Слушанье музыки как средство эстетичесого воспитания в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность интеграции искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сформулированная цель определила задачи исследования:
рассмотреть сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
показать музыку как средство эстетического воспитания дошкольников;
проанализировать программный материал по музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
рассмотреть методику музыкально-эстетического воспитания дошкольников посредством музыки;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ....………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА……………………………………10
1.1 История развития идей музыкально-эстетического
воспитания личности……………………………………………… 10
1.2 Эстетическое воспитание дошкольников
посредством музыки……………………………………………… 18
1.3 Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста ……………………………28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК
СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ… ………………………………………… 33
2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста………..……………………33
2.2 Интегрированный подход в образовании - форма
организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………… 41
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... ………49
3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента…………… 49
3.2 Характеристика формирующего эксперимента…………… 56
3.3 Контрольный эксперимент……………………………………… 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 71
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая Лев Я.Б.docx

— 163.01 Кб (Скачать файл)

         ВВЕДЕНИЕ ....………………………………………………………… 3         

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА……………………………………10

1.1 История развития идей  музыкально-эстетического 

воспитания личности………………………………………………    10

1.2 Эстетическое воспитание  дошкольников 

посредством музыки………………………………………………     18

1.3 Влияние музыки  на  музыкально-эстетическое воспитание 

детей старшего дошкольного  возраста ……………………………28

ГЛАВА 2.  МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК

СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ…      ………………………………………… 33

2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания 

детей старшего дошкольного  возраста………..……………………33

2.2 Интегрированный подход  в образовании - форма 

организации эстетического  воспитания детей старшего дошкольного  возраста……………………………………………………………………   41

ГЛАВА 3.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО 

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

 ВОЗРАСТА С  ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ………………………………………………………... ………49

3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента……………   49

3.2 Характеристика формирующего  эксперимента……………        56

3.3 Контрольный эксперимент………………………………………  62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………    69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………  71

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего  мира  ребенка, его  духовности,   формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития  и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Музыкальное искусство должно являться стержневым компонентом  современного дошкольного образовательного процесса, так как именно музыка наиболее эффективно влияет на формирование целостной,  всесторонне   и   гармонично   развитой   личности ребенка, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации. Музыка обладает неограниченными возможностями интеграции с другими  искусствами и науками. Специально подобранный, адаптированный музыкально-художественный материал способен     обогатить содержание любого  вида учебно-воспитательной деятельности  в   дошкольном образовательном учреждении, обеспечить развитие интеллектуальной, физической, художественно-творческой, трудовой, психо-эмоциональной,  социально-коммуникативной активности  детей.  В результате  обогащения музыкально-эстетическим компонентом содержания  всех  видов активности  детей в дошкольном  образовательном учреждении  формируется особая  единая музыкально-эстетическая среда.

Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство этим процессом со стороны педагога, ибо характер и уровень отношений в этом возрасте определяют взрослые. Педагог должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

В   настоящее    время   процесс   интеграции    является   глобальной тенденцией,  характерной  для искусства, науки, образования. Использование      интеграции искусств в эстетическом  воспитании дошкольников возможно потому,   что   отдельные    виды    искусства изображают один и тот  же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими только конкретному виду   искусства   средствами   выразительности,    которые,   интегрируясь, создают целостные образы в представлении детей. Методологическая основа интеграции   искусств   в эстетическом воспитании  и эстетическом    развитии ребенка дошкольника, их взаимосвязи с художественно-эстетической деятельностью детей раскрыта  в современных исследованиях Т.С.Комаровой.

Несмотря на огромную теоретическую  и практическую значимость вышеперечисленных  работ, проблема целенаправленного  музыкально- эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста  в педагогике изучена недостаточно полно. На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых социальный заказ современного общества на развитую личность, обладающую определенным уровнем музыкально-эстетического воспитания, потребность в разработке методических рекомендаций с использованием интеграции искусств, обеспечивающей достижение поставленной цели в период воспитания в ДОУ. Имеются противоречия между важностью музыкально-эстетического воспитания  детей старшего дошкольного возраста с использованием интеграции искусств  и отсутствием соответствующих методических разработок. Несмотря на наличие большого количества исследований в интересующей нас отрасли, на современном этапе при организации музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста возникает множество нерешенных проблем. Необходимо констатировать тот положительный опыт, который накоплен за последние десятилетия  педагогами. Но, зачастую, он не может быть перенесен в новую среду и требует новых разработок, корректировки программ музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Указанные противоречия и  сложности обусловили актуальность исследования и определили выбор  его темы: «Слушанье музыки как средство эстетического воспитания в ДОУ»

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность интеграции искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Сформулированная цель определила задачи исследования:

  1. рассмотреть сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
  2. показать музыку как средство эстетического воспитания дошкольников;
  3. проанализировать программный материал по музыкально-эстетическому  воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
  4. рассмотреть методику музыкально-эстетического воспитания дошкольников посредством музыки;

5) экспериментально   проверить   эффективность   интеграции искусств  в музыкально-эстетическом воспитании  детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: использование интеграции искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1 История   развития  идей о музыкально-эстетическом  воспитании личности

 

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения  к действительности. Это отношение  с возникновением человеческого  общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно  связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством  человека

Музыка как средство воспитания с древних времен в большей  или меньшей мере использовалась во всех идеологических системах. Примечательно, что во многие эпохи проявлялось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки, а также искусства в целом. Однако само понятие гармонического, всестороннего развития личности в различных философских учениях разных эпох истолковывалось неодинаково. Решающим моментом выступали социально-исторические условия конкретных временных периодов и стран: роль искусства (в том числе музыки) определялась согласно господствующим взглядам на личность и идеологическим установкам конкретного общества.

При помощи музыкального инструмента, в звучании которого фокусируется небесная гармония, на соответствующий гармонический лад можно настроить и души воспринимающих музыку лиц. Именно этим исцеляются их нравы, душа освобождается от аффектов (гнева, вожделения, страха и т. п.), человеку возвращается его изначальная гармоничность. Воспитательная роль музыки высоко оценивалась и во многих последующих философских учениях древнегреческих мыслителей.

В условиях новых социально-культурных тенденций космологическое учение отходит на второй план. В соответствии с воззрениями, как Платона, так и его воспитанника Аристотеля, умственной, художественной деятельностью призваны заниматься лишь свободные граждане полиса: для того, чтобы общественный порядок был прочным и нерушимым, каждый представитель определенного сословия должен выполнять свои функции. Однако, несмотря на то, что пение и игра на музыкальных инструментах в древнегреческих школах составляли необходимую часть учебной программы, эти функции музыки Аристотель, подобно Платону, распространяет на воспитание свободных граждан, явно оставаясь на классовых позициях рабовладельческой идеологии.

Многих мыслителей прошлого занимала также мысль о роли музыки в развитии духовно-физического  единства человека. Для Платона музыка и гимнастика являются главными средствами воспитания, которые, действуя совместно, способны привести к гармоническому развитию личности. Однако в конечном итоге, разрабатывая свою теорию идей, всю сущность человека Платон сводит к его душе.

Идею о гармонически развитой личности в древнегреческой философии  наиболее глубоко развил Аристотель. Он резко критикует воспитательную практику, которая осуществлялась в государствах Крита и Спарты, где главное внимание было сосредоточено на военной и физической подготовке. Гармония телесного и духовного принципиально является для Аристотеля исходной точкой воспитания человека, что осуществимо, по его мнению, лишь в сочетании воздействия музыки и гимнастики.

В ряде европейских стран  музыка включается в систему обучения как составная часть «свободных наук». Она понимается прежде всего как наука, а не как искусство в современном значении этих понятий, причем функции музыки сводятся лишь к ее религиозно-нравственному воздействию. В большинстве музыкальных трактатов средневековой эстетики постоянно встречаются утверждения о способности музыки воспитывать нравы, смягчать характеры, отвращать от дурных страстей. Здесь признается только катарсическое значение музыки, способствующее благочестивому образу жизни. Музыкальное образование в средневековье проводится опять же главным образом лишь в монастырях или в кафедральных певческих школах.

Если в мировосприятии средневековья религиозность представляется наивысшей ценностью личности, то в эпоху Возрождения на первый план выдвигаются проблемы, связанные с установлением гармонии личности и окружающей природы. Создается новая картина мира, в которой проявляется как стремление к отрицанию божественного начала, так и тяготение к обожествлению природы и человека. В эту эпоху утверждается мнение, что музыкальное искусство способно к выражению всеобщей гармоничности, как мировой, так и человеческой. Следовательно, цели обучения музыке и музицирования в эпоху Возрождения сводились в основном к нравственному совершенствованию личности (влияние возродившейся древнегреческой традиции).

Начиная с ХVI в. в Европе все активнее возрастает потребность в развитии наук как естественных, так и гуманитарных. Философы все глубже вникают в вопросы человеческой природы. Оценивается и роль музыки в жизни человека. Р. Декарту принадлежит разработка дуалистического истолкования природы человека, где его физические и духовные качества выступают как автономные. С другой стороны к решению этого вопроса подходит Дж. Локк:  хотя он и признает идею гармонического, включающую в себя физическое и духовное развитие индивида, музыка, по его мнению, как и другие виды искусства (поэзия, живопись), отнимает слишком много времени и приносит при этом слишком мало пользы. Поэтому в локковской теории воспитания музыка в ряду необходимых дисциплин ставится на последнее место.

Французские материалисты XVIII в. противопоставили принципы всеобщего воспитания и образования господствовавшему дотоле индивидуальному обучению всесторонне развитого и конкурентоспособного буржуа. Наивысшим идеалом демократического воспитания Д. Дидро считал личность, в которой гармонично сочетаются истина, добро и красота. Музыке в воспитании человека придавалось огромное значение (Д. Дидро, например, считал музыку одним из самых могущественных средств). Французские просветители XVIII в., особенно Ж.-Ж. Руссо, чрезмерно подчеркивали роль природной и общественной среды в воспитании человека. В то же время их исследования во многом подготовили вывод о необходимости создания новой социальной среды, которая породит действительно всесторонние и истинно гармонические отношения личности и общества.

Выдающийся вклад в  развитие теории гармонического воспитания личности внесли русские мыслители XVIII в. Теоретики русского Просвещения Н. Новиков, А. Радищев, а отчасти и Н. Карамзин, как главную общественную проблему рассматривали вопрос о нравственных качествах человека, верили в возможность разумной организации общества, боролись за достижение социальной гармонии. Немалое значение в жизни русского общества этого времени придавалось музыкальному искусству. Г. Державин, а вслед за ним П. Плавильщиков среди других жанров музыки прежде всего выделяют оперу как жанр, наиболее подходящий для выполнения воспитательной и даже политической миссии. Они выдвигают демократические идеи в сфере воспитания, в частности высказывают мнение, что опера не должна быть лишь «забавой дворов».

Информация о работе Слушанье музыки как средство эстетичесого воспитания в ДОУ