Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 09:12, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность интеграции искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сформулированная цель определила задачи исследования:
рассмотреть сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
показать музыку как средство эстетического воспитания дошкольников;
проанализировать программный материал по музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
рассмотреть методику музыкально-эстетического воспитания дошкольников посредством музыки;
ВВЕДЕНИЕ ....………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА……………………………………10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………… 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки……………………………………………… 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..……………………33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………… 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... ………49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………… 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента…………… 56
3.3 Контрольный эксперимент……………………………………… 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ ....………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА……………………………………10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки……………………………………………… 18
1.3 Влияние музыки на
музыкально-эстетическое
детей старшего дошкольного возраста ……………………………28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..……………………33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ……………………………………………………….
3.1 Цель и методика
3.2 Характеристика формирующего эксперимента…………… 56
3.3 Контрольный эксперимент…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Музыкальное искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно музыка наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности ребенка, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации. Музыка обладает неограниченными возможностями интеграции с другими искусствами и науками. Специально подобранный, адаптированный музыкально-художественный материал способен обогатить содержание любого вида учебно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, обеспечить развитие интеллектуальной, физической, художественно-творческой, трудовой, психо-эмоциональной, социально-коммуникативной активности детей. В результате обогащения музыкально-эстетическим компонентом содержания всех видов активности детей в дошкольном образовательном учреждении формируется особая единая музыкально-эстетическая среда.
Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство этим процессом со стороны педагога, ибо характер и уровень отношений в этом возрасте определяют взрослые. Педагог должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.
В настоящее время процесс интеграции является глобальной тенденцией, характерной для искусства, науки, образования. Использование интеграции искусств в эстетическом воспитании дошкольников возможно потому, что отдельные виды искусства изображают один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими только конкретному виду искусства средствами выразительности, которые, интегрируясь, создают целостные образы в представлении детей. Методологическая основа интеграции искусств в эстетическом воспитании и эстетическом развитии ребенка дошкольника, их взаимосвязи с художественно-эстетической деятельностью детей раскрыта в современных исследованиях Т.С.Комаровой.
Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость вышеперечисленных работ, проблема целенаправленного музыкально- эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в педагогике изучена недостаточно полно. На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых социальный заказ современного общества на развитую личность, обладающую определенным уровнем музыкально-эстетического воспитания, потребность в разработке методических рекомендаций с использованием интеграции искусств, обеспечивающей достижение поставленной цели в период воспитания в ДОУ. Имеются противоречия между важностью музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием интеграции искусств и отсутствием соответствующих методических разработок. Несмотря на наличие большого количества исследований в интересующей нас отрасли, на современном этапе при организации музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста возникает множество нерешенных проблем. Необходимо констатировать тот положительный опыт, который накоплен за последние десятилетия педагогами. Но, зачастую, он не может быть перенесен в новую среду и требует новых разработок, корректировки программ музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Указанные противоречия и сложности обусловили актуальность исследования и определили выбор его темы: «Слушанье музыки как средство эстетического воспитания в ДОУ»
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность интеграции искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сформулированная цель определила задачи исследования:
5) экспериментально проверить
эффективность интеграции искусств
в музыкально-эстетическом
Объект исследования: процесс музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: использование интеграции искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 История
развития идей о музыкально-
Эстетическое воспитание
- целенаправленный процесс формирования
у человека эстетического отношения
к действительности. Это отношение
с возникновением человеческого
общества развивалось вместе с ним,
воплощаясь в сфере материальной
и духовной деятельности людей. Оно
связано с восприятием и
Музыка как средство воспитания с древних времен в большей или меньшей мере использовалась во всех идеологических системах. Примечательно, что во многие эпохи проявлялось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки, а также искусства в целом. Однако само понятие гармонического, всестороннего развития личности в различных философских учениях разных эпох истолковывалось неодинаково. Решающим моментом выступали социально-исторические условия конкретных временных периодов и стран: роль искусства (в том числе музыки) определялась согласно господствующим взглядам на личность и идеологическим установкам конкретного общества.
При помощи музыкального инструмента, в звучании которого фокусируется небесная гармония, на соответствующий гармонический лад можно настроить и души воспринимающих музыку лиц. Именно этим исцеляются их нравы, душа освобождается от аффектов (гнева, вожделения, страха и т. п.), человеку возвращается его изначальная гармоничность. Воспитательная роль музыки высоко оценивалась и во многих последующих философских учениях древнегреческих мыслителей.
В условиях новых социально-культурных
тенденций космологическое
Многих мыслителей прошлого занимала также мысль о роли музыки в развитии духовно-физического единства человека. Для Платона музыка и гимнастика являются главными средствами воспитания, которые, действуя совместно, способны привести к гармоническому развитию личности. Однако в конечном итоге, разрабатывая свою теорию идей, всю сущность человека Платон сводит к его душе.
Идею о гармонически развитой личности в древнегреческой философии наиболее глубоко развил Аристотель. Он резко критикует воспитательную практику, которая осуществлялась в государствах Крита и Спарты, где главное внимание было сосредоточено на военной и физической подготовке. Гармония телесного и духовного принципиально является для Аристотеля исходной точкой воспитания человека, что осуществимо, по его мнению, лишь в сочетании воздействия музыки и гимнастики.
В ряде европейских стран музыка включается в систему обучения как составная часть «свободных наук». Она понимается прежде всего как наука, а не как искусство в современном значении этих понятий, причем функции музыки сводятся лишь к ее религиозно-нравственному воздействию. В большинстве музыкальных трактатов средневековой эстетики постоянно встречаются утверждения о способности музыки воспитывать нравы, смягчать характеры, отвращать от дурных страстей. Здесь признается только катарсическое значение музыки, способствующее благочестивому образу жизни. Музыкальное образование в средневековье проводится опять же главным образом лишь в монастырях или в кафедральных певческих школах.
Если в мировосприятии
средневековья религиозность
Начиная с ХVI в. в Европе все активнее возрастает потребность в развитии наук как естественных, так и гуманитарных. Философы все глубже вникают в вопросы человеческой природы. Оценивается и роль музыки в жизни человека. Р. Декарту принадлежит разработка дуалистического истолкования природы человека, где его физические и духовные качества выступают как автономные. С другой стороны к решению этого вопроса подходит Дж. Локк: хотя он и признает идею гармонического, включающую в себя физическое и духовное развитие индивида, музыка, по его мнению, как и другие виды искусства (поэзия, живопись), отнимает слишком много времени и приносит при этом слишком мало пользы. Поэтому в локковской теории воспитания музыка в ряду необходимых дисциплин ставится на последнее место.
Французские материалисты XVIII в. противопоставили принципы всеобщего воспитания и образования господствовавшему дотоле индивидуальному обучению всесторонне развитого и конкурентоспособного буржуа. Наивысшим идеалом демократического воспитания Д. Дидро считал личность, в которой гармонично сочетаются истина, добро и красота. Музыке в воспитании человека придавалось огромное значение (Д. Дидро, например, считал музыку одним из самых могущественных средств). Французские просветители XVIII в., особенно Ж.-Ж. Руссо, чрезмерно подчеркивали роль природной и общественной среды в воспитании человека. В то же время их исследования во многом подготовили вывод о необходимости создания новой социальной среды, которая породит действительно всесторонние и истинно гармонические отношения личности и общества.
Выдающийся вклад в развитие теории гармонического воспитания личности внесли русские мыслители XVIII в. Теоретики русского Просвещения Н. Новиков, А. Радищев, а отчасти и Н. Карамзин, как главную общественную проблему рассматривали вопрос о нравственных качествах человека, верили в возможность разумной организации общества, боролись за достижение социальной гармонии. Немалое значение в жизни русского общества этого времени придавалось музыкальному искусству. Г. Державин, а вслед за ним П. Плавильщиков среди других жанров музыки прежде всего выделяют оперу как жанр, наиболее подходящий для выполнения воспитательной и даже политической миссии. Они выдвигают демократические идеи в сфере воспитания, в частности высказывают мнение, что опера не должна быть лишь «забавой дворов».
Информация о работе Слушанье музыки как средство эстетичесого воспитания в ДОУ