующий эксперимент…………
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………..…..
2.3 Контрольный эксперимент…………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Электронные носители…………………………
Введение
Роль английского языка в современном мире растёт и вместе с тем не только увеличивается интерес к его изучению, но и важность данного предмета для реализации перспективных задач развития личности, таких как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре, формированию готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству. Ведь на сегодняшний день английский язык является одним из самых функциональных языков, он используется в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран, он является языком художественной литературы, печати, радио, телевидения, театра, государственных актов и школ.
Снижение уровня знаний, а также отсутствие заинтересованности в предмете в значительной степени объясняются качеством урока: стандартом, однообразием, формализмом, то есть скукой. На сегодняшний день актуальной проблемой является повышение эффективности урока иностранного языка (как, впрочем, и любого другого урока). Эта проблема, которая должна волновать всех учителей. Учителя, работающие с энтузиазмом, любящие свою работу и понимающие детей, ищут разные способы "оживления" урока, привлечения школьников к активной, желательно творческой работе.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Ребенок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.
Занимательность может быть заданна неожиданной для детей постановкой или формулировкой вопроса, создание проблемной ситуации, необычайной формой ведения урока. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать...
Удивление, азарт, любопытство в глазах детей, от сознания, что он такой умный, сообразительный, - вот что хотелось бы видеть на уроках. Следовательно, придание тому или иному виду учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов могут быть различные игры, в нашем случае - это ситуативные игры, которые в свою очередь могут быть связаны с различными аспектами языка.
Ситуативные игры являются одним из методов активного обучения, которые отличаются тем, что при его осуществлении используется некоторые, обычно один - два, игровые принципы (или принципы активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности. Введение игровых ситуаций в процесс обучения любому предмету, но особенно иностранному языку (в нашем случае английскому языку), стимулирует познавательную деятельность учащихся, а также порождает творческую активность, столь необходимую для более интересной и особенно эффективной работы.1
Исходя из всего выше сказанного, ситуативно-игровое обучение показывает всю важность ситуативных игр в педагогическом процессе, в доступности путей к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками и так же в обучении, воспитании, развитии, социализации, развлечении и отдыхе.
Таким образом, целью курсовой работы «Ситуативно-игровое обучение иноязычному устному общению на среднем этапе», является показать, на сколько положительное влияние имеет ситуативно-игрового обучения на уроках английского языка.
Задачи исследования:
Объектом исследования является 7 «а» класс, средней школы №153.
Предмет исследования:
Ситуативно-игровое обучение, как средство повышения эффективности обучения иноязычному устному общению.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что использование игровых ситуаций способствует развитию познавательной активности учащихся на уроках английского языка, а так же позволяет им эффективно и качественно усваивать программный материал.
Методы исследования:
Глава I. Ситуативные игры как форма обучения на уроках
иностранного языка
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.
Игра – это уникальный
феномен общечеловеческой культуры,
её исток и вершина. Ни в одном
из видов своей деятельности человек
не демонстрирует такого самозабвения,
обнажения своих
Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. О том, как исторически игра зародилась, споры идут до сих пор. На пример, этот вопрос исследовал голландский ученый Й.Хейзинг, вот одна выдержка из его многочисленных выводов – “...Игра старше культуры, ибо культура предполагает наличие человеческого общества, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть ”2. Следовательно, не вызывает сомнения что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей, так же, одной из ее первых задач является обучение. Осознавая это, Платон (427 −347 до н. э.) говорил: «Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения» 3 (1972). Еще в древних Афинах (VI—IV века до н. э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования. Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры — маневры, штабные учения, разыгрывание «боев».
В Х веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания, импровизации.
В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т.Компанелла и Ф.Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками. В XV—XVII веках Я. А. Коменский (1987) призывал все «школы — каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Всякая школа, по его мнению, может стать универсальной игрой и надо все осуществлять в играх и соревновании, сообразуясь с возрастом в школе детства, отрочества, юности и т. д. Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения. Ж.-Ж. Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Ф. Фребель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения.
Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиаже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.
В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие4.
Таким образом, мы отмечаем, что игра относится к числу основных видов деятельности человека, наряду с трудом и ученьем. Она появилась в нашей жизни с незапамятных времен и до сих пор до конца не разгадана. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.
Игра5 – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Следовательно, речь не бывает вне ситуации, иначе это не речь или речь только по форме, но не по сути. Любая ситуация определяется местом, временем, характерами партнеров по общению, их ролями, а также той речевой задачей, которую они хотят решить в ходе общения. На уроке бывают различные ситуации общения, но их можно условно подразделить на три основные группы: реальные, проблемные и условные.
Использование ситуативных игр, направленных на развитие устного общения, на уроках иностранного языка очень велико, т.к. в данных упражнениях речевая деятельность рассматривается в социальном контексте с учетом темы разговора, отношений между партнерами по общению, места и времени действия, учета предварительных знаний о своем собеседнике и т.д., что способствует приближению процесса обучения к реальной жизни. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Дидактические игры, которые в свою очередь могут быть связаны с различными аспектами языка.
Информация о работе Ситуативно-игровое обучение иноязычному устному общению на среднем этапе